Дневники Бреретона. Часть IV (10).

Oct 04, 2022 14:27

[страница 182]

Каир, 18 марта 1943 г.

На заседании Комитета Обороны обсуждались вопросы разработки плана операции «Хаски» [Husky], кодовое название вторжения на Сицилию. Девятая Воздушная Армия объединится с Двенадцатой воздушной армией, чтобы размягчать Сицилию перед высадкой.

Триполи, 24 марта 1943 г.

20 марта было полнолуние, и Монтгомери выбрал это время, чтобы атаковать линию Марет большими силами. Его план предусматривал правый джеб и левый хук. Правый джеб был заблокирован, когда в критический период боя обрушился сильный ливень, затопив сухое русло Вади-Зиг-Зау [Wadi Zig Zaw], через которое британцам пришлось перебрасывать свою бронетехнику. Перед левым хуком по противнику была нанесена мощная авиационная атака. Mitchell-ы и Baltimore-ы атаковали первыми; затем последовали P-40 и Spitfire, летавшие звеньями по четыре машины. У них был приказ удерживаться над [[немецкими]] 21-й танковой дивизией [21st Panzer division] и 164-й легкой дивизией и [[итальянской]] дивизией "Специя" [Spezzia] по 15-минутным сменам, бомбя и обстреливая все в поле зрения.

Были выпущены дымовые снаряды, что указало пилотам границу зоны бомбардировки, за которой они могли поражать все, что двигалось. Кое-где они бомбили всего в 200 ярдов впереди от наших войск. Вся атака длилась почти три часа, истребители-бомбардировщики курсировали туда-сюда для дозаправки и повторной бомбардировки. Ущерб артиллерийским позициям гуннов и стационарной обороне был ужасающим. Это был величайший пример взаимодействия воздух-земля в пустыне. Когда воздушные атаки закончились, новозеландцы генерала Фрейберга обошли южный фланг и двинулись на открытую местность в тылу обороны противника. Линия Марет была взломана.

Каир, 31 марта 1943 г.

Отсутствие Luftwaffe над районами боевых действий не означало, что наши летчики были защищены от атак. Нашим низколетящим истребителям, пикировавшим и обстреливавшим артиллерийские позиции противника, скопления войск и танков, линии снабжения, неизменно приходилось лететь под шквалом ответного огня. Многие из них были сбиты, и многие из них совершили аварийную посадку или спрыгнули с парашютом над безопасным местом.

[страница 183]

[Они беспорядочно просачивались через пустыню, зачастую по тылам врага сквозь Ближний Восток и Средиземное море]. Королевские ВВС основали клуб под названием «Опоздавшие» ["Late Arrivals"] для таких пилотов, которые смогли вернутся обратно, и их эмблемой стал «летающий ботинок» - серебряный ботинок с крыльями, прикрепленными к пяткам. Некоторые из наших парней, которые получили право носить «летающий ботинок» были лейтенанты Арли Клейтон, Дейл Денистон, Уильям Р. Кэмпбелл, Адриан К. Шталь, Томас Т. Уильямс и Уолтер Х. Рид, а также майоры Арт Солсбери, Арчи Найт и Р. Ф. Уорли [Arlie Clayton, Dale Deniston, William R. Campbell, Adrian K. Stahl, Thomas T. Williams, Walter H. Reed, Art Salisbury, Archie Knight, R. F. Worley].

Каир, 3 апреля 1943 г.

Были получены оперативные отчеты о вчерашних атаках тяжелых бомбардировщиков с малых высот на итальянские химические заводы в Кротоне в Италии, и на паромные терминалы в Мессине на Сицилии, и Сан-Джованни в Италии, через которые идут, спускаясь до "носка итальянского сапога", поставки на Сицилию и Африку. Лейтенант Норман К. Аппольд [Norman C. Appold] и команда добровольцев атаковали Кротоне с высоты менее 100 футов, застигнув оборону врасплох на рассвете раннего утра. Атаки на паромный терминал возглавили лейтенанты Брайан В. Флавель и Джером Дюфур [Brian W. Flavelle, Jerome Dufour]. Все парни, которые участвовали, были добровольцами, хотя они знали, что летать на Liberator над такими хорошо защищенным целям на нулевой высоте чрезвычайно опасно.

