Льюис Хайд Бреретон : «Чертовски способный командир» (ч.11)

Jan 19, 2023 14:12

Где-то около 04:00 Бреретон был разбужен известиями о нападении японцев на Перл-Харбор. Звонок поступил от Сазерленда, и Бреретон сказал ему «передать генералу МакАртуру, что 19-я бомбардировочная группа будет готова бомбить Формозу при дневном свете». {II-48} Затем Бреретон приказал Брэйди уведомить все авиационные части об атаке и позвонил Юбэнку, чтобы тот подготовился к нанесению авиаудара на рассвете. Бреретон начал уточнять бомбовую нагрузку, но Юбэнк посоветовал подождать на случай смены целей в последнюю минуту. Также было бы лучше, если бы самолет был разгружен на случай внезапной чрезвычайной ситуации. Юбэнк уведомил свои подразделения на Кларке и отправил сообщение в Дель Монте, приказав О'Доннеллу установить патрулирование и предупредить охрану аэродрома и экипажи самолетов. Второй звонок от Бреретона вызвал Юбэнка в штаб-квартиру FEAF. Штаб Бреретона начал подготовку к атаке на Формозу. Данные планирования, хотя и скудные в деталях, содержали достаточно информации, чтобы сделать операцию практическим ударом по основным целям [[определенным]] FEAF - гавани Такао и военно-морскому аэродрому. Пока его сотрудники готовились, Бреретон сообщил в штаб-квартиру USAFFE, где Сазерленд сообщил ему, что МакАртур находится на конференции. Сообщение Военного Министерства, полученное в 05:30, подтверждало нападение на Перл-Харбор и предписывало МакАртуру выполнить задачи, указанные в [[плане]] ~Rainbow 5~, вторичные задачи в котором, как мы помним, заключались в проведении воздушных налетов на японские силы и объекты в пределах досягаемости c баз FEAF. Сазерленд не позволил ему встретиться с МакАртуром, и Бреретон призвал начальника штаба одобрить отправку двух эскадрилий с Кларка против Формозы и переброску их с Кларка в Дель-Монте для последующей атаки. Сазерленд одобрил подготовку, но сказал летчику подождать, пока МакАртур не разрешит наступательные действия. Сазерленд продолжал отказывать Бреретону в разрешении поговорить напрямую с МакАртуром, но перед лицом настойчивости Бреретона в конце концов вошел в кабинет МакАртура. Он вернулся с ответом "ждать"; USAFFE не должны был совершить [[первыми]] «открытый акт» ["overt act"]. Бреретон ответил, что, по крайней мере, для него Перл-Харбор казался «открытым актом», но его аргументы остались без внимания. К 07:15 Бреретон вернулся в свой штаб. Капитан Инд видел как тот прошел мимо него в холле, идя «коротким быстрым шагом» ["in a short, swift stride"] {II-49} с бледным лицом и сжатыми челюстями. Разочарованный и нетерпеливый летчик сказал Брэйди и Юбэнку продолжить подготовку к разведке аэродромов на Формозе, но отложить атаку. {II-50}

Тем временем в штаб-квартиру FEAF поступали неподтвержденные сообщения о действиях японской авиации. Около 08:00 майор Дэвид Гиббс [ David Gibbs ], командовавший B-17 в Кларке в отсутствие Юбэнка, приказал им подняться в воздух на основании сообщения от радиолокационной установки на Иба-Филд о приближающемся воздушном налете. Из девятнадцати бомбардировщиков один находился в ангаре для ремонта, два красили, четвертый выполнял разведывательную миссию в направлении Формозы, а один взлетел с опозданием из-за механических проблем. Большинство бомбардировщиков рассредоточились для поиска районов к северу и западу от Лусона, а другие остались вокруг близлежащей горы Араят. {II-51} В 08:50 Сазерленд позвонил Бреретону и подтвердил предыдущий приказ: «Пока воздержитесь от бомбардировок Формозы». {II-52}

