Дневники Бреретона. Часть II (4).

Sep 02, 2022 08:28

[страница 84]

...

Лембанг, Ява, 1 февраля 1942 г.

У японцев имелось около 26 дивизий, действовавших в юго-западной части Тихого океана, в отличие от примерно восьми у Союзников - трех в Малайе, трех на Филиппинах и двух на Яве. Японские военно-морские силы в юго-западной части Тихого океана и прилегающих районах насчитывали 3 линкора, 28 крейсеров, 7 авианосцев, 71 эсминец, 4 авианосца и 34 подводные лодки. Военно-морские силы Союзников под командованием ABDACOM насчитывали 1 тяжелый крейсер, 8 легких крейсеров, 2 шлюпа, 23 эсминца и 36 подводных лодок, причем часть этих сил приходилось постоянно использовать для сопровождения конвоев, что еще больше ослабляло нашу морскую ударную силу.

У японцев в этом районе было около 1300 самолетов, из которых 300 на 7 авианосцах были высокомобильными и способными [быстро перемещаться от одного пункта к другому].

[страница 85]

Голландские ВВС были незначительны. Они оценивались в четыре истребительных эскадрильи и шесть бомбардировочных эскадрилий. Их истребителями были американские Brewster, Curtis P-36 и Curtis Interceptors (21-B), все типы устаревшие. Бомбардировщиками были устаревшие B-12.

По словам генерала Ван Ойена, голландцы пытались закупить американские самолеты последних моделей, но все усилия были встречены заявлениями о том, что Япония, их единственный возможный противник, современных самолетов не имеет и что и Нидерланды могут довольствоваться самолетами не самых лучших типов.

Никогда не было точно известно, сколько самолетов имелось у Королевских ВВС в зоне их боевых действий в районе Малайя - Суматра. Сомнительно, чтобы у них когда-либо было хотя бы 100 устаревших самолетов на их пике. Британский авианосец ~Formidable~ доставил 48 Hurricane 26 января в точку взлета к югу от Суматры, и они перелетели в Сингапур. Потери среди Hurricane были необычайно высоки из-за аварийных посадок и неопытности пилотов. У британцев также было несколько эскадрилий устаревших Brewster. Их бомбардировщики были средними классов Lockheed Hudson, Wellington и Blenheim. ВВС США состояли из двух групп B-17 и LB-30 с примерно тридцатью тремя процентами [[от штатной]] численности, одной эскадрильи истребителей P-40, одной эскадрильи пикирующих бомбардировщиков A-24 и разведывательных Catalina Флота. Но из-за происшествий, больших потерь и различных других факторов нам ни разу не удавалось поднять [[за раз]] более 12-14 тяжелых бомбардировщиков, примерно 16 истребителей и 7 пикирующих бомбардировщиков. И даже такое было редкостью.

Лембанг, Ява, 2 февраля 1942 г.

Разведка нашего Флота доложила о сильных подразделениях японского флота в десяти милях от Баликпапана, состоявших из 4 крейсеров, 17 транспортов и 8 летающих лодок. Восемь B-17 во главе с лейтенантом Дж. Т. Конналли были посланы против них для атаки с высоты 26000 футов. Два транспорта были подбиты, один затонул определенно, а другой вероятно.

Японцы были полны решимости пройти через Макассарский пролив. Наше положение на Яве становилось [все более ненадежным].

[страница 86]

Японцы высадились в Баликпапане 23-24 января, угрожая нам с севера, и в те же дни заняли Кендари, Целебесе, угрожая нашему восточному флангу. На западе Палембанг на Суматре регулярно подвергался атакам с воздуха.

Лембанг, Ява, 3-7 февраля 1942 г.

Первая воздушная атака на Яву была произведена 3 февраля. Она была значительного масштаба. Сурабаю атаковали примерно 26 бомбардировщиков и 50 истребителей, Маланг - 15 бомбардировщиков и 10 истребителей, а Мадиэн [Madioen] - 28 бомбардировщиков и 9 истребителей. Потери Союзников составили 14 истребителей, 12 самолетов Флота и 4 B-17; все последние находились на ремонте или техническом обслуживании, иначе их бы подняли в воздух для обеспечения безопасности. Позже тем же утром еще одна "Крепость" была потеряна в бою над Баликпапаном. На голландских аэродромах не было зенитной артиллерии, а служба предупреждения с воздуха была совершенно неадекватной.

На следующий день японцы прибыли снова с 26 бомбардировщиками в сопровождении 18 истребителей «Зеро», но были перехвачены звеном 7 Р-40 17-й эскадрильи во главе с майором Спрэгью [Sprague]. В этом бою 7 против 44 наши летчики (прибывшие на Яву всего за неделю до этого) сбили один бомбардировщик и два истребителя и отогнали бомбардировщики от Сурабаи.

Мы потеряли два Р-40, но оба пилота спаслись.

