Льюис Хайд Бреретон : «Чертовски способный командир» (ч.12)

Jan 20, 2023 16:14

Исходя из всего того, историк военно-воздушных сил смотрит на события 8 декабря 1941 года с большим разочарованием. Сухопутные силы МакАртура не имели возможности противостоять врагу до тех пор, пока японские войска не высадились на Филиппинах, а Азиатский Флот, за исключением его нескольких подводных лодок, был слишком слаб, чтобы противостоять японскому флоту. Только FEAF имел наступательные возможности для нанесения немедленного удара. Неспособность МакАртура - или отказ Сазерленда позволить МакАртуру - хотя бы поговорить лицом к лицу с командующим этими силами в то критическое раннее утро остается необъяснимым. {II-65}

Тем не менее, следует отметить, что такие обсуждения мало что изменили бы. Что бы ни происходило на Филиппинах в дни, предшествовавшие 8 декабря, настоящей причиной было решение поставить B-17 в уязвимое положение без адекватных баз, системы предупреждения и защиты. Когда перехватчики США потеряли контроль над воздухом, ничто не могло защитить бомбардировщики на земле. Успешная атака на Кларк лишь ускорила неизбежное. Многие в штаб-квартире МакАртура ясно осознавали этот факт, хотя следует признать, что такая точка зрения была удобной, поскольку оправдывала [[те варианты]] решений, которые были приняты USAFFE. По словам Пола П. Роджерса [ Paul P. Rogers ], рядового клерка в штабе МакАртура: «[полковник] Ричард Маршалл [ Richard Marshall ], стойкий духом во времена невзгод, заметил Сазерленду: «Ну, Дик, это не имеет большого значения. Если бы мы не потеряли их на земле на Кларке сегодня, мы потеряли бы их позже, в воздухе или на земле, и это вообще не имело бы никакого значения». {II-66} Подполковник Чарльз Уиллоуби [ Charles Willoughby ], начальник разведки МакАртура, позже писал: «Была предпринята попытка приравнять потерю семнадцати бомбардировщиков на Кларк-Филд к потере линкоров в Перл-Харборе. Но на самом деле это не сравнимо; жалкого количества самолетов Бреретона никогда не было достаточно, чтобы повлиять на проблему Филиппин, и они вскоре сточились бы из-за истощения, даже при самом тщательном уходе». {II-67} И майор Кортни Уитни [ Courtney Whitney ] пришел к выводу, что «военно-воздушные силы в распоряжении МакАртура были обречены, пока они не были обеспечены запасными частями и ограничены таким количеством аэродромов». {II-68} Уитни отразил точку зрения FEAF, выраженную командиром 93-й бомбардировочной эскадрильи: «[Кларк] был там, как ушибленный палец ["sore thumb"] посреди проклятой равнины, без [[надлежащего]] предупреждения с воздуха и без противовоздушной обороны». Капитан Сесил Комбс [ Cecil Combs ] высказался жестче. «На земле все они были дохлыми утками ["dead duck"], а держать их в воздухе все время вы не могли». {II-69} [k4: "я-не-я, лошадь не моя, и зелен виноград..." ]

Похоже, что командование в Вашингтоне признало, что предвоенная авантюра провалилась. Хотя Арнольд так и не смирился с уничтожением B-17 на Кларке, он, похоже, не винил Бреретона, которому позвонил через два дня после нападения. Согласно стенограмме, Арнольд был явно озадачен и обеспокоен, но выказывал поддержку. Слова Бреретона демонстрируют как замешательство, так и шок - более чем понятные, учитывая события предыдущих часов, - смешанные с реалистичным пониманием затруднительного положения FEAF. Нетерпеливый и безжалостный, Хэп Арнольд отказывался мириться с неудачами, что могли почувствовать на себе даже такие близкие друзья, как генерал-лейтенант Айра Икер. Если бы он приписал фиаско на Кларке [[ответственному]] авиационному командиру, боевая карьера Бреретона закончилась бы, как это произошло со многими лидерами, которых Арнольд счел некомпетентными. Точно так же МакАртур, по-видимому, не обвинял своего авиационного командира, по крайней мере, до тех пор, пока публикация «Дневников Бреретона» в 1946 году не намекнула на бездействие USAFFE и не вызвала немедленное, но, откровенно говоря, не очень хорошо принятое [[общественностью (?)]] опровержение. {II-70}

