Ричмонд Келли Тернер. Планирование Тихоокеанской Войны (часть 6)

Oct 28, 2022 14:07

[страница 35]

Часть 6

Делайте поправку на тиранию времени и расстояния

[Allow for the Tyranny of Time and Distance]

«И окончательная победа, и предшествовавшая ей полугодовая кампания были в значительной степени вопросом логистики»
- Описание боевых действий от Офиса Морской Разведки, Переброска припасов на Гуадалканал - Район Тулаги

["Both the final victory and the six-month campaign that preceded it were to a large extent a matter of logistics"
- ONI Combat Narrative, The movement of supplies into the Guadalcanal - Tulagi Area ]

[страница 36]

[Базы в юго-западной части Тихого океана, 1942 г. Базы Союзников выделены синим цветом, а базы Японии - красным. По мотивам адаптированной карты из книги «Строительство военно-морских баз во время Второй мировой войны: история Бюро верфей и доков и корпуса инженеров-строителей, 1941-1946», Vol. II (Вашингтон, округ Колумбия: Правительственная типография, 1947 г.).]



[страница 37]

Несмотря на замешательство после первоначальных атак японцев, тлеющие обломки восьми линкоров в Перл-Харборе внесли определенную ясность. Многие из довоенных планов сразу же устарели, а другие стали невозможными. Например, 8 декабря 1941 г. был официально отменен довоенный план оккупации Маршалловых и Каролинских островов. В последующие месяцы та же участь постигла планы сопутствующих операций. Первоначально много времени и усилий было затрачено на укрепление позиций Союзников на Дальнем Востоке, включая оборону позиций Союзников в Сингапуре и Голландской Ост-Индии (DEI NEI).{1} Специалисты по стратегическому планированию знали, что захват Японией сырья Юго-Восточной Азии «серьезно повлияет на военную экономику всех союзных держав… и закрытие Бирманского пути помешает эффективной поддержке Китая».{2}

Однако быстро движущиеся японские отряды быстро опрокинули как позиции, так и планы Союзников в регионе и, попав [[внутрь]] цикла принятия решений Союзниками, почти ежедневно продолжали опровергать даже ситуативные ["ad hoc"] [[попытки]] решений.

К 7 января 1942 г. Батаан был атакован, Саравак оккупирован, а японцы находились в Малайе. К концу месяца Сингапур оказался в осаде и сдался в феврале. В марте союзные войска на Суматре и Яве сдались, а британцы были отброшены к границе с Индией после потери Бирмы.{3}

В южной части Тихого океана ситуация была иной. Американские военно-морские планировщики знали, что пути снабжения Австралии имеют решающее значение для ее обороны, и с самого начала настаивали на их защите. В начале декабря были усилены небольшие гарнизоны морской пехоты на Пальмире и Самоа.{4} 30 декабря 1941 г. адмирал Эрнест Дж. Кинг, Главнокомандующий Флотом США, утвердил план строительства базы в гавани Теавануи на Борабора, Острова Общества, которые тогда контролировались Свободной Францией. [k4: слишком сильное утверждение. Выбор у местной администрации был примерно такой же, как в Индокитае против японцев. Если бы они не захотели становиться "свободными французами" - стали бы "несвободными"...]

[страница 38]

[План предусматривал [[постройку]] резервуара] для хранения 200 000 баррелей мазута, 37 500 баррелей бензина, базы гидросамолетов, улучшение гавань и помещения для гарнизона на 3500 человек, все это предназначено для поддержки маршрута материально-технического снабжения и воздушного перегоночного маршрута из Соединенных Штатов в южную часть Тихого океана.{5}

Этот путь снабжения требовал не только гаваней и аэродромов, но и необходимых гарнизонов. Руководители Флота подняли этот вопрос на совместной американо-британской стратегической конференции «Аркадия», которая в то время проходила в Вашингтоне, округ Колумбия.

