Эдвард Миллер. "Военный план Оранж". (часть 26.3)

Mar 03, 2024 10:16

Подводные лодки были наилучшим оружием для срыва издали японского судоходства. Но Соединенные Штаты подписали [[договор на]] Лондонской военно-морской конференции 1930 года, который объявил "неограниченные потопления" вне закона. Национальные настроения, памятуя о пороках 1917-1918 гг., считали подобное поведение несовместимым с «цивилизованными» нормами. Оранжевый План предполагал, что Америка будет соблюдать правила - перехват, справедливое предупреждение и удаление [[с судов]] экипажей , - которые «превращали акулу в сидячую утку» [“render a shark a sitting duck”]. В течение двух десятилетий американские подводники протестовали против ограничений. Их коллеги, питавшие отвращение Мэхэна к guerre de course, указали, что подводные лодки технически неспособны к транстихоокеанскому патрулированию. Лишь в конце 1930-х годов на вооружение поступили быстрые и дальноходные подводные корабли. Хотя они были созданы для использования в качестве дополнения к Боевому Флоту, они также хорошо подходили и для блокады.

В 1941 году Флот заново пересмотрел правила, и был поддержан британцами, которые отбросили все сомнения перед лицом нападения немецких подводных лодок. "Радуга Пять" приняла полумеру, предложенную Военно-Морским Колледжем, разрешив командующим флотами объявлять, что в обозначенных «стратегических районах» на Дальнем Востоке и вблизи Японии торговля воспрещена. Конкретные инструкции, добавил OpNav, образно подмигнув, будут «выпущены позже». Генеральный Совет резко возражал против последствий политики «топить на месте», даже несмотря на то, что главнокомандующие были благочестиво проинструктированы соблюдать международное право.{32} Еще в октябре Флот издал указ о запрете неограниченных торпедных атак, если только подобное не будет оправдано событиями после эскалации.{33} Единственным известным заявлением об обратном от высшего командования было сообщение от 27 ноября 1941 года от Старка, уведомляющее Азиатский Флот о том, что он получит приказ вести на юге "неограниченную подводную и воздушную войну" на линии от Шанхая до Гуама.{34} Подобное выдавало тому бесплатную лицензию на охоту вокруг союзных территорий и баз Оранжевых, прямо угрожая им, с намеком на расширение до японских вод. На Гавайях "Сок" Макморрис, не обремененный дипломатическими тонкостями, предполагал, что Оранжевые торговые суда будут вооружены либо [[же и вовсе]] будут находиться под контролем Флота и, следовательно, повсюду станут законной добычей. Его план отправки подводных лодок Флота к Японии в связи с предполагаемым боевым планом (Глава 25) включал в себя оповещение о том, что лодки должны были быть готовы к приказу по прибытии наносить «максимальный ущерб».{35} Его предположение было верным. Через шесть часов после нападения на Перл-Харбор военно-морское министерство передало по радио: «Вести неограниченную воздушную и подводную войну против Японии» [“Execute unrestricted air and submarine warfare against Japan”].{36} Смертельная блокада началась в первый день войны.

Воздушная бомбардировка Японии, другой элемент осады, почти не упоминалась в планах с момента исследований 1928 года - о досягаемости американских бомбардировщиков берегового базирования. В 1938 году Блох мечтал о рейдах на Японию с целью психологического воздействия, совершаемых летающими лодками неустановленного типа с неустановленной базы где-то в «восточной части Тихого океана»,{37} предположительно с Мидуэя либо Алеутских островов. Едва ли более реалистичными были призывы командиров азиатских театров военных действий весной 1941 г. к тому, чтобы B-17 с Лусона бомбили южную Японию, на что высшее командование США наложило вето (глава 6), или же предположения Op-12, что авиация, базирующаяся в Китае и поддерживаемая [[снабжением]] через Индию, сможет нанести удар по Японии.{38}

Налеты с авианосцев были единственным средством, оставшимся для наказания вражеской родины во время ограниченной войны. Еще в 1920 году капитан Томас Крейвен [Thomas Craven], директор военно-морской авиации, представлял себе корабельные самолеты как «наиболее непосредственное средство военного давления... [[с целью]] донести разрушительное влияние войны до домов Японии»,{39}, но планировщики 1920-х годов предполагали только точечные удары по военно-морским базам. Более мощная концепция была предложена в феврале 1941 года. OpNav предупредил Киммела, чтобы он задумался об атаках авианосцев на легковоспламеняющиеся города Японии, «якобы по военным объектам» [“ostensibly on military objectives”], чтобы отвлечь силы и подорвать боевой дух. Нравится вам это или нет, добавил Старк, Флоту может быть приказано сделать это.{40} Идея, возможно, была внедрена через Белый дом из Лондона, поскольку британские посланники призывали Соединенные Штаты создать «живейшую и активную угрозу» японским отраслям и городам, чтобы помочь Сингапуру. Они утверждали, что даже редкие рейды вызовут возмущение и отвлекут Объединенный Флот куда вернее, чем метания по Мандатам. МакМоррис, как всегда - ястреб, включил «японскую родину» в список целей своего Флота. Но эта идея расстроила "предусмотрительных" в WPD. Они считали, что авианосцы будут «неэффективны» для длительных атак и лучше всего манипулировать [[ими на манер создания]] потенциальных угроз. Тернер думал, что мелкие удары на самом деле [[лишь]] успокоят врага и высвободят Объединенный Флот от [[охраны]] портов базирования.{41} Однако он приступил к закупке зажигательных бомб для «некоторых оперативных групп морской авиации, [которые] могут быть призваны использовать зажигательные вещества в количествах, намного превышающие текущие нормы» [...“certain naval aircraft task groups [that] may be called upon to employ incendiaries in numbers far in excess of the current allowances.”]. К августу 1941 года Управление Вооружения [Bureau of Ordnance] разработало требования [[к ним]] и установило дату поставки - июль 1942 года.{42} Накануне войны «нецивилизованные» подводные лодки и "зажигательные" бомбардировщики рассматривались как вероятные инструменты для нанесения экономического ущерба по Плану Оранж в рамках стратегии «Радуги Пять» с ограниченными военными целями.