[===]

Несмотря на плохую погоду, прервавшую операции, японская авиация продолжала свои систематические атаки. В ночь с 8 на 9 декабря они нанесли удар по Николс Филд. 10 декабря они сосредоточились на полях Нильсон и Дель Кармен, а также на военно-морских объектах в Кавите. Первая высадка японцев на Лусон состоялась 10 декабря в Вигане и Апарри. Отчаянные усилия FEAF были доблестными, но тщетными. Когда взлетали перехватчики, они встречали, казалось, бесконечные порядки японских истребителей; бомбардировщики редко действовали более чем втроем и вчетвером. На земле самолеты можно было спрятать, но не защитить. Техническое обслуживание и снабжение оказались проблематичными, и истощение без замены быстро сточило силы. К концу 11 декабря FEAF вывел оставшиеся B-17 на Минданао. Сократившись до двадцати двух P-40 и восьми P-35, V-е Командование Перехватчиков отказалось от своей оборонительной роли и зарезервировало свои небольшие силы лишь для разведывательных миссий и периодических бомбардировок. Это решение оставило Лусон беззащитным и означало, что немногочисленные атаки на японские десанты оказались почти полностью неэффективны. {II-71} «13 декабря было днем, когда японцы действительно начали наносить удары по нам», - позже писал генерал-майор Джонатан М. Уэйнрайт, ветеран-кавалерист, командующий сухопутными войсками на севере Лусона. «Это был день, когда я навсегда осознал тщетность попыток вести войну без воздушных сил». {II-72}

Эффективный контроль со стороны штаб-квартиры FEAF был невозможен, и 23 декабря Бреретон запросил разрешение на перенос своей штаб-квартиры с Филиппин. На следующий день он повторил свою просьбу, направив служебную записку с просьбой о назначении его в Австралию. Позднее Бреретон, Сазерленд и МакАртур встретились [[лично]]. Результатом стал приказ, который предписывал Бреретону выдвигаться на юг со своим штабом и почти дословно цитировал его миссию, предложенную Бреретоном в его меморандуме в тот же день ранее, которая призывала его в первую очередь поддерживать Филиппины. {II-73} Капитан Инд видел Бреретона незадолго до того, как последний ушел:

«Я чувствовал, что ... он [[уже]] обладал ясным видением ужасно мрачного опыта, с которым мы столкнулись, и что он не позволит ничему помешать своим мерам подготовки ... Он вложил неутомимую энергию в [[прежне]] вялое поступательное движение подготовки ....Генерал Бреретон крепко сжал мою руку и короткими отрывистыми предложениями выразил признательность за мое внимание к долгу.» {II-74}

К концу декабря японцы вытеснили Азиатский флот в Нидерландскую Ост-Индию, нанесли ущерб FEAF, изолировали войска МакАртура на Батаане и Коррехидоре и высадились на Борнео. Надежды на то, чтобы остановить этот безжалостный поток, теперь были сосредоточены на спешно собранных силах американцев, британцев, голландцев и австралийцев, известных как ABDACOM, под командованием британского генерала сэра Арчибальда Уэйвелла с генерал-лейтенантом Воздушных Сил Армии США Джорджем Бреттом в качестве его заместителя. Бреретон стал заместителем командующего авиацией при маршале авиации сэре Ричарде Пирсе. {II-75}

ABDACOM просуществовал недолго. Другие Союзники мало что могли предложить в виде современных самолетов, а силы Бреретона состояли из нескольких потрепанных машин, выживших на Филиппинах и небольшого количества новых самолетов и подразделений, в основном укомплектованных неопытными экипажами. Противоречивые цели мешали операциям. Голландцы были озабочены защитой самой Явы и не хотели отвлекаться. Беспокойство британцев по поводу Сингапура, Малайи и Бирмы влекло их на запад. Австралийцы опасались нападения на свою родину, поэтому сосредоточили свое внимание на востоке. Американцы разделяли эту озабоченность, в то время как Бреретон по-прежнему был глубоко привержен поддержке сил МакАртура на Батаане. {II-76} Хотя противоречивые цели вызвали путаницу и затруднили операции, они мало повлияли на окончательные результаты кампании. У ABDACOM просто не хватило сил, чтобы справиться с разбушевавшейся японской армией и флотом.

