AAFHS-111 (часть 3.3)

May 19, 2023 11:40

[страница 61]

[Днем] семь дополнительных B-17 были отправлены из Дель-Монте в Сан-Марселино, неподалеку от побережья к западу от Кларк-Филд, где теперь была взлетно-посадочная полоса, способная принимать тяжелые бомбардировщики. Они не заметили никаких признаков активности противника и пролетели все расстояние без происшествий. Однако, когда они готовились к посадке сразу после наступления темноты, зенитчики, не признав B-17 как свои самолеты, открыли огонь. К счастью, ни самолеты, ни экипажи не пострадали.

Некоторые воздушные патрули в эти критические часы давали почти бесполезные отчеты. По словам адмирала Харта, через систему оповещения прошло «необычайное количество неверной информации о противнике». Поступали многочисленные сообщения о «наблюдениях противника, когда на самом деле ничего замечено не было, а когда корабль действительно наблюдали, о нем обычно сообщали [[выбирая]] из двух [[возможных]] категорий: независимо от размера, либо он считался транспортом, либо линкором». {16}

Однако в ночь с 9 на 10 декабря штаб USAFFE получил подтвержденные сообщения о приближении конвоев противника.{17} Из этих конвоев по крайней мере два направлялись к северному Лусону. Чтобы отразить высадку, планировалось координировать атаки тяжелых бомбардировщиков, находившихся сейчас на Кларк-Филд и Сан-Марселино, с сильным эскортом перехватчиков. Таким образом, пять B-17 и две эскадрильи перехватчиков, 17-я с P-40E и 21-я с P-35, были готовы к утренней миссии. В 06:00 B-17 под командованием майора Комбса взлетели и направились к заливу Лингайен. На подходе к району цели к ним присоединилась 17-я эскадрилья. B-17, каждый из которых был загружен 20 100-фунтовыми фугасными бомбами, выбрали [[целями]] несколько транспортов, уже выгружающих войска и припасы.

[страница 62]

[Были проведены два захода] четырьмя бомбардировщиками, первый с высоты 12 000 футов, а второй с высоты на 500 футов выше. Пятый B-17, пилотируемый лейтенантом Эллиоттом Вандевантером [Elliott Vandevanter], пронесся сначала на высоте 10 000, а затем на высоте 7 000 футов. По завершении бомбардировки зенитный огонь все еще был яростным, но P-40 спикировали на высоту, достаточную для обстрела кораблей и береговых сооружений. Тем временем на место происшествия прибыла 21-я эскадрилья, которая неправильно рассчитала время, необходимое медленным P-35 для прибытия к цели. B-17 ушли, выполнив свою задачу, но P-35, у которых не было ни бронезащиты ни герметичных баков, «обстреливали и снова обстреливали захватчиков». Когда лейтенант Сэмюэл Х. Маретт [Samuel H. Marett], командир эскадрильи, возглавлял свое звено в «последнем и успешном пикировании» взорвался транспорт, уничтоживший самолет Маретта. Маретт был убит. Еще один Р-35 также был потерян, но пилота удалось спасти. В-17 удалось поразить ряд судов, но, по-видимому, в [[этой]] серии бомбардировок и обстрелов был потоплен только один транспорт».{18}

Эта миссия была лишь частью дневных операций тяжелых бомбардировщиков. Еще одна миссия была запланирована для 14-й эскадрильи майора О'Доннелла. B-17 этого подразделения вылетели из Сан-Марселино в 06:00 для первоначального перелета на Кларк-Филд, где их должны были обслужить и загрузить бомбами. План был в некоторой степени нарушен предупреждением о приближении японских самолетов. К тому времени, когда пять B-17 достигли Кларка, для остальных трех приземляться было сочтено слишком опасным, [и им было приказано оставаться в воздухе].

