Холленбах Д. "Эскадрильи USN PBY Catalina в Тихоокеанском районе действий, 1941-1945" (часть 2)

Mar 27, 2024 18:53

[страница 8]

....

От Перл-Харбора до Мидуэя: инновации в обороне

Разумеется, конструкторы и не предполагали, что их [[= PBY]] будут использовать в качестве торпедоносцев или же пикирующих бомбардировщиков.{29}
- Гилберт Кант, историк

[страница 9]

Частично в ответ на японскую военно-политическую агрессию в Индокитае и Южно-Китайском море союзники ввели серию эмбарго против Японии. Первое из них, в декабре 1940 года, ограничивало [[поставки]] авиационного топлива и высококачественного железного лома. Второе, принятое месяц спустя, ограничивало [[поставки]] меди и латуни. Если бы этим мерам не противодействовать, то они означали окончательный крах Японии.{30} Перед японцами стояло пугающее решение; но из-за истощения запасов материалов и все более воинственного правительства войне против союзников альтернативы они не видели. Захватив территорию союзников и нанеся урон союзным войскам, японцы надеялись обеспечить доступ к сырью, которого требовали их программы военного строительства и расширившиеся линии коммуникаций.{31}

В качестве первоначальных целей японцы выбрали следующие: британские войска в Индийском океане и на Малайском полуострове, голландские войска в Нидерландской Ост-Индии и силы США на Гавайских и Филиппинских островах. Захватив Малайский полуостров, Япония надеялась получить доступ к Малаккскому проливу, ценному торговому водному пути и стратегическому перевалочному пункту.{32} Захватив Ост-Индию, Япония надеялась получить доступ к голландским запасам нефти и каучука.{33} Наконец, атаковав силы США, Япония надеялась устранить потенциальное препятствие. Целью Японии было установление Сферы Совместного Сопроцветания Великой Восточной Азии и гегемонии над западной частью Тихого океана.{34}

К концу 1941 года голландские, британские и американские PBY патрулировали как можно большую часть Тихого океана. Стандартные патрули заключались в полете на расстояние от 600 до 1000 миль в одном направлении от базы, повороте на девяносто градусов вправо или влево, полете еще на час, и затем повороте, чтобы вернуться домой.

[страница 10]

Количество доступных PBY определяло дальность действия в поисковых районах ["search boxes"] и насколько часто PBY посещали их повторно.

На Рисунке 3 изображены огромные площади океана, которые в то время покрывали PBY. В конце 1941 - начале 1942 года номинально поисковые кольца протяженностью в 1000 миль были сосредоточены вокруг основных баз PBY.{35} Однако PBY имели возможность обыскивать и большую территорию при поддержке тендеров. Одна лишь только усталость экипажа ограничивала выполнение миссий, поддерживаемых тендерами гидросамолетов.

Эскадрильи PBY на Тихом океане сильно пострадали во время нападения японцев 7/8 декабря 1941 года. В Перл-Харборе, на острове Оаху, ничего не подозревающие экипажи пришвартовали почти половину [[своих]] PBY рядом с кораблями в Жемчужной гавани, в то время как остальные сидели на другом конце острова, незащищенные, в заливе Канеохе. Утром 7 декабря японские пилоты, приближавшиеся с севера, нанесли удар по авиабазе Флота в Канеохе-Бэй. Всего через несколько минут остальные японские самолеты атаковали военно-морскую базу Перл-Харбор.

[страница 11]

[Экипажи Десятого Патрульного Крыла] также разместили свои самолеты в неудачных местах. Эскадрильи PBY на базе Флота США Субик-Бей и Сангли-Пойнт, незавершенной базе гидросамолетов на военно-морской верфи Кавите, оказались на пути японской атаки.{37}

Из восьмидесяти одного PBY [k4: примечательно что эта цифра расходится с данными, предоставленными Конгрессу; но она по-крайней мере больше тех, которые вообще обычно вскользь поминали во всей послевоенной литературе... ], расположенного на острове Оаху или вокруг него, только восемь оставались в состоянии летать после утренних атак 7 декабря. Семь из восьми находились в патрулировании и избегли контакта с истребителями противника. Японские истребители обстреляли, но промахнулись по восьмому, пришвартованному в заливе Канеохе, но он все еще находился в опасности, поскольку пламя охватило самолет, находящимся на плаву рядом с ним. Экипажи оттащили его в безопасное место, заправили топливом и подняли в воздух, где он присоединился к семи другим выжившим в поисках японского флота. Неопределенность в отношении намерений Японии сохранялась, поэтому поиски продолжались в течение нескольких дней после атак.{38}

