Дневники Бреретона. Часть IV (6).

Sep 24, 2022 12:47

[страница 159]

...

Каир, Египет, 21-22 октября 1942 г.

Это были последние два дня перед битвой при Эль-Аламейне. В течение двух месяцев генералы Александер и Монтгомери сделали все возможное, чтобы уничтожить армии Оси. В Берлине, куда Роммель ездил для консультаций, он хвастался: «Я не выдвигался к Эль-Аламейну [[лишь]] с намерением рано или поздно быть отброшенным назад». ["I have not advanced to El Alamein with any intention to being flung back sooner or later."]

Армии Оси под командованием генерала фон Штумме [von Stumme] и его заместителя генерала Риттера фон Тома [Ritter von Thoma] были вытянуты от Средиземного моря на севере до непроходимой в военном отношении котловины Каттара [Qattara depression] на юге. Город Александрия находится [[лишь]] в 60 милях к востоку. С тех пор как Роммель продвинулся к Эль-Аламейну, население Александрии очень нервничало.

Летом многие люди итальянского происхождения и сторонники Оси фактически выходили на дороги, ведущие в город, готовые приветствовать победоносные армии Оси цветами, пирожными и сладостями.

В течение последних двух недель патрули 8-й Армии незаметно расчищали проходы через минные поля противника. Перед первой атакой авиация Союзников совершала в среднем более 700 самолето-вылетов в день в течение четырех дней. Роль авиации в наступлении была настолько важной, что генерал Александер поставил дату и час атаки в зависимость от времени, когда авиационные командиры могли уверенно сообщить о том, что господство в воздухе прочно установлено. В предварительной оценке ситуации британским штабом был сделан комментарий: «Воздушные силы будут жизненно необходимы на начальных этапах. Союзники пользуются превосходством в воздухе. Ось будет страдать от численного дефицита и нехватки авиационного топлива.

[страница 160]

Противник может быстро усилить свою авиацию с других фронтов, но не может перебрасывать припасы и топливо в пропорциональных масштабах для продолжительной активной деятельности».

Тяжелые бомбардировщики контролировали морские коммуникации. С июля до битвы при Эль-Аламейне бомбардировщики Ближневосточной Воздушной Армии сбросили на врага 3 374 000 фунтов бомб, примерно одна треть которых была направлена ​​​​на Тобрук, жизненно важную гавань для линий снабжения Оси. Накануне боя самолеты Королевских ВВС и США насчитывали 1263 самолета. По данным разведки, у Оси (с учетом базирующихся на Сардинии, Крите и островах Додеканес) было всего 713 самолетов.

Западная Пустыня, 23 октября 1942 г.

Битва при Эль-Аламейне началась в 21:30, сосредоточение артиллерии продолжалось всю ночь. На северном участке 8-я Армия имела по одному орудию на каждые 23 ярда фронта. Мы с генералами Стриклендом и Адлером наблюдали за представлением с выгодной позиции примерно в трех милях от линии фронта, сразу за пределами досягаемости артиллерии. Весь фронт буквально пылал от стрельбы, грохот орудий был оглушительным. Парашютные ракеты освещали горизонт и небо, когда бомбардировщики с ревом сбрасывали свой груз. Потребовалось два часа, чтобы вернуться в лагерь ВВС Западной Пустыни из-за заторов на дорогах, когда пошли [[вперед]] танковые транспортеры [tank-carriers], а машины скорой помощи начали свое мрачное движение в тыл.

Западная Пустыня, 24 октября 1942 г.

Истребители и средние бомбардировщики союзников сосредоточили свои атаки на передовых артиллерийских позициях, танковых группах и позициях пехоты.

B-25 Mitchell сбросили 96000 фунтов бомб, оставив за собой разбитые танки, пылающие склады снабжения и взорванные артиллерийские позиции. Истребители, прикрывая бомбардировщики, видели очень мало самолетов противника.