Для Бреретона, чья штаб-квартира переехала на Яву 18 января, это было ужасное время. Он не мог ни быстро реагировать на быстро меняющуюся обстановку, ни адекватно руководить действиями небольшого количества бомбардировщиков, имевшихся в его распоряжении. В его скудный штат входили наземные офицеры, которые временно его заменяли. Он мало что мог сделать, чтобы помочь МакАртуру, и не видел возможности защитить Яву. {II-77} Гораций М. Уэйд [ Horace M. Wade ], пролетевший на Consolidated LB-30, экспортной версии B-24 «Liberator», через Северную Африку к Бандунгу на Яве, не нашел там ничего, кроме путаницы:

[===]

«Мне казалось, что дошедшие до нас указания о том, что мы должны были делать, не отражали действительного, истинного хода военной кампании, которая шла там... Мне не казалось, что мы собираемся быть эффективным. У нас не было поддержки. У нас не было запчастей для самолетов. Мы плохо бомбили. У нас не было хорошего надзора. Люди были напуганы. Вот в какой ситуации мы оказались.» {II-78}

Одиннадцать утомленных выживших [[машин]] из 19-й бомбардировочной группы составили первоначальный контингент Явы. Прибыло подкрепление. Шесть B-17 и четыре LB-30 из 7-й бомбардировочной группы прибыли примерно в середине января. К 1 февраля еще пятнадцать B-17E и четыре LB-30 достигли Явы, многие из которых пролетели длинным маршрутом с запада через Африку. В конечном итоге не менее шестидесяти пяти B-17, B-24 и LB-30 достигли Явы, включая те, которые вылетели с Филиппин. За время своего недолгого существования ABDACOM выполнил более шестидесяти бомбардировочных вылетов, в том числе более 300 отдельных самолето-вылетов, в среднем около пяти самолетов за атаку. Погода, расстояние, неопытность и механические поломки оказались почти непреодолимыми препятствиями, и более 40 процентов самолетов не достигли своих целей. Не хватало обученного обслуживающего персонала, оборудования, инструментов и запчастей. Как и на Филиппинах, потери на земле продемонстрировали неспособность ABDACOM защищать свои авиабазы. Бомбардировщики потеряли шесть самолетов в бою, шесть в авиакатастрофах и двадцать шесть на земле. Неадекватная система предупреждения с воздуха, нехватка зенитных средств и самолетов-перехватчиков свели на нет оборону. Нехватка кораблей значила, что многие из новых перехватчиков должны были быть собраны в Австралии и доставлены на Яву, а сочетание погоды и неопытности пилотов способствовало высокому уровню истощения. {II-79}

Проблемы со снабжением были настолько серьезными, что 26 января Бреретон направил в Военное Министерство сообщение с предложением передать под [[ведение]] ABDACOM всю Австралию, а не только северо-западную ее часть. Усилия Бреретона, по-видимому, были направлены на генерал-майора Джулиана Ф. Барнса [ Julian F. Barnes ], [[временного американского армейского]] командующего на восточном побережье Австралии, который, по мнению Бреретона, не смог обеспечить требуемую материально-техническую поддержку. Однако предложение Бреретона вызвало некоторый ужас в Вашингтоне, округ Колумбия. Хотя единство авиационного командования в Австралии было логичным, рекомендации Бреретона, казалось, указывали на желание сместить основные усилия США с защиты Малайского барьера. Маршалл подчеркнул, что целью Военного Министерства было победить врага совместными усилиями под командованием генерала Уэйвелла, а Бреретон отвечал за выполнение приказов Уэйвелла. Маршалл заверил Бреретона, что он может «прямо и авторитетно» обратиться к генералу Барнсу за материально-технической поддержкой. В то же время Маршалл напомнил и Барнсу, что его миссия - всячески поддерживать Бреретона. {II-80}

