Холленбах Д. "Эскадрильи USN PBY Catalina в Тихоокеанском районе действий, 1941-1945" (часть 1)

Mar 26, 2024 18:57

[страница i]

Инновации в морском патрулировании: эскадрильи USN PBY Catalina в Тихоокеанском районе действий, 1941-1945 гг.
[Maritime Patrol Innovation: USN PBY Catalina Squadrons in the Pacific Area of Operations, 1941-1945]

LCDR ДЖЕФФРИ Д. ХОЛЛЕНБАХ, USN
[LCDR JEFFREY D. HOLLENBACH, USN]

МАГИСТР ВОЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ [MASTER OF MILITARY STUDIES]
ПРЕДСТАВЛЕНО В ЧАСТИЧНОМ ВЫПОЛНЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К СТЕПЕНИ МАГИСТРА ВОЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Командно-штабной Колледж Корпуса Морской Пехоты США
Университет Корпуса Морской Пехоты
Командование боевого развития Корпуса Морской Пехоты
Квантико, Вирджиния

Сентябрь 2010 г. - апрель 2011 г.

Аннотация

Несмотря на то, что в 1939 году патрульный самолет PBY Catalina считался устаревшим, он внес значительный вклад в военные усилия союзников на Тихоокеанском театре военных действий. В этой статье исследуется, как планировщики, летные экипажи и специалисты по техническому обслуживанию сделали это возможным, когда война за США перешла от отчаянной защиты после Перл-Харбора к наступлению после Мидуэя. Доступность, универсальность и живучесть самолета сделали его незаменимым активом. Новаторство экипажей и обслуживающего персонала позволило самолету выполнить гораздо больше, чем было задумано [[изначально]]. К концу войны, в самых суровых и смертоносных условиях, PBY проводили разведку, наблюдение, электронную разведку, видовую разведку [image intelligence], передовой воздушный контроль, непосредственную поддержку с воздуха, сопровождение конвоев, миссии по перехвату, транспортировку, секретное внедрение и эвакуацию, противолодочные операции, и противолодочные задачи. P-3 Orion и новый P-8 Poseidon продолжают эти задачи и традиции морского патрулирования. Инновации, продемонстрированные экипажами PBY, однажды могут снова потребоваться.

[страница ii]

Оглавление

ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ... i
ИЛЛЮСТРАЦИИ ... ii
ПРЕДИСЛОВИЕ ... iv
ВВЕДЕНИЕ ... 1
САМОЛЕТ ... 2
ПЕРСОНАЛ ... 5
ДОВОЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ: КОРНИ ИННОВАЦИЙ ... 6
ПЕРЛ-ХАРБОР ДО МИДУЭЯ: ИННОВАЦИИ В ОБОРОНЕ ... 8
ОТ МИДУЭЯ ДО МИССУРИ: ИННОВАЦИИ В НАПАДЕНИИ ... 17
АКТУАЛЬНОСТЬ ... 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ... 23
БИБЛИОГРАФИЯ ... 28

[страница iv]

Рисунки

Рисунок 1. Расписание экипажа ... 5
Рисунок 2. Расположение экипажа в самолете ... 6
Рисунок 3. Покрытие PBY Тихого океана ... 10

[страница v]

Предисловие

Как и большинство молодых студентов запасной эскадрильи P-3 [P-3 Fleet Replacement Squadron] в Джексонвилле, штат Флорида, я мало что знал о сообществе, к которому решил присоединиться. История P-3 [[k4: патрульного самолета "Орион"]] и его происхождение были для меня полной загадкой. Почти не остановившись, я взглянул на древние фотографии PBY в коридоре наверху. Эти экипажи и самолеты существовали в чужом для меня мире.

