Эдвард Миллер. "Военный план Оранж". (часть 10.5)

Dec 26, 2023 10:55

На шестьдесят первый день войны (D+60) экспедиция отправится в плавание, чтобы обзавестись передовой базой флота на Маршалловых островах (см. Карта 10.1), вероятно на Эниветоке, самом западном атолле группы, великолепной потенциальной базе, которую Уильямс назвал «наилучшим выбором» [“the first choice”] еще в 1907 году.{88} Переход протяженностью 2375 миль был бы осуществим и для самых маленьких военных кораблей, и также давал бы широкие возможности относительно других японских островов. Флотские "предусмотрительные" предвидели легкую добычу, потому что Япония откажется выставлять крупные корабли настолько далеко от дома, а Синий Флот [[может]] расправиться с любым малым кораблем, который посмеет появиться.{89} Долгое время считалось догматом, что атолл не может противостоять военно-морской силе, потому что его можно подавить огнем в любой точке.{90} (Это убеждение, вероятно, было усилено фарсовыми приключениями отряда морской пехоты, который пятнадцатью годами ранее взорвал [[свои(?)]] склады, стоя лагерем на Мидуэе.{91}) Эллис предупредил, однако, что Япония на атоллы перебросит войска, чтобы оказать "комбинированное береговое сопротивление" [“universal shore resistance”], и особенно при взаимо-прикрытой [“stacked-up”] обороне трех лучших лагун - Эниветока, Джалуита и Вотье. Синим кораблям придется вести «длительные операции» по поддержке плацдармов, и они станут жертвами торпед, мин и авиации. Оранжевые, по сути, противопоставят свою Армию морским силам Синих. Чтобы помешать этой хитрости, Эллис настаивал на одновременной высадке на «широком фронте» на нескольких островах, тактике, гарантирующей быстрые победы на берегу, и отправке крупных кораблей Синих в передовые рейды для перехвата, чтобы обеспечить контроль над морем на театре военных действий. Морским пехотинцам придется довольствоваться лишь вспомогательной военно-морской поддержкой.

Описание Эллисом метода штурма вооруженного атолла, такого как Эниветок, стало военной классикой. После воздушной разведки военные корабли прибывали с подветренной стороны острова под покровом темноты и разгружались на рассвете. Оранжевые могли бы выпустить ядовитые газы по ветру, и [[вражеские]] подводные лодки могли нанести [[некоторые]] потери, но он рассчитывал, что атака продолжится, даже если будет потеряна треть сил. Воздушные удары - откуда он не указал - и корабельная бомбардировка с кораблей на флангах транспортов будут прижимать вражеские войска к одному или двум укрепленным островкам. Поскольку было бы невозможно высадиться в прибое на рифе, обращенном к морю, тральщики [[должны были]] расчищать путь в лагуну. [[Свою сухопутную]] артиллерию высаживали бы на пустующие островки. Затем обороняемые [[японцами]] островки будут атакованы главными эшелонами, тремя эшелонами боеспособных частей морской пехоты в волнах из буксируемых корабельных шлюпок (что [[технологически весьма]] далеко от выносливых десантных кораблей Второй мировой войны). Битва, заявил Эллис, «полностью увенчается успехом или практически провалится [[именно]] на берегу». Движение вглубь территории и зачистка завершатся через несколько дней. После того, как основные базы будут захвачены, остальные Маршаллы, которые, вероятно, будут защищаться слабо или вообще не будут защищаться, будут оккупированы и очищены от Оранжевых.

Эниветок будет немедленно адаптирован в качестве Base One ( [[Первичной Базы (?)]] известной также как B-1 либо X-1) для обслуживания возвращающегося Флота. Пока Синие контролировали море, контр-вторжение японцев на B-1 было бы невозможно, но [[артиллерийская (?)]] бригада с пяти- и восьмидюймовыми орудиями должна была стоять на страже, отражая набеги, в то время как сети, мины и подслушивающие устройства ["listening devices"] защищали проходы. Шестьдесят легких боевых кораблей будут патрулировать остров и сопровождать движение конвоев. Сорок восемь наземных самолетов были бы необходимы для обороны, потому что примитивные зенитные орудия могли в лучшем случае удерживать бомбардировщики на приличной высоте.{92}