31 декабря 1941 года Объединенный Комитет по Планированию (JPC) согласился с тем, что Австралия была одновременно крайним правым флангом «Малайского барьера» (тогда простиравшегося на запад до Сингапура) и важной опорной позицией для будущих операций театра военных действий в южной части Тихого океана. В поддержку этих концепций JPC выпустил 10 января 1942 года отчет под названием «Оборона островных баз между Гавайями и Австралией».{6} В ходе обсуждения на следующий день Кинг указал, что Новая Каледония имеет решающее значение для морских коммуникаций (SLOC) в Австралию. Мало того, что никелевые рудники на островах были «заманчивой приманкой для японцев, но и, если бы остров находился во владении Японии, всем подкреплениям… пришлось бы идти более длинным путем к югу от Новой Зеландии».{7} [k4: но вот на запрос на выделение флотских сил и морской пехоты Кинг не снизошел. ]

Понимание проблемы - это одно; решение ее - совсем другое. Основной проблемой был необходимый грузовой тоннаж ["shipping"]. На протяжении всей войны спрос на грузовые суда превышал предложение. После обсуждения, состоявшегося 11 января, JPC согласился ускорить переброску подкреплений в южную часть Тихого океана, задержав отправку войск в Северную Ирландию на один месяц и сократив поставки по ленд-лизу в Советский Союз на тридцать процентов на 3-4 месяца.{8} Возможно, не случайно, что в тот же день пришло известие о том, что японский отряд захватил порт Менадо на Целебесе в рамках своего продвижения на юг против голландцев. Что еще более зловеще, активизация японских воздушных атак в Рабауле предполагала неизбежность движения на восток, в южную часть Тихого океана.

[страница 39]

15 января Отдел Военных Планов контр-адмирала Тернера (WPD) инициировал план, предусматривающий создание Передовых Базовых Подразделений [Advanced Base units] для строительства и эксплуатации основной базы флота ("Lion") и 12 второстепенных ("Cub") баз. В то время как компоненты можно было собрать вместе, рабочего оборудования, специализированных материалов и оборудования не хватало. Для внедрения этой системы потребуется время, и все усилия по строительству и улучшению первой базы были сымпровизированы. Большая часть первоначального оборудования была взята из запасов, ранее накопленных в Квонсет-Пойнт, Род-Айленд, для поддержки усилий Соединенного Королевства по ленд-лизу.{9}

Первое крупное выдвижение в южную часть Тихого океана произошло 22 января; усиленная армейская бригада численностью 10000 человек и еще 7000 военнослужащих авиации и сил снабжения отплыли из Нью-Йорка в Нумеа на Новой Каледонии [k4: на самом деле исходно - в Австралию, но в итоге немалых интриг перенаправлены на Новую Каледонию].

В составе конвоя также перевозились 400 самолетов и 4,5 миллиона галлонов авиационного бензина, предназначенных для закрепления западного конца пути снабжения до того, как маршрут отклонился бы на юг в Австралию или на север - в сторону приближающихся японцев. Второй, меньший по размеру конвой из 4300 человек, в который входили армейский гарнизон (162-й пехотный полк) и строительный отряд Флота «Бобкэт» ['Bobcat'] (258 моряков) для Бораборы, отправился из Чарльстона 27 января.{10}

К концу [[января]] месяца японцы достигли южной часть Тихого океана. После крупных воздушных атак японцы заняли порты Кавиенг и Рабаул на архипелаге Бисмарка и высадили небольшой отряд на Бугенвиле. В ответ Тернер потребовал от Кинга дополнительных подкреплений. Он аргументировал фундаментальную позицию Флота, согласно которой «мощные взаимоподдерживающие оборонительные позиции на Самоа, Фиджи и Новой Каледонии необходимы для защиты морских и воздушных коммуникаций между Соединенными Штатами и Австралией, а также для обороны островных районов в средней части Тихого океана и для сохранение базового района для возможного наступления на Японию». {11} Тернер рекомендовал Кингу приостановить все дальнейшие подкрепления для Исландии и Соединенного Королевства и отправить достаточное количество людей и материалов на Тихий океан, чтобы обеспечить его оборону.