В тот же день B-18, который я направил из Бандоэнга в Сурабаю, был сбит Зеро в 30 милях к западу от Сурабаи. В нем находились полковник Мерфи [Murphy], эксперт по связи с Гавайев, которого я попросил сразу же после моего прибытия в Манилу проконтролировать оборудование воздушного предупреждения на Филиппинах, и майор Остин А. Штробель [Austin A. Straubel], командир 7-й группы.

Следующая мощная атака была нанесена 5 февраля, когда 40 бомбардировщиков и 20 истребителей атаковали военно-морскую базу Сурабая. Было сбито два вражеских истребителя и, вероятно, два бомбардировщика.

Три истребителя Союзников были потеряны и два повреждены, а в сочетании с потерями при атаке 3 февраля истребительные силы США, защищавшие Сурабаю, были практически уничтожены.

[страница 87]

Теперь японцы держали всю восточную половину Явы и прилегающие острова под непрерывными атаками истребителей и бомбардировщиков, что угрожало нашему маршруту воздушных подкреплений из Австралии. 5 февраля рейс из 13 P-40, следовавших из Австралии, обслуживался в Ден-Пассаре на Бали. Был замечен вражеский самолет, и командир звена взлетел с восемью [[уже]] обслуженными Р-40. Они отразили 15-минутную атаку 16 Зеро и благополучно приземлились в Сурабае. Пятеро оставшихся были атакованы и уничтожены.

Девять B-17 бомбардировочного командования 3 февраля повторили атаку вражеских кораблей у Баликпапана, вылетев при плохой погоде. Несколько дней спустя голландская наземная разведка сообщила, что два транспорта потоплены, а эсминец, выброшенный на мель, загорелся. Один B-17 загорелся и приземлился на острове Арендас [Arendas Island]. Пока большая часть B-17 отсутствовала, пикирующие и горизонтальные бомбардировщики [[противника]] в течение 50 минут обстреливали поле Маланга. Два разбомбленных [[ими]] B-17 взорвались на земле.

Бойцы Бомбардировочного Командования боролись со всеми мыслимыми препятствиями: плохой погодой, атаками противника, нехваткой техники и личного состава, численным превосходством противника.

Но каким-то образом они продолжали возвращать свои самолеты [[в строй]] и наносить ответные удары. 5 февраля шесть B-17 вылетели в район Баликпапан, но были атакованы Зеро. [[У двух машин]] верхние башни вышли из строя, кислородная система другого самолета [[также]] вышла из строя, и миссия была прекращена. Один Зеро был сбит.

7 февраля 8 B-17 вылетели в район Макассара, где, как сообщалось, находился авианосец. Несмотря на плохую видимость и пасмурную погоду, шестеро из них безуспешно обыскивали местность в течение 45 минут, двое других повернули назад из-за неисправности башен и низкого давления масла.

Лембанг, Ява, 8-12 февраля 1942 г.

Ситуация в Сингапуре постоянно ухудшалась. Вопрос был просто в том, насколько долго, и сам генерал Уэйвелл выразил мнение, что город, возможно, продержится еще месяц или шесть недель. Он надеялся усилить войска там [материально, и на самом деле часть австралийского корпуса находилась в море на пути с Ближнего Востока].

[страница 88]

8 февраля на совещании командиров я официально заявил, что ввиду нашей неспособности усилить американские ВВС и из-за понесенных потерь к концу марта Бомбардировочное Командование станет неэффективно. Малайский Барьер невозможно было защитить без ударной силы дальнего действия. Я был готов дать рекомендации Военному Министерству относительно вывода остатков Дальневосточной Воздушной Армии либо в Бирму, либо в Австралию. Я подвергся критике со стороны генерала Уэйвелла и генерала Бретта за то, что показалось им несколько необоснованным и пессимистичным.

Очевидно, мое заявление на совещании командиров ускорило рассмотрение всей ситуации в штабе ABDACOM, потому что по возвращении в мою каюту мне позвонил генерал Бретт и сказал, что Главнокомандующий желает, чтобы я представил [[ему]] оценку ситуации в воздухе. Я оформил свою оценку и обсудил ее с маршалом авиации Пирсом, который получил аналогичную просьбу. Два наших документа были сходны в своих выводах и, представленные на совещании командиров 19 февраля, произвели очень тревожное впечатление и угнетали Главнокомандующего. Генерал Уэйвелл с нами обоими был очень краток.

Я счел необходимым просить генерала Уэйвелла освободить меня от обязанностей заместителя главкома авиационного штаба ABDACOM. Боевой дух моих ВВС был низким, и мое присутствие требовалось у них.

У меня также были серьезные разногласия с Пирсом относительно использования американских бомбардировщиков. Хотя ни разу американские ВВС не использовались вопреки моему желанию, было очевидно, что Пирс подвергался сильнейшему давлению с целью использовать их по частям и сосредоточить на Малайском полуострове, в то время как, по моему мнению, все усилия бомбардировщиков должны были направлен против японцев в Макассарском проливе. Ввиду наших разногласий [я не хотел смущать Пирса, продолжая действовать в качестве его заместителя.]

