AAFHS-111 (часть 6.1)

May 30, 2023 11:43

[страница 116]

Глава VI

ОПЕРАЦИИ В НИДЕРЛАНДСКОЙ ВОСТОЧНОЙ ИНДИИ 1 ЯНВАРЯ - 20 ФЕВРАЛЯ 1942 ГОДА

Создание ABDACOM было необходимым шагом в попытке остановить продвижение японцев. Однако для того, чтобы такое командование функционировало, необходимо было создать штаб, наладить связь и уладить бесчисленное множество других практических деталей, на что требовалось время.

Например, необходимость создания более разветвленной системы связи, чем существовавшая до сих пор, опасно мешала выполнению командной функции ABDACOM. Считалось, что голландское оборудование и каналы связи можно использовать с британскими кодами и шифрами. Но эти объекты оказались неспособными к расширению, и когда 10 января штаб-квартира ABDACOM переехала из Батавии в Лембанг, она должна была зависеть главным образом от расположенной там радиостанции Флота США. Действительно, в начале кампании это была единственная система связи для американских войск на Яве.{1}

Поскольку в течение почти всего первого месяца кампании в NEI отсутствовало общее руководство, Дальневосточная Воздушная Армия могла самостоятельно принимать многие решения относительно операций. Хотя генерал Бреретон официально командовал [[всеми]] военно-воздушными силами, он передал управление ими в руки своего начальника штаба полковника Фрэнсиса Брэди [Francis Brady], а собственные усилия посвятил в основном переговорам [между австралийскими, британскими и голландскими официальными лицами. ]

[страница 117]

Брэди, которому умело помогали капитан Луи Б. Хоббс [Louis B. Hobbs], капитан Уильям Хиппс [William Hipps] и майор Эммет О'Доннелл [Emmett O'Donnell], продолжал выполнять эту функцию до 23 января 1942 года, когда он официально принял командование. До 14 января, когда штаб-квартира FEAF была перенесена из Дарвина на Яву, эта организация могла осуществлять лишь дистанционный контроль над американскими воздушными операциями в Нидерландской Ост-Индии. Соответственно, на плечи полковника Юджина Юбэнка [Eugene Eubank], командира V Бомбардировочного Командования, легла основная ответственность за первые операции 10 B-17 19-й группы на Яве.{2}

К 1 января 1942 года, когда Командование полковника Юбэнка достигло Маланга, была создана хорошая авиабаза и завершены предварительные планы новой серии операций против вражеских аванпостов. Сама авиабаза, известная как Сингосари [Singosari] и расположенная примерно в 5 милях к северо-западу от Маланга, представляла собой сплошное дерновое поле длиной около 5000 футов, окруженное рисовыми полями и джунглями. Несмотря на отсутствие взлетно-посадочных полос с твердым покрытием, она оказался удовлетворительной базой с достаточно приятным климатом и удобными помещениями. Очевидными целями для операций тяжелых бомбардировщиков в это время были Давао и остров Холо, расположенный примерно на полпути между северным Борнео и Минданао. Патрульные самолеты Флота США, PBY из Patwing 10, сбежавшие с Филиппин, внимательно следили за действиями японцев и сообщали о больших концентрациях японских судов в обоих этих пунктах.

[страница 118]

[Действительно, шесть из этих крайне уязвимых самолетов предприняли нападение на корабли в Холо] 27 декабря, но вражеские перехватчики перехватили их и сбили четыре.{3}

Тяжелые бомбардировщики, базирующиеся в Маланге, должны были использовать промежуточные базы для операций против Давао, находящегося на расстоянии 1500 миль. К счастью, в Кендари на Целебесе и в Самаринде на Борнео были доступны хорошие промежуточные площадки в пределах досягаемости от филиппинских целей. Эти базы были обследованы капитаном Эдвином Б. Бродхерстом [Edwin B. Broadhurst], исполнявшим обязанности инженера 19-й группы, и были признаны подходящими для операций с тяжелыми бомбардировщиками. Первая миссия была запланирована на 2 января, и Самаринда была предупреждена об [[необходимости]] обслуживания рейса американских самолетов. Восемь B-17 вылетели из Маланга, но после грозы и плохой видимости в течение более 4 часов были вынуждены вернуться на базу. Однако на следующий день погода была ясной с неограниченной видимостью, и вскоре после полудня девять B-17 достигли Самаринды. [Представители] из технического обслуживания сопровождали экипажи и с помощью голландского наземного персонала провели остаток дня, обслуживая самолеты, загрузив в каждый 2100 галлонов 100-октанового бензина и по 4 бомбы по 600 фунтов. В 05:15 4 января самолеты начали взлет, а через 2 минуты вся формация, кроме одного самолета, у которого «потек маслопровод» ["broke an oil line"], покинула поле. Более 500 миль из 730-мильного полета бомбардировщики пролетели на высоте 10 000 футов, но когда они приблизились к заливу Давао, где тогда находилось не менее 12 транспортов и более 24 военных кораблей, они поднялись на высоту 25 000 футов.