Через две недели после победы Флот [[вновь]] отправится на восемьсот миль на запад - к Труку, острову, который Япония использовала в качестве военно-морского штаба во время оккупации Микронезии и который должен был стать их главной океанской базой во время Второй мировой войны, с его высокими островами, которые могли защитить корабли от артиллерийского огня.{94} Адмирал Родман перечислил среди своих элементов [[обеспечения]] безопасности минируемые входы и [[подготовку]] окружающих атоллов для [[базирования]] малых судов и аэродромов.{95} Поскольку японцы также признавали [[желательность наличия]] таких атрибутов, то кампания станет «долгим и кропотливым делом». Эллис, хотя и опуская подробный план боя, заметил, что горные пики ["rugged peaks"] благоприятствовали бы многоуровневой обороне и контратакам резервов противника. На Труке Синим придется подвергать [[опасности и]] линкоры первой линии, а не только устаревшие дредноуты, разрушительному действию подводных лодок, мин и неизведанных рифов. Но со временем, работая из убежищ на отдаленных атоллах, они сокрушат Трук постоянным давлением. После этого Синим нужно будет очистить "высокие" Каролины - Кусайе и Понапе, потому что они могут угрожать Эниветоку, Палау и Япу, чтобы обеспечить подавление ["neutering"; k4: в оригинале это "кастрация"] Гуама. Борьба за Каролины будет долгой и жестокой.

Трук должен был превратиться в постоянную Вторую Базу [Base Two], гавань Флота с роскошными береговыми сооружениями, аэродромами и другими сильными средствами защиты для отражения атак с моря. (Он был бы вне досягаемости бомбардировщиков образца 1922 года.) Однако на его коммуникациях могли разбойничать ["plundered"] японские линейные крейсеры большой дальности. Синим придется развернуть против них старые линкоры и крейсера, чтобы не рассредотачивать "современные" боевые порядки.{96}

Самым спорным аспектом "предусмотрительного" плана было время, которое планировалось для оснащения Трука [[в качестве]] «центрального пункта для операций по обеспечению безопасности и поддержки передовых баз, расположенных ближе к торговым маршрутам».{97} Оптимисты ожидали, что сервисные и промышленные объекты могут быть готовы к [[обеспечению]] выдвижения [[Флота]] на запад ко [[дню]] D+180.{98} Но Уильямс возражал против продвижения Флота за пределы, при которых верфи Перл-Харбора могли поддерживать его на уровне 25 процентного превосходства над Оранжевым флотом. Исходя из дальности [[хода]], [[степени]] повреждений корпуса, [[возможностей]] технического обслуживания, времени и риску переходов туда и обратно, он пришел к выводу, что Трук является практическим пределом. Поскольку Флоту принадлежал только один небольшой плавучий док, ему пришлось топтаться на месте в Труке, пока будет построен и отбуксирован [[на место]] как минимум один огромный передвижной сухой док, а на этот проект уйдет восемнадцать месяцев или больше.{99} Кроме того, по расчетам логистического персонала, на следующей базе Флота к западу от Трука потребуется [[еще]] пять таких гигантов.{100}

Дальнейшие цели США и сроки [[их достижения]] будут зависеть от ситуации после захвата Трука. Уильямс предположил, что Главнокомандующий отложит наступление до тех пор, пока плавучая база и доки не будут готовы следовать за ним.{101} Наступление на позиции, [[которые обозначены как]] "цели войны" должно было стать «длительной операцией», «грандиозным предприятием», возможным только для богатой и решительной страны.{102} Эта перспектива противоречила быстрой победе, которую "набегатели" считали необходимой для общественной поддержки. Уильямс уклонился от ответа, отказавшись указывать [[точные]] цели и даты после Трука.

