Эдвард Миллер. "Военный план Оранж". (часть 25.9)

Feb 27, 2024 10:18

Предполагаемая позиция ожидания до жути напоминала место засады флота у Пойнт-Лак [Point Luck] перед битвой за Мидуэй: к северо-востоку от острова-приманки (Уэйк) на фланге ничего не подозревающей японской армады, под крылом лучшей передовой базы США и вне поля зрения береговых воздушных бродяг ["prowlers"]. Где бы он ни находился, весь Тихоокеанский флот будет сосредоточен и готов примерно к 15 или 16J, погреба линкоров полны, а у авианосцев и крейсеров - почти полны.{125} Киммел полагал, что он сможет удерживаться в море от четырех до шести недель, максимальный срок выносливости сил VP в центральной части Тихого океана.{126} У него будет достаточно времени и информации, чтобы маневрировать для вступления в бой, если Ямамото пойдет в его сторону.

Можно строить догадки о том, какую реакцию японцев предвидели планировщики Флота (всегда помня, что они всерьез не ожидали, что война начнется с удара по Пёрл-Харбору). Ямамото, стоявший на якоре во Внутреннем море, когда на Дальнем Востоке разразилась война, должен был узнать от шпионов либо подводных лодок, что оперативная группа Синих вышла с Оаху.{127} В [[день]] 6J он бы узнал, что Хэлси сканирует Маршаллы, предположительно готовясь к рейду. Он ухватился бы за возможность подраться (Карта 25.3). (Во время американского рейда на Маршаллы в феврале 1942 года Первый Авианосный Воздушный Флот Японии [First Carrier Air Fleet], состоящий из четырех "сараев" ["flattops"], двух линкоров и мощного прикрытия, стартовал с Трука, чтобы попытаться поймать авианосцы Синих.{128}) Как быстро мог бы отреагировать Ямамото? Тихоокеанский флот, считавшийся практически мобилизованным, должен был бы выйти в море со второго по шестой день войны. Американские планировщики могли предположить аналогичную же по быстроте вылазку Оранжевых после того, как те получили бы известие о разведке Маршалов на 6J, то, как говорят, якоря бы были подняты на 8J. Киммел, вероятно, узнал бы об этом от кордона подводных лодок, крейсеров в Филиппинском море или, возможно, из [[иных]] тайных источников, таких как взлом кодов. «Информация о противнике будет распространяться до и во время выполнения Плана с помощью разведывательных отчетов», - пообещал МакМоррис.{129}

Куда направится Ямамото? Уйти на север, чтобы отрезать Хэлси в Маршаллах, было бы слишком рискованно из-за поисковой сети с Мидуэя и необходимости полагаться на медленные танкеры, причем добыча бы уже ускользала. Он также хотел бы избегать круга патрулирования с Уэйка как можно дольше. Возможно, самым разумным было бы направиться на Трук за топливом, а затем подойти к Маршаллам с запада-юго-запада (карты 25.4 и 25.5). Предполагая движение со скоростью пятнадцать узлов - обычное предположение для Синей Боевой Линии - Объединенный Флот, побуждаемый повторным появлением Второго Оперативного Соединения, [[приблизившимся]] с целью выжечь северные Маршаллы на 14J, будет замечен в окрестностях Эниветока воздушными разведчиками с Уэйка примерно с 15 по 17J. Оранжевые авианосцы могли бы рвануть вперед, чтобы разорить Уэйк либо поохотиться за Хэлси, но Киммел, вероятно, ожидал, что Ямамото будет держать их поближе к своей Боевой Линии, что тот и сделал бы. Два флота, находящиеся на расстоянии тысячи миль друг от друга, быстро сблизятся [[в районе]] у острова Уэйк (карта 25.6).

Каким мог быть исход боя в 1941 году? Оранжевый Флот превосходил Тихоокеанский Флот по количеству авианосцев [[в соотношении]] десять к трем. Их пятьсот самолетов обеспечивали преимущество два к одному{130} (возможно, и больше, если бы Хэлси понес потери). Читателям, уже знающим о превосходстве авианосцев над линкорами во Второй мировой войне, ситуация у Синих могла бы показаться самоубийственной, но в 1941 году это было далеко не ясно. Американские военно-морские самолеты были «неэффективны для современных воздушных операций», по мнению Генерального Совета тем летом,{131} а воздушные возможности Японии были неизвестны. Оценка Киммелем воздушной мощи была довольно примитивной. Он ценил дальнюю разведку, но имел тенденцию рассматривать авианосцы как вспомогательные средства. Их можно было отделять для рейдов, но их место в сражении флота было у Линии Баталии. («Очень спорный» вопрос, признавал он.) Его административная реорганизация рассредоточила "летные палубы" по трем оперативным группам, сохранив при этом высокую концентрацию линкоров.{132} CinCPac не понимал и иногда раздражал своих авиаторов. «Летающие мальчишки» ["Flyboys"], - называл он их. Старший из авиаторов его "сорока-офицерного" штаба имел скромное звание коммандера.{133} МакМоррис тоже относился к летчикам несколько пренебрежительно, судя по его коммуникации с боевым штабом Нимица.{134}