В течение следующего часа подтвержденные сообщения о нападениях японцев на Багио, Тугегарао [ Baguio, Tuguegarao ] и аэропорт в Давао достигли штаб-квартиры FEAF. {II-53} Поскольку они эффектно разрешили вопрос о "открытом акте" на Филиппинах, Бреретон позвонил Сазерленду в 10:00 и повторил свою просьбу о разрешении атаковать Формозу. Сазерленд еще раз сказал Бреретону, что все самолеты будут находиться в резерве и что USAFFE занимает оборону. Бреретон ответил, что, если Кларк Филд будет уничтожен, FEAF не сможет действовать наступательно, но Сазерленд продолжал игнорировать его аргументы. {II-54} К тому времени летчик был вне себя. «Генерал Бреретон был чем-то вроде тигра», - вспоминал позже Юбэнк. «Он жаждал что-то сделать» [ «General Brereton was sort of a tiger». «He wanted to do something.»]. {II-55} Вскоре после этого звонка Бреретон отправил Юбэнка обратно на Кларк. {II-56}

[===]

Наконец, в 10:14 МакАртур позвонил Бреретону и разрешил атаковать Формозу. Бреретон ответил, что его планы на этот поздний час заключались в том, чтобы держать бомбардировщики в готовности, пока он не получит отчеты от проводившейся в то время разведывательной миссии. Возможно, он не сказал МакАртуру, но предполагал, что Формоза подвергнется нападению ближе к вечеру, независимо от того, получит он разведывательные отчеты или нет. В 10:20 Бреретон отдал приказ V-му бомбардировочному командованию: две эскадрильи B-17 должны атаковать аэродромы на Формозе в сумерках; две эскадрильи самолетов-перехватчиков должны были максимально прикрывать операцию; и две эскадрильи B-17 в Дель-Монте должны были развернуться на примитивной взлетно-посадочной полосе в Сан-Марселино, готовые к нанесению удара по Формозе рано утром следующего дня. {II-57} B-17 были отозваны, и они начали приземляться около 11:00. К 11:30 три из них готовились к разведывательным вылетам, а остальные дозаправлялись и загружались бомбами, что заняло около полутора часов, в рамках подготовки к атаке на Формозу «в самый поздний час дня на сегодня, пока еще позволяла видимость». {II-58}

К этому времени было уже слишком поздно. Большинство подразделений перехватчиков поднялись в воздух ранее, вернулись на свои базы и дозаправились, за исключением 17-й эскадрильи перехватчиков, которая восстанавливала [[боеготовность]] на Кларке. В 11:40 Центр Воздушного Предупреждения в Нильсоне передал отчет от радара, установленного в Ибе, в Центр полевой связи Кларка о группе самолетов над Китайским морем к западу от залива Лингайен. Майор Оррин Гровер [ Orrin Grover ], командир 24-й группы перехватчиков, приказал 3-й эскадрилье перехватчиков в Ибе подняться в воздух. Часть осталась над Ибой; часть прикрыла Манильский залив. Пять минут спустя второе сообщение сообщило о пролете враждебных [[самолетов]] над заливом Лингайен примерно в 100 милях к северу от Кларка. Гровер приказал 21-й эскадрилье с Николс-Филд и 34-й эскадрилье с Дель-Кармен подняться и прикрыть Кларк. Однако впоследствии он направил 21-ю эскадрилье в Манилу, а 34-я так и не получила приказа и осталась на земле. В 11:55 Сазерленд позвонил Бреретону по указанию МакАртура и попросил отчет о воздушных операциях за предыдущие два часа. Авиатор сообщил, что два японских подразделения насчитывали от 15 до 24 самолетов, но контакта с американскими подразделениями пока не было. Коммуникационный центр на Кларке продолжал получать сообщения, отслеживающие вторую японскую группу. В 12:15 майор Гровер приказал поднять в воздух 17-ю эскадрилью перехватчиков; однако он направил это подразделение также на Манилу. В 12:20 сообщение от полковника Джорджа из Центра воздушного предупреждения приказало 24-й эскадрилье перехватить японские силы, приближающиеся к Кларку. Гровер колебался; единственное имеющееся подразделение, 20-я эскадрилья перехватчиков, осталась на земле. А тем временем, до 19-й бомбардировочной группы, по всей видимости, ни одно из предупреждений от FEAF не дошло. {II-59}