После нескольких лет обучения, жизни и дыхания сообщества морского патрулирования и разведки (Maritime Patrol and Reconnaissance, MPR), PBY на этих фотографиях приобретают новый смысл. Я надеюсь обогатить свой нынешний опыт, изучая историю PBY. Эта программа магистра военных исследований предоставила такую ​​возможность. Этот процесс весьма меня вознаградил, и история оказалась более интересной, чем я себе представлял. Нынешнее сообщество MPR имеет [[с ней]] много общего и многому может поучиться у своих коллег времен Второй мировой войны.

Большое спасибо доктору Полу Гелпи за его наставничество. За оригинальную идею я благодарю доктора Дугласа Стрейзанда. Вовлечение этих профессоров в дискуссии об авиации всегда было поучительным. Я выражаю глубочайшую благодарность моей жене Саманте и нашему сыну Мэйсону (родившемуся за 5 дней до того, как должен был быть готов первый черновик). Спасибо за поддержку на этом пути.

[страница 1] [Холленбах]

Введение

Ни один самолет за всю историю не использовался в таком количестве мест и в таком количестве конфигураций и не выполнял столько необычных миссий.
- Адмирал Томас Х. Мурер

Нападения Японии на Перл-Харбор ввергли Соединенные Штаты и их союзников в войну на истощение в Тихом океане, которая длилась почти четыре года. Поля сражений имели огромные размеры и размах: корабли впервые сражались, не видя друг друга, а под волнами патрулировали подводные лодки. Один из типов самолетов, PBY Catalina, благодаря своей доступности, универсальности и живучести участвовал почти в каждом сражении и кампании на Тихом океане. От прибрежного патрулирования у штатов Орегон и Вашингтон до разведки залива Камрань в Индокитае и от Нома на Аляске до Перта в Австралии - PBY действовали в любой акватории и в любую погоду.{1}

Consolidated PBY (P - Patrol, B - Bomber, Y - Consolidated Aircraft Company) Catalina представляла собой большую, медленную летающую лодку, которую многие, в том числе военно-морской Флот, считали устаревшей еще в 1939 году.{2} [[Она]] создавалась как патрульный бомбардировщик дальнего действия, и экипажи PBY провели тысячи патрулей и сбросили тысячи тонн боеприпасов. Креативность экипажей и персонала позволила PBY добиться гораздо большего, чем то, на что его задумала Consolidated. Планировщики и сотрудники назначали новые миссии так же быстро, как они их задумывали, в то время как PBY продолжал зарекомендовывать себя как универсальный и живучий актив. К концу войны короткий список его задач включал минирование, воздушную разведку, фоторазведку, электронную разведку (ELINT), поиск и спасение, противолодочное патрулирование, высадку специальных войск и VIP-транспорт.{3} PBY был не единственным самолетом, выполнявшим эти задачи, не был он и лучшим. PBY были одним из многих активов, находящихся под экстремальным давлением, приведших на Тихом океане к победе.

[страница 2]

Нидерланды, Россия, Великобритания, Австралия, Канада и Новая Зеландия также использовали PBY и добились успеха с его помощью в своих кампаниях.{4}

Размер, выносливость и способность PBY приземляться практически в любой точке театра военных действий сделали его чрезвычайно ценным. Наибольшее значение для успеха имел личный состав эскадрилий. Миссию за миссией они превращали громоздкий самолет в грозного противника [[для врага]], причем зачастую действуя в самых суровых условиях. Проявив большое мужество и решимость, им удалось завоевать репутацию новаторов в сообществе морского патрулирования, которая сохранилась после войны и в некоторой степени существует в сообществе и сегодня.

Самолет

Моя встреча с патрульным бомбардировщиком PBY Catalina не была любовью с первого взгляда. Едва ли! В тот момент я почувствовал, что судьба нанесла мне жестокий удар и что мой первый полет станет последним.
- Мел Крокер, радист PBY

PBY был лишь одной из многих летающих лодок, построенных на конкурентном авиационном рынке в начале двадцатого века. На заре авиации взлетно-посадочных полос было мало, поэтому сочетание лодки и самолета имело смысл. Интерес Флота к летающим лодкам возрос с учетом их обширных обязанностей по патрулированию океана. Единтсвенный самолет преодолевал огромные территории океана в сравнении с кораблем, выполнявшим аналогичную миссию. Самолет также выполнял эту задачу дешевле, быстрее и со значительным сокращением живой силы. Помимо прочего, инвестиции в летающие лодки имели смысл с финансовой точки зрения.