9-й австралийской дивизии на севере пришлось нелегко из-за невскрытого [[заранее]] минного поля. В результате прорыв не был увеличен настолько, чтобы обеспечить правильное развертывание бронетехники. Наступление 10-го Корпуса было [остановлено].

[страница 161]

Главнокомандующий выразил недовольство статичным характером наступления и намерен не допускать его замедления. Бой поднял пыль в такой степени, что воздушные операции стали опасными. Два B-25 столкнулись во время своего первого вылета после 19:00; один разрушен, а другой требует капитального ремонта.

Еще два были сбиты с нашей стороны. Еще один приземлился на брюхо с подбитым шасси. Пока мы ели, появился подполковник Лоу [Low], посадивший свой поврежденный самолет примерно в 6 милях к югу от нашего командного пункта. Я выдал ему тарелку острого перца чили, который мы ели на ужин.

Ночью гунны атаковали [[используя]] Ju-88 с Крита. Десятый Корпус горько пожаловался [[на это]] - по-видимому, бронетехнике, проходящей через заграждения, были нанесены некоторые повреждения. Правда же была в том, что наши войска были настолько невосприимчивы к воздушному налету, что привыкли к полному комфорту и поднимают шум, когда получают небольшую дозу [[взбучки]] от врага.

Сегодня 57-я истребительная группа сбила 4 «гуннов» а, возможно, и еще двоих. Победителями стали 2-й лейтенант Лайман Миддлдитч [Lyman Middleditch] из Клана Уотервич из Хайлендс в Нью-Джерси - как гордо гласил капот его Р-40 - «Граничный ров Уотервичей» ["Middle-ditch of Waterwitch"], майор К.Э. Уиллер [C. E. Wheeler] {4} капитан Глэйд Билби [Glade Bilby] и лейтенант Уильям С. Бек [William S. Beck].

Общая ситуация на 15:00 следующая: На севере бронетехника 10-го Британского Корпуса [British Tenth Corps] миновала минный заграждение и двинулась на юго-запад, и сейчас приступает к взлому [[обороны]] 15-й [[немецкой]] танковой дивизии [15th Panzer Division], и вскоре намечается бой между ними.

{4} Позднее: майор Уиллер был сбит над Гамутом [Gamut] 11 ноября и попал в плен. После освобождения в конце войны он рассказал, насколько тщательно немцы допрашивали его о 57-й истребительной группе. Они знали о нем почти все, кроме того, как он попал через Атлантику. [k4: примечательно, что воздушный маршрут так и не был вскрыт.] Уилер, уставший от того, что его преследуют одним и тем же вопросом, в конце концов заявил гуннам, что 57-й полк прибыл в Африку на подводной лодке. Они поместили его в одиночную камеру на несколько дней за эту попытку пошутить. Уилер сказал, что, когда он впервые попал на допрос, немцы передали ему последние новости от 57-й группы, и все они [[в итоге]] оказались верными. «Теперь у Билби твоя эскадрилья, - сказали ему, - а группа под твоим старым приятелем Артом Солсбери [Art Salisbury]».

[страница 162]

21-я [[немецкая]] танковая дивизия [21st Panzer Division] и 7-я британская бронетанковая дивизия противостоят друг другу на южном фронте. В 22:00 контакта основных бронетанковых элементов еще не было. На преодоление заграждений и вывод бронетехники и пехоты на позиции для основного сражения может уйти несколько дней.

Для этой операции разработана новая тактика. Освобождая пространство впереди и на флангах, основные позиции танков плотно прикрываются пехотой и поддерживаются мощной артиллерией, в которой мы имеем явное превосходство.

Западная Пустыня, 27 октября 1942 г.

В течение последних двух дней обе стороны продолжали наносить друг другу удары, при этом основной бой между бронетанковыми силами еще не начался. B-25 успешно отразили две контратаки на австралийскую дивизию. "Тяжеловесы" совместно с Королевскими ВВС потопили танкер и два теплохода примерно в 80 милях к северо-западу от Тобрука.

Западная Пустыня, 28 октября 1942 г.

