Дневники Бреретона. Часть IV (14).

Oct 12, 2022 12:52

[k4: ...неисповедимы пути Господни... 79 лет разницы между такими схожими, и одновременно такими различными событиями. История все же не учит того, кто не способен учиться.]

[страница 200]

Бенгази, 1 августа 1943 г.

Операция Tidal Wave началась сегодня по графику. Без сомнения, это было одно из самых сложных заданий, когда-либо дававшихся военно-воздушным силам. Миссия требовала, чтобы бомбардировщики пролетели через Средиземное море и над Балканскими горами, чтобы достичь Плоешти - на рекордном расстоянии туда и обратно - примерно в 2400 миль. Пришлось установить дополнительные бензобаки в бомбоотсеках, что добавляло опасности.

Плоешти расположен в 35 милях к северу от Бухареста на реке Дамбул, протекающей через Валашскую равнину Румынии. Лежа у подножия гор Бузэу, он приютился в перевернутой U-образной долине, образованной двумя хребтами, спускающимися в юго-восточном направлении. Это естественно защищенная территория. Хребты, защищающие город, как было известно, были ощетинены зенитными орудиями. Это одна из самых хорошо защищенных целей в Европе. В трех предыдущих небольших рейдах - двух русских в 1941 году и одном - небольшой группой Liberator-ов из Отряда Халверсона в июне 1942 года - был нанесен лишь небольшой ущерб.

Самые первые новости об операции в Плоешти были плохими. Из-за неисправности двигателя один из Liberator-ов 98-й группы вернулся на базу через несколько минут после взлета. Посадочная площадка в Бенине [Benina] была окутана красной пылью пустыни, взбудораженной пропеллерной струей, и пилот, пытаясь приземлиться, врезался в бетонный телефонный столб. Самолет разбился и сгорел, спаслись только два члена экипажа. Почти 12 часов мы с тревогой ждали возвращения самолетов, получив только одну короткую радиограмму «Задание выполнено» с головной машины, нарушившей радиомолчание после выхода из района цели.

Незадолго до 20:00 приземлился первый самолет. Я был на посадочной площадке 376-й [[группы]], ожидая возвращения генерала Энта, который летал в качестве командира с полковником Комптоном на головной машине. Я был счастлив видеть, как Энт и Комптон выползают из своей машины, но - они были подавлены. На трудном проходе вдоль долины они пропустили свою IP [[начальную точку для выхода на цель]] и проследовали к точке к северу от Бухареста, прежде чем повернуть обратно на Плоешти.

[страница 201]

[Из-за инвертированного направления подхода и] задымления от атак и обороны их [[заданная]] цель не могла быть идентифицирована. Однако они успешно атаковали другую цель. Глубоко в ночи самолеты возвращались домой после долгой и опасной миссии. По мере развития сюжета становилось все более и более очевидным, что был совершен один из величайших подвигов в истории военной авиации. Несомненно, жизненно важной немецкой нефтяной машине был нанесен сокрушительный удар [k4: чрезмерно громко сказано], но потребовалось несколько дней, чтобы точно оценить степень ущерба.

Некоторые свидетельства очевидцев были фантастическими. Силы из 164 бомбардировщиков прорвались на уровне верхушек деревьев сквозь завесу огня с земли и, в некоторых случаях, через сосредоточенные атаки истребителей противника. Взрывы котлов и топливохранилищ распространяли пламя и дым. «Это было больше похоже на представление художника о воздушном сражении, чем все, что я когда-либо видел», - сказал полковник Леон Джонсон, возглавлявший 44-ю группу.

«Мы летели сквозь языки пламени, и повсюду были самолеты, некоторые из них горели, а другие взрывались. Это неописуемо для тех, кто там не был».

Liberator-ы летели так низко, что брили крыльями верхушки деревьев. Один самолет действительно привез в бомбоотсеке кусочки кукурузных стеблей. Экипажи рассказывали о прямых попаданиях на нефтеперерабатывающие заводы, в котельные, колонны ректификации, нефтебазы, электростанции. Одна котельная взорвалась настолько сильно, что уничтожила Liberator, пролетавший над целью.