Кадровые проблемы были глубже, чем нехватка и неопытность людей. 25 января полковник Брэйди, ныне начальник оперативного отдела ABDACOM и командующий Воздушными Силами Армии США на Яве, раскритиковал «отсутствие дисциплины и чувства ответственности со стороны офицеров Авиакорпуса», которые не заботились о своих людях, оборудовании и боеприпасах. Они были, жаловался Брейди, беспомощными без «полной базовой поддержки с неограниченным снабжением от Авиационного Корпуса, механическими мастерскими и т. д., чтобы [[возможно было]] функционировать». {II-81} Бретт согласился и добавил, что он и Бреретон были обеспокоены «общей позицией попыток найти способы, как не делать работу, вместо того, чтобы сделать ее». {II-82} [k4: примечательно, что это слова Арнольда, сказанные в адрес самого Бретта.]

8 февраля 1942 года, возможно, стало самой низкой точкой войны для Бреретона. «Прочитав знамения на стене» [k4: видимо, идиома - отсылка к "мене-текел-упарсин"... ], он рекомендовал вывести FEAF с Явы, совет, который Уэйвелл и Бретт подвергли резкой критике как пораженческий. Этот эпизод, разногласия с маршалом авиации Пирсом по поводу операций и необходимость иметь дело с низким моральным духом и плохим состоянием его собственных воздушных сил побудили Бреретона попросить [[своего]] высвобождения из ABDACOM. Его просьба была отклонена, и он продержался оставшиеся две недели или около того. 15 февраля пал Сингапур. Японцы уже удерживали Борнео и Целебес и начали вторжение на Суматру. Японские войска оккупировали Бали 19 февраля и в тот же день бомбили Дарвин, сильно повредив его аэродромы и портовые сооружения. {II-83} После изоляции Ява работа ABDACOM была прекращена, и 21 февраля Уэйвелл телеграфировал эту новость премьер-министру Уинстону Черчиллю:

«Я боюсь, что оборона района ABDACOM была нарушена, и что защита Явы теперь не может продолжаться долго .... Она всегда зависела от [[исхода]] воздушного сражения, и как только более слабая авиация падает [[по численности]] ниже определенной пропорции, ее ликвидация происходит быстро. Боюсь, наша авиация из-за потерь последних дней и отсутствия подкреплений достигла этой стадии. Все, что сейчас размещено на Яве, мало что может сделать для продления борьбы.» {II-84}

[Оригинал:]«I am afraid that the defence of ABDACOM area has broken down and that defence of Java cannot now last long.... It has always hinged on air battle and once [the] weaker air force is outmatched beyond certain proportion its elimination is rapid. I am afraid our air force owing to losses of last few days and failure of reinforcements has reached this stage. Anything put into Java now can do little to prolong the struggle.»

Примечания:

{{II-65}} Diary: General Douglas MacArthur [21 Jul. 1941-23 Feb. 1942], p. 28, Box 3, RG 2, MacArthur Memorial Archives; Bartsch, "Was MacArthur Ill-Served by His Air Force Commanders in the Philippines?," p. 53.

{{II-66}} The Good Years, pp. 98-99.

{{II-67}} Willoughby, MacArthur, p. 26.

{{II-68}} Maj. Gen. Courtney Whitney, MacArthur: His Rendezvous With History (New York: Alfred A. Knopf, 1956), p. 12.

{{II-69}} Intvw, Maj. Gen. Cecil F. Combs, Jun. 29, 1982, p. 62, K239.0512-1344. AFHRA, Maxwell AFB, Ala.