Компания Consolidated Aircraft Corporation спроектировала и построила прототип PBY на своем заводе в Буффало, штат Нью-Йорк. Компания Consolidated была переведена в Сан-Диего, штат Калифорния, после того, как Флот закупил шестьдесят PBY на общую сумму 6 000 000 долларов. Удобство залива Сан-Диего и [[тамошняя]] погода были важными факторами. PBY был их летающей лодкой третьего поколения и той, которая [производилась в наибольшем количестве.]

[страница 3]

Флот подписал первоначальный контракт 29 июня 1935 года, и через короткое время PBY патрулировали [[уже]] по всему миру.{5} PBY также сделал себе имя в средствах массовой информации, установив рекорды при перелетах. Например, во время одного из полетов в октябре 1935 года самолет PBY покрыл рекордное расстояние в 3281 милю от гавани Кристобаль в зоне Панамского канала до Аламеды, штат Калифорния, за 33 часа 45 минут.{6} Год спустя, в октябре 1936 года, VP-11 стала первой эскадрильей Флота, получившей PBY. Вскоре после этого VP-11 передислоцировалась в Перл-Харбор на Гавайях.{7}

Для нападения PBY несли бомбы и торпеды, прикрепленные к точкам сброса под обоими крыльями. Чтобы повысить точность бомбардировки с большой высоты, наземные бригады установили на каждом PBY сверхсекретные бомбовые прицелы «Норден». В сочетании с автопилотом самолета прицел «Норден» позволял члену экипажа, [[будучи]] не при исполнении [[своих штатных]] служебных обязанностей, действуя в качестве бомбардира, направить самолет к цели. Для защиты от самолетов противника PBY несли до четырех пулеметов. Конструкторы расположили два пулемета калибра .50 по обе стороны у сужения фюзеляжа ["waist position"], один пулемет калибра .30 в носовой части перед местами пилотов ["flight station"] и второй пулемет .30 калибра в туннеле вдоль нижней части корпуса. Любой член экипажа, не занимавшийся полетами или бомбардировкой, мог при необходимости использовать вооружение.{8}

Дизайн Consolidated был прогрессивным, но в то же время - результатом компромисса. Двумя прогрессивными примерами были свободнонесущее крыло и убирающиеся поплавки крыла. Консольное крыло передавало аэродинамические нагрузки на внутреннюю конструкцию, что уменьшало количество внешних раскосов, необходимых для поддержки крыла. Убирающиеся поплавки крыла создавали более гладкую поверхность крыла в полете. Бортмеханик опускал поплавки при водном рулении и на стоянке и убирал их после взлета. В то время эти достижения были новыми для плавающих самолетов, и оба они привели к значительному увеличению аэродинамической эффективности и соответствующему увеличению скорости и дальности полета.{9}

[страница 4]

PBY приводился в движение двумя радиальными двигателями Pratt and Whitney. Конструкторы за счет этих двигателей максимально увеличили дальность полета и выносливость, но пошли на компромисс с взлетными характеристиками при тяжелой загрузке. Этот компромисс привел к тому, что для взлета потребовались длинные участки, иногда несколько миль, спокойной воды. Плохая погода, приливы, обломки и волны в открытом океане затрудняли поиск спокойной воды там, где работали PBY.{10} Недостаточная мощность двигателей, отсутствие брони и самоуплотняющихся топливных баков в совокупности сделали PBY уязвимым для японских истребителей и огня зенитных средств. У PBY также не было средств климатического контроля и изоляции [environmental controls and insulation], что делало экипаж уязвимым к переохлаждению и обезвоживанию. Когда Флот осознал наступательный потенциал PBY, он заказал броню и добавил самоуплотняющиеся топливные баки. PBY, оборудованные системами климатического контроля, прибыли на театр военных действий только в самом конце войны, к большому разочарованию экипажей, действовавших на Алеутских островах на Аляске.{11}