Ключевой принцип традиционного Оранжевого Плана о том, что война против Японии будет долгой, несомненно, остался в силе и в «Радуге Пять», потому что [[нанесение]] поражения Германии [[должно было]] поглотить усилия США в течение нескольких лет, в то время как трудности проведения кампании на Тихом океане становились бы все хуже, поскольку Япония разграбила бы завоеванные территории и окопалась, [[рассчитывая на]] расстояние и истощение [[союзников]]. В 1939 году JPC рассчитал силу крупных кораблей, которые Синие должны были развернуть, чтобы обеспечить паритет в бою - после отделения подразделений для защиты баз, сопровождения, вторжений, рейдов и блокады. Преимущество "четыре против трех" считалось достаточным на Маршалловых островах, где морской бой был маловероятен и большие корабли могли действовать для поддержки десанта. В центральных Мандатах потребуется перевес в линкорах и авианосцах [[в соотношении]] "пять к трем" ([[что соответствовало]] старому договорному соотношению). При приближении к Филиппинам было бы необходимо уже преимущество "шесть к трем", чтобы компенсировать растянутые коммуникации и усиленное истощение [[от ударов]] с воздуха.{43} Чтобы построить такой флот, потребовались бы годы. Многие аналитики полагали, что только для того, чтобы вывести Флот на позицию - путем захвата и развития передовых баз - потребуется много времени. Сообщалось, что Рузвельт «сомневался», что Маршаллы либо Каролины могут быть захвачены до второго либо третьего года [[войны]].{44} Старк полагал, что промышленные и гражданские инженерные сооружения Базы Два будут строиться от двух до пяти лет.{45} Ричардсон, с презрением относящийся к тем, кто воображал, что Флот может «выплыть, пнуть Оранжевых и вернуться домой через год или около того» [“sail away, kick Orange and be back at home in a year or so”], предсказал конфликт на Тихом океане, который продлится от пяти до десяти лет. {46} Находясь на пороге войны, американские лидеры не питали иллюзий относительно того, что борьба с Японией, даже и с ограниченными целями, [[вдруг]] окажется краткой.

Несмотря на преднамеренную расплывчатость «Радуги Пять», агрессивные побуждения Оранжевого Плана продолжали жить - в поисках средств для проведения осады и достижения окончательной победы при долгой войне. Неформальные процессы напоминания и убеждения пронесли эти военные цели и другие священные принципы древней стратегии сквозь годы сомнений, сохранив их для [[почти что]] инстинктивного применения, когда началась [[реальная]] стрельба. При всем том, что некоторые стратеги шуршали ["rustled"] в поисках более мягких решений или просто откладывали размышления о том, как закончить войну, логика старого плана была убедительна. Она никогда не покидала умы тех, кто формулировал стратегию, [[в момент]] когда пришла война.

ПРИМЕЧАНИЯ:

32. Talbott, “Weapons Development,” 53-71.

33. US Secy for Collaboration to Jt Secys, Brit Staff Mission, Action by Submarines against merchant ships, A16-1/EF13, 20 Oct 41, Section Aid to China.

34. CNO to CinCAF, #271422, 27 Nov 41, Flt dispatches, in Talbott, “Weapons Development,” 55.

35. WPPac-46, 25 Jul 41, Opns Plan O-1, 44, 46, 72.

36. Blair, Silent Victory, 84.

37. CinCUS to CNO, Information for cdr of a raiding force operating against Japanese territory from a base in Eastern Pac, 28 Sep 38, A8(01354), File EF37 Japan, Box 4438, CinCUS Records, RG 313, NA (Suitland, Md.).

38. WPD, Supplement 1, Rainbow 2, 22 Mar 40.

39. Brune, Origins of Security Policy, 44.

40. CNO to CinCPac, 25 Feb 41, PHH, Exhibits, pt. 16, 2149.

41. Meeting 3, 3 Feb; Meeting 11, 26 Feb; UK Far East Appreciation 11 Feb; UK Reply to Navy Section, 15 Mar 41, ABC-1 Conference, Jan-Mar 1941. ABC-1, Rept, 27 Mar 41. Draft WPUSF-44, 24 Mar 41, 8.

42. Dir WPD to Dir Flt Maintenance Div, Incendiary Bombs, 10 May 41, F41-C; same 2 Aug 41, F41-6, Signed Ltrs, Boxes 81 & 82, WPD Files.

43. JPC, Exploratory Studies, 21 Apr 39, pt. 3, 1-5, 7-8.

44. Adm H. E. Kimmel, Memorandum of Conversation with the Pres, 9 Jun 41, File A3-2, CNO Corresp 1940-41, cited in Heinrichs, “Role of US Navy,” 223.

45. CNO to CinCPac, Adv Flt Base in Caroline Is, 9 Apr 41, A16(R-3)(1941), Box 241, CNO Secret Corresp.

46. Richardson, On the Treadmill, 278. CinCUS to CNO, 26 Jan 40, PHH, Hearings, pt. 14, 924-25.

[Оглавление книги]; [Компендиум родственных документов].

=ранние-планы-бомбардировки-японии=, kimmel h.e., pby catalina, mcmorris c. h. (soc), turner r.k., b-17, richardson james o. (joe), bloch claud, stark harold raynsford, =war-plan-orange=, craven thomas

Previous post Next post
Up