[страница 166]
Высадка противника на Бали, которая к 20 февраля была достаточно хорошо обеспечена, представляла особый интерес для тех, кому было предписано препятствовать японскому вторжению на Яву. P-40 более нельзя было перебрасывать из Дарвина, пока противник прочно удерживал плацдарм на Бали, и, следовательно, было ясно, что следует приложить все усилия, чтобы обескуражить противника там. После неудачных попыток Бомбардировочного Командования 18 и 19 февраля Союзный Флот провел в ночь с 19 на 20 февраля атаку крейсерами и эсминцами. Военно-морские власти оценили эту операцию как «успешную», хотя один голландский эсминец был потоплен, а подтвержденных потерь противника не было. Через три или четыре часа после отхода военно-морских сил Союзников Бомбардировочное Командование возобновило атаку, при этом тяжелые самолеты 7-й и 19-й групп нанесли три удара, серьезно повредив крейсер и, вероятно, потопив транспорт. Все задействованные самолеты, 10 B-17 и 3 LB-30, вернулись на свои базы.{11}
Тяжелые бомбардировщики, осуществлявшие эти атаки, сбросили бомбы с высоты более 13 000 футов. Более успешной была атака с пикирования, выполненная А-24 91-й эскадрильи. Эта миссия была особенно примечательна тем, что она была первой в районе Явы, в которой американские бомбардировщики сопровождались самолетами-перехватчиками. В 06:14 16 P-40 во главе с майором Спрэгью вылетели из Нгоро и взяли курс на Сингосари. Через полчаса к Р-40 присоединились 7 А-24, каждый с 1 х 300-килограммовой и 2 х 50-килограммовыми бомбами. Майор Бэкус с Фергюсоном и Лаундером в качестве ведомых возглавил одно звено, Галуша вел другое с Таббом и Хэмбо на [флангах; и Саммерс замыкал тыл.] [Backus, Ferguson, Launder, Galusha, Tubb, Hambaugh, Summers]
[страница 167]
Прибыв на высоте 12 000 футов [[в район]] над Ломбокским проливом, они заметили шесть военных кораблей, и каждый А-24 вошел в пике, сбросив бомбы на высот от 2 000 до 4 000 футов. Бэкус трижды попал в мидель крейсера; Галуша и Хамбо нанесли удары каждой из своих 50-килограммовых бомб и достигли близких промахов 300-килограммовыми бомбами. Саммерс, который сначала не определился со своей целью, «покрутился вокруг ["fiddled around"] и спикировал на один из самых больших кораблей, которые, как он утверждал, он когда-либо видел», достигнув двух попаданий.{12}
Тем временем у аэродрома Ден-Пасар поднялся рой вражеских перехватчиков, чтобы атаковать американские пикирующие бомбардировщики и перехватчики. В конце концов им удалось разбить строй перехватчиков, но Р-40 предотвратили атаку противника на А-24. В яростной схватке 3 Zero были уничтожены в воздухе и еще один на земле. Пять P-40 были потеряны, 1 разбился при посадке в Нгоро, 2 других разбились на берегу из-за нехватки топлива и 2 были сбиты вместе со своими пилотами, Галлиени [Gallienne], изначально входившим в состав 20-й (временной) эскадрильи перехватчиков, и Спрэгью [Sprague], способного командира эскадрильи, только что получившего звание подполковника. {13}
Пять из семи А-24 благополучно вернулись в Сингосари. Вероятно, два других были потеряны из-за интенсивного зенитного огня над районом цели. Один из них не вышел из пикирования и отправил лейтенанта Д. Б. Табба [D. B. Tubb] и его стрелка на смерть. Самолет лейтенанта Х.Е. Лаундера [H.E. Launder] был настолько сильно поврежден, что ему пришлось совершить аварийную посадку примерно в 8 милях от японского аванпоста. Через 2 дня ходьбы ему и его стрелку, сержанту Ирвину В. Лненике [Irving W. Lnenicka] [удалось добраться до рыбацкой деревни на северо-западе Бали.]
