Дневники Бреретона. Часть I (8).

Aug 23, 2022 21:57

[страница 44]
...

Манила, 9 декабря 1941 г.

Совершено «первое неприкрытое деяние» ["The first overt act"]. Японцы ударили нас и нанесли нам раны. Ввиду больших потерь, понесенных Дальневосточной Воздушной Армией, и подавляющей мощи авиации противника до прибытия бомбардировщиков из Дель-Монте не представлялось возможным наметить какие-либо боевые задачи, кроме как по непосредственной поддержке обороны Лусона.

Первый тяжелый бомбардировщик с Филиппин вылетел из Дель-Монте в 07:30 утра. Шесть B-17 во главе с майором Сесилом Э. Комбсом [Cecil E. Combs], загруженные двадцатью 100-фунтовыми бомбами, вылетели на Кларк-Филд с приказом по пути к возможной цели разведать район Катандуанес [Catanduanes]. В Катандуанесе активности противника не наблюдалось, и самолеты проследовали в [Кларк-Филд].

[страница 45]

Сразу после приземления и дозаправки на Кларк-Филд они снова взлетели и оставались в воздухе до наступления темноты, чтобы избежать водействия вражеской авиации. Было слишком поздно атаковать цели на Формозе.

Второй рейс из семи B-17 во главе с майором О'Доннеллом [O'Donnell] вылетел из Дель-Монте в 14:30 и после наступления темноты приземлился в Сан-Марселино на Лусону, неподалеку от Кларк-Филд. Когда лейтенант Е.С. Титс [E. C. Teats; k4: даст же Бог фамилию...] пошел на посадку, по нему открыли огонь дружественные войска, но повреждений не нанесли. Спали экипажи в своих самолетах. Еды не было, и все легли спать голодными.

Войска в Сан-Марселино заявили, что за последние 24 часа [[наличной]] еды было мало или не было совсем.

Лейтенант Карпентер вылетел из Кларк Филд в 08:00 для фотографической миссии на Формозу, но был вынужден вернуться в Апарри из-за неисправности генератора. Это был единственный самолет, способный к разведке над Формозой.

Разведывательные полеты истребителей в прибрежных районах северного Лусона в этот день не выявили признаков высадки. Информация, поступающая из всех источников, указывала на то, что вскоре японцы начнут высадку. Сообщалось о линкорах, авианосцах, военных транспортах и вспомогательных военных кораблях как у восточного, так и у западного побережья Лусона.

В наших войсках не было отчаяния. Наоборот, они сражались безумно. Примеры необычайного героизма, проявлявшиеся в первые пылающие часы боя, бесконечны. Многие из них никогда не будут раскрыты; не было времени их записывать.

Война прокатилась многими странными путями. Например, лейтенант Э. Р. Таш [E. R. Tash] с экипажем вылетели вчера утром в 9:45 из Дель Монте на Кларк Филд для ремонта своей "Крепости". Прибыв на Кларк Филд в разгар обстрела, он попал под атаку трех японских истребителей. Экипаж лейтенанта Таша сбил один вражеский самолет, но и их B-17 был сильно поврежден.

Трос управления элеронами самолета был отстрелен, нагнетатели были изрешечены, а пропеллеры испещрены пулевыми отверстиями. Самолет благополучно вернулся в Дель-Монте с тяжело раненым стрелком сержантом Майкл Бибином [Michael Bibin] [[на борту]].

[страница 46]

Манила, 10 декабря 1941 г.

Сегодня мы нанесли первые удары по японцам. Сообщалось о высадке противника в ночь с 9 на 10 декабря в Апарри и Вигане на северном побережье Лусона. Весь день мы бомбили и обстреливали японские транспорты и десантные баржи. Лейтенант Меррит [Merrit], командир 34-й эскадрильи перехватчиков, погиб, когда бомбы с B-17 взорвали транспорт, который он обстреливал.

Японские Воздушные Силы, которые вчера предоставили нам относительно спокойный день, сегодня вообновили действия и обстреляли поля Дель Кармен, Николс и Нильсон. Лейтенант Карл П. Гис [Carl P. Gies], который избежал ранения в первый день, когда бомба взорвалась в 20 футах перед его P-40, когда он взлетал, сбил двух японцев.

Кавите подвергся бомбардировке, погибло около 500 человек. Пилоты, которые еще не были обучены полетам на Р-40, взлетали на них, чтобы расправляться с японцами.

Высадка японцев на севере Лусона была рассчитана на захват аэродромов в Апарри и Вигане. Отряд Вигана начал десантные операции в 05:30, и ближе к вечеру того же дня самолеты противника [[уже]] действовали с аэродрома Виган. Потеря аэродромов Виган и Апарри стала для нас тяжелым ударом, так как обеспечила непосредственную авиационную поддержку противнику для прикрытия дальнейших десантных операций. Дальность действия его самолетов была значительно увеличена за счет возможности действовать с наземных баз на Лусоне, а его авианосцы [[теперь]] могли поддерживать десантные силы в других районах.