Многие парни говорили, что в их самолетах становилось невыносимо жарко, когда они пролетали сквозь стены пламени, подымавшиеся на 300 футов и выше.

Между пулеметчиками в самолетах и батареями автоматических пушек на зенитных башнях и спрятанных - в стогах сена, в фермерских домах и на железнодорожных платформах - происходили многочисленные дуэли.

Бенгази, 2 августа 1943 г.

Следующий предварительный отчет о нападении на Плоешти был отправлен генералам Маршаллу и Арнольду в условиях строжайшей секретности и первоочередной важности:

"...Члены экипажей были допрошены и заявили, что нефтеперерабатывающих заводах в Брази [Brazi] and и Кампине [Campina] были получены отличные результаты.

[страница 202]

На всех объектах Плоешти, кроме Romana-Americana и, возможно, Standard Petrol Block, были получены отличные результаты. Цель Romana Americana не была опознана назначенной на нее группой из-за ошибки при заходе на бомбометание, и она не подвергалась атаке. На данный момент известны следующие статистические данные:

Всего самолетов, покинувших базы177
Всего самолетов, повернувших назад11
Всего самолетов [[появившихся]] над целью164

Потери над целью20
Самолеты, разбившиеся при посадке после возвращения1
Самолеты, потерянные в море на пути к цели2
Самолеты, приземлившиеся на Мальте3
Самолеты, приземлившиеся на Кипре11
Самолеты, приземлившиеся на Сицилии7
Самолеты пропавшие без вести32

Ожидается, что последняя цифра уменьшится, когда будет получена дополнительная информация. На сегодняшний день известно, что 36 процентов всех самолетов были потеряны по разным причинам. {13}

{13} Позже: 6 августа генералам Маршаллу и Арнольду был выслан следующий пересмотренный отчет о потерях в Плоешти:

Потеряны или пропали без вести над территорией Оси из-за действий противника41
Потеряны по другим причинам
5 (1 аварийная посадка при возвращении)
Потеряны в море на пути к цели2
Интернированы в Турции7
Сели в море у берегов Турции1
Аварийная посадка на дружественных базах после повреждений в бою2

Потери самолетов в результате действий противника составили 30 процентов от исходных самолето-вылетов. Из вернувшихся на базу самолетов 34 были повреждены в бою.

Потери личного состава составляют:

Убиты или пропали без вести440
Интернированы в Турции79

Считается, что порядка 20 экипажей, которые выбросились или совершили посадку на брюхо, сейчас находятся в руках немцев, румын или болгар. Известно, что 54 члена экипажа получили ранения, трое из них интернированы в Турции.

[страница 203]

Каир, 5 августа 1943 г.

Обобщенный первый отчет с оценкой ущерба во время рейда на Плоешти был представлен мне подполковником британской армии В. Л. Форстером [W. L. Forster].

Яркие моменты отчета приведены ниже:

1. Низковысотные облеты и разведывательные высотные стереофотографии были изучены экспертами Ближневосточного отдела разведки, г-ном Л. Эйзингером [L. Eisinger], экспертом по румынским нефтеперерабатывающим заводам, и нижеподписавшимся [подполковником Форстером]. Большинство фотографий еще предстоит пересмотреть для получения окончательных деталей, но эта работа не изменит основных интерпретаций, данных здесь.

2. Columbia-Aquila Romana (Цель White 5). Заводы по перегонке и крекингу, похоже, пострадали от пожаров и взрывов, и ущерб был нанесен очень большой. Как минимум половина котельных разрушена. Понадобится не менее полугода напряженной работы, чтобы завод снова был в рабочем состоянии.

Astra Romana (Цель White 4). Из трех печей ["furnace"] на большом перегонном заводе Макки две наиболее важные разрушены и не подлежат ремонту, и завод можно считать остановленным на шесть месяцев, а то и больше.

Unirea Orion (Цель White 4). Котельная ["boiler house"] серьезно повреждена, что может привести к остановке работы не менее чем на 30 процентов.

Concordia-Vega (Цель White 2). Один из перегонных заводов и асфальтный завод, похоже, сильно повреждены, но есть опасения, что завод в целом вряд ли выйдет из строя на длительное время.