Каир, 9 апреля 1943 г.

Вице-маршал авиации Коритон [Coryton] обсуждал со мной проект бомбардировки румынских нефтяных месторождений. Эта тема снова взбудоражила всех в Лондоне. Я заявил, что в настоящее время не одобряю этот проект, потому что он отвлечет силы от основных целей по поддержке тунисского сражения и операции «Хаски». Обсудил с главным маршалом авиации Дугласом [Douglas] подробные планы румынской операции. Я сказал ему, что мы готовы ее осуществить, но повторил, что на данный момент я категорически против. Он согласился и отправил сообщение в Уайтхолл.

Каир, 10 апреля 1943 г.

Восьмая Армия пошла на штурм линии Оси у Акарита [Akarit] 6 апреля, и на следующий день позиции были захвачены, а сильные контратаки отражены.

[страница 184]

[Изменение] стратегии битвы при Акарите заслуживает упоминания. В Эль-Аламейне британские ВВС и 9-я Воздушная Армия нанесли удар по противнику в ходе 5-дневной предварительной воздушной подготовки. Однако у Акарита пехотинцы 4-й индийской дивизии и 51-й дивизии Горцев [51st Highlanders] начали атаку без предупреждения. Они выдвинулись под покровом темноты незадолго до рассвета с примкнутыми штыками. Только после достижения первичной цели артиллерия открыла огонь по второй линии обороны. Под прикрытием этого огня пехота продвинулась вперед и захватила последующую цель. Для огневого воздействия широко использовалась авиация. Каждый раз, когда противник пытался собрать свои танки для контратаки, он получал сильные удары с воздуха.

Триполи, 18 апреля 1943 г.

Получил срочный вызов в Константин [Constantine] на совещание командиров по операции «Хаски». По прибытии сюда, встретил архиепископа Фрэнсиса Дж. Спеллмана [Francis J. Spellman] {9}, который оказался ночным гостем генерала Стрикленда. Архиепископ Спеллман, помимо того, что являлся личным представителем Президента, был назначен викарием всех американских вооруженных сил.

Константин, Алжир, 19 апреля 1943 г.

Обсуждение авиационными командирами планов операции «Хаски» подтвердило тот факт, что все части Пустынной Оперативной Воздушной Группы [Desert Air Task Force] будут переданы Воздушной Армии Северной Африки [North Africa Air Force] при проведения операции.

Эль-Джем, Тунис, 20-21-22 апреля 1943 г.

Находясь в Константине, я узнал о блестящем подвиге 57-й группы по перехвату более 100 транспортных самолетов Ju-52 в сопровождении более 50 Ме-109 и Ме-110, летевших строем у мыса Бон двумя днями ранее. Сорок шесть P-40 и Spitfires Королевских ВВС прикрывавших сверху, пронеслись вдоль строя, и когда пулеметы прекратили палить, на их счету было 58 Ju-52, [14 Me-109 и 4 Me-110 уничтоженных, плюс 29 Ju-52, Ме-109 и Ме-110 поврежденных.]

[k4: По современному гамбургскому счету : "...Всего участвовало 65 Ju 52, 16 истребителей Оси и пять Bf 110. Сбиты шесть P-40 и один «Спитфайр». Американцы сначала заявили 146 побед, позже подсократили до 58 или 59 Ju 52, 14 Macchi C.202 и Bf 109 и от двух до четырех Bf 110. Фактические потери немцев составили 24 Ju 52, девять Bf 109 и один Bf 110 плюс, возможно, некоторое количество итальянских истребителей. Наряду с 24 уничтоженными Ju 52, еще 35 были повреждены и совершили аварийную посадку вдоль береговой линии Сицилии..." ]

{9} Позже: ныне кардинал Спеллман.

[страница 185]

К тому времени, когда я прибыл в 57-ю группу, парни прозвали это «Резней в Вербное Воскресенье» ["Palm Sunday Massacre"]. Пока Spitfire связывали боем нацистские истребители наверху, Warhawk-и уничтожили неуклюжие трехмоторные немецкие транспорты внизу. Некоторые самолеты взорвались в воздухе, а другие нырнули в море и на пляжи мыса Бон. Восемьдесят процентов самолетов были подожжены, и в одном месте вода под ними превратилась в море огня.