{{II-70}} Transcript, Telephone Conversation Between General Arnold and General Brereton, Dec 8, 1941, Box 210, Papers of Henry H. Arnold, LC; "M'Arthur Denies Brereton Report," New York Times, Sep. 28, 1946, p. 6; Brereton, The Brereton Diaries, p. 11; James, The Years of MacArthur, II, p. 12; Bartsch, "Was MacArthur Ill-served by His Air Commanders in the Philippines?," pp. 58-60.

{{II-71}} Shimada, "The Opening Air Offensive Against the Philippines," pp. 94-99; Craven and Cate, The Army Air Forces in World War II, I, pp. 215-19; Prados, Combined Fleet Decoded, p. 208.

{{II-72}} Wainwright, General Wainwright's Story, p. 25.

{{II-73}} "Brief Summary of Action in the Office of Chief of Staff, USAFFE," Dec. 23 and Dec. 24, 1941, Folder 5 "A Brief Summary of Action," Box 2; Memo, Brereton to MacArthur, "Plan of Employment, FEAF," Dec. 24, 1941, Box 4, Memo, Sutherland to Brereton, Box 4, RG 2, MacArthur Memorial Archives; James, The Years of MacArthur, II, pp. 16-18 Bartsch, "Was MacArthur Ill-Served by His Air Force Commanders in the Philippines?," p. 57; Brereton, The Brereton Dairies, pp. 62-63.

{{II-74}} Ind, Bataan, p. 166.

{{II-75}} Brereton, The Brereton Diaries, pp. 76-77; Craven and Cate, The Army Air Forces in World War II, I, pp. 366-71; Maj. Gen. S. Woodbury Kirby, The War Against Japan Vol. I, The Loss of Singapore (London: Her Majesty's Stationary Office, 1957), pp. 293-94; Alfred Chandler, ed., The Papers of Dwight David Eisenhower, 5 Vols. (Baltimore: The Johns Hopkins Press, 1970), I, pp. 49-52.

{{II-76}} Brereton, The Brereton Diaries, pp. 75, 79, 79; Gillison, Royal Australian Air Force, pp. 319-20; Craven and Cate, The Army Air Forces in World War II, I, pp. 371-74; "Army Air Action in the Philippines & Netherlands East Indies," pp. 102-103.

{{II-77}} Ltr, Col. Francis M. Brady to Brig. Gen. Carl A. Spaatz, Chief of Air Staff, Jan. 25, 1942, File Diary [Personal], Jan 17-Feb 8, 1942, Box 8, The Papers of Carl A. Spaatz, LC; Brereton, The Brereton Diaries, p. 80; Craven and Cate, The Army Air Forces in World War II, I, pp. 377-78.

{{II-78}} Intvw, Gen. Horace M. Wade, pp. 76-77, 85, K239.0512-1105. AFHRA, Maxwell AFB, Ala.

{{II-79}} Craven and Cate, The Army Air Forces in World War II, I, pp. 380-87, 400-401; Mitchell, On Wings We Conquer, pp. 73-74, 80-81, 88, 174-75.

{{II-80}} The Papers of Dwight David Eisenhower, I, pp. 76-77, 80-81; Connell, Wavell: Supreme Commander, pp. 124-26.

{{II-81}} Ltr, Col. Francis M. Brady to Brig. Gen. Carl A. Spaatz, Chief of Air Staff, January 25, 1942, File Diary [Personal], Jan 17-Feb 8, 1942, Box 8, The Papers of Carl A. Spaatz, LC.

{{II-82}} Ibid.

{{II-83}} Brereton, The Brereton Diaries, p. 88; Craven and Cate, The Army Air Forces in World War II, I, p. 388.

{{II-84}} Connell, Wavell: Supreme Commander, p. 194.

b-24, 1942-02-08, 1941-12-11, 1942-02-15, barnes julian f., 1942-01-26, 1941-12-23, brady francis m., brereton lewis h., marshall, 1941-12-10, sutherland richard k., 1942-02-21, p-40, brett george, macarthur douglas, lb-30, arnold, b-17, 1941-12-13, 1942-02-19

Previous post Next post
Up