[страница 89]

К ночи 11 февраля ситуация в Макассарском проливе стала более критической. 10-е Патрульное Крыло Флота сообщило о движении конвоя из Макассарского пролива и еще одного из Молуккского пролива в направлении Макассара. Всем бомбардировщикам был отдан приказ действовать против высадки в Макассаре днем ​​и ночью.

Ввиду серьезной ситуации в Сингапуре на меня снова оказали давление, чтобы я перенаправил бомбардировщики [[для удара]] по вражеским аэродромам к северу от Сингапура. Я отказался это сделать, хотя адмирал Харт был единственным человеком, который поддерживал меня. Перед лицом настойчивости генерала Уэйвелла я согласился передать вопрос в Военное Министерство для принятия решения. Поскольку я не выказывал никаких признаков того, что передумал, генерал Уэйвелл наконец согласился с моим намерением продолжить наступление на японцев в районе Макассара.

Наша попытка бомбить оккупированный аэродром в Кендари на Целебесе 8 февраля продемонстрировала наше плачевное положение. Девять B-17 вылетели из Маланга, один повернул назад, но остальные восемь были перехвачены примерно 12 Зеро на высоте 14000 футов. Они предприняли скоординированные атаки спереди и снизу.

Во время второй атаки самолет капитана Дж. Л. Дюфрейна [J. L. DuFrane] был подбит, и из бомбового отсека вырвалось пламя. Шестеро человек выпрыгнули из машины, и их обстреляли из пулеметов, когда они спускались. В следующей атаке самолет лейтенанта Уильяма Дж. Причарда был сбит [William J. Prichard] , загорелся и взорвался. Спасся только один человек.

Остальные шесть самолетов, наконец, достигли зоны облачности, где сильный дождь и турбулентность сделали невозможным групповой полет, и по отдельности вернулись на базу. Хвостовая часть самолета лейтенанта Пола М. Линдси [Paul M. Lindsey] была так сильно повреждена, что потребовалось два человека, чтобы удерживать его на ровном киле. При столкновении с турбулентным воздухом, самолет вошел в штопор, во время которого штурман, второй пилот и хвостовой стрелок выпрыгнули. Лейтенанту Линдси без помощи навигатора, второго пилота или карты каким-то образом удалось выровнять самолет и в неблагоприятную погоду найти дорогу домой, благополучно приземлившись в Маланге с [раненым человеком на борту].

[страница 90]

Самолет капитана Д. Р. Стротера [D. R. Strother], занявший лидирующую позицию после того, как капитан ДюФрейн был сбит, был атакован спереди, в результате чего взорвался кислородный баллон, вышла из строя гидравлическая система и механизм сброса бомб перед бомбовым отсеком. Самолет капитана Джозефа Дж. Престона [Joseph J. Preston] был подбит, в результате чего в бомбоотсеке начался пожар, но он мгновенно сбросил бомбы и баки из бомбоотсека и благополучно вернулся. Только один самолет избежал повреждений. Было сбито пять вражеских самолетов.

Лембанг, Ява, 13 февраля 1942 г.

На сегодняшнем совещании командиров вопрос о будущих операциях обсуждался без оптимизма. Генерал Лаверак [Laverack], командующий Первым Австралийским Корпусом, присутствовал и заявил о своих возражениях против высадки на Яве или Суматре. Они были вполне обоснованными и основывались на его уверенности в том, что если корпус высадится на Яве или Суматре, будет трудно, если не невозможно, эвакуировать его в случае падения Сингапура. Пока шла конференция, были получены новости о том, что Сингапур должен пасть в течение 24 часов. С падением Сингапура Суматра не могла долго держаться. Когда падет Суматра, падет и Ява.

Тяжелые бомбардировщики выполнили одну из своих самых блестящих задач в темное время суток. На основе информации, предоставленной 10-м Патрульным Крылом Флота, B-17, летевшие на малой высоте около 2000 футов, перехватили японские крейсера и авианосцы примерно в 160 милях к востоку от Макассара. Прямые попадания были нанесены одному крейсеру и одному авианосцу, что привело к огромному взрыву и пожару на последнем, что обеспечило достаточное освещение для последующих звеньев, чтобы отбомбиться по всей территории с отличными результатами. И зенитчики, и истребители атаковали их и, хотя все самолеты были повреждены, они вернулись.

b-24, pby catalina, 1942-02-08, p-36, b-12, a-24, curtis interceptors (21-b), 1942-02-12, 1942-02-13, b-17, 1942-02-02, patrol wing 10 (pw-10), =brereton=, b-18, 1942-02-01, =административный-бардак=, brewster

Previous post Next post
Up