История попыток 19-й бомбардировочной группы остановить высадку японцев частично рассказана в ежедневном отчете в «Журнале операций»:

«...Лейтенант Бонакер [Bohnaker] и экипаж замещен лейтенантом Янгом [Young] и [[его]] экипажем. В 06:00 пять (5) самолетов под командованием майора Комбса со следующими пилотами и штатными экипажами: Комбс, Вандевантер, Форд, Шедд и Янг [Combs, Vandevanter, Ford, Shedd, Young] (заменивший Бохнакера) взлетели с Кларк-Филд, все самолеты были загружены 20 100-фунтовыми фугасными учебными бомбами [k4? "demo bombs", скорее все же сокращение от "demolition" ], чтобы атаковать врага. Сообщили о транспортах у Вигана в заливе Лингайен. Первоначальная атака была произведена с высоте 12000 футов, и все самолеты, кроме одного (лейтенант Вандевантер), сбросили бомбы. Еще одна атака была совершена [[на траектории]] с запада [на восток [[с высоты]] на 500 футов выше].

[страница 47]

Было поражено несколько транспортов, один из них затонул. Лейтенант Вандевантер совершил две атаки с высот 10000 футов и 7000 футов. Был встречен сильным зенитным огнем, однако повреждения свелись лишь к небольшой пробоине в крыле самолета лейтенанта Вандевантера. Перехватчиков противника не наблюдалось, и самолеты по отдельности в облачной пелене возвратились на Кларк-Филд. Самолет лейтенанта Шедда был переснаряжен бомбами. Другим самолетам было приказано немедленно подняться в воздух из-за опасности нападения на Кларк-Филд. Получили в воздухе инструкции направиться в Дель-Монте, позднее получили сообщение о том, что Дель-Монте может быть захвачен противником. Из-за нехватки топлива майор Комбс и лейтенант Форд приземлились в Сан-Хосе на Миндоро, а лейтенант Вандевантер приземлился в Таклобане на Лейте, для обслуживания.

Капитан Парсел [Parsel] с экипажем вылетел из Сан-Марселино в 06:00 и проследовали на Кларк-Филд, приземлившись там для ремонта и бомбардировки.

Лишь с семью (7) 300-фунтовыми бомбами, из-за сообщения о налете на Кларк Филд, который должен был состояться в 09:45, он снова взлетел в 09:40, и проследовал на Виган, где бомбил вражеский крейсер. Первая атака произведена с высоты 12500 футов в направлении с юго-востока на северо-запад, первая из серии из четырех (4) бомб заявлена как [[легшая в]] 50 футах от цели.

Вторая атака [[по направлению]] с юга на север по транспорту у берега, сброшено три (3) бомбы. Предполагается прямое попадание, так как после атаки наблюдался горящий транспорт. Значительный зенитный огонь сзади и снизу, но без повреждений самолета.

Лейтенант Конналли [Connally] вылетел из Кларк Филд в 05:30 на разведывательную миссию в направлении Формозы. Был замечен большой строй перехватчиков противника, и они вернулись на Кларк-Филд, но не смогли приземлиться из-за атаки того же перехватчиков. Приземлился после наступления темноты.

Лейтенант Пиз [Pease] взлетел с Кларк Филд в 14:00 на самолете лейтенанта Янга с 19 100-фунтовыми бомбами для бомбардировки кораблей противника в Апарри. Два захода ["runs"] были совершены на высоте 24 000 футов на крейсер и два захода - на транспорт. Бомбы упали вплотную к крейсеру, но прямых попаданий не наблюдалось. Зенитной артиллерии и перехватчиков противника не замечено.

Вернулся Кларк Филд на обслуживания и заправки и вылетел в Дель-Монте в 18:30, но вернулся на Кларк Филд из-за плохой погоды.

Получив указание перегнать днем оставшимся в Сан-Марселино самолеты, майор О'Доннелл с экипажем на рассвете вылетели из Сан-Марселино на Кларк-Филд.

[страница 48]

[Капитан Келли, лейтенант Монтгомери, лейтенант Шетцель, лейтенант Годман, лейтенант] Титс и лейтенант Кейзер [Kelly, Montgomery, Schaetzel, Godman, Teats, Keiser] вылетели из Сан-Марселино в 06:30 и направились на Кларк-Филд. Келли, Монтгомери и Шетцель приземлились на Кларк-Филд в 07:30 для обслуживания и загрузки бомб, остальным было приказано оставаться в воздухе. Майор О'Доннелл взлетел с Кларка Филда, когда получил загрузку восемью (8) 600-фунтовыми бомбами, направился в Виган, где на вражеский авианосец было совершено несколько заходов на высоте 25000 футов.

Попаданий не наблюдалось. Виден зенитный огонь и перехватчики противника, но атак не производилось. Вернулся на Кларк Филд и снова отправился в Дель Монте. Атакован перехватчиками противника в районе Николс-Филд у Манилы, два из них предположительно сбиты. Приземлился Дель Монте после наступления темноты без потерь личного состава или повреждений самолета.