Компания Consolidated добавила убирающееся шасси к нескольким сотням более поздних моделей PBY и обозначила их как PBY-5A и PBY-6A. Буква «А» в обозначении обозначала амфибийность.{12} Вес шасси уменьшал количество переносимого топлива, увеличивал лобовое сопротивление и уменьшал дальность полета. Возможность вырулить прямо на пляж без буксира и приземлиться на подготовленную взлетно-посадочную полосу компенсировала потери. Экипажи сочли шасси полезным в северной части Тихого океана, где вода часто замерзала за ночь, а также в южной части Тихого океана, где экипажи скрывали вытащенные на берег самолеты за листвой для укрытия на ночь. Наземные бригады прикрепляли временное съемное береговое оборудование к самолетам, не оборудованным таким образом.{13} Ввиду полного отсутствия суши [[некоторые из]] кораблей Флота, возраст которых [[исчислялся]] десятилетиями, были назначенные тендерами для гидросамолетов, обслуживали PBY и действовали в качестве мобильных баз.

Компания Consolidated производила летающие лодки и версии PBY-амфибии в большем количестве, чем любой другой самолет.

[страница 5]

[Летчики-испытатели облетывали прототип его преемника, "Модель 31"] перед началом войны. Компания Consolidated произвела только один [[экземпляр]] "Модели 31", потому что «PBY было можно построить гораздо больше и раньше, чем любое количество "модели 31"; для [[производства]] которого еще необходимо было дождаться наличия и оснащения еще неиспытанными силовыми установками». Другими словами, Флот нуждался в летающих лодках, и в то время Consolidated могла производить в больших количествах только PBY [k4: здесь есть некоторое лукавство, были другие производители, которые могли поставить самолета сходного класса].{14} "Модель 31" также имела тот же двигатель, что и B-29 Superfortress. Когда дело дошло до двигателей, приоритет отдали B-29. Флот подготовился к войне с тем, что у него было под рукой, и заказал еще больше PBY.{15}

Персонал

До того, как стало ясно, что Соединенные Штаты вступят в войну, Флот для карьерного роста был застойным местом. Повышение по службе было редким явлением, и моряки оставались на одной и той же работе в течение длительного времени. Особенно это касалось экипажей PBY. Результатом этого, который в конечном итоге пошел на пользу Соединенным Штатам, стало то, что экипажи летали вместе по многу часов. В отсутствие регулярного патрулирования (включая патрули нейтралитета в Северной Атлантике) экипажи PBY обучались использованию бомб, торпед, артиллерийскому оружию, средствам связи, навигации и составлению метеорологических карт. Обслуживающий и наземный персонал также приобрел большой опыт погрузки и разгрузки оружия, высадки и спуска самолетов на берег, а также обслуживания двигателей и систем самолетов. Навыки в этих областях требовали постоянного оттачивания.

Офицеры и рядовые летные экипажи занимали должности, перечисленные на следующем рисунке:{17}

Рисунок 1:

Офицеры
Командир самолета [Plane Commander]
* Второй пилот
* Третий пилот
* Навигатор
* Бомбардир, (в случае освобождения от задач пилотирования)

Рядовые [Enlisted]
Капитан самолета [Plane Captain] (первый механик)
Второй механик
Третий механик
Первый радист
Второй радист

[страница 6]