Обстановка у Боевой Линии Тихоокеанского Флота могла быть хорошей. Тот будет собран целиком, а некоторые Оранжевые дредноуты должны были быть связаны в Юго-Восточной Азии. Синие подводные лодки могли нанести ущерб Главным Силам, когда те бы появились. Соединенные Штаты будут пользоваться исключительным преимуществом дальней воздушной разведки. К ноябрю 1941 г. разрабатывались планы разместить на атоллах армейские тяжелые бомбардировщики; больше их могло бы долететь с материка на Гавайи и Мидуэй как раз к началу действия. У Киммела вполне могло быть преимущество внезапности. Спустя годы он размышлял, что столкновение было бы «занятной потасовкой» [“a nice mix-up”], а не целиком односторонней в пользу Японии.{135} В лучшем же случае он мог бы осуществить легендарный маневр, поставив свой Флот между противником и его базой. Заманчиво снова припомнить битву у Мидуэя, когда преимущества единственной авиабазы, стратегии засад, плохого расположения противника и, конечно же, разведки компенсировали ужасные шансы Америки. (Однако и некоторые элементы плана МакМорриса напоминали планы Ямамото на то сражение, когда разбросанные оперативные группы петляли по океану, а Боевая Линия держалась в тылу, чтобы нанести решающий удар после предварительных воздушных боев.)

Кто-то может подумать, что План О-1 никогда не мог бы быть реализован из-за материальной нехватки у Тихоокеанского флота. Оглядываясь назад после катастрофы, Киммел утверждал, что максимальная скорость его дредноутов составляла семнадцать узлов, а не двадцать один,{136} а Тернер насмехался, говоря, что они подходят только для того, чтобы потопить медленный десантный конвой Оранжевых, если бы тот появился у Гавайев.{137} Типичные капитальные ремонты могли бы сократить количество кораблей, доступных для действий, на одну пятую.{138} Удержать весь Флот в море было проблематично; у него было четыре танкера, оборудованных для обслуживания находящихся на ходу военных кораблей, но для длительных операций их требовалось двадцать пять.{139}

Предположение о том, что Флот не выполнил бы план, однако, опровергает некоторые факты. 9 сентября 1941 г. Командующий Военно-Морскими Операциями утвердил план WPPac-46 без существенных комментариев. Утро 6 декабря подразумевало, что если бы война разразилась на следующий день там, где ожидалось - на Востоке, а не в Перл-Харборе, - план был бы активирован с некоторыми корректировками для текущего местоположения кораблей.{141} Многие свидетели позже свидетельствовали, что Флот был готов выступить целиком. Его начальник штаба вспоминал, что подготовка к выдвижению была «большой заботой» главнокомандующего. МакМоррис вспомнил, как его босс беспокоился о рисках, но был уверен, что он контролирует могучую армаду и был полон решимости нанести удар. Ястребиный стратег также «знал мощь нашего флота и ожидал, что она будет эффективной». МакКормик думал, что Киммел рванул бы вперед со всеми кораблями. Сам CinCPac до конца считал своим долгом действовать агрессивно. Хэлси «стремился в поход» ["anxious to go"]. Даже осторожный Пай признавал правильность плана.{142}

КАРТА 25.6



ПРИМЕЧАНИЯ:

125. WPPac-46, 25 Jul 41, Annex II, 5-6.

126. Kimmel, testimony, PHH, Hearings, pt. 6, 2531.

127. Draft WPUSF-44, 24 Mar 41, Opns Plan O-1, 3, Annex F, 6-7.

128. J. Rohwer and G. Hummelchen, Chronology of the War at Sea, 1939-1945, trans. Derek Masters, 2 vols. (New York: Arco Publishing, 1972), 1:183-84.

129. WPPac-46, 25 Jul 41, 19.

130. Anthony J. Watts and Brian G. Gordon, The Imperial Japanese Navy (London: Macdonald, 1971), 167-209.

131. GB #425, Ser 144, 14 Jun 41, cited in “US Naval Administrative Histories of WWII,” no. 52, BuAer, 5:28.

132. Kimmel, testimony, PHH, Roberts Commission, pt. 22,429.

133. Prange with Goldstein and Dillon, Pearl Harbor: The Verdict, 471, 507. CinCUS, US Flt Memorandum 4USM-41, 25 Jun 41, File A2-11/FF1(1) 1941, RG 313, NA (Suitland, Md.).

134. Hoyt, How They Won, 322-23.

135. Kimmel, testimony, PHH, Hearings, pt. 6, 2565.

136. Ibid., 2536.

137. Turner, testimony, PHH, Hearings, pt. 4, 1951.

138. WPPac-46, 25 Jul 41, 17.

139. Prange with Goldstein and Dillon, Pearl Harbor: The Verdict, 475.

140. CNO to CinCPac, US Pac Flt Operating Plan, Rainbow 5 (Navy Plan O-1, Rainbow 5) WPPac-46, review & acceptance of, 9 Sep 41, File QG Pac, Box 97, WPD Files.

141. CinCPac, Steps to be taken, 6 Dec 41; Kimmel, testimony, PHH, Hearings, pt. 6, 2529-37.

142. W. Smith, testimony, PHH, Hart Inquiry, pt. 26, 66-68. McCormick, ibid., 75. Pye, ibid., 157-60, 168-69. McMorris, ibid., 245-48, and Hewitt Inquiry, pt. 36, 177. Kimmel, testimony, PHH, Hearings, pt. 6, 2543.

[Оглавление книги]; [Компендиум родственных документов].

kimmel h.e., halsey william frederick, pby catalina, mcmorris c. h. (soc), pye william, turner r.k., b-17, атолл Уэйк, mccormick lynde d., =war-plan-orange=, Мидуэй

Previous post Next post
Up