Эскадрильям PBY на Филиппинах пришлось хуже, чем на Гавайях. Японская авиация атаковала цели на Филиппинах всего через несколько часов после Перл-Харбора, причинив огромный ущерб. В течение нескольких часов японская авиация уничтожила большую часть истребителей и бомбардировщиков генерала МакАртура, прежде чем они смогли подняться в воздух.{39} PBY, изначально уязвимые, в одно мгновение потеряли дружественное воздушное прикрытие. Японские войска сохраняли превосходство в воздухе над Филиппинами с первого дня боевых действий, и PBY вместе с остальным Флотом заняли оборонительную позицию.

Первоначально экипажам удалось спасти [[относительно]] большее [[количество]] PBY на Филиппинах [[чем на Гавайях]] [k4: это очень поверхностная оценка]. Однако без поддержки истребителей японские истребители превзошли PBY в воздухе. За шесть месяцев после первых атак Десятое Патрульное Крыло потеряло двадцать пять самолетов [k4: реально за этот период потеряли не только первоначальный состав, но и унаследованные от голландцев машины, и часть второго состава - прибывшие с Гавайев подкрепления] и под давлением отошло на тысячи миль на юг, в Перт, Австралия. Патрулирующие японские самолеты регулярно сбивали самолеты союзников и рассеивали выжившие экипажи по юго-восточной части Тихого океана.

[страница 12]

[Некоторые пережили вынужденную высадку и] с помощью дружественных туземцев вернулись на территорию союзников. Другие выжили только для того, чтобы быть схваченными и убитыми либо отправленными в лагеря для военнопленных в Сингапуре и на коренных территориях Японии.{40}

За это время пострадали и наземные бригады. Не имея возможности эвакуации, более сотни [[человек из]] обслуживающего персонала Десятого Патрульного Крыла и сводная группа союзных войск заняли позицию на южной оконечности полуострова Батаан в ожидании наземного наступления японцев. Они сформировали импровизированные боевые отряды, проводили тренировки со стрелковым оружием, рыли окопы и делали все возможное, чтобы избежать японских бомб. В отчаянной борьбе за выживание, когда у защитников Батаана заканчивались еда, вода и боеприпасы, им удалось нанести лишь небольшой урон японскому морскому десанту, прежде чем сдаться. Японцы силой двинули выживших под прицелом оружия и угрозой меча обратно с полуострова Батаан на север. Многие погибли по пути, и этот эпизод теперь известен как Батаанский Марш Смерти.{41}

В этот период обороны экипажи PBY одерживали небольшие победы, но их было немного. Один из примеров произошел менее чем за час до нападения 7 декабря, когда PBY заметил неизвестное судно в десяти милях к югу от Перл-Харбора. Экипаж выполнял тренировочную миссию, чтобы доказать, сможет ли PBY тайно воссоединиться с дружественной подводной лодкой, дозаправиться, перевооружиться и снова взлететь. Однако, прежде чем обнаружить американскую подводную лодку, экипаж заметил неизвестное надводное судно и около 07:00 сообщил о его местонахождении. Находящийся поблизости эсминец ответил на вызов и вместе с PBY подтвердил, что судно настроено враждебно. Экипаж PBY начал атаку, сбросив глубинные бомбы, и эсминец открыл огонь по точке обнаружения из палубных орудий. Судно, которое, как позже выяснилось, было японской мини-подводной лодкой, проводившей последнюю разведку, затонуло и не всплыло на поверхность.{42}

[страница 13]

Еще одна победа произошла у берегов Филиппин 10 декабря, когда PBY стал первым самолетом союзников, сбившим японский истребитель. В то время японские пилоты любили похвастаться перед союзниками. После [[выхода из]] атаки они демонстрировали высший пилотаж, демонстрируя свое превосходство. Однако в этот день маневр японского пилота завершился слишком близко к PBY, и носовой стрелок спокойно выпустил несколько пуль в брюхо вражеского самолета. Экипаж наблюдал, как самолет загорелся и упал в океан. Хотя это была лишь небольшая победа, экипажи PBY на театре военных действий приобрели большую уверенность в этом эпизоде, поскольку тот доказал, что PBY может защитить себя.{43}

Общая ситуация для американских войск в Тихом океане представляла собой отчаянную оборону. PBY на Аляске и Гавайях продолжали патрулирование в обычном режиме. Запасные PBY были направлены на театр военных действий из Сан-Диего, Сиэтла и даже с Атлантики, чтобы заменить те, которые были уничтожены в ходе первоначальных атак. В южной и западной части Тихого океана Десятое Патрульное Крыло отошло сначала на Борнео, затем на Минданао, позднее на острова в морях Целебес и Сулу и, в конечном итоге, на Яву и за ее пределы в Австралию. Довоенные уроки пошли на пользу выжившим экипажам.