Рядовые члены заполняли должности штурмана, второго пилота и третьего пилота по мере изменения ситуации и численности персонала. Рядовые пилоты, посещавшие обычную летную школу, получали звание пилота морской авиации (Naval Aviation Pilot, NAP). Протокол запрещал NAP выполнять функции командира самолета, несмотря на то, что NAP обладали большим налетом и опытом. Некоторые командиры самолетов воспользовались опытом NAP, вводя [[в экипаж]] двух NAP вместо двух младших офицеров.{19} Остальная часть экипажа выполняла стандартную ротацию обязанностей, которая включала в себя заряжание пулеметов, контроль приборов двигателя и расхода топлива, приготовление кофе, раздачу летных пайков и сон. Миссии длились от четырех до восемнадцати часов и обычно были монотонными.{20}

Довоенные операции: корни инноваций

В конце 1930-х и начале 1940-х годов PBY патрулировали все уголки Тихого океана. Десятое Патрульное Крыло летало в составе Азиатского Флота на Филиппинах и простиралось на запад до острова Формоза, Китая и Индокитая.{21} Эскадрильи, базировавшиеся на базе военно-морской авиабазы Сиэтл, совершали регулярные летние развертывания на Алеутских островах, расположенных у побережья Аляски.{22} Гавайские эскадрильи регулярно патрулировали запад до Мидуэя и на юг до Австралии [k4: это когда, интересно?].

[страница 7]

[Эскадрильи, базирующиеся на военно-морской авиабазе Коко-Соло в Панаме, прикрывали Карибское море и некоторые зоны юго-восточной части Тихого океана.

Отдельные экипажи PBY перед войной на своих базах проводили очень мало времени. Агрессивные командиры, такие как капитан Фрэнк Вагнер [Frank Wagner], шкипер [Skipper] Десятого Патрульного Крыла, вместо этого предпочли проводить операции на удаленных объектах по всей южной части Тихого океана. Капитан Вагнер и другие предсказывали, что в случае нападения японцев - их базы будут уничтожены первыми. Операции на удаленных объектах не только защитили бы экипажи от первоначальных атак, но и заставили их научиться действовать без использования тендеров гидросамолетов и обрести независимый экспедиционный образ мышления. Предусмотрительность и подготовка капитана Вагнера хорошо послужили экипажам в будущих операциях.{23}

На Филиппинах и Алеутских островах экипажи научились разведывать и использовать удаленные гавани и бухты. Они хранили бочки с авиационным топливом в секретных местах для использования в чрезвычайных ситуациях.{24} Экипажи подружились с местными островитянами, угощали их экскурсиями по PBY и получали дополнительную еду. Островитяне полюбили экипажи, что оказалось ценным позже во время войны. Экипажи сбитых самолетов полагались на помощь и транспорт от островитян.{25}

PBY также был ценной платформой для испытаний нового оборудования благодаря достаточному пространству внутри фюзеляжа. Одним из примеров этой довоенной миссии было испытание первой многорежимной версии [[радара (?)]] в мае 1941 года. Однорежимные радары существовали в течение нескольких лет, но эта британская версия включала в себя как режимы поиска на поверхности ["surface search"], так и режим опроса ["interrogation mode"]. В это же время на PBY появилось оборудование MAD (Magnetic Anomaly Detection, обнаружение магнитных аномалий) для противолодочной борьбы.

[страница 8] [Холленбах]

[Наконец, в довольно радикальной попытке компенсировать недостаточную мощность двигателей механики прикручивали] ракеты JATO (Jet Assisted Take-Off, "реактивный взлет") к PBY, чтобы проверить возможность их использования в сценариях срочного либо экстренного взлета.{26}

Экипажи PBY, проводившие тренировочные миссии на удаленных объектах, получили наибольшую выгоду с точки зрения технического обслуживания. Они научились быть самостоятельными и творческими и поддерживать полет PBY, используя минимальное количество инструментов и запасных частей. Высадка в открытом океане была особенно опасной из-за непредсказуемых волн и ветра. Даже у самых опытных пилотов при приземлении в море лопались заклепки в корпусе. Иногда образовывались достаточно большие пробоины, грозившие затопить самолет. Летные механики регулярно использовали карандаши в качестве импровизированных заклепок; таким образом, штурманский карандаш стал обязательным предметом использования при посадке в открытом океане. Один член экипажа сводил швы корпуса, а другой вставлял карандаш и отламывал остаток. Карандашного крепления хватало, возможно, только на еще один взлет и посадку, но это спасало многие самолеты от преждевременного затопления.{27}