Капитан Келли и лейтенант Шетцель по отдельности вылетели из Кларк-Филд в 09:30, чтобы бомбить вражеские корабли в Апарри. Самолет капитана Келли был загружен 3-мя 600 фунтовыми бомбами, а [[самолет]] лейтенанта Шетцеля - 8-ю 600-фунтовыми бомбами. Капитан Келли бомбил вражеский линкор, достиг одного прямого попадание и два очень близких промаха. {12} При возвращении на Кларк-Филд было замечено шесть (6) вражеских перехватчиков, два (2) из ​​которых атаковали. В бомбоотсеке начался пожар, штаб-сержант Делеханти [S/Sgt Delehanty] - инженер-стрелок - погиб от вражеского огня. Экипаж выпрыгнул и был обстрелян в воздухе перехватчиками противника. Парашют капитана Келли не раскрылся по неизвестной причине. Рядовой первого класса Альтман [Pfc. Altman] получил ранение головы, предположительно в самолете от металлического осколка, а лейтенант Бин [Bean] получил легкое ранение лодыжки, возможно, в результате обстрела во время прыжка с парашютом. Атака на самолет была совершена приблизительно возле горы Араят [Mt. Arayat] около 14:00 на [[высоте]] 12000 футов. Бака в бомбовом отсеке не было.

Лейтенант Шетцель бомбил транспорты в Апарри из облачного покрова [[с высоты]] 25000 [[футов]], считал что [[достиг]] попадания в один из них, так как был виден густой дым.

При атаке крейсера он был атакован вражескими перехватчиками, один из которых считатся сбитым. Самолету нанесены значительные повреждения, жертв нет.

{12} Позднее: линкором, атакованным капитаном Келли, был 21 000-тонный ~Haruna~. Ошибочно сообщалось, что он затонул; от кого это сообщение поступило, я так и не смог установить. Полковник Юбэнк, командир 19-й бомбардировочной группы, не утверждал, что ~Haruna~ была потоплена, и также не смог установить, откуда взялась эта история. Причина, по которой капитан Келли взлетел только с тремя бомбами, когда он мог бы взять еще пять, заключалась в том, что прозвучала воздушная тревога, и полковник Юбэнк приказал этой машине [k4: в оригинале "ship"] подняться в воздух.

[страница 49]

[Вернулся в Сан-Марселино], приземлился там в 14:30, где был получен приказ всем самолетам вернуться на Дель-Монте. Из-за плохих средств обслуживания не смог взлететь до 23:00. Приземлился в Себу из-за ложного сообщения о том, что Дель Монте находится во руках врага.

Лейтенант Монтгомери [Montgomery] взлетел с Кларк Филд в 09:30 из-за воздушной тревоги только с одной (1) 600-фунтовой бомбой, сбросил эту бомбу на вражеские корабли в Вигане - безрезультатно. Он вернулся в Кларк Филд и загрузил двадцать (20) 100-фунтовых бомб, вылетел в 14:00, чтобы бомбить корабли противника в Апарри. Как результат этого нападения было замечено, что один транспорт загорелся и затонул. Никаких перехватчиков в этой миссии замечено не было. По возвращении на Кларк-Филд были получены инструкции не приземляться там, а направиться в Дель-Монте. Лейтенант Монтгомери не смог найти поле в Дель-Монте после наступления темноты из-за очень плохой погоды и попытался добраться до Замбоанги [Zamboanga]. Около 22:00 он был вынужден сесть там воду там из-за исчерпания топлива. Экипаж получил лишь легкие травмы и благополучно добрался до берега около 02:00 той же ночью. Из-за сильного дождя и плохой видимости самолет приводнился на довольно большой скорости и почти сразу же затонул примерно в 4 милях от берега.

Лейтенантам Годману, Титсу и Кайзеру после взлета в Сан-Марселино было приказано не приземляться на Кларк-Филд. Они оставались в воздухе до тех пор, пока из-за малого запаса топлива к 11:00 им не потребовалось вернуться в Сан-Марселино. Самолет лейтенанта Годмана сел на землю из-за неисправности двигателя. За неимением дополнительных приказов капитан Парсел и лейтенанты Титс и Кейзер обслужили и загрузили шесть (6) 500-фунтовых фугасных учебных бомб для подготовке к миссии по бомбардировке авианосца противника в заливе Лингайен. Приказ вернуться в Дель-Монте был получен до взлета, и эти три самолета вылетели из Сан-Марселино в 15:30 в Дель-Монте, приземлившись там после наступления темноты, когда на Филде наступила очень плохая погода. Лейтенант Годман отремонтировал двигатель и вылетел из Сан-Марселино с лейтенантом Шетцелем в 23:00, приземлившись в Дель-Монте около 09:00 11 декабря...».

****

Средства связи были безнадежно плохи, и на мой командный пункт поступали всевозможные слухи и донесения. Некоторые из них нельзя было оставить без внимания. Ходили слухи, что парашютисты противника десантировались на Лусон.

Я отдал [приказ, чтобы каждый имеющийся в наличии человек был вооружен и приведен в готовность к отражению любой попытки парашютной высадки на аэродромы или вблизи них.]

=brereton=, 1941-12-10, 1941-12-09, b-17, p-40

Previous post Next post
Up