Теперь, когда элемент внезапности утерян, необходимы самые энергичные действия, чтобы не допустить организации последовательных линий обороны в тылу противника. Воздушным действиям ВВС Великобритании и США удалось свести потуги авиации противника к практическому бессилию. Вчера поздно вечером над Эль-Дабой была перехвачена группа "Штук" в сопровождении Ме-109 и "Макки-202". Мы уничтожили 22 самолета и повредили 13. Наши потери составили 3 «Спитфайра», 2 «Харрикейна», один Р-40 и один «Веллингтон». 57-я истребительная группа одержала еще четыре победы, уничтожив с начала боев 23 самолета противника.

Западная пустыня, 30 октября 1942 г.

Врагу не давали передышки, австралийцы продолжали оказывать давление на севере, заставляя его сражаться и изнуряя его. Главный маршал авиации Теддер посетил американских летчиков. Он остро сопереживает тому, что они делают.

[страница 163]

Западная Пустыня, 31 октября 1942 г.

Вчера вечером на совещании командиров был объявлен план применения следующей операции. Атака была отложена из-за времени, необходимого для перераспределения сил поддержки. Вклинение противника на севере был пережато, линия [[соприкосновения]] сокращена. Сегодня сообщалось о свежих Ме-109 введенных в бой, вероятно, что с прошлой недели они перенаправлялись с русского фронта.

Западная Пустыня, 1 ноября 1942 г.

Вчера появились первые признаки снижения боевого духа противника при допросе пленных немецких офицеров. Они не уверены, что Роммель победит. Все они жалуются на нехватку воды, боеприпасов, бензина и других предметов первой необходимости - дань уважения нашим воздушным усилиям по обескровливанию линий снабжения Роммеля. Пленные ['P W'] сообщают, что по крайней мере один истребительный Staffel ("группа") [[находится]] в пути к Роммелю, но может быть и больше. Действия вражеских истребителей ограничиваются нечастыми вылетами, обычно в поддержку операций "Штук".

Западная пустыня, 2-3 ноября 1942 г.

Заключительный этап битвы при Эль-Аламейне начался с мощной атаки на запад 51-го полка горцев [51st Highlanders] и новозеландской дивизии, поддерживаемой с севера и юга австралийцами и южноафриканцами. Основная часть средних танков Монтгомери, включая американские танки Mark IV ( "Шерман" ), к этому времени прошла через две бреши в минных полях. Теперь он был готов к решающему прорыву [[следующей]] позади пехоты.{5}

1-я и 10-я бронетанковые дивизии продвинулись на запад и вступили в ожесточенный и решительный бой с основными силами танков Оси у Тель-эль-Аккакира [Tel el Aqqaqir]. Характерно, что Роммель атаковал [[уже]] своей основной танковой мощью.

{5} Позже: Интересно отметить разницу в тактике бронетехники в этом бою по сравнению с более поздними танковыми действиями в Западной Европе. В Европе местность редко давала такое пространство для маневра, которое позволяло проводить широкомасштабные действия бронетехники против бронетехники, имевшие место в пустыне.

[страница 164]

[Сразу 176 танков] подошли одновременно с севера и юга к британским позициям. Роммель вывел на позиции знаменитые 88-мм противотанковые орудия, и они были смертельно эффективны на коротких дистанциях, особенно против британских танков, силуэты которых были хорошо видны при утреннем освещении. Бой шел весь первый день. Это было одно из величайших танковых сражений в пустыне, и обе стороны понесли большие потери. Сообщалось о 48 сгоревших вражеских танков. Три броне-автомобильных полка на юге прошли через брешь в минных полях и направились к Эль-Дабе [El Daba], в тылу врага, где в одном из самых дерзких рейдов пустынной войны устроили хаос, уничтожив более двухсот транспортных средств и много оружия. Задача ВВС заключалась в том, чтобы защитить их от вражеского воздушного нападения.

К полудню второго дня появились признаки ослабления сопротивления противника.