[страница 40]

[Он утверждал, что имеющиеся ресурсы] недостаточны при разделении усилий и что, если обе [[стороны]] будут продолжать [[в том же духе]], Соединенные Штаты, вероятно, потерпят поражение на Тихом океане. К счастью, японцы приостановили свое продвижение к Соломоновым островам, слишком сосредоточившись на сражениях в Малайе, на Филиппинах и в Голландской Ост-Индии.

Японская пауза, хотя и удачная, также дала Армии время посопротивляться мольбам Тернера. Глубоко погруженный в планирование возможно быстрейшего вмешательства во Французской Северной Африке, Начальник Штаба Армии Джордж К. Маршалл утверждал, что в южной части Тихого океана [[следует]] ограничивается стратегической обороной, поскольку [[практически весь]] тоннаж морских судов необходим в Атлантике. Действительно, его сотрудники даже не были уверены, что удержание Австралии жизненно важно для усилий США; Бригадный генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр сообщил Маршаллу 28 февраля, что удержание Австралии не является «обязательной задачей» ["mandatory task"].{13} На следующий день крах обороны Союзников на Яве предоставил Флоту ключевого союзника. Премьер-министр Уинстон С. Черчилль, опустошенный потерей Сингапура, предложил отложить операции против французской Северной Африки до осени.

Он знал, что это высвободит судоходство для большей активности Флота США в Тихом океане и, как он надеялся, ослабит давление на силы Содружества в Индии. После этого решения Совместные Планировщики [Joint Planners] в конечном итоге согласились направить 41 000 [[армейских]] военнослужащих и 15 000 морских пехотинцев в качестве гарнизонов в южную часть Тихого океана.{14}

Эта фаза войны была гонкой, которая проявляла, какая из сил достигнет кульминации первой. Кампания за Соломоновы острова велась народами, находившимися в предельном военном напряжении ["shoestring edge of war"] [k4: вот откуда пошло название операции "Шустринг", примерно соответствует русской идиоме "затянуть пояса" ]. Обе стороны столкнулись с проблемами на логистических концах своих достигнутых пределов ["tethers"]. Японцы, истощенные наступательными операциями вдоль 4000-мильной дуги от Бирмы до Новой Гвинеи, с трудом находили транспортные средства для переброски войск в южную часть Тихого океана. Первоначальные операции против Новой Гвинеи были начаты только в марте, в результате чего 7-го числа были захвачены Лаэ и Саламауа [k4: опечатка Salamanua Salamaua или Salamua ], а неделей позже были произведены дополнительные небольшие высадки в Буке и в других пунктах на северных Соломоновых островах.

[страница 41]

[Со стороны Союзников тирания расстояния означала, что конвой Флота на Борабору прибыл только 17 февраля. В Бораборе они обнаружили, что для войск нет пресной воды, а их [[неоптимально]] "по-административному погруженный" груз задержал [[начало]] строительных работ почти на две недели. Конвой подкреплений для Нумеа задержался как из-за плохой погоды, так и из-за тихоходных кораблей, и прибыл только 12 марта, почти через два месяца после отбытия из Нью-Йорка. В тот же день Объединенный Комитет Начальников Штабов согласился отправить войска на Тонгатабу [k4: опечатка Tongabatu Tongatabu], в том числе 2-й строительный батальон (Construction Battalion, CB, [["СиБи"]]), но они прибудут только 9 мая, на следующий день после [[завершения]] битвы в Коралловом море. Решение построить авиабазу на Эфате (остров к северу от Нумеа и в 800 милях от Гуадалканала) было принято 20 марта, и хотя несколько армейских инженеров и прибыли в начале апреля, 3-й Флотский CB прибыл только 4 мая.{15}

