AAFHS-111 (часть 5.1)

May 27, 2023 11:28

[страница 99]

Глава V
КОМАНДОВАНИЕ ABDA

К 1 января 1942 года Филиппины больше не считались первостепенными в американской стратегии Тихоокеанского региона, за исключением, возможно, мыслей генерала МакАртура. Мало того, что японцы вынудили большую часть Дальневосточной Воздушной Армии покинуть свои передовые базы, они также изолировали Филиппины [и] отбросили линию сопротивления Союзников. Соответственно, стратегия Союзников сводилась к удержанию Малайского барьера, «определяемого как линия по Малайскому полуострову, Суматру, Яву и Северной Австралии». {1} Новая линия была заякорена в [Бирме] на западе и в Дарвине на востоке, ее центр был укреплен «неприступным» бастионом Сингапура и ограниченными военными ресурсами Нидерландской Ост-Индии.

Овладение ["acquisition"] Нидерландской Ост-Индией долгое время было неотъемлемой частью политики Японии в отношении «Большой Восточной Азии». Ее неспособность мирным путем проникнуть в эти внутренние районы вместе с растущей решимостью Англии, Австралии и Соединенных Штатов поддержать правительство Нидерландов в случае войны, несомненно, способствовали решению Японии нанести удар до того, как эта коалиция получила возможность [упрочить] свои силы. Первые [удары] войны, нанесенные в Перл-Харборе и на Филиппинах, вероятно, были главным образом рассчитаны на то, чтобы расчистить путь для вторжения [в [[Нидерландской Ост-Индии]] ].

[страница 100]

Для проведения такой атаки японцам требовались базы для наземных самолетов и эскорт для их перевозки морем. С захватом Давао в конце декабря они получили как порт, так и авиабазу, стратегически расположенную относительно северного Борнео и Целебеса. До этого атаки на базы в [[Нидерландской Ост-Индии]] состояли только из спорадических воздушных налетов. Однако развитие Давао привело к более агрессивной тактике. К 1 января Саравак, британский протекторат на северо-западе Борнео, пал, воздушные налеты на Таракан на северо-восточном побережье происходили регулярно, а девять дней спустя в этом месте и в Менадо на северной оконечности Сулавеси произошла высадка противника.{2}

Для выполнения трудной задачи [завоевания] этой островной империи японцы располагали мощными силами. По оценке Союзной разведки от 12 января, [66] перехватчиков и 130 бомбардировщиков на Хайнане и Формозе, [102] перехватчиков и 144 бомбардировщика в Таиланде, 90 перехватчиков и [24] бомбардировщика на Филиппинах, 138 перехватчиков и 114 бомбардировщиков в Малайе и 24 перехватчика уже в [[Нидерландской Ост-Индии]]. В дополнение к этим самолетам наземного базирования у японцев было 11 авианосцев ["aircraft carriers"] приблизительной вместимостью 132 пикирующих бомбардировщика, [218] бомбардировщиков-торпедоносцев и [126] самолетов-перехватчиков, а также 12 плавбаз гидросамолетов ["seaplane carriers"], на которых могли базироваться около [178] поплавковых самолетов. Эта концентрированная авиация могла обеспечить защиту военных транспортов и кораблей снабжения, привлеченных из торгового флота, уже пополненного военными трофеями. Кроме того, японцы могли при необходимости предоставить морской эскорт из крейсеров, эсминцев и линкоров.

[страница 101]

[Победа японцев] в Перл-Харборе и последующее потопление британских кораблей ~Prince of Wales~ и ~Repulse~ катастрофически ограничили военно-морские ресурсы, доступные Союзникам.{3}