[страница 119]

[Выбрав военные корабли в качестве целей, формация во главе с майором Сесилом] Комбсом [Cecil Combs] разделилась на звенья и которые бомбили их с интервалом в 1 минуту. Зенитный огонь так и не достиг бомбардировщиков, и, хотя самолеты-перехватчики взлетели с аэродрома Давао, они не смогли вовремя набрать высоту, необходимую для перехвата. Бомбардировка была довольно точной: один эсминец был потоплен; было ряд попаданий в линкор; и бомбы упали достаточно близко к подводным лодкам и другим небольшим судам, чтобы нанести некоторый ущерб. Американские бомбардировщики остались невредимыми и приземлились в Самаринде в 14:30, при этом в баках каждого самолета было менее 250 галлонов топлива.{4}

Эскадрилья Комбса вернулась в Маланг 5 января. Миссия была успешной, но Самаринда не оказалась полностью удовлетворительной базой для операций с тяжелыми бомбардировщиками. По-видимому, требовалось более недели сухой погоды, чтобы подготовить грунтовые взлетно-посадочные полосы для [[приема]] тяжелонагруженных самолетов, и хотя новые взлетно-посадочные полосы были построены, [[прочности?]] грунта не хватало бы для использования B-17 на протяжении нескольких месяцев. Кроме того, заправка девяти самолетов для обратного перелета в Маланг истощила запасы 100-октанового бензина на Самаринде.

Однако к 7 января полковник Юбэнк узнал, что топливо с октановым числом 100 хранится в Кендари, на запасной базе, и на следующий день девять самолетов, снова во главе с майором Комбсом, вылетели из Маланга в этот пункт. Поле оказалось лучше, чем в Самаринде. На нем была зона рассредоточения, вмещающая 35 тяжелых бомбардировщиков, и близлежащие поля, которые можно было использовать для перехватчиков; строительство обширных жилых помещений шло полным ходом, и было достаточно бензина с октановым числом 100 как минимум для одной миссии девятью самолетами.{5}

[страница 120]

В 01:00 9 января майор Комбс повел свой отряд с поля Кендари. Погода не была благоприятной для миссии; экваториальный фронт был необычайно турбулентным, а полеты на больших высотах представляли дополнительную опасность из-за обледенения карбюратора. Только звено, состоящее из Комбса и двух его ведомых, МакИнтайра и Мейзера [McIntyre, Meiser], выполнило операцию сохраняя строй. Видимость была плохой, когда три самолета с ревом пронеслись над заливом Малалаг в заливе Давао, и военные корабли, замеченные в заливе, попали под бомбы. После сброса бомб [был виден] дым, исходящий от линкора, и было замечено, что одна из бомб, не попавшая в корабли, врезалась в береговые сооружения, причинив дополнительный ущерб. Остальные шесть самолетов имели меньший успех. У двух самолетов возникла проблема с двигателями, еще два не смогли найти свою группу, и все четыре вернулись в Кендари, не достигнув заданного района. Остальные два самолета, пилотируемые капитаном Парселом [Parsel] и лейтенантом Конналли [Connally], совершили несколько заходов на некоторое количество транспортов средств, но не попали ни в один из них.{6}

Воздушные налеты 4 и [9] января, хотя и были частично успешными, мало помешали планам японцев. Высокопоставленные японские чиновники создали штаб в Давао, и силы, уже находившиеся в этом районе, собирались усилить частями японского экспедиционного флота. Сначала было неясно, где будет нанесен следующий удар врага, но к 9 января были атакованы Таракан на северо-востоке Борнео и Менадо на севере Целебеса.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Hart, Narrative of events.

2. Far East Air Force Headquarters Diary, Doc. [28], in History, 5th AF, App. II.

3. The Java Sea Campaign, 12; interview with Lt. Col. R. E. Northcutt; teletype #1, Bandoeng to G-2, 13 Jan. 1942.

4. 19th Group Operations Record; GO #11, Hq. 5th AF, 30 Sep. 1942.

В захваченном японском дневнике есть запись от 4 января 1942 года, в которой говорится, что тяжелый крейсер ~Myoko~ подвергся бомбардировке у Малалага в заливе Давао, что он возвращался в Сасебо, поврежденный, понеся потери.

Ens. Toshio Nakamura's Notebook, Joint Intell. Center, POA, Navy #128.

5. 19th Group Operations Record.

6. Ibid.; GO #2, Hq. SWP Comd., Lembang, Java, 15 Feb. 1942; GO #11, Hq. 5th AF, 30 Sep. 1942; msg. #34, MacArthur to AGWAR, 11 Jan. 1942; msg. #52, Melbourne to WD, 13 Jan. 1942.

7. Msg. #26, Melbourne to WD, 9 Jan. 1942; Navy msg. #101221, CR [0009?], Brett to TAG, 10 Jan. 1942; Hart, Narrative of Events: The Java Sea Campaign. 14-15; O.N.I. Veejay. at 28 Jan. 1942, 10-11.

{ Компендиум}
{ Тэги}

1941-12-27, pby catalina, eubank eugene, 1942-01-09, b-17, 1942-01-04, group 19bg, =aafhs-111=, ijn myoko, brady francis m., combs cecil f., patrol wing 10 (pw-10), 1942-01-01, #39;donnell emmett jr. (rosie), =эпический-оверклейм=

Previous post Next post
Up