В первые месяцы агрессивные японские патрули не позволяли PBY взлетать и приводняться в одном и том же месте. Из-за необходимости операции с удаленных пунктов стали нормой, и домашние базы практически перестали существовать. Экипажи и механики работали круглосуточно, чтобы починить сломанные самолеты, часто на укрытых позициях, под прикрытием листвы джунглей либо чего-то еще, что они смогли найти.{44} Японские пилоты нападали на неукрытые самолеты и корабли, где бы они ни находились, включая тендеры для гидросамолетов. Также и для PBY - лучшей защитой гидросамолетов была маскировка, и экипажи прикладывали все усилия, чтобы скрыть свои уязвимые машины.

[страница 14]

[По крайней мере, в одном известном случае капитан тендера приладил свой корабль к небольшому острову,] привязал свой корабль к пальмам и натянул канаты, чтобы накренить свой корабль в сторону острова. Покрыв судно листвой, его экипаж сходил на берег, разместив зенитные орудия на том месте, которое тогда казалось небольшим продолжением острова.{45}

Экипажи PBY усвоили новые уроки, например, как избегать контакта с японскими самолетами, оставаясь в облаках или вокруг них и летая низко у берегов островов.{46} Экипажи, летавшие ночью, гасили все навигационные и внутренние огни. Даже малейший отраженный свет мог указать их местоположение в темном небе. Выхлопы двигателя были еще одной причиной визуального обнаружения, но поначалу с этим ничего нельзя было поделать.{47} Экипажи усвоили эти уроки на собственном горьком опыте, и из-за практически отсутствовавшей на тот момент командной структуры уроки медленно просачивались вверх по цепочке командования, и еще медленнее - к другим экипажам. Такое невежество часто приводило к выполнению опасных и неоправданно рискованных задач. Для PBY роковым примером стал рейд на остров Холо [Jolo].

Для японцев остров Холо представлял собой оплот в их стремлении получить контроль над голландскими нефтяными месторождениями на Борнео и плацдарм для завоевания Явы. В знак стратегической важности Холо японцы определили остров как место для базирования истребителей.{48} В то время разведка союзников обнаружила несколько японских кораблей в гаванях на северной и южной сторонах острова. Союзникам не было известно, что недавно построенная грунтовая взлетно-посадочная полоса на Холо позволила небольшому контингенту японских самолетов одновременно защищать остров и патрулировать важные моря Целебеса и Сулу. В день атаки экипажи PBY обнаружили корабли именно там, где и предполагалось. С другой стороны, стали нежеланным сюрпризом истребители.

Американские специалисты по планированию, которые впоследствии вошли в состав ABDACOM (Американско-британско-голландско-австралийского командования ), согласились использовать для дневной бомбардировки гаваней Холо шесть PBY.{49} Ни один другой имевшийся у США либо их союзников самолет не обладал такой же дальностью полета, чтобы сопровождать PBY, поэтому они были [вынуждены атаковать без прикрытия.]

[страница 15]

PBY вылетели в полночь и прибыли к Холо на рассвете. Не имея какой-либо иной, кроме известной им одобренной тактики, экипажи приняли стандартный порядок бомбардировки с большой высоты и накрыли остров с высот от 10000 до 12000 футов. Боевые действия длились недолго. В течение нескольких минут японский зенитный огонь и «Зеро» сбили и уничтожили четыре из шести PBY, и ни одна бомба не коснулась кораблей. Бомбы, сброшенные с высоты, промахнулись, потому что японские корабли за время, необходимое для падения бомб, производили маневр.{50} Некоторые экипажи добились [[близких (?)]] промахов, но не те, которые сбрасывали с высоты. В отчаянии три PBY совершили импровизированные заходы на бомбардировку с пикирования [[и уход]] на малые высоты. Эти драматические и неслыханные атаки привели к двум неожиданным и значительным результатам. Во-первых, тактика почти сработала. Во-вторых, два самолета выжили и рассказали эту историю. До этого момента среди экипажей PBY было распространено мнение, что атака японского корабля на малой высоте была самоубийством. Рейд на остров Холо, хотя и стоил больших затрат с точки зрения людей и материальной части, доказал обратное. Остальные экипажи PBY быстро приняли изменения. Почти за одну лишь ночь они поснимали прицелы Норден и отказались от бомбардировок с большой высоты.