Правительство Нидерландов, давно осознававшее [опасность] амбиций Японии на Дальнем Востоке, не пренебрегало защитой Ост-Индии. У них была регулярная армия численностью около 40 000 человек, дополненная примерно 100 000 местных солдат. Не имея возможности защитить все острова империи такими небольшими силами, голландское командование разместило в стратегических пунктах небольшие гарнизоны, главным образом для проведения подрывных работ [[по разрушению инфраструктуры]], и сосредоточило свои основные силы на Яве. План состоял в том, чтобы защитить этот ключ от Малайского барьера с помощью наземных войск и разбить японские конвои с помощью военно-морских и воздушных сил Союзников. {4} Воздушные силы должны были действовать в основном с аэродромов на Яве, некоторые из которых подходили для военных самолетов, а другие использовались коммерческими авиалиниями. В Батавии, столице Явы, был как коммерческий, так и военный аэродром. На хорошо замаскированном военном аэродроме в 3 милях к юго-востоку от города были взлетно-посадочные полосы длиной 5000 футов, покрытые травой, и подземные резервуары для хранения топлива, оборудованные электрическими насосами. Другие военные аэропорты находились в Калиджати, Бандунге, [Магеланге], Мадиоэне Мадиуне, Маланге и Сурабае [Kalidjati, Bandoeng, [Magelang], Madioen, Malang, Soerabaja]. Сурабая, основная военно-морская база Нидерландов, была оборудована для обслуживания как наземных, так и морских самолетов. Там были взлетно-посадочные полосы с асфальтовым покрытием и трубопроводы для дозаправки гидросамолетов. В дополнение к этим полям были коммерческие аэропорты в [Черибоне], [Семаранге], Джокьякарте и Сурабае [Cheribon, Semarang, Jogjakarta, Soerabaja], а многочисленные аварийные посадочные площадки, некоторые из которых позже использовались в качестве секретных баз для самолетов-перехватчиков, усеивали сельскую местность Явы. {5}

[страница 102]

Таким образом, посадочные площадки были достаточными для базирования значительных военно-воздушных сил. Однако голландцы не добились такого же успеха в наращивании запасов современных самолетов. На 1 января 1942 г. у них было примерно [150] самолетов, все - старых марок ["all of ancient make"]. Перехватчики были моделей Curtiss или Brewster, вооруженные двумя пулеметами калибра .30 и двумя пулеметами калибра .50, а бомбардировщики в основном были Martin B-10. Голландцы рассчитывали заменить эти устаревшие самолеты, приобретя машины производства Союзников, но единственный успех, достигнутый в этом, был достигнут на [бумаге]. Например, генерал-майор Л. Х. Ван Ойен [L. H. Van Oyen], командующий Военно-Воздушными силами Нидерландов в Ост-Индии, предпринимал частые попытки закупить современные самолеты в Соединенных Штатах, запрашивая в одно время 18 четырехмоторных бомбардировщиков, а в другое - 100 самолетов-перехватчиков. По словам Ван Ойена, на его просьбы ответили заявлением о том, что у Японии, единственного возможного противника, нет современных самолетов, и что поэтому Ост-Индии придется довольствоваться «определенно не самыми лучшими типами». Ван Ойен, писавший это в ноябре 1941 года, признал, что Соединенные Штаты предложили ему 100 P-40E, но добавил, что даты их поставки, октябрь, ноябрь и декабрь 1942 года, будут слишком поздними. «Теперь печальное и крайне опасное положение в нашей стране, - заключил он, - лучше всего видно по количеству самолетов-перехватчиков, которые у нас есть в настоящее время».

24 перехватчика Curtiss Model 21-B
19 самолетов перехватчиков Curtiss Model P-36
70 истребителей Brewster Model 339D
20 истребителей Brewster Model 339E

[страница 103]

Ясно, что голландская авиация могла оказать небольшое сопротивление японскому вторжению, и вскоре стало очевидно, что австралийцы и британцы не в состоянии оказать большую помощь. На самом же деле, Британские Дальневосточные Силы в декабре оказались в таком тяжелом положении, что [они] обратились за помощью к голландцам, а голландцы отправили свои [[бомбардировщики]] Glenn Martin на базы на Сутматре, где они могли помочь в защите Малайи. До падения Сингапура от британцев было получено мало помощи, и RAAF, за исключением одной или двух эскадрилий Hudson, никогда не могли выделить больше, чем несколько Vildebeests либо других устаревших самолетов.{7}

Таким образом, бремя противовоздушной обороны Явы легло на Дальневосточную Воздушную Армию. Генерал Бреретон во время своего перелета из Филиппин в Дарвин через Сурабаю решил, что Бомбардировочное Командование переместится на Яву, а не будет оставаться в Австралии.

