Эдвард Миллер. "Военный план Оранж". (часть 27.1)

Mar 04, 2024 10:25

Глава 27

Американский способ планирования: планировщики на войне

Когда пришла война, Соединенные Штаты полагались на опыт мирного времени как на основу своей системы планирования. Конечно, были модификации и дополнения, но разработка стратегии для Тихого океана следовала узнаваемым образцам прежних дней. Таблица 27.1 сравнивает многоуровневую систему планирования времен Второй мировой войны с более простой довоенной системой.{1}

Франклин Д. Рузвельт и премьер-министр Уинстон Черчилль разделили мир на три стратегических сектора. Союзники разделяли ответственность за все, но Соединенные Штаты имели первостепенное значение на Тихом океане, а Великобритания - на Ближнем Востоке и в Индийском океане. На Атлантико-Европейском театре они объединились в единое командование. Руководство планированием всех театров было возложено на высший военный комитет, Объединенный Комитет Начальников Штабов (Combined Chiefs of Staff, CCS). Однако на Тихом океане CCS был скорее символическим, чем реальным. Младший голос Британии раздавался нечасто, обычно в знак протеста против отвлечения сил из Атлантики. Через год или два он превратился в шепот, и Соединенные Штаты почти беспрепятственно вели войну на Тихом океане, как давно и ожидали.

Президент, как глава государства и главнокомандующий вооруженными силами, нес высшую ответственность за руководство военными действиями США. Продолжая свою практику [[сложившуюся]] с 1939 года, он сосредоточился на крупных вопросах мобилизации, отношениях с союзниками, формулировании целей войны и приоритетах театра военных действий. Он редко вмешивался в стратегию кампании на Тихом океане. Исключения, такие как рейд Дулиттла на Токио или освобождение МакАртуром Манилы, обычно были политически мотивированы. Рузвельт был скорее реактивным, чем творческим. Он не руководил военной стратегией в стиле Черчилля, Гитлера или Сталина. Как и в довоенные дни, подобное оставалось в основном за адмиралами и генералами.

Конгресс и гражданские чиновники, в том числе Министры Армии и Флота, по-прежнему играли незначительную роль в оперативном планировании. Это устраивало командиров в форме, которые редко занимались невоенными целями. Флот, в частности, согласился с авторами Оранжевого Плана три десятилетия назад в том, что он [[вполне]] понимает национальную политику и сможет самостоятельно выбирать наилучший курс.

Большинство органов планирования военного времени образовались из существующих учреждений. Возникали новые образования, а старые видоизменялись, но плюралистический американский способ планирования сохранялся. Какими бы ни были формальные структуры, откровенные увещевания офицеров все равно могли взять верх над ними.

Сотрудничество между службами в Вашингтоне во время войны на Тихом океане было довольно хорошим - намного лучше, чем у сварливых ["quarrelsome"] японских Армии и Флота. Высшее командование не часто оспаривало геополитику или большую стратегию. Их споры обычно касались проработки кампаний.

Объединенный Комитет Начальников Штабов (Joint Chiefs of Staff, JCS), потомок Объединенного Совета [Joint Board], стал основным агентством при Президенте по ведению войны. Старый совет сморщился до неузнаваемости. Из четырех членов JCS два начальника служб, генерал Маршалл и адмирал Кинг, имели наибольшее право голоса. Арнольд из армейских ВВС обычно был на стороне Маршалла. Адмирал Лихи, личный начальник штаба Президента, действовал как беспристрастный председатель. Преданность Кинга «войне Флота» и озабоченность Армии Европой означали, что его воля была на первом месте по вопросам Тихого океана. Он поощрял раннее контрнаступление и разработал большую морскую стратегию.

Сотрудники по планированию Объединенного комитета начальников штабов, известные как Объединенный Стратегический Комитет (Joint Strategic Committee, JSC), а затем Объединенный Комитет Военного Планирования (Joint War Plans Committee, JWPC), работали параллельно с довоенным Объединенным Плановый Комитетом [Joint Planning Committee]. Как и его предшественник, он был укомплектован компетентными специалистами, которые вместе эффективно работали над межведомственными вопросами.

Не существовало точного аналога независимых военно-морских штабов 1906-1914 гг., которые определяли бы великие стратегические принципы - таких, что более поздняя эпоха назвала бы мозговыми центрами ["think tanks"]. Ближайшим аналогом был Объединенный Стратегический Исследовательский Комитет (Joint Strategic Survey Committee, JSSC), совет из трех отставных офицеров, связанных с прошлым, которые давали советы по высокой стратегии с «необычайной мудростью и объективностью».{2} Адмирал Рассел Уилсон [Russell Willson], помощник Кларенса Уильямса, когда последний составлял первый план для центральной части Тихого океана, и генерал Эмбик, мыслитель стратегии с начала века, чье мнение Маршалл ценил{3} и который отрекся от своего "оборончества" ["defensivism"], поддержали решения Оранжевого Плана и сильно помогли убедить сомневающиеся.