Вначале PBY проводили в южной части Тихого океана и транспортные миссии, поскольку других доступных средств не ималось. Благодаря возможности посадки на воду PBY приводнялись на внутренних озерах и реках для эвакуации персонала и доставки секретных пассажиров и грузов.{52} В одной из самых драматичных транспортных миссий участвовали два PBY в последней попытке эвакуировать застрявший в Манильском заливе персонал. Эта строго секретная миссия стартовала из Перта в Австралии, и заключалась в проведении в течение пяти дней нескольких полетов. Ситуация еще больше усложнялась тем, что японские самолеты господствовали в небе и патрулировали все воздушное пространство к северу от побережья Австралии. Японская артиллерия также обстреливала пункт назначения - остров Коррехидор. Экипажи летали только ночью, чтобы избежать [обнаружения, а днем прятались, дозаправлялись и спали.]

[страница 16]

Дружелюбные туземцы ["natives"] помогали командам срезать листву для укрытия, а также предоставляли еду и кров. Экипажи спасли несколько десятков военнослужащих союзников, включая медсестер и высокопоставленных офицеров, от плена после падения Коррехидора.{53}

В центральной части Тихого океана экипажи PBY вели круглосуточное патрулирование в поисках японского флота. Американская разведка заподозрила на основе частично вскрытых японских сообщений, что следующей целью должен был быть Мидуэй, и этому потребовалось подтверждение. Утром 3 июня 1942 года два PBY "урегулировали проблему", когда обнаружили и сообщили по рации позиции японской группы траления и сил вторжения.{54}

Позже той же ночью четыре PBY, оснащенные радаром, провели поиск и торпедную атаку на приближающийся японский флот. Целью было сорвать наступление японцев и выиграть время для подготовки защитников острова. Одна из проблем заключалась в том, что ни один из членов экипажей PBY ни на одном из самолетов не имел опыта проведения боевых торпедных атак. [k4: за все 7 месяцев войны вопрос как то не встал? ] Что еще больше усложняло ситуацию, командиры приказали провести атаку под покровом темноты. PBY никогда не предпринимали попыток ночной торпедной атаки, потому что руководство считало их слишком опасными. Четыре экипажа действовали согласно приказу и по ходу дела выработали тактику. Сама атака оказалась тщетной: только один японский корабль получил минимальные повреждения. Однако для экипажей PBY в центральной части Тихого океана миссия в целом имела успех. Экипажи впервые вступили в настоящий бой, немного отомстили японцам и заслужили свежую репутацию бесстрашных и агрессивных людей. Они прошли сквозь японский зенитный огонь невредимыми, добавив к своему расширяющемуся репертуару миссий и ночную торпедную атаку.{55}

Рисунок 3. Тихоокеанское покрытие PBY



ПРИМЕЧАНИЯ:

31 Creed, 51.

32 Ronald H. Spector, Eagle Against the Sun (New York: The Free Press, 1985), 67.

33 Spector, 132.

34 Jonathan B. Parshall and Anthony P. Tully, Shattered Sword: The Untold Story of the Battle of Midway (Washington D.C.: Potomac Books, 2005), 74.

35 Naval Historical Center Archives, Location of US Naval Aircraft (1942-1945), http://www.history.navy.mil/a-record/ww-ii/loc-ac/loc-ac.htm.

36 Naval Historical Center Archives, Location of US Naval Aircraft (1942-1945).

37 Messimer, 12.

38 Creed, 76.

39 Messimer, 45.

40 Creed, 273.

41 Astor,35.

42 Creed, 71.

43 Dorny, 4.

44 Messimer, 204.

45 Messimer, 212-213.

46 Messimer, 204.

47 Messimer, 115.

48 Walter D. Edmonds, They Fought With What They Had: The Story of the Army Air Forces in the Southwest Pacific, 1941-1942 (Boston: Little, Brown and Company, 1951), 253.

49 Messimer, 133.

50 Messimer, 151.

51 Messimer, 115-122.

52 Crocker, 248.

53 Messimer, 286-295.

54 Parshall and Tully, 106.

55 Knott, 52-57.

[Оглавление книги]; [Компендиум родственных документов].

patrol wing 10 (pw-10), pby catalina, Мидуэй

Previous post Next post
Up