28 ноября USAFFE приказало только что прибывшей 5-й группе аэродромного обслуживания [ 5th Air Base Group ] подготовить поле в Дель-Монте, в то время как FEAF предупредило 5-е бомбардировочное командование о [[последующей]] переброске. 5-й группе аэродромного обслуживания потребовалась почти неделя, чтобы заполучить суда, загрузить оборудование, совершить 500-мильное путешествие на Минданао и доставить все вглубь страны. Нехватка строительного оборудования, расходных материалов и транспорта усугубила задержку. Несмотря на эти проблемы, примитивная посадочная площадка была готова к 6 декабря, и «Рози» О'Доннелл повел 14-ю и 93-ю бомбардировочные эскадрильи на юг. {II-32} Настойчивость FEAF в подготовке и обеспечении припасами поля в Дель-Монте в ближайшие недели может быть оценена как провидческая. «Это то, за что нужно отдать должное Бреретону и его сотрудникам», - вспоминал пилот Джон Карпентер. «Они договорились доставить кое-что в Дель-Монте - дополнительное топливо и бомбы… На него работало несколько компетентных офицеров, несколько хороших логистов.» {II-33}
Дальневосточная Воздушная Армия накануне нападения Японии имела больше потенциала, чем сил. Противовоздушная оборона зависела от пяти эскадрилий 24-й группы перехватчиков. Лучше всего из них была подготовлена 20-я эскадрилья перехватчиков на Кларк-Филд, полностью оснащенная P-40B и подготовленная. 3-я эскадрилья перехватчиков в Ибе в ноябре сменила свои устаревшие P-35 на P-40E и только что установила и пристреляла свои пулеметы. 17-я эскадрилья перехватчиков на Николс-Филд только начала отрабатывать боевую тактику на своих новых P-40E. 21-я эскадрилья перехватчиков, также находившаяся на Николс-Филд, получила десять P-40E 4 декабря, еще десять - 6 декабря и ожидала, что остальные [[прибудут]] 8-го. Ни один из ее самолетов не поднимался в воздух до того, как она вступила в бой. А 34-я истребительная эскадрилья все еще летала на устаревших P-35A с изношенными двигателями, еще более усугубленными пылью на [[аэродроме]] Дель-Кармен. На бумаге Бреретон имел соразмерные силы из, по крайней мере, 54 P-40E, 18 P-40B [k4: исправлена опечатка P-40E] и 18 P-35, но на самом деле большая часть этих сил к 8 декабря не была боеготова. Кроме того, P-40 был лучшим имевшимся американским перехватчиком, и модель «B» могла быть эффективной при правильной тактике. Однако более тяжелый P-40E медленно набирал высоту и вяло управлялся на больших высотах. По крайней мере, одна эскадрилья, 20-я, с некоторым успехом практиковалась в перехвате бомбардировщиков; но артиллерийской и боевой подготовке мешала нехватка боеприпасов .50-го калибра, а нехватка кислорода и кислородного оборудования ограничивала оперативные возможности. {II-34} Наконец, летчики-перехватчики были жесткими и полными энтузиазма, но неопытными, и смотрели на своих противников со смесью предубеждения и презрения. Это была роковая ошибка. Хотя японцы летали на превосходных самолетах, таких как Mitsubishi A6M2 Zero, их реальное преимущество заключалось в качестве личного состава. Говоря словами недавно [[вышедшей]] Истории Японского Военно-Морского Флота: «Именно мастерство японских летчиков-истребителей, отточенное в воздушных боях над Китаем [с] 1937 по 1941 год ... придавало японской авиации ее мощь в первые шесть месяцев Тихоокеанской войны». {II-35}
Острая нехватка зенитных орудий еще больше подрывала оборону баз FEAF. Многие из тех, что были под рукой, были устаревшими или изношенными, боеприпасы были старыми и их не хватало, а большинство взрывателей было настроено для [[отражения]] атак с малой высоты. Единственным оружием, доступным на поле Иба, были пулеметы .30-го калибра времен Первой Мировой Войны. 200-й полк береговой зенитной артиллерии [
200th Coast Artillery (AA)] - подразделение Национальной Гвардии Нью-Мексико, полное призывниками, прибыло на Лусон в сентябре 1941 года, чтобы защищать Кларк Филд. Большая часть ее трехдюймовых и 37-мм орудий располагалась к северу от аэродрома. На частных землях к югу и востоку имелись и лучшие позиции, но у Армии не было полномочий размещать орудия там. {II-36}
[===]
19-я бомбардировочная группа составляла ударный кулак FEAF. 28-я, 30-я и штабная эскадрильи имели на Кларк-Филд девятнадцать B-17, при шестнадцати из них готовых к бою. Шестнадцать бомбардировщиков 14-й и 93-й бомбардировочных эскадрилий находились в Дель-Монте. Модели B-17C и B-17D не были [[сравнимы с]] более поздними моделями Крепостей, которые уже сходили с конвейеров Boeing, и им не хватало оборудования, необходимого для выживания в бою. Нехватка деталей затрудняла техническое обслуживание, а полное отсутствие запасных двигателей уже начало ограничивать эксплуатацию. 19-я группа считалась элитным подразделением, а командир V-го бомбардировочного командования, ветеран, пионер боевого применения B-17, отличался своим техническим мастерством. Превосходный штурман, отличный пилот и бомбардир, Юджин Юбэнк подготовил 19-ю группу по высоким стандартам. В ближайшие недели, при ужасающих обстоятельствах, группа будет выступать хорошо. Многие из рядовых 19-й группы, пережившие Филиппины и Яву, стали офицерами, а многие из оставшихся в живых офицеров стали генералами. {II-37}