Армия централизовала военное планирование в новом Оперативном Отделе (Operations Division, OPD), потомке Армейского Отдела Военных Планов [Army War Plans Division]. Как и его предшественник, он был ориентирован на мобилизацию. В службе, не имевшей опыта широкомасштабного планирования кампаний, ответственность за оперативные программы вскоре перешла к командирам театров военных действий, находящихся далеко от столицы.

Как и ожидалось, в Тихоокеанском регионе не было создано единого командования. Но выбранная договоренность была совсем не похожа на ту, которую ожидали до войны. В 1920-х годах Армия отказалась от единого руководства театром под руководством морского офицера (и, возможно, [[также и]] под началом генерала - в конце войны, что произошло бы, если бы вторжение в Японию было организовано в 1945 году). Довоенная идея совместного управления на равных, [[при котором]] служба, которая имела «первостепенный интерес» на конкретный момент - якобы доминировала бы при выборе, оказалась несостоятельной. Это уступило место решению, которое возникло в силу обстоятельств в начале войны. Маршалл, стремясь помочь солдатам, оказавшимся в ловушке на Лусоне из-за нападения японцев, вызвал бригадного генерала Дуайта Д. Эйзенхауэра в Отдел Военных Планов Армии. Бывший помощник МакАртура рекомендовал лишь символические усилия по оказанию помощи филиппинскому гарнизону и отправку имеющихся сил в Австралию в качестве базы для долгосрочного возрождения. В марте 1942 года МакАртур был выведен из Коррехидора указом Президента и на него была возложена ответственность за удержание Австралии и островов к северу от нее. Генерал потребовал нанести ответный удар через свой сектор, но Флот отказался служить под командованием Армии, а Армия не подчинила его адмиралу. Чтобы сохранить лицо, Объединенный Комитет Начальников Штабов разделил Тихий океан на раздельные юрисдикции под управлением МакАртура и Нимица (Карта 28.1), и этот раскол продолжался почти до самого конца войны. Внутри каждого театра межведомственные отношения были относительно гармоничными. За пределами границ это было не всегда.

На армейском театре военных действий в юго-западной части Тихого океана планированием занимались [[сам]] генерал-майор [k4: вообще-то, с 27 июля 1941 - таки генерал-лейтенант] и его преданный персонал. МакАртур был агрессивным, хотя и осторожным в своем стиле ведения кампании. Маршалл и OPD почти всегда поддерживали его планы, несмотря на необходимость отдавать предпочтение атлантическому фронту более крупными подкреплениями.

Военно-морское планирование, как и в мирное время, было сложным, дублирующим и часто меняющимся. После Перл-Харбора Кинг принял дремлющий титул Главнокомандующего Флотом Соединенных Штатов, переименованный в Cominch вместо постыдного «Sink-Us», что дало ему практический контроль над стратегией Флота. Старк, запятнанный Перл-Харбором, был в марте 1942 года отправлен в Европу, а Кинг принял мантию Начальника Военно-Морских Операций. Но администрирование наскучило адмиралу; он оставил управление OpNav другим. Вице-CNO Фредерик Дж. Хорн [Frederick J. Horne], плодовитый автор Оранжевых Планов 1920-х годов, взял на себя ответственность за материальную сторону войны Флота при содействии Группы Логистических Планов [Logistics Plans Group], происходящего от Op-12A, бывшей половинки Op-12 по части политики и проектов [Policy and Projects].

Кинг наслаждался работой суперкомандующего флотами [supercommander of the fleets] и тратил на нее 90 процентов своего времени.{4} Он нанял [k4: или же "унаследовал" ?] Келли Тернера в качестве помощника начальника Отдела Планирования (F-1). Тернер преобразовал Op-12B, Секцию Планов из WPD [Plans Section of the WPD], в Отдел Планов Cominch (Cominch Plans Division, F-12). Однако через несколько месяцев Кинг выбрал "Савви" Кука в качестве своего F-1, чтобы спланировать переход ко второй фазе войны. Позже контр-адмиралы Бернхард Х. Биери [Bernhard H. Bieri] и Дональд Б. Дункан [Donald B. Duncan] выполняли функции планирования в штаб-квартире, но Кинг всегда полагался на Кука, несмотря на слабое здоровье последнего, как на своего «главного стратегического советника» {5}, последовательно занимавшего должности заместителя начальника и начальника штаба. Команда Кинга (человека, готового пойти на «весьма просчитанный риск» [“very considerable calculated risks”]{6}) и Кука, оба "набегатели", верные традициям Оранжевого плана, сформировали Тихоокеанскую войну в соответствии со своим видением.