Несмотря на эти задержки, в апреле и мае 1942 г. на первый план вышли более значительные тыловые возможности Союзников. Сначала, 9 апреля, 4-й и 5-й отряды CB и их техника отплыли из Норфолка на Самоа, где им было поручено построить авиабазы ​​в Уполе [Upola] и на острове Уоллис [Wallis Island]. Что еще более важно, 3-й отряд CB, прибывший на Эфате 4 мая, завершил взлетно-посадочную полосу длиной 6000 футов лишь за 24 дня. Десять дней спустя, 8 июля, отряд отплыл из Эфате на Эспириту-Санту, чтобы построить там аэродром всего лишь за 20 дней. Это произошло одновременно со строительством нефтехранилищ в Суве, крупным проектом по модернизации порта в Нумеа и вводом в эксплуатацию топливных резервуаров в Бораборе к концу июля.{16}

К середине апреля планировщики Союзников прознали о дальнейших приготовлениях Японии к операциям в южной части Тихого океана. В продолжающейся гонке по прикрытию подходов к Нумеа Кинг приказал вице-адмиралу Роберту Л. Гормли «подготовиться к крупному морскому наступлению на позиции, удерживаемые японцами». Шесть дней спустя, 29 апреля, Гормли сформировал Южнотихоокеанские Десантные Силы [South Pacific Amphibious Force]. Построенные вокруг 1-й дивизии морской пехоты, они состояли из 13 транспортов (AP), пяти ударных грузовых кораблей (AK) и четырех транспортов-эсминцев (APD).{17} Это было своевременное решение, так как в начале мая было обнаружено, что японцы высадились 3 мая на Тулаги и Гуадалканале для строительства базы гидросамолетов и аэродрома. Это наступление, которого Кинг давно опасался, привело в движение планы того, что в конечном итоге станет операцией ~WATCHTOWER~.

[страница 42]

В то время как стратегические победы в Коралловом море и на Мидуэе позволили Гормли и Тернеру сосредоточиться на подготовке к высадке на Соломоновых островах, только непрерывный прогресс в создании и улучшении логистической инфраструктуры цепочки островов в южной части Тихого океана позволил продолжить операцию ~WATCHTOWER~. Особенно это касалось сети аэродромов в южной части Тихого океана, что позволяло быстро перебрасывать запасные самолеты в Нумеа и далее. В июне и июле были завершены критически важные в оперативном отношении базы на Эфате и Эспириту-Санту но не менее важными были плацдармы далее на восток в Тутуиле, Уполу, Самоа и контролируемые Новой Зеландией аэродромы в Суве на Фиджи.{18}

Гонка к Соломоновым островам означала, что Союзники должны были продвинуться вперед до того, как их средства материально-технического обеспечения были полностью подготовлены, и с такой же ситуацией также столкнулись и японцы. Эти трудности означали, что сила с лучшей материально-технической базой будет определять исход кампании. Лучше всего это иллюстрирует захват 7 августа все еще недостроенного японского аэродрома на Гуадалканале, над которым японцы работали более месяца (а занимали уже три месяца), но так и не успели закончить. Напротив, американские аэродромы в Эфате и Эспириту-Санту были введены в строй через 24 и 20 дней соответственно, а сам аэродром Хендерсон на Гуадалканале был введен в строй через 12 дней после первой высадки. [k4: но без японских материалов это бы не было возможно. "Флотские" американцы в своем плане на это не закладывались, материалов и техники для этого не предоставили. Но красиво "нарисовали мишень вокруг воткнувшейся стрелы".]

[страница 43]

[ Японское продвижение в юго-западную часть Тихого океана. Базы союзников отмечены синим цветом, а базы Японии - красным. На основе адаптированной карты из книги «Строительство военно-морских баз во время Второй мировой войны: история Бюро верфей и доков и корпуса инженеров-строителей, 1941-1946», Vol. II (Вашингтон, округ Колумбия: Правительственная типография, 1947 г.). ]

[страница 44]

ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ:

• Как планировщики уравновешивают военные требования для нескольких фронтов?