[[Сложности]] с базированием самолетов отражали собой годы нищеты и забвения. Кларк Филд к северу от Манилы, единственное первоклассное поле на Филиппинах, находилось на открытом пространстве, и его было легко найти. На нем имелись некоторые защитные заграждения, но ограниченная защита самолетов оставалась одной из главных забот Бреретона. Основная база истребителей, Николс-Филд, в шести милях к югу от Манилы, имела единственную на островах взлетно-посадочную полосу с твердым покрытием, но в сезон дождей база все равно превращалась в болото. Нильсон-Филд, к юго-востоку от Манилы, мало использовалось боевой авиацией. Иба, поле перехватчиков на западном побережье, не имело сооружений для [[ведения]] длительных операций. В Дель-Кармен, в четырнадцати милях к югу от Кларк, не было ни водопровода, ни строений, а шестидюймовая пыль [[на полосе]] мешала быстрым либо массовым взлетам. Росалес, расположенный в пятидесяти милях к северу от Кларк, был еще одним грязным полем без удобств. [[База в]] Дель Монте на Минданао только что открылась и могла принимать B-17. На четырех примитивных вспомогательных полосах - О'Доннелл к северу от Кларка, Сан-Фернандо к юго-востоку от Кларка, Тернате возле Кавите и Сан-Марселино к северо-западу от Субик-Бей - вообще не было объектов. Другой известный крупный авиационный комплекс, филиппинская авиабаза в Маниле, занималось обслуживанием и снабжением, но было хорошо известно [[противнику]], легко обнаруживалась и имела плохую пожаробезопасность. У нее также были ограниченные возможности, и Бреретон в конце ноября рекомендовал проводить капитальный ремонт двигателей [[еще]] в Соединенных Штатах, до [[собственно]] прибытия персонала, инструментов, запасных частей и агрегатов [[в конечные пункты базирования]]. {II-38}
Системы связи и предупреждения с воздуха в FEAF совершенствовались. Последние - зависели в первую очередь от местных наблюдателей за воздухом, которые докладывали в штаб-квартиру в Нильсон-Филд по гражданскому телефону или телеграфу. С Нильсона передавались отчеты на центральный пункт планирования на Кларк Филд по телефону, радио или телетайпу. Только что появился радар. Мобильные радары SCR-270 и стационарные радары SCR-271 могли обнаруживать самолеты в нормальных условиях на расстоянии 150 миль, но с трудом определяли высоту и могли выводить перехватчики лишь только на расстояние примерно в три мили от цели, прежде чем их отметки сливались на прицельном индикаторе. Один комплект SCR-270 прибыл 1 октября. Установленный в Ибе, он был связан с центральным пунктом по телефону и радио. Также прибыли дополнительные комплекты SCR-270 и SCR-271, но большинство из них находились на хранении до тех пор, пока не были подготовлены площадки. Морские пехотинцы США использовали радар SCR-268, установленный на военно-морской базе Кавите, но он не был привязан к системе FEAF. На 8 декабря единственным полностью исправным комплектом, доступным FEAF, был SCR-270 в Ибе. В радиолокационной системе не хватало опытного персонала, а нехватка времени для ее интеграции в систему противовоздушной обороны и надлежащих учений привела к тому, что авиационные командиры мало знали о ее возможностях либо же не верили в них. Однако, несмотря на эти недостатки, утром 8 декабря система предупреждения с воздуха - [[все же]] оказалась эффективной [k4: неужели? в чем же?]. {II-39}
[===]
Следует также упомянуть о возможностях разведки на Филиппинах. «Station Cast» 16-го Военно-Морского Района [16th Naval District] была основным игроком в криптоаналитических усилиях Флота США по радиоразведке против японцев. Находясь в подземном туннеле на Коррехидоре, «Cast» могла читать японский "красный код" [Red code], имела аналоговую машину, способную расшифровывать "фиолетовый код" [Purple code], и принимала непосредственное участие в попытках взлома флотского кода JN-25. Основываясь на анализе радиопереговоров, «Cast» в октябре 1941 года сообщила, что японцы находятся на военном положении, предоставила информацию о концентрации кораблей для вторжения на южных направлениях и уделила особое внимание организации и операциям японской авиации. Адмирал Харт был основным контрагентом «Cast», но Флот делился информацией и с USAFFE - через громоздкую систему ручной передачи. Станция «Cast» не смогла своевременно предупредить о действиях или намерениях Японии на 8 декабря, но, поскольку события в Перл-Харборе заранее уведомили Филиппины [[о происходящих процессах]] за несколько часов, в ретроспективе эта неудача видится незначительной [[k4: в сравнении с остальными неудачами?]]. {II-40}
Бреретон и его командиры прекрасно знали об многочисленных слабостях FEAF. За пять недель после его прибытия было сделано многое для подготовки боеспособной авиации, а при наличии денег, ресурсов и, прежде всего - времени, возможно было бы сделать гораздо больше. Деньги и ресурсы были обещаны, и подкрепление уже находилось в пути. Однако время истекло.