После Перл-Харбора адмирал Честер В. Нимиц был назначен Главнокомандующим Тихоокеанским Флотом [commander in chief of the Pacific Fleet] и Зонами Тихого Океана [Pacific Ocean Areas], военно-морским театром, охватывающим ту часть океана, которая не была зарезервирована для МакАртура либо недолговечного союзного командования Малайского Барьера. Нимиц решил оставить сотрудников Киммела, включая МакМорриса и МакКормика, в качестве планировщиков войны. В течение 1942 года большинство довоенных военно-морских стратегов с Гавайев и из Вашингтона перешли к корабельным и оперативным командованиям, оставив JCS и его штабу планировать кампании в юго-западной части Тихого океана. Многие из них были отозваны на Оаху с середины 1943 года для наступления в центральной части Тихого океана. Нимиц, впечатленный «эрудицией и гениальностью» Шермана и его авиационным опытом, выбрал его в качестве главного планировщика Флота. «Спросите Форреста» [“Ask Forrest”] стало притчей во языцех в Перл-Харборе. "Сок" МакМоррис руководил совместной деятельностью флота по планированию и отрабатывал оперативные детали. Карл Мур перешел из JWPC в качестве начальника штаба адмирала Рэймонда Спруэнса. Тернер и Хилл взяли на себя амфибийный бизнес, специальность, в которой решающее значение имело сложное планирование. Когда началось наступление в центральной части Тихого океана, Нимиц и компания взяли на себя управление планированием кампании, а агрессивная "набегательная" психология, унаследованная от довоенных планировщиков флота, превзошла "предусмотрительную" политику, вызванную ранними поражениями.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Many works are available on World War II strategic planning in the Pacific. Among the most useful are the following, all of which cite original source documents: Joint and combined plans and general: Hayes, Joint Chiefs. Morgan, “Planning the Defeat of Japan.” United States Strategic Bombing Survey, various divisions, many reports on campaigns of the Pacific War (Washington: U.S. Government Printing Office, various dates, mostly late 1940s). Army plans: Office of the Chief of Military History, Department of the Army, United States Army in World War II (Washington: U.S. Government Printing Office, various dates), especially Morton, Strategy and Command; Cline, War Department, Washington Command Post; Matloff and Shell, War Department: Strategic Planning, 1941-1942; Matloff, War Department: Strategic Planning, 1943-1944; Leighton and Coakley, War Department: Global Logistics and Strategy, 1940-1943; and all volumes of The War in the Pacific, much about campaign plans. Navy plans: Morison, History of U.S. Naval Operations in WWII, 15 vols., of which 9 deal with the Pacific, all with planning information on specific campaigns. Crawley, “Checklist of Strategic Plans,” guide to naval operational plans. Hoyt, How They Won, informal but much information on Pacific Fleet planning. Moore, oral history, 7 vols., recollections of a war planner with excellent recall. Army Air Force plans: Craven and Cate, eds., Army Air Forces in WWII, 7 vols., with details of air planning. Marine Corps plans: Various authors, Historical Branch, G-3 Division, U.S. Marine Corps, Operational Narratives of the Marine Corps in World War II, also known as Marine Corps Monographs (Washington: U.S. Government Printing Office, various dates), 14 vols., with details of planning of Marine Corps campaigns. In addition, most of the vast outpouring of general histories, campaign and battle accounts, biographies, and autobiographies contain useful information on World War II planning.

2. Morgan, “Planning the Defeat of Japan,” 75.

3. Lowenthal, Leadership and Indecision, 1:532.

4. Albion, Makers of Policy, 392.

5. Cooke to Actg Chief Mil History, 14 Aug 59, in Morgan, “Planning the Defeat of Japan,” 78.

6. Hoyt, How They Won, 214.

ТАБЛИЦА 27.1 США. Довоенные и военного времени агентства по командованию и планированию войны на Тихом океане





[Оглавление книги]; [Компендиум родственных документов].

moore charles j. (carl), roosevelt franklin delano, mcmorris c. h. (soc), willson russell, sherman forrest p., bieri bernhard h., horne frederick j., marshall, eisenhower dwight david, mccormick lynde d., macarthur douglas, king ernest, turner r.k., embick stanley dunbar, cooke charles m. jr., duncan donald b., nimitz chester w., spruance raymond ames, hill harry w.

Previous post Next post
Up