На Формозе японские силы, которые планировали атаковать Кларк рано утром, оказались на земле из-за тумана. Наконец поднявшись в воздухе к 08:45, отряд достиг Кларка к 12:35, ожидая найти поле пустым. Но это оказалось не так. Таким образом, стечение обстоятельств предоставило японцам возможность, которой не должно было быть, возможность, которую они не имели права ожидать, и возможность, которой они в полной мере воспользовались. За считанные минуты они уничтожили на Кларке двенадцать из семнадцати B-17 и двадцать из двадцати трех P-40. Остальные пять «Крепостей» были сильно повреждены. B-17, выполнявший раннюю разведывательную миссию, и тот, что взлетел поздно, избежали повреждений. В конце концов, только пятьдесят восемь самолетов-перехватчиков FEAF оставались пригодными для полетов. Аэродромы сильно пострадали; радар в Ибе [k4: "Tha" опечатка или дефект распознавания ] оказался в числе разрушенных объектов. Общие потери японцев составили семь Zero и один бомбардировщик. {II-60} Этими успешными ударами японцы лишили МакАртура возможности защищать Филиппины еще до того, как японские корабли достигли островов либо высадился японские солдаты. Как только японцы захватили превосходство в воздухе, игра для армейских сил США на Дальнем Востоке закончилась. [k4: довольно громкий тезис, с весьма сомнительной истинностью ]

[===]

Изучение имеющихся в настоящее время свидетельств позволяет сказать следующее. В обороне FEAF полагалась на адекватную систему предупреждения, немедленную связь и правильное принятие решений, чтобы поднять свои самолеты-перехватчики и направить их к целям. Система воздушного предупреждения, особенно радар, установленный в Ибе, 8 декабря сработала хорошо; у FEAF имелось достаточно предупреждений о приближающихся налетах японской авиации. Сообщения быстро и гладко передавались через V-е Командование Перехватчиков к 24-й группе перехватчиков. Коммуникационная сеть ниже этого уровня работала хуже. Как уже отмечалось, приказ о запуске 34-й эскадрильи перехватчиков так и не был получен в Дель Кармен, в то время как 24-я группа перехватчиков не смогла передать предупреждение о приближении сил к Кларку 19-й бомбардировочной группе, что оказалось критическим сбоем. Менее понятными видятся задержки майора Гровера с подготовкой частей, особенно неспособность запустить 20-ю эскадрилью перехватчиков после приказа Джорджа в 12:20, а также неправильное ориентирование большинства операций по сосредоточению над Манильским заливом. Крайне маловероятно, что в довоенных планах FEAF особое внимание уделялось защите района Манильского залива [[в пику обороне]] его собственных летных полей, поэтому можно сделать вывод, что в суматохе того утра Гровер не понял, что его основная обязанность должна заключаться в защите аэродромов, особенно Кларка и его бомбардировщиков. Уступающие [[японским машинам]] перехватчики и неопытные пилоты ["inferior pursuits and inexperienced pilots"], вероятно, и не справились бы с японскими силами, [[даже]] если бы они смогли их перехватить, но нерешительность и неверные решения со стороны командира 24-й группы перехватчиков помешали им попытаться и, что, таким образом, обеспечило уничтожение бомбардировщиков на Кларке.