Romana-Americana (Цель White 1). Эта цель не была обнаружена атакующими самолетами.

Standard Petrol Block и Unirea-Speranza (Цель White 3). Никакого серьезного ущерба здесь достигнуто не было.

3. Пока доступны только низковысотные косоугольные [[аэрофотоснимки цели]] Steaua-Romana в Кампине (Цель Red 1). Прямое попадание в котельную с последующим взрывом, повредившим один из атакующих самолетов, дает основания ожидать очень серьезного повреждения этой абсолютно необходимой части завода. Было замечено, что завод McKee горел, [[наблюдались]] и другие широкомасштабные пожары.

[страница 204]

Creditul Minier Brazi (Цель Blue 1). Косоугольные [[фото]] указывают на то, что и здесь, возможно, была проделана очень хорошая работа. {14}

{14} Позже: 22 августа из секретных источников внутри Румынии был получен следующий разведывательный отчет, который, как указывалось, может давать несколько оптимистичный взгляд из-за доброжелательного отношения румын к американцам и британцам:

1. Рейд на Плоешти вдвое сократил мощность нефтеперерабатывающих заводов и потребуется не менее одного года, чтобы увеличить объемы производства. В Румынии нельзя производить ни высокооктановый бензин, ни смазочные масла.

2. Из 45 перегонных кубов Steaua Romana в Кампине 37 полностью разрушены. Насосная, электрогенераторная установка и жизненно важные трубопроводы почти полностью разрушены, что препятствует функционированию остальных перегонных кубов. Кампина, которая была самой дальней точкой, подвергшейся бомбардировке американцами, получила ущерб, оцениваемый в 12 миллиардов леев.

3. Astra Romana в Плоешти и Creditul Minier в Брази были полностью уничтожены.

4. Производительность установок на Vega снижена на 30 процентов, повреждена секция «Dobbs», взорвано 6 бензобаков.

5. Unirea и Romana Americana Standard Oil абсолютно не повреждены.

6. Предупреждения о налете от Болгарии не поступало, и все, включая немцев, были застигнуты врасплох. Правительство, включая маршала Антонеску, находилось в Снагове на выходных. Они слышали самолет, направляющийся в сторону Плоешти, и подумали, что тот настроен дружелюбно. Позднее в Бухаресте прозвучала воздушная тревога.

7. В Румынии сбито 36 американских самолетов; в Болгарии 5. Ни один из них не был сбит собственно [[крупнокалиберными]] зенитными пушками [k4: "A.A. guns proper"], но некоторые из них были сбиты зенитными пулеметами [k4: "A.A. m/g"], установленными на крышах. В своем стремлении достичь цели другие самолеты врезались в тросы воздушных баллонетов. Из подбитых самолетов 5 находятся в достаточно хорошем состоянии.

8. Разрушена железнодорожная станция Плоешти, взорваны два эшелона с боеприпасами и бензином.

9. Потерян 41 американский самолет - 10 от истребителей, 24 от наземного огня или вынужденных посадок, 7 от воздушных аэростатов.

10. Сообщения о расстрелах крестьян на полях не подтверждены.

11. Около 100 американских летчиков являются военнопленными. Большинство из них получили ранения при выброске с малой высоты и находятся в больнице Плоешти. Немцы требовали, чтобы им их выдали, но румыны отказались это сделать. Раненых членов экипажей посетили Король и Королева Елена, которые проследили за условиями [[размещения]]. Королева просила перевести их в госпиталь в Синае [Sinaia], но румыны [[все же]] решили, что для немцев такое будет чересчур, если такая просьба будет выполнена.

12. Ни один частный дом в Плоешти не пострадал. 80 процентов жертв были вызваны тем, что самолет врезался в женскую тюрьму, в результате чего погибло около 100 заключенных. Точность бомбардировки и незначительный ущерб, нанесенный частной собственности, произвели большое впечатление на румын, и возросли про-союзническое настроения.

Рейд не был назван в румынской прессе «рейдом террора».

b-24, group 93bg, 1943-08-01, group 98bg, =brereton=, =рейд-на-Плоешти=, group 389bg, 1943-07-31, group 376bg, 1943-08-02, 1943-08-05, group 44bg

Previous post Next post
Up