• Какую роль должна играть логистика в планировании?

• Что есть кульминация?

• Были ли японские или же союзные войска ближе к кульминации во время гонки к южной части Тихого океана?

ПРИМЕЧАНИЯ:

{1} Например, см. Директиву Верховному главнокомандующему в районе АБДА, Аркадийская конференция (Вашингтон, округ Колумбия), 24 декабря 1941 г. - 14 января 1942 г., Отчет, 10 января, 1-4.

{2} Ричмонд Келли Тернер начальнику военно-морских операций, Изучение последствий эмбарго на торговлю между Соединенными Штатами и Японией, 19 июля 1941 г., в Foreign Relations of the United States Diplomatic Papers, 1941, vol. IV, Дальний Восток,с

{3} Мэри Х. Уильямс, Хронология 1941-1945 гг., Армия США во Второй мировой войне (Вашингтон, округ Колумбия: Управление начальника отдела военной истории армии США, 1960 г.).

{4} Джордж Кэрролл Дайер, Амфибии пришли побеждать: история Ричмонда Келли Тернера (Вашингтон, округ Колумбия: GPO, 1972), 239.

{5} Строительство баз Флота в годы Великой Отечественной войны: История Бюро верфей и доков и Инженерного корпуса, 1941-1946 гг., Вып. II (Вашингтон, округ Колумбия: GPO, 1947), 191.

{6} Конференции начальников штабов: Оборона островных баз между Гавайями и Австралией, Аркадийская конференция, Приложение, 10 января 1942 г., 1-4.

{7} См. Конференции начальников штабов: Защита островных баз между Гавайями и Австралией, Аркадийская конференция, Протокол, 11 января, 6.

{8} См. Конференция начальников штабов: отправка подкреплений США на Дальний Восток, Аркадийская конференция, Протокол, 12 января, 4.

{9} Дайер, Амфибии пришли завоевать, 422; Дункан С. Баллантайн, Логистика ВМС США во время Второй мировой войны (Принстон: издательство Принстонского университета, 1947), 57.

{10} Строительство баз ВМФ, т. 1, с. II, 192; Аркадия, Протокол совещания начальников штабов, 12 января 42, 3.

{11} Дайер, Амфибии пришли завоевать, 240-41.

{12} Меморандум, Тернер Кингу, «Рекомендуемое новое стратегическое развертывание против Японии», 17 февраля 42 г., файл CNO (WPD), «A16-3 (4) Тихоокеанский район (полностью), цитируется в Grace Person Hayes, The History. Объединенного комитета начальников штабов во Второй мировой войне: война против Японии (Аннаполис, Мэриленд: Naval Institute Press, 1982 [1953]), 773n35.

{13} Дайер, Амфибии пришли завоевать, 242-43.

{14} Дайер, Амфибии пришли завоевать, 244-46.

{15} Уильямс, Хронология.

{16} Уильямс, Хронология.

{17} Дайер, Амфибии пришли завоевать, 261-62, 280.

{18} Строительство Баз ВМФ, т. 1, с. II, 252-54.




[k4: мысли вслух: исходя из послезнания, на этом этапе японцам следовало не "мэхэнианово побоище" планировать, а провести операции на уничтожение конвоев и подавление островных баз на маршруте. ]

1942-03-12, =топливные-вопросы=, =дипломатическое-маневрирование=, =зоны-карты-схемы=, =Южно-Тихоокеанский Маршрут=, 1942-01-15, 1941-12-30, 1942-04-29, 1942-03-07, 1942-08-07, 1942-01-10, Тихоокеанская Война, turner r.k., 1942-07-08, =контуры-десантных-операций=, 1942-02-17, 1942-05-04, 1942-01-27, 1942-03-20, 1941-12-08, 1942-04-09, 1942-01-22

Previous post Next post
Up