[[В защиту Бреретона]] ясно, что тот - несмотря на более поздние заявления МакАртура, Сазерленда и их сторонников об обратном - энергично настаивал на воздушной атаке на Формозу на рассвете - в соответствии с [[задачами]] последней версии [[плана]] ~Rainbow 5~, стандартам американской воздушной доктрины, предвоенному планированию FEAF и его собственному агрессивному характеру. 19-я бомбардировочная группа была готова к атаке, но USAFFE отклоняло запросы Бреретона до середины утра. Доказательства не подтверждают утверждение Сазерленда [[высказанному]] в 1945 году о том, что «задержка бомбардировщиков на Кларк-Филд была полностью обязана Бреретону». {II-61} Во-вторых, заявление МакАртура после войны и его последующие мемуары ясно показывают, что тот реагировал вопреки приказам Маршалла, рекомендациям Арнольда и положениям ~Rainbow 5~. Согласно МакАртуру, отчеты, казалось, указывали на то, что японские силы при Перл-Харборе сильно пострадали, а их неспособность атаковать основные объекты на Лусоне [[уже]] рано утром 8 декабря [[якобы]] подкрепляла этот вывод. И соответственно: «...Поэтому я задумал провести воздушную разведку на север, используя бомбардировщики под прикрытием истребителей, чтобы точно оценить ситуацию и использовать любые возможные слабости, которые могут обнаружиться во фронте противника». {II-62} Поскольку ограниченная дальность американских перехватчиков не позволяла сопровождать наступательную миссию против Формозы, МакАртур, очевидно, рассчитывал сохранить бомбардировщики для противодействия японским силам вторжения, а не использовать их против японских баз, [[противореча принятию]] решения в соответствии с довоенной армейской доктриной. В-третьих, МакАртур всегда отрицал, что знал о предложении Бреретона о нападении на Формозу при дневном свете. {II-63} Хотя это утверждение кажется маловероятным, оно может быть правдой. Ричард Сазерленд контролировал доступ к МакАртуру, и вполне возможно, что он не обеспокоил командующего USAFFE уговорами Бреретона. {II-64} Кроме того, этот эпизод проливает дополнительный свет на более позднее заявление о том, что USAFFE перед атакой приказало всем тяжелым бомбардировщикам прибыть на Дель-Монте. Сазерленд в 04:00 не выразил удивления по этому поводу, когда Бреретон проинформировал его о состоянии своих сил и сообщил, что FEAF готовы бомбить Формозу на рассвете, и МакАртур определенно знал, что B-17 были на Кларке, когда он санкционировал атаку в 10:14 утра. Последующие заявления об удивлении по поводу того, что тяжелые бомбардировщики были на Лусоне, таким образом, напоминают "шок капитана Луи Рено, когда он обнаружил, что азартные игры процветают в задней части кафе Рика в Касабланке" [ "one of Capt. Louis Renault's shock at discovering that gambling was taking place in the back of Rick's Cafe in Casablanca"; k4: другими словами "имитация деланного удивления" ].

Примечания:

{{II-43}} Ltr, Lewellyn to wife, Nov. 27, 1941(Courtesy Robert Llewellyn, Pebble Beach, California).

{{II-44}} Ibid. According to pilot Frank Kurtz, Brereton was constantly visiting Clark Field. William L. White, Queens Die Proudly (New York: Harcourt, Brace and Company, 1943), p. 13.

{{II-45}} Brereton, The Brereton Diaries, p. 37.

{{II-46}} Morton, Fall of the Philippines, p. 72.

{{II-47}} "Army Air Action in the Philippines & Netherlands East Indies," pp. 50, 52; Brereton, The Brereton Diaries, pp. 37-88; Edmonds, They Fought With What They Had, p. 72; D. Clayton James, The Years of MacArthur, Volume II, 1941-1945 (Boston: Houghton Mifflin Company, 1975), pp. 6-7. Morton, Fall of the Philippines, pp. 72-73.

{{II-48}} Lt, Col. Charles H. Caldwell, FEAF operations officer, quoted in Futrell, "Air Hostilities in the Philippines," p. 38.

{{II-49}} Ind, Bataan, p. 92.

{{II-50}} HQ FEAF, "Summary of Activities," Brereton Papers, Eisenhower Library; Msg, Eubank to Cmd Off, Del Monte, GE6 V 0W7 1(FW) 21, Dec. 8, 1941, 0555, Box 12, Folder Pers, Emmett O'Donnell, Jr., Papers, AFAL; Ind, Bataan, pp. 92-93; Brereton, The Brereton Diaries, pp. 38-39; Morton, Fall of the Philippines, p. 67; Edmonds, They Fought With What They Had, pp. 79-80; Barsch, "Was MacArthur Ill-Served by His Air Force Commanders in the Philippines?," pp. 53-54, 59. Among those who witnessed the Brereton-Sutherland exchange was Col. William B. Morse, one of MacArthur's staff officers. See John Toland, But Not in Shame (New York: Random House, 1961), p. 41.