Перехват немецких транспортов не был случайностью. Разведка в течение некоторого времени наблюдала за воздушными перегонами через Средиземное море и ждала подходящего момента, чтобы отбросить медленно движущиеся транспорты.

Из этого боя вышли четыре новых аса 9-й Воздушной Армии: лейтенант Ричард Э. Даффи из Уоллед-Лейк, Мичиган, сбивший пять Ju-52; лейтенант МакАртур Пауэрс, из Инвуд, Нью-Йорк, сбил четыре Ju-52 и один Me-109; капитан Рой Э. Уитакер, из Ноксвилла, Теннесси, который перехватил три Ju-52 и один Me-109; и капитан Джеймс Керл {10}, уничтоживший два Ju-52 и один Me-109 [ Richard E. Duffey, McArthur Powers, Roy E. Whitaker, James Curl ] .

Вот описание боя капитаном Керлом в отчете об операции:

«Когда я впервые заметил самолеты «Джерри», они были прямо под нами, на эшелоне около 4000 футов. Поскольку они были закамуфлированы зеленой окраской, было довольно трудно различить транспортники на фоне моря. Когда они приблизились, они стали похожи на огромную стаю гусей, потому что шли идеальным строем "V". Парни просто снизились до них и расстреляли на просвет. Что беспокоило наших пилотов, так это опасность столкновения с нашими собственными машинами. Воздух был наполнен свистящими и маневрирующими самолетами. Там были случаи, когда пилоты промахивались мимо транспортника, в который целились, и попадали в тот, что был сзади... Это было настолько фантастично - просто нельзя было промахнуться.

{10} Позже объявлен пропавшим без вести.

[страница 186]

[Не было] реального противодействия истребителей. Spitfire, прикрывавшие сверху, отвлекли Messerschmitt-ы настолько, что те не смогли сколько-нибудь помешать нашим атакам».

Я был счастлив зачитать 57-й группе поздравление от генерала Маршалла и добавить и свое. Атака привела врага в ярость, и в течение следующих двух ночей они наносили ответные удары по полю 57-го группы. Лейтенант Аллен Х. Смит [Allen H. Smith] был убит осколком бомбы, семь человек получили ранения. Повреждены самолеты, грузовики и прицепы.

Каир, 27 апреля 1943 г.

Вчера семьдесят Liberator атаковали аэродром и сборочный завод в Бари в Италии. Полковник Узал Г. Энт [Uzal G. Ent], Командующий Бомбардировочным Командованием, возглавил атаку, которая была предназначена для уничтожения истребителей усиления, сосредоточенных в Бари для переброски в Тунис. Аэрофотоснимки показали, что, в дополнение к значительным повреждениям ангаров и зданий, более 50 самолетов были уничтожены на земле.

Эль-Джем, 7 мая 1943 г.

После битвы при Акарите 8-я Армия и 2-й Американский Корпус США под командованием генерал-лейтенанта Омара Брэдли, сменивший 16 апреля генерал-лейтенанта Джорджа Паттона 8 апреля соединились на дороге у Габес [Gabes].

Давление на Ось сохранялось, и 8-я Армия в ночь с 19 на 20 апреля захватила Энфидавиль [Enfidaville], а затем предприняла наступление, чтобы отбить у противника позиции на холмах.

К 8 мая позиции Оси обрушились по всему фронту. Британские танки прорвались и застали врасплох немецких солдат, сидевших в уличных кафе в Тунисе, а американские моторизованные части в тот же день ворвались в Бизерту. Все указывало на то, что весь Тунис будет захвачен за четыре или пять дней до предсказанного генералом Монтгомери 15 мая.

baltimore, b-24, 1943-04-20, b-25, 1943-03-24, group 57fg, 1943-03-18, p-40, 1943-04-27, 1943-04-03, 1943-04-09, spitfire, 1943-04-10, 1943-04-19, 1943-03-31, 1943-04-18, =рейд-на-Плоешти=, 1944-05-07, =brereton=

Previous post Next post
Up