В конце сентября 1922 года Кларенс Уильямс уволился из Отдела Военных Планов и перешел на следующую должность в качестве Президента Военно-Морского Колледжа и, далее, Командующего Азиатским Флотом в 1925-1927 годах.{103} Он и его сторонники завещали нации надежный военный план продвижения по крайней мере до "полпути" через Тихий океан. Они правильно полагали, что высадка на небольшие острова встретит яростное сопротивление с берега. Чтобы избежать потерь на море и обеспечить штурм, предполагалось, что Флот будет действовать далеко за пределами плацдармов. Они предвидели, что авиация станет главной силой в будущей океанской кампании. Их план предусматривал гибкое [[управлением]] временем и целями после захвата Трука. В целом это было поразительно похоже на тихоокеанскую стратегию Плана «Радуга-пять», руководящую политику Соединенных Штатов на момент, когда те вступили в войну в 1941 году, которая определяла точную последовательность [[взятия]] Эниветока и Трука. Он также предсказал, хотя и менее точно, события 1944 года, когда Соединенные Штаты обошли Трук в пользу крупной базы передового флота на стратегически эквивалентных Адмиралтейских Островах и использовали Эниветок в качестве трамплина к Марианским островам, а не к Труку (Глава 28).

План 1922 г. содержал несколько ошибочных допущений, которые не были исправлены до тех пор, пока между 1934 и 1941 гг. не была восстановлена [[в качестве императива]] "предусмотрительная" стратегия. Предположение, что каждый Подмандатный остров должен быть зачищен, было слишком пессимистичным; лучшим выбором оказалось обойти большинство из них. И все же он был слишком оптимистичен (как и все довоенные планы США) в отношении скорости мобилизации и продвижения. В нем указывалось на потребность в [[наличии]] воздушной мощи над плацдармами, но не могло быть объяснено, как ее туда доставить. Наконец, было ошибочно предполагалось, что Оранжевые не будет настолько безрассудными, чтобы отправить крупные корабли сражаться за Мандаты. Злополучная приверженность ["ill-fated commitment"] Японии [[к сбережению]] своих авианосцев при обороне региона в 1944 году стала непредвиденной удачей для этой стратегии.

Несмотря на свои недостатки, "предусмотрительный" план кампании 1922 г. был гигантским шагом к победоносной стратегии. К сожалению, в следующем году от него отвернулись Главнокомандующие и Армией и Флота. Отказ от него в 1923 году был неудачей, которая на десять лет задержала изучение "настоящей" океанской войны и разработку соответствующего вооружения и вспомогательных средств. Военное большинство отшатнулось от медленной кампании, которая лишила бы последние остатки надежды на спасение Филиппин и, что еще хуже, невыносимо затянула бы войну. Эти неприемлемые перспективы побудили "набегателей" к яростному сопротивлению, подобного тому, что и случилось [[в итоге]] на пляжах Центральной Пацифики.

ПРИМЕЧАНИЯ:

88. Williams, Proposed Rtes, 1907.

89. Ellis, Adv Base Opns, Jul 1921, 32, 37; NWC, 10 Aug 21. Dir WPD to GB, 19 Oct 21. WPD Est 1922, 16, 24-27. Bd for Dev, 31 Oct 22.

90. GB 1914 Plan, 27.

91. Horton, “Midway Islands,” 1156-57.

92. Ellis, Adv Base Opns, July 1921, 1, 14-15, 18-33, 37-38, 45-80. Dir WPD to GB, 19 Oct 21. Bd for Dev, 31 Oct 22.

93. “Operations, Japanese Navy . . . 1914-18.”

94. Williams, Proposed Rtes, 1907.

95. Rodman to SecNav, 14 Apr 21.

96. WPD Est 1922, 24-27. Baker, lecture, NWC, 22 Sep 22. NWC, 10 Aug 21. Ellis, Adv Base Opns, Jul 1921, 14-17. Dir WPD to GB, 19 Oct 21. Bd for Dev, 31 Oct 22.

97. NWC, 10 Aug 21.

98. Baker, lecture, NWC, 22 Sep 22.

99. WPD Est 1922, 14, 25. Dir WPD to GB, 19 Oct 21.

100. Bd for Dev, 31 Oct 22.

101. WPD Est 1922, 25.

102. Dir WPD to GB, 19 Oct 21.

103. Williams Biog file.

Карта 10.1



[Оглавление книги]; [Компендиум родственных документов].

=war-plan-orange=, ellis h.e. (pete)

Previous post Next post
Up