{{II-51}} Intvw, Lt. Gen. John W, Carpenter, III, Jan 12, 1979, pp. 61-62, K239.0512-1110. AFHRA, Maxwell AFB, Ala; Brereton, The Brereton Diaries, pp. 39-40; Edmonds, They Fought With What They Had, p. 44; Mitchell, On Wings We Conquer, p. 33. The 17th and 20th Pursuit Groups took off about 0800 to intercept this reported force, but failed to locate anything hostile. Bartsch, Doomed at the Start, pp. 62-63.

{{II-52}} "Brief Summary of Action in the Office of Chief of Staff, USAFFE, 8:58 AM to 5:40 PM, Dec. 8, 1941," Folder 5 "A Brief Summary of Action," Box 2, RG 2, MacArthur Memorial Archives. This is probably the same call that FEAF recorded as received at 0900 in which Sutherland told Brereton that FEAF's aircraft were not authorized to carry bombs. HQ FEAF, "Summary of Activities," Brereton Papers, Eisenhower Library. USAFFE

{{II-53}} "Brief Summary of Action in the Office of Chief of Staff, USAFFE, 8:58 AM to 5:40 PM, December 8, 1941," Folder 5 "A Brief Summary of Action," Box 2, RG 2, MacArthur Memorial Archives.

{{II-54}} HQ FEAF, "Summary of Activities," Brereton Papers, Eisenhower Library; Intvw, Eugene Eubank, May 8, 1970, Part II, pp. 20-22, Box 64, Hap Arnold-The Murray Green Papers, AFAL.

{{II-55}} Intvw, Eugene Eubank, May 8, 1970, Part II, p. 22, Box 64, Hap Arnold-The Murray Green Papers, AFAL.

{{II-56}} HQ FEAF, "Summary of Activities," Brereton Papers, Eisenhower Library; Brereton, The Brereton Diaries, p. 40.

{{II-57}} HQ FEAF, "Summary of Activities," Brereton Papers, Eisenhower Library; Futrell, "Air Hostilities in the Philippines," p. 39.

{{II-58}} Brereton, The Brereton Diaries, p. 41; Mitchell, On Wings We Conquer, p. 33. The quotation is from FEAF Field Order No. 1 issued at 1120 as quoted in Morton, Fall of the Philippines, p. 82.

{{II-59}} "Brief Summary of Action in the Office of Chief of Staff, USAFFE, 8:58 AM to 5:40 PM, Dec. 8, 1941," Folder 5 "A Brief Summary of Action," Box 2, RG 2, MacArthur Memorial Archives; HQ FEAF, "Summary of Activities," Brereton Papers, Eisenhower Library; Edmonds, They Fought With What They Had, pp. 79-98; Bartsch, Doomed at the Start, pp. 62-85; Koichi Shimada, "The Opening Air Offensive Against the Philippines," in David C. Evans, ed. and trans., The Japanese Navy in World War II: In the Words of Former Japanese Naval Officers, 2nd. Edition (Annapolis: Naval Institute Press, 1986), pp. 86, 91.

{{II-60}} Craven and Cate, The Army Air Forces in World War II, I, pp. 210-13; Mitchell, On Wings We Conquer, p. 34; Prados, Combined Fleet Decoded, p. 208; Shimada, "The Opening Air Offensive Against the Philippines," pp. 79, 86, 90-92, 94.

{{II-61}} Quoted in Futrell, "Air Hostilities in the Philippines," p. 40.

{{II-62}} Douglas MacArthur, Reminiscences (New York: McGraw-Hill, 1964), p. 117. See also his statement quoted in D. Clayton James, The Years of MacArthur, II, pp. 10-11.

{{II-63}} Intvw, James with Kenney, Jul. 16, 1971, p. 22, MacArthur Memorial Archives; "M'Arthur Denies Brereton Report," New York Times, Sep. 28, 1946, p. 6.

{{II-64}} Futrell, Air Hostilities in the Philippines," p. 40; James, The years of MacArthur, II, pp. 13-14, 200-201.

eubank eugene l., squadron 24ps, gibbs david r., group 24fg, radar scr-270, squadron 34ps, squadron 20ps, group 19bg, squadron 21ps, brady francis m., brereton lewis h., marshall, grover orrin, p-40, macarthur douglas, b-17, lewellyn norman j., squadron 17ps, 1941-12-08, 1941-12-07, squadron 3ps

Previous post Next post
Up