Экипажи использовали стволы пальм, шерстяные одеяла и морской клей, чтобы залатать большие дыры в корпусе. Отработанные канистры с боеприпасами закрывали дыры в крыльях.{28} Командиры самолетов одобряли такие импровизированные исправления, поскольку единственная альтернатива заключалась бы в длительном ожидании [[правильного ремонта]]. Тендеры гидросамолетов и другие самолеты доставляли инструменты и запасные части, но в некоторых случаях этот процесс занимал несколько дней. Хотя это не всегда был самый безопасный путь, техническое обслуживание, проводимое экипажами, позволяло им вернуться на базу в тот же день. В противном случае они ожидали, спали под звездами и, возможно, голодали. И, что немаловажно, экипажам, которые научились принимать импровизированные решения еще до войны, под давлением японцев было гораздо легче [[...чем другим экипажам]].

....



Рисунок 2 - Расположение экипажа в самолете {18}

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Dwight Messimer, In the Hands of Fate: The Story of Patrol Wing Ten 8 December 1941 -11 May 1942 (Annapolis, MD: United States Naval Institute Press, 1985), 28.

2 Roscoe Creed, PBY: The Catalina Flying Boat (Annapolis, MD: Naval Institute Press, 1985), 1.

3 Chief of Naval Operations, U.S. Naval Aviation in the Pacific: A Critical Review (Office of the Chief of Naval Operations, 1947), 15 and Richard C. Knott, Black Cat Raiders of WWII (Annapolis, MID: Naval Institute Press, 2000), 114.

4 David Monday, Concise Guide to American Aircraft of World War II, rev. ed. (New York: Smithmark Publishers, 1996), 58-62.

5 Creed, 33.

6 Andrew Hendrie, Flying Cats: The Catalina Aircraft of World War II (Annapolis, M D: Naval Institute Press, 1988), 2.

7 Creed, 35.

8 Creed, 49.

9 Monday, 57.

10 Hendrie, 6-7.

11 Louis B. Dorny, US Navy PBY Catalina Units of the Pacific War (Oxford, UK: Osprey Publishing, 2007), 12.

12 Creed, 307.

13 Gerald Astor, Wings of Gold: The U.S. Naval Air Campaign of World War II (New York: Presidio Press, Ballantine Books, 2004), 37.

14 Ray Wagner, American Combat Planes (Garden City, NY: Hanover House, 1960), 295.

15 Creed, 45.

16 Knott, 8. Messimer, 8-10.

17 Creed, 313.

18 Dave's Warbirds, "Black Cats: US Navy PBY Catalinas Fighting in the Pacific During World War II," http://www.daveswarbirds.com/blackcat/catalina.htm (accessed March 2011).

19 Messimer, 8.

20 Messimer, 8 and Elmer Freeman, Those Navy Guys and Their PBY's: The Aleutian Solution (Spokane, WA: University Press, 1992), 58.

21 Messimer, 19.

22 Freeman, 38.

23 Messimer, 19-20.

24 Crocker, 19.

25 Creed, 89.

26 Creed, 50.

27 Creed, 38.

28 Knott, 47 and Messimer, 105.

29 Gilbert Cant, America's Navy in World War II, rev. ed. (New York: The John Day Company, 1944), 84.

30 H. P. Willmott, Empires in the Balance: Japanese and Allied Pacific Strategies To April 1942 (Annapolis, MD: Naval Institute Press, 1982), 62-63.

[Оглавление книги]; [Компендиум родственных документов].

wagner frank, patrol wing 10 (pw-10), pby catalina, squadron vp-11

Previous post Next post
Up