[страница 63]

Однако к 11:00 их топливо было почти исчерпано, и они были вынуждены вернуться в Сан-Марселино. Тем временем остальные пять самолетов «прошли техническое обслуживание и взлетели по отдельности, выполняя свои задания».{19}

Три машины под командованием майора О'Доннелла, капитана Э. Л. Парсела и лейтенанта Г. Р. Монтгомери [O'Donnell, E. L. Parsel, G. R. Montgomery] направились к Вигану, примерно в 100 милях к северу от залива Лингайен, где японцы сосредоточили несколько транспортов, охраняемых военными кораблями. О'Доннелл, первым прибывший в район цели, совершил несколько заходов на высоте 25 000 футов против того, что выглядело вражеским авианосцем. Механические неисправности бомбодержателей, а также зенитный огонь помешали бомбардировке, и потребовалось примерно 45 минут, чтобы сбросить восемь 600-фунтовых бомб. Попаданий не наблюдалось. Парсел добился большего успеха. Он совершил два бомбометания с высоты 12 500 футов. Первая атака четырьмя 300-фунтовыми бомбами по крейсеру не увенчалась успехом, но из трех бомб, сброшенных во время второго захода, было как минимум одно прямое попадание в транспорт. Монтгомери успел загрузить только одну 600-фунтовую бомбу, прежде чем ему было приказано покинуть Кларк Филд. Однако он направился к Вигану и сбросил бомбу в воду рядом с транспортом. {20} Два оставшихся B-17 вылетели по отдельности с Кларк-Филд примерно в 09:50, чтобы совершить налет на японские десантные корабли, транспорты и их военно-морской эскорт возле Аппари у крайнего северного побережья Лусона. Лейтенант Г. Э. Шетцель [G. E. Schaetzel], пилот одного из самолетов, совершил заход на несколько транспортов на высоте 25 000 футов, по-видимому, попав в цель.

[страница 64]

[Он] развернулся, чтобы разбомбить крейсер, но к этому времени зенитный огонь был сильным, а перехватчики противника набрали достаточную высоту для атаки. Хотя B-17 был серьезно поврежден, экипаж не пострадал, и Шетцелю удалось добраться до Сан-Марселино.

Тем временем капитан Колин Келли [Colin Kelly] на другом тяжелом бомбардировщике был отправлен чтобы найти и, если возможно, потопить авианосец у северного побережья Лусона, о котором сообщалось ранее. Навигатор Келли, лейтенант Джо [М?]. Бин [Joe [M]. Bean] заметил возле Апарри большой японский военный корабль, вероятно, линкор класса ~Yamashiro~ или ~Haruna~, среди большого скопления кораблей, включавшего 6 крейсеров, 10 эсминцев и не менее 15 транспортов. После безрезультатных поисков авианосца Келли решил атаковать линкор, который представлял собой хорошую цель, поскольку двигался медленно и не маневрировал. Бомбардир, сержант Мейер С. Левин [Meyer S. Levin] сбросил всю бомбовую нагрузку, 3 х 600-фунтовые бомбы, с высоты 22 000 футов. Первые две зачли как близкие промахи; третья попала прямо в середину корабля, и когда B-17 повернул обратно к своей базе, боевой корабль, казалось, остановился, и из него валил черный дым.

Во время обратного полета все стрелки оставались на своих местах, кроме радиста (стрелка нижней башни), который получал инструкции по посадке от Кларк Филд. Диспетчерская вышка сначала предупредила Келли, чтобы он не заходил на посадку, но почти сразу после этого предупреждения сообщила ему, что прозвучал сигнал «все чисто» ["all clear"; отбой тревоги].

[страница 65]

[Это приветственное сообщение было получено как раз после того, как без предварительного предупреждения «командир разрешает посадку» ["the commander's done flew off"] ], приборная панель, казалось, распалась, пулеметная очередь пробила левый пост заднего стрелка, убив техника-сержанта Уильяма Дж. Делеханти [William J. Delehanty], кислородные баллоны низкого давления в радиоотсеке взорвались, и «пустой бомбоотсек» загорелся. Неожиданная атака последовала от двух вражеских перехватчиков, которые вынырнули из облаков снизу с тыла самолета, в сближении, которое, вероятно, было бы замечено, если бы нижняя башня была укомплектована персоналом. Перехватчики продолжали вести огонь, а пламя из бомбоотсека нарастало и становилось почти невыносимым. Келли приказал экипажу спасаться. Штаб-сержант Джеймс [Э]. Холкиард, рядовой Роберт А. Альтман и рядовой Вильярд Л. Мани [James [E]. Holkyard, Robert A. Altman, Williard L. Money] выпрыгнули из заднего отсека; Бин и Левин [Bean, Levin] вывалились из аварийного люка; а Келли и второй пилот, лейтенант Дональд Д. Робинс [Donald D. Robins], готовились покинуть самолет. Внезапно раздался страшный взрыв. Робинсу, выброшенному из-под обломков, удалось потянуть за трос своего парашюта. Несмотря на то, что один из вражеских перехватчиков тщетно пытался расстрелять из пулемета американцев, выпрыгнувших из самолета, весь экипаж благополучно достиг земли, за исключением Делеханти и Келли, тела которых позже были найдены - в ужасном состоянии - возле обломков их машины. {21}