Однако количество самолетов, способных совершить такую [переброску], было ужасающе мало. 1 января [4] из 14 B-17, эвакуированных с Филиппин, нуждались в капитальном ремонте в депо, и, таким образом, только 10 тяжелых бомбардировщиков были доступны для дежурства. Более того, хотя наземные расчеты 7-й Бомбардировочной Группы быстро восстанавливали разобранные А-24, их летчики и стрелки по-прежнему [указывали] на нехватку пулеметных запчастей, которая могли бы вывести пикирующие бомбардировщики из строя на какой-то неопределенный период. В то же время единственные американские самолеты-перехватчики на театре военных действий по-прежнему находились на земле из-за отсутствия «престона». {8}

[страница 104]

Тем не менее, Военное Министерство выполняло амбициозный план по созданию чего-то большего, чем лишь символическая сила в районе Австралии. В начале января было принято решение о том, что авиационные организации должны состоять из [2] тяжелых бомбардировочных групп, 2 средних бомбардировочных групп, 1 легкой бомбардировочной группы и 4 групп перехватчиков. Кроме того, была надежда, что самолеты сойдут с конвейера в количестве, достаточном для обеспечения 100-процентного резерва на всех этапах. Это потребовало бы более тщательной оценки истощения, чем это было возможно в январе, хотя первая оценка Бреретона, согласно которой ежемесячная убыль тяжелых бомбардировщиков составляла 40%, легких бомбардировщиков и перехватчиков - 50%, экипажей легких бомбардировщиков и перехватчиков - 40%, и 20% в тяжелых и средних экипажах - были восприняты на данный момент Военным Министерством. {9}

Однако, если бы эта программа усиления осуществлялась согласно плану, она не была бы завершена до марта или апреля. Очевидно, что самолеты, независимо от их назначения, были необходимы для отражения непосредственной угрозы со стороны Японии. Была некоторая надежда, что вовремя прибудет достаточное количество самолетов. К первой неделе января SS ~Polk~ и SS ~Mormack Sun~ были загружены 112 P-40 и 5 [C-58], а SS ~Mariposa~ и SS ~Cooplidge~ еще с 50 перехватчиками были почти готовы к выходу из США. Острая потребность в тяжелых бомбардировщиках должна была быть удовлетворена за счет отправки 160 B-17 и LB-30 сразу после их схода с конвейера.

[страница 105]

[План предусматривал начало перегонки первых [80] этих самолетов примерно 24 декабря, при этом 3 B-17 отправлялись как в первый, так и во второй день, 3 LB-30] и 3 B-17 на каждом из следующих пяти дней, а оставшиеся 44 [покидали бы] Соединенных Штаты из расчета 6 B-17 в день. На самом деле к [6] января [20?] B-17 и 6 LB-30 находились в пути и 45 B-17 и 9 LB-30 ожидали вылета.{10}

Едва ли не менее важным, чем авиация, было обеспечение потока боеприпасов, топлива и необходимых запчастей из Соединенных Штатов в USAFIA, которые, в свою очередь, снабжали Дальневосточную Воздушную Армию. Это потребовало координации усилий между агентствами на театре [[военных действий]] и властями США, которых поначалу не существовало. В течение недели после прибытия генерала Бретта в Австралию он представил оценку своих еженедельных потребностей в 20 000 галлонов масла, 500 000 галлонов 100-октанового бензина, 600 1000-фунтовых бомб и 15000 600-фунтовых бомб. Он добавил, что в наличии должны быть следующие подходящие боеприпасы для действий авиации: 5 000 000 патронов калибра .30 и 5 000 000 патронов калибра .50. Это сообщение, по-видимому, написанное до того, как Бретт получил возможность разумно оценить свои насущные потребности, содержало ответ, что ограниченные поставки помешают накоплению запасов для «долгосрочных операций» и что ему следует ограничить свои запросы на припасы и персонал «на тех, кто абсолютно необходим для эффективных воздушных и противовоздушных операций в ближайшем будущем».{11}

Проблема снабжения продолжала в течение многих месяцев быть самой назойливой. На театре будет получено сообщение со списком содержимого конвоя. Детализированные запасы груза будут [даны], но часто предметы будут не более конкретными, чем «[1090] тонн запчастей для самолетов» или «1423 тонны предметов снабжения».

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Memo for TAG by Gerow, 31 Dec. 1941, in AG 371 (12-17-41), See. I.