[страница 168]
Голландские поселенцы и местные жители были дружелюбны и гостеприимны, давали им хлеб, кокосовый сок, бананы, чай, иногда бутылку теплого пива и даже велосипеды, чтобы ускорить им путь. Наконец они приобрели каноэ с выносными опорами и с помощью двух туземцев за 13 часов переплыли через пролив на Яву. К позднему вечеру 23 февраля они вернулись в Сингосари.{14}
Японцы, не теряя времени, после американских налетов 20 февраля нанесли ответный удар. Через пять часов после приземления А-24 над Сингосари появилось девять перехватчиков. Штаб управления перехватчиками идентифицировал их как дружественных, так что на поле продолжалась обычная рутина. А-24 находились в укрытиях, но несколько В-17 стояли под открытым небом, готовые к взлету в случае тревоги. Многие экипажи, как и экипаж лейтенанта Джона А. Роуза [John A. Rouse], были заняты выгрузкой оборудования с B-17. В течение 5 минут после обнаружения «так называемых дружественных перехватчиков» Роуз услышал «бум, бум, бум от разрывающихся артиллерийских снарядов» ["pop, pop, pop sound of exploding cannon shells"]. «Дружественные» самолеты оказались японцами. Они развернулись в облаках, выключили двигатели и произвели атаку. Роуз и его команда выпрыгнули из своего B-17 и завалились в ближайшую траншею, один из парней только успел вывалиться из радиоотсека, когда «очередь пуль прошла через его середину». Три B-17 были сожжены дотла, а два других серьезно повреждены.{15}
После этого воздушного налета на Сингосари тяжелые бомбардировщики под командованием полковника Юбэнка вели бои, которые можно было бы назвать арьергардными [действиями].
[страница 169]
Ежедневно происходили налеты вражеской авиации, и все больше самолетов Союзников было уничтожено. 22 февраля, например, 1 LB-30 был сожжен дотла в Джокьакарте и четыре B-17 в Пасириане. Более того, самолеты, все еще официально находящиеся в эксплуатации, продолжали страдать от отсутствия запасных частей и неадекватного обслуживания. Эти трудности, а также февральские дожди и туманы привели к полному провалу 11 вылетов, выполненных с 21 по 23 февраля 31 тяжелым бомбардировщиком. За этот же период только пять вылетов на 17 тяжелых самолетах достигли целей. В одном - 20 февраля были подбиты несколько приземлившихся самолетов и ангар в аэропорту Ден-Пасар на Бали; в другом - [?] дней спустя были «определенно потоплены» два транспорта в Макассаре; в третьем - потоплен один транспорт и поврежден другой у северного побережья Явы [28?] февраля.{16}
17-я эскадрилья перехватчиков предприняла [тщетную] попытку защитить базы Союзников. Превосходящие силы вражеских бомбардировщиков и перехватчиков, зачастую летавших на высоте в [26 000] футов, слишком большой для потрепанных P-40, продолжали свои ежедневные атаки. Тем не менее уставшие американские пилоты вели почти постоянное патрулирование. 21 февраля, хотя и было уничтожено четыре перехватчика противника и, вероятно, уничтожено два бомбардировщика, лейтенанты Джордж У. Хайнс и Уоллес Дж. Хоскин [George W. Hynes, Wallace J. Hoskyn] были сбиты и погибли. В течение следующих четырех дней были уничтожены еще три вражеских бомбардировщика и три истребителя, но [28?] февраля исполняющий обязанности командира эскадрильи лейтенант Джеральд МакКаллум [Gerald McCallum] был вынужден выпрыгнуть из своего самолета и был расстрелян из пулемета, когда летел к земле под парашютом. По окончании операций 20 февраля - в строю находилось только [12?] Р-40.
ПРИМЕЧАНИЯ:
11. The Java Sea Campaign. 40-44; 19th Group Operations Record; 19th Group Diary.
12. Ibid.; 19th Group Operations Record; History of the 27th Group; 17th Pursuit Squadron.
13. Ibid.; CG [#2], Hq. SWP Comd., Lembang, 15 Feb. 1942; ltr. Maj. F. Smith to Mrs. Sprague, 14 Apr. 1942, in AF 201, Sprague; Cambonini Diary.
14. History of the 27th Group; [19]th Group Operations Record; GO #20, Hq. Allied Air Force, SWPA, 20 June [1942].
15. [Rouse] Diary; 19th Group Diary.
16. Ibid.; 19th Croup Operation Record.
{
Компендиум}
{
Тэги}