Об этом объявлено в приказе дня от генерала Монтгомери. «Нынешняя битва длится уже 12 дней, в течение которых все войска сражались так великолепно, что противник измотан. Он только что достиг критической точки и пытается увести свою армию. Королевские ВВС наносят тяжелый урон его колоннам, движущимся на запад по главной прибрежной дороге. Я призываю все войска продолжать наступление и не расслабляться ни на минуту. У нас есть шанс засунуть всю [[их]] танковую армию в мешок, и мы это сделаем. Я поздравляю все войска с достигнутым. Полная победа близка. От вашего имени я отправил отдельное сообщение в Королевские ВВС, поблагодарив их за великолепную поддержку.»

3 ноября тяжелая авиация совершила дневной налет на гавань Тобрука, где два грузовых корабля Оси, один танкер, были подожжены и были разбиты. Главный маршал авиации был в курсе того, что мы делаем, даже если Монтгомери пренебрегал нами в своем распорядке дня. Теддер просигналил: «Рад, если вы передадите мои сердечные поздравления Бомбардировочному Командованию за хороший мешок в Тобруке, что особенно ценно на нынешнем критическом этапе операций».

[страница 165]

Западная пустыня, 4 ноября 1942 г. Отход противника, начавшийся прошлой ночью, продолжался, дороги были перегружены, но отступление проходило организованно и сохранялась рассредоточенность техники. Однако наши истребители и истребители-бомбардировщики хлынули на них и нанесли огромные потери.

10-я танковая дивизия, промчавшись через пустыню, обошла отступавшего по прибрежной дороге противника с флангов, уничтожила 54 немецких танка и взяла в плен 1000 человек.

Генерал фон Тома, сменивший генерала фон Штумме (погибшего при воздушном налете на его штаб) на посту заместителя командующего, был взят в плен во время его личной разведки на танке.{6}

Информирован о том, что генерал-лейтенант Фрэнк М. Эндрюс {7} прибыл в Каир, чтобы принять командование на Ближневосточном Театре военных действий. Я не знал никого [[иного]], под чьим началом мне хотелось бы служить, кроме Фрэнка Эндрюса, которого я считал самым сильным человеком в ВВС после генерала Билли Митчелла. Он постоянно боролся за развитие программы тяжелых бомбардировщиков и однажды был понижен в звании с генерал-майора до полковника и, чтобы "засунуть его на полку", отправлен в штаб Восьмого Корпуса в Сан-Антонио, штат Техас, Но его отозвали в Вашингтон и сделали [[начальником отдела]] G-3 Генштаба. Если бы не его дальновидность, мы бы отстали по крайней мере на два года в нашей программе тяжелых бомбардировщиков.

{6} Позже: В беседах с офицерами разведки генерал фон Тома сказал, что Роммель допустил две тактические ошибки при подготовке к британскому наступлению: (1) он сосредоточил свои бронетанковые силы и противотанковые орудия на севере так близко к фронту, что артиллерийский огонь нанес тяжелые потери; (2) он расположил свои минные поля так, что не все они находились в пределах видимости поддерживающей артиллерии, что позволило гораздо легче их разминировать. Тома сомневался в Роммеле. Эти два очка были взяты хорошо, но не [[они]] стали решающими в исходе боя. Господство в воздухе вырыло Роммелю могилу. Наши воздушные атаки перекрыли его снабжение через Средиземное море, а затем уничтожили его транспортную систему на суше. Эти два фактора дали 8-й Армии плацдарм для победы.

{7} Позже: после переезда в Англию, где он был назначен командующим Европейским театром военных действий [European Theater of Operations], генерал Эндрюс 10 мая 1943 года погиб в авиакатастрофе в Исландии.

b-24, 1942-10-23, 1942-11-04, b-25, andrews frank m., 1942-10-24, group 57fg, p-40, 1942-11-02, 1942-11-01, 1942-10-27, 1942-10-31, =brereton=, 1942-10-21, 1942-10-30, 1942-10-28

Previous post Next post
Up