Рано утром 28 ноября генерал Маршалл сообщил, что переговоры, по-видимому, прекращены и в любой момент можно ожидать враждебных действий. Это сообщение должно было считаться «предупреждением о войне», но [[в тексте содержалось]] : «Если военных действий нельзя, повторяю, нельзя избежать, Соединенные Штаты желают, чтобы Япония совершила первый открытый акт». {II-41} Это заявление, предупредил Маршалл, однако, не должно быть истолковано как ограничение законных оборонительных мер, и он поручил МакАртуру, если разразится война, выполнить задачи, поставленные в последних версиях ~Rainbow 5~. Позже в тот же день Арнольд предостерег МакАртура о [[возможных попытках]] саботажа и подрывной деятельности. В ответ на эти предупреждения Бреретон вызвал своих командиров на Нильсон-Филд и приказал привести FEAF в полную боевую готовность. Он приказал, чтобы все части, личный состав и авиация были готовы к немедленным действиям, ввел режим затемнения и отменил выезды в Манилу из боевых частей, включая и 19-ю бомбардировочную группу. {II-42} Капитан Левеллин написал домой, что война с Японией неизбежна и что «наши воздушные силы, какими бы маленькими они ни были» находятся в круглосуточном боевой готовности, самолеты проводят разведку на полпути к Формозе, а большинство бомбардировщиков направлены на Минданао, чтобы «на всякий случай убрать их из зоны досягаемости японских бомбардировщиков». {II-43} Левеллину приходилось, пока он был с Бреретоном, каждые тридцать минут звонить в штаб-квартиру, и он находился с Бреретоном «утром, днем и ночью». {II-44} 6 декабря Бреретон встретился с Юбэнком на Кларке и рассмотрел планы 19-й группы на случай войны. Если бы противник приближался с запада, два командира ожидали предупреждения от Десятого Патрульного Крыла; если - с севера, то обеспечить оповещение должны были разведывательные полеты своих же B-17. Имеющиеся [[на руках]] фотографии Формозы устарели ["available were dated"]], но [[в любом случае]] гавань Такао, по словам Бреретона, представляла бы собой «самую привлекательную цель для бомбардировки сразу после начала войны». {II-45}
Вечером 7 декабря 1941 года Бреретон присутствовал на ужине и вечеринке в отеле «Манила», устроенной для него 27-й (легкой) бомбардировочной группой , подразделением пикирующих бомбардировщиков, чьи А-24 так еще пока и не достигли Филиппин. Солдаты прибыли 20 ноября и были заняты пехотными тренировками, заполнением мешков с песком, полетами на устаревших B-18 и вопросами, когда же прибудут их самолеты. Это сборище позже будет вспоминаться как дикое мероприятие с «лучшими развлечениями по эту сторону «Минского»» ["the best entertainment this side of 'Minsky's.'"]. {II-46} Бреретон, однако, был раздражен, и, вероятно, мало кто из присутствующих, заметил, что он уходил на несколько минут, чтобы посоветоваться с Сазерлендом и контр-адмиралом Уильямом Р. Пёрнеллом [ William R. Purnell ], начальником штаба адмирала Харта, которые убедили его, что война может начаться в любой момент. Бреретон приказал Брейди привести все аэродромы в боевую готовность на рассвете следующего дня, что требовало инструктажа всех пилотов и готовности самолетов-перехватчиков к немедленному взлету. {II-47}
Примечания:
{{II-32}} Memo, Brady to Commanding Officers, Vth Interceptor Command, Vth Bomber Command, Vth Service Command, and the 2nd Observation Squadron, subj: Readiness Status of Far East Air Force, Nov. 28, 1941; USAFFE Special Order No. 82, Nov. 28, 1941, USAFFE Special Order No. 83, Nov. 29, 1941, all in File: "USAFFE: Personal Files of Gen. MacArthur, Nov. 8-24, 1941," Box 1, RG 2, MacArthur Memorial Archives; Memo, Maj. Gen. Emmet O'Donnell to Chief, Army Air Forces Historical Office, Feb. 13, 1946, AFHRA; Msg, Churchill to Cmd Off., Del Monte, GE6 V OW7 NR 7(D) 40 P, Dec. 5, 1941, 0555, Box 12, Folder 5, Emmett O'Donnell, Jr., Papers, AFAL; Edmonds, They Fought With What They Had, pp. 52-55; "Army Air Action in the Philippines & Netherlands East Indies," p. 47; Bartsch, "Was MacArthur Ill-Served by His Air Force Commanders in the Philippines?," pp. 50-51. The report of the 5th Air Base Commander may be found at: Rpt, Lt. Col. Ray T. Elsmore to. Gen. H. H. George, subj: Air Base Status, Feb. 2, 1942, Appendix 6 to "Army Air Action in the Philippines & Netherlands East Indies," pp. 264-68.
