Эдвард Миллер. "Военный план Оранж". (часть 30.2)

Mar 16, 2024 10:25

Одержимость вторжением в Китай захватила американских планировщиков во время Второй мировой войны. Если бы это было осуществлено, это аннулировало бы План Оранж фундаментальным образом. Довоенные стратеги всегда отвергали впутанность ["entanglement"] [[в дела]] на материке. Спекуляции 1920-х годов о марше через Китай были отброшены. Службы согласились, что это будет противоречить общественному мнению и невыполнимо с точки зрения логистики и «вполне может привести к катастрофическому поражению». Даже в 1939 году, когда Китай и Япония уже воевали, JPC не смог заинтересовать Объединенный Совет в включении Китая в кампанию "Радуги Два", которая проходила бы параллельно его побережью.

Планы военного времени, однако, были полны [[различных]] схем для Китая. Рузвельт считал, что тот потенциально великая держава и что миллионы его [[жителей]] могут быть превращены в эффективные легионы. Весной 1943 года совместные планировщики представили предварительный Стратегический план разгрома Японии, который основывался на кампании в Китае. Поскольку продвижение в южной части Тихого океана было обескураживающе медленным, они настаивали на том, что авиация, введенная в Китай через черный ход из Индии, сможет нарушить движение японских судов гораздо быстрее, чем другие методы блокады. Самое главное, они считали, что бомбить Японию придется из Китая. Давление на британцев с целью открыть путь путем очистки Бирмы или через форсирование проливов до Сингапура и за его пределы привело к бесконечным спорам, но дало мало результатов. Морской порт - предпочтительно Гонконг - должен был быть захвачен американскими войсками после Филиппин. К августу 1943 года китайский план был принят в качестве основной американской стратегии, его блестящие преимущества были расширены за счет включения базы для вторжения в Японию, если это окажется необходимым. Другими словами, независимо от того, должна ли Япония была быть раздавлена осадой либо вторжением, Китай был местом, откуда можно было нанести удар.

В первой половине 1944 года надежды на Китай испарились. Армейская миссия под командованием генерала Джозефа «Уксусного Джо» Стилуэлла с целью подготовить армии Чана [[Кайши]] либо заставить их сражаться в Бирме с треском провалилась. Тем временем, когда уже готовились первые эскадрильи B-29, расписание продвижения на Тихом океане подразумевало, что Марианские острова не будут завоеваны до конца года и что медленный темп в южной части Тихого океана исключит доступ к [[какому-либо]] китайскому порту до 1946 года. Поэтому военно-воздушные силы отправили «Суперкрепости» во внутренний Китай, снабжая их по воздуху из Индии. Но полное развертывание всех B-29, запланированных к производству, в конечном итоге потребовало бы услуг семи тысяч обычных тяжелых бомбардировщиков, переоборудованных в летающие заправщики, больше, чем было брошено против Германии. Воздушные планировщики придумывали такие неубедительные меры, как выведение из строя коксовых печей в Маньчжурии, железнодорожных депо в Бангкоке или сухих доков в Сингапуре. Согласно плану, получившему соответствующее название «Сумерки» ["Twilight"], предполагалось, что B-29 будут доставлять собственное топливо из Индии на китайские плацдармы - безумный план, согласно которому только в 14 процентах самолето-вылетов сбрасывались бы бомбы.

К июню 1944 г., по мере того, как океанский замах Нимица набирал обороты, японцы начали наземное наступление с целью захватить китайские аэродромы. Планировщики сдались. В сентябре были отложены последние исследования по оккупации китайского порта. По общему согласию Китай был исключен из маршрута. B-29 отправились на Марианские острова. Как заметил историк Объединенного Комитета Начальников Штабов, «действительно трудно обнаружить хоть какой-либо существенный военный вклад [усилий Китая]. Конечно, его вклад не компенсировал затраченных усилий».{4} Предположение Оранжевого Плана избегать Китая было очень мудрым.

Последний вздох материковой стратегии вырвался на поверхность в последние месяцы войны, когда адмиралы Флота и планировщики рекомендовали занимать гавани в Северном Китае и Корее чтобы завершить окружение Японии. Старые планы отвергали такие понятия. Объединенный Комитет Начальников Штабов сделал то же самое в 1945 г., отвергнув их как ненужные диверсии. Если бы Соединенным Штатам понадобились дополнительные базы, между Окинавой и Цусимским проливом было много полезных островов, которые были определены Планом Оранж.

Кроме того, материковая стратегия могла сильно повлиять на послевоенный порядок в Азии. Но американские стратеги как до, так и во время войны сосредоточили свое внимание исключительно на разгроме Японии, что, согласно Оранжевому Плану, должно было быть достигнуто с помощью вне-материковых кампаний, т.е. наиболее оперативного метода. Старые планировщики иногда размышляли о долгосрочных последствиях для Японии "ограниченной" войны в сравнении с "тотальной", но о влиянии стратегии США на послевоенную судьбу Китая не задумывались.

Поскольку в 1944 году вариант с Китаем ускользнул, разгорелся спор о том, куда идти после Лейте, который был достигнут к концу года. Планировщики согласились, что большой остров ближе к Японии будет необходим для [[проведения]] бомбардировок и, возможно, организации вторжения. Выбор был из Лусона и Формозы. Возникли дебаты, напоминающие давние.