2. Edgar McInnis, The War: Third Year, New York, 1942, 123-125; The [...] Wheekly, No. 1, 28 Jan. 1942.

3. Msg. I.B. #30, Melbourne to WD, 15 Jan. 1942; nemo to TAG by Gerow, 2 Jan. 1942, in OPD, 4639 to 4622, Sec. I.

4. Edgar McInnis, The War: Third Year. 125-126.

5. Interview with Mr. F. D. Tan Horn, representative of Standard Oil in the East Indies.

6. Ltr., Maj. Gen. L. Van Oyen to S/W Stimson, 15 Nov. 1941, in WP IV-G-5, Motherland Indies.

7. Unrecorded interview with Lt. William [?]. [Boon].; msgs. #1 and 504, Bandoeng to WB, 14 and 11 Dec 1941.

Состояние британских самолетов в это время определить сложно. Сообщение из Сингапура дает следующую диспозицию: в Сингапуре 232-я эскадрилья с 6 Hurricane; в Тенгахе подразделение 4-го Армейского [Корпуса] с 4 Swordfish и 453-я эскадрилья с 6 Buffalo; на Яве 100-я и 36-я эскадрильи совокупно с 15 Vildebeest; в Палембанге 258-я и 232-я эскадрильи совокупно с 16 Hurricane; и 225-я бомбардировочная группа в неустановленном месте с 10 Hudsons и 12 Blenheim.

Msg. #78 from Singapore, 6 Feb. 1942.

Однако 16 февраля Объединенный Комитет Начальников Штабов посчитал, что следующие самолеты из Сингапура достигли Суматры : 243-я, 453-я и 483-я эскадрильи с 13 Buffalo; 232-я, 242-я, 253-я, 605-я эскадрильи с 67 Hurricane; 21-я эскадрилья с 13 Blenheim; 1-я, 8-я и 62-я эскадрильи с 36 Hudson; 27-я и 34-я эскадрильи с [57?] Blenheim, 36-я и 100-я эскадрильи с 17 Vildebeest и 205-я эскадрилья с 6 Catalina.

CCS 41, 16 Feb. IG42.

8. Interview with Col. Eugene L. Eubank; History of the 27th Group; msg., Clagett to TAG, 9 Jan. 1942.

9. Use. #282, Adams to Brereton, 17 Jan. 1942; msg. #65, Brereton to Arnold, 15 Jan. 1942.

К первой неделе февраля было решено передать одну из групп перехватчиков, состоящую из 80 самолетов, RAAF «для удовлетворения неотложных потребностей в обороне северо-восточных подступов к Австралии».

Memo for TAG by Gerow, 4 Feb. 1942, In OPD, 4630-41, Equipment and Troops, Australia (Sec. II).

10. Memo for General [Stanley D.] [Embick] by Arnold, 15 Dec. 1941, In AAG 452.1, Airplanes, Phil.; msg. #727, Adams to CG USAFFE, 20 Dec. 1941; msg. #1/90 to US [MA], Melbourne, 6 Jan. 1942; memo for TAG [orders given by Gen. Arnold], 22 Dec. 1941, in Air AG, SAS 370.5, Phil.; memo for Col. Janes G. Taylor, AC Intell. Div., by Col. Earl L. [Taiden], AC/AS A-3, 23 Dec. 1941, in Air AG, SAS 370.5, Phil.

В сообщении МакАртуру была дана более конкретная информация об ожидаемом подкреплении для перехватчиков: «В Брисбене сейчас находятся 48 пилотов-перехватчиков, 16 самолетов-перехватчиков ... Остальные либо сейчас на воде, либо отправляются в [Австралию] в первую неделю января с оставшимся частями 35-й Группы Перехватчиков в составе одной боевой эскадрильи и штабной эскадрильи, 235 дополнительных самолетов перехватчиков со 180 боевыми экипажами, двух групп перехватчиков в составе 160 самолетов, мобильной автомастерской [mobile air depot] и 10 наблюдательных самолетов с боевыми экипажами».

Status msg. #899 to CG USAFFE, 27 Dec. 1941, in AAG Misc. Msg.

11. Msg. #5, Brett to AGO, 7 Jan. 1942; msg., TAG to US [MA], Melbourne, 8 Jan. 1942.

1942-02-16, pby catalina, ss mariposa, brereton lewis h., a-24, glenn martin, ss president polk, p-40, brett george, 1942-01-06, 1942-02-06, ss mormac sun, 1941-12-27, b-17, 1941-12-24, blenheim, hudson, ss president coolidge, b-10, =aafhs-111=, hurricane, swordfish, group 35fg, vildebeest, brewster

Previous post Next post
Up