{{II-33}} Intvw, Lt. Gen. John W, Carpenter, III, Jan 12, 1979, p. 67, K239.0512-1110. AFHRA, Maxwell AFB, Ala.
{{II-34}} Edmonds, They Fought With What They Had, pp. 70-71; Bartsch, Doomed at the Start, pp. 41-52; Ltr, Parker Gies to George Kirksey, Dec. 4, 1945, Box 3, File 15, George Kirksey Collection, (Special Collections and Archives, University of Houston Libraries).
{{II-35}} David C. Evans and Mark R. Peattie, Kaigun: Strategy, Tactics, and Technology in the Imperial Japanese Navy, 1887-1941 (Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1997), p. 342; John Prados, Combined Fleet Decoded: The Secret History of American Intelligence and the Japanese Navy in World War II (New York: Random House, 1995), pp. 202-205.
{{II-36}} Richard B. Meixsel, "Clark Field & the U.S. Army Air Corps in the Philippines, 1919-1942" (unpublished manuscript.), pp. 65-66; "Army Air Action in the Philippines & Netherlands East Indies," pp. 43-44; Edmonds, They Fought With What They Had, p. 13, 70-71; Bartsch, Doomed at the Start, p. 47; Craven and Cate, The Army Air Forces in World War II, I, p. 187; Morton, Fall of the Philippines, pp. 44-45; John F. Kreis, Air Base Air Defense, 1914-1973 (Washington, D.C.: Office of Air Force History, 1988), p. 31.
{{II-37}} Brereton, The Brereton Dairies, p. 22; Edmonds, They Fought With What They Had, pp. 5,41,43-45,68.
{{II-38}} Ltr summary, Dec 1, 1941, Subject Index, Decimal File, 1940-1945, Box 56, Papers of Henry H. Arnold, LC; Walter D. Edmonds, They Fought With What They Had, pp. 26-27, 38, 68-70; Craven and Cate, The Army Air Forces in World War II, I, p. 187; "Army Air Action in the Philippines & Netherlands East Indies," pp. 46-47.
{{II-39}} Brereton, The Brereton Diaries, pp. 23-24; Charles H. Bogart, "Radar in the Philippines, 1941-1942" The Journal of America's Military Past (Fall, 1999), pp. 27-35; Kreis, Air Base Air Defense, pp. 24-31; Craven and Cate, The Army Air Forces in World War II, I, pp. 186-87. See also, "Working for the Air Forces" in Dulany Terrett, The Signal Corps: The Emergency (To December 1941), United States Army in World War II (Washington, D.C.: Office of the Chief of Military History, 1956), pp. 251-74.
{{II-40}} "Reminiscences of Lieutenant Colonel Howard W Brown," Aug. 4, 1945, Signal Security Agency, SRH-045, pp. 12-16, in RG 457, National Archives (NA); Prados, Combined Fleet Decoded, pp. 209-15.
{{II-41}} Msg No. 624, Marshall to Cmd. Gen., USAFFE, Nov. 27, 1941, quoted in Edmonds, They Fought With What They Had, pp. 56-57.
{{II-42}} Edmonds, They Fought With What They Had, pp. 57-58; Brereton, The Brereton Diaries, pp. 33-34; Craven and Cate, The Army Air Forces in World War II, I, p. 190 Barsch, "Was MacArthur Ill-Served by His Air Force Commanders in the Philippines?," p. 53. The message from Arnold to MacArthur is quoted in Brereton, The Brereton Diaries, p. 34.