Перехватчики, сбившие B-17 Келли, могли [[быть из состава]] японских соединений, направлявшихся в район Манилы. Американские эскадрильи перехватчиков все утро были в состоянии боевой готовности, чтобы встретить подобную угрозу. 17-я эскадрилья после своей предыдущей миссии по сопровождению в заливе Лингайен прикрывала B-17, когда они возвращались на Кларк [Филд].

ПРИМЕЧАНИЯ:

16. 19th Group Operations Record; Hart, Narrative of Events.

17. Эта информация могла быть получена лейтенантом Грантом [M]. Махони [Grant [M]. Mahoney] из 3-й группы перехватчиков. Его цитата для DSC гласит: «Вызвался на жизненно важную ночную миссию в плохую погоду во время полного затемнения земли и перед лицом сильного огня с земли с прочно удерживаемых позиций, лейтенант Махони 10 декабря 1941 года получил информацию, которая была необходимо для последующей успешной бомбовой атаки»

GO #43, Hq. USAFFE, 21 Dec. 1941.

18. History, 24th Pursuit; 19th Group Operations Record; CO #48, Hq. USAFFE, 21 Dec. 1941.

Лейтенант Джек Дейл [Jack Dale] из 17-й эскадрильи был упомянут в том же общем приказе за то же самое действие. Он описан как возглавлявший свое звено 10 декабря в атаках возле Вигана, Илокос Морте [Ilocos Morte], сквозь сильную ПВО «примерно двадцати вражеских военно-морских кораблей, включая два тяжелых крейсера и несколько эсминцев…». Характеристики P-35 см. Приложение 2.

19. Семь B-17 прибыли с майором О'Доннеллом 9 декабря. Восьмой, пилотируемый капитаном Э.Л. Парселом, достиг Сан-Марселино в тот же день после разведывательной миссии к югу от Давао.

19th Group Operations Record.

20. Ibid.; GO #2, Hq. Southwest Pacific Command, Lembang, Java, 15 Feb. 1942.

This general order is incorrect as to date, giving 9 December as the day of the missions rather then the 10th.

21. Лучший на сегодняшний день военный отчет о миссии Колина Келли, написанный полковником Э. Л. Юбэнком после интервью с лейтенантом Джо Бином и другими офицерами, которые разговаривали с другими выжившими.

Narrative Report of Flight of Captain Colin P. Kelly ... Doc. 25, in History, 5th AF, App. II.

Цитата указывает, что [военный корабль, обычно идентифицируемый как линкор ~Haruna~, был потоплен. Нет никаких доказательств того, что [[действительно]] был потоплен военный корабль. ~Haruna~ появлялась в более поздних сражениях, таких как Вторая Битва в Филиппинском море.]

[Washington, Oct. [28?], 1944, Pacific Fleet Communique [168?]; GO #46, Hq. USAFFE, 21 Dec. 1941; GC #32, Hq. [5th AF], [2 Dec. 1942?]; GO #[52], 5th AF, 13 Dec. 1940. See also msq. [9], Java to TAG [15] Feb. 1942 and Fisher Talk [summarising?] the engagement.

МакАртур [28?] декабря 1941 г. упомянул «потопление японского линкора капитаном Келли», а 11 декабря он сообщил по радио, что «в конце атаки корабль яростно горел» ["at end of attack, ship was burning fiercely"].

Msgs, MacArthur to 11 and [28] Dec. 1941.

Флотские PBY также утверждает, что 11 декабря вывели из строя корабль класса ~Haruna~.

Hart, Narrative of Events.

eubank eugene l., b-17, p-35, kelly colin, squadron 17fs, =aafhs-111=, combs cecil f., 1941-12-10, squadron 21fs, p-40, squadron 14bs, #39;donnell emmett jr. (rosie), =эпический-оверклейм=

Previous post Next post
Up