Первые военно-морские стратеги считали обход Лусона «вполне осуществимым», за исключением стремительных планов 1914 и 1923-25 годов. Армейские планировщики были шизофрениками, страстно желавшими спасти Коррехидор, но признававшими эту задачу невыполнимой, за исключением тех случаев, когда их гипнотизировали властные "филиппинцы", навроде Леонарда Вуда и МакАртура. В конце 1920-х годов они подсчитали, что для освобождения Лусона потребуется триста тысяч моторизованных войск. Отвергнув предписание Объединенного Совета о возвращении Манилы, они отказались писать план. Ни одна из Служб не проявила никакого вкуса к гористому острову Формоза, на котором не было хороших гаваней и который мог поглотить настолько же большую армию (хотя анклавы на нем могли оказаться полезными в для [[возведения]] аэропортов). Военно-морские планировщики присоединились к предупреждению, что поражение при нападении на любой из этих островов может привести к проигрышу войны. Обычный маршрут Плана Оранж представлял собой исход от южных Филиппин к более мелким островам, над которыми могли доминировать Синие морские силы [[с помощью]] небольших наземных экспедиций, возможно - Полилло, но, скорее всего - Рюкю.

Осенью 1943 года совместные планировщики решили, что захват Формозы является «наиболее перспективным способом относительно скорого завершения войны». Кинг и советники JSSC рассматривали это как способ отрезать Японию от ее южных ресурсов. Они считали, что авиация Флота будет достаточно сильна, чтобы прикрыть десант. Излишне говорить, что Формоза находилась на театре военных действий Флота. Но МакАртур при поддержке Маршалла настаивал на высадке на Лусон. У острова были прекрасные природные особенности, которые, по его мнению, можно было завоевать еще дешевле при прикрытии с воздуха с береговых аэродромов. Его освобождение также означало бы выполнение его обещания освободить филиппинский народ. Излишне говорить, что Лусон находился на его театре военных действий.

Объединенный Комитет Начальников Штабов потерпел неудачу. Сосредоточенные на ускорении войны за счет пропуска несущественных мест, они наказали Нимицу и МакАртуру еще раз изучить варианты. Проблема назревала еще до их знаменитой встречи с Президентом на Гавайях в июле 1944 года. Рузвельт принял решение в пользу МакАртура, прежде всего по политическим соображениям, связанным с восстановлением американской чести и престижа. Кинг яростно сражался, чтобы направить Флот против Формозы, но уступил только тогда, когда Лихи подсчитал, что потребуется пятьсот тысяч солдат (в три раза больше, чем оценка Кука, и примерно то количество, которое предполагалось для высадки в Японии), и когда Нимиц и Шерман, ошеломленные [[перспективой]] крупных наземных сражений, предложили сосредоточиться [[в заполучении]] утешительных призов: после Лусона они предложили Флоту напасть на более мелкие острова, близкие к Японии - Иводзиму и Окинаву.

Обоснование Оранжевого Плана по обходу Формозы было разумным. Соединенные Штаты нейтрализовывали большой остров с помощью морской и воздушной мощи и запирали его гарнизон. С ростом убежденности в необходимости вторжения в Японию казалось логичным «сделать Англию вне Лусона» [“to make an England out of Luzon”]. {5} МакАртур перешел в атаку. Он реализовал свою политическую цель, но [[освобождение]] острова не был дешевым. При этом были уничтожены город Манила и сто тысяч филиппинцев. Хотя кампания замкнула нефтяную блокаду и поглотила большую часть японской авиации, Лусон так и не стал военно-морским либо воздушным постом первостепенной важности, и он не был необходим для вторжения в Японию.{6} Прямая переброска [[в духе]] Оранжевого Плана с южных Филиппин на Рюкю не привлекла серьезных спонсоров военного времени, но, возможно, была более экономичной процедурой.

Заключительные десантные походы на подступах к Японии вполне соответствовали довоенным представлениям, включая ожидания фанатичного сопротивления. Вторжение на Рюкю, хотя и сокращенное до "Окинавы и прилегающих островков", изначально планировалось как захват нескольких островов широким фронтом, как в Плане Оранж (Глава 14). Однако дальность действия современных морских и воздушных судов делала ненужным старый план продвижения к тем островам [[которые находились]] практически в поле зрения Японии [k4: имеется ввиду Амами-о-сима и прочие рядом Кюсю]. Иводзима была взята для помощи базирующимся на Марианских островах бомбардировщиков, чего до войны не предполагалось. (Иво не интересовал военно-морских планировщиков, потому что у него не было гавани.) На близлежащих островах Бонин была приличная якорная стоянка, но стратеги военного времени соглашались со своими предками, что они не имеют стратегической важности и не стоят того, чтобы преодолевать тяжелые укрепления.

ПРИМЕЧАНИЯ:

4. Ibid., 459-60, 470, 492-98, 728-29.

5. Morgan, “Planning the Defeat of Japan,” 120-21,142-43.

6. К концу войны инвестиции в военно-морские базы на Лусоне составили 48 миллионов долларов. Военно-морские расходы на трех основных западных базах составили 379 миллионов долларов на Гуаме-Сайпане-Тиниане, 216 миллионов долларов на Лейте-Самар и 114 миллионов долларов на Окинаве.

[By the end of the war the investment in naval bases on Luzon was $48 million. Naval expenditures on the three principal western bases was $379 million at Guam-Saipan-Tinian, $216 million at Leyte-Samar, and $114 million at Okinawa]

(BuDocks, Building the Navy’s Bases, 2:iii.)

[Оглавление книги]; [Компендиум родственных документов].

=ранние-планы-бомбардировки-японии=, king ernest, roosevelt franklin delano, cooke charles m. jr., nimitz chester w., marshall, leahy william d., =war-plan-orange=, macarthur douglas

Previous post Next post
Up