Генерал-лейтенант Джордж Х. Бретт и Боевое Командование (часть 5.1)

Jul 31, 2022 18:34

[страница 39]

Глава 5
Воздушная мощь и антагонизм в Австралии

До сих пор война на Тихом океане шла благоприятно для японцев. Однако генерал Бретт не сдался и приступил к созданию командного органа в Мельбурне. К 3 марта 1942 г. он составил оценку обстановки и направил ее в Военное Министерство:

"...ЧАСТЬ 1. Немедленные составление планов обороны АВСТРАЛИИ жизненно важно. Дальнейшая поддержка ЯВЫ невозможна. Ниже приводится оценка риска нападения на северо-запад АВСТРАЛИИ: Сопротивление на Яве, вероятно, прекратится в течение недели... . Силы авиации противника 500-600 самолетов. У Союзников 42 исправны, в основном устаревших типов. Сухопутные войска противника 100000 человек, пять дивизий плюс вспомогательные силы. Союзники насчитывают около 36 000 человек, в основном местные белые войска, не хватает снаряжения. Боевой дух противника высокий, союзников сомнительный.

ФЛОТ ПРОТИВНИКА: от 3 до 5 авианосцев. 10 - 15 крейсеров. 20 эсминцев. Более 100 транспортов ... . Враг ... сможет атаковать северо-запад АВСТРАЛИИ в течение 3 недель. Первый этап - оккупации района ВИНДЕМ [WYNDHAM] для организации авиабаз и БРУМ [BROOME] для защиты фланга, а также оккупация аэродрома МИЛЛИНГИМ ГРОТ ЭЙЛАНДТ [MILLINGIM GROOTE EYLANDT]. Второй этап - атака ДАРВИНА.

ЧАСТЬ 5. Вчера противник бомбил ВИНДЕМ и БРУМ. Американские и союзные самолеты повреждены. Вероятная цель - препятствовать эвакуации из НИДЕРЛАНДСКОЙ ВОСТОЧНОЙ ИНДИИ и [[отправке]] подкреплений из АВСТРАЛИИ. ПОРТ-МОРСБИ бомбили вчера. Заключаю, что враг вскоре нападет на северо-запад АВСТРАЛИИ..." {1}

Ближайший прогноз Бретта оказался абсолютно точным.

Высадка японцев на Яве, начавшаяся 1 марта 1942 г., быстро увенчалась успехом, и 9 марта 1942 г. голландская армия сдалась. Однако его вывод о неизбежном вторжении в Австралию оказался неверным. Японцы достигли своей цели, когда они заполучили нефть и минеральные богатства Нидерландской Ост-Индии, а их ограниченные силы уже оказались сильно растянулись.{2}

За день до отъезда генерала Бретта с Явы в Австралию генерал Маршалл подготовил для подписи президенту Рузвельту проект приказа, предписывающего генералу МакАртуру покинуть Филиппины и принять командование в Австралии. 24 февраля 1942 года МакАртур запросил отсрочку выполнения приказа, и его подчиненные начали готовиться к эвакуации из Коррехидора. План, который в конечном итоге был реализован, предусматривал просачивание ["spiriting"]

[страница 40]

МакАртура, его семьи и ключевого персонала подальше от крепости на патрульных торпедных катерах. Они были доставлены на аэродром Дель-Монте на Минданао ([[который был]] все еще в руках американцев), где их [[должны были]] пересадить на самолеты для совершения длительного перелета в Австралию.

[страница 41]

[1] марта 1942 года начальник штаба Сил Армии США на Дальнем Востоке (USAFFE) генерал Ричард Сазерленд продиктовал для генерала Бретта следующее сообщение, чтобы он подготовился к этим непредвиденным обстоятельствам: «Вы, вероятно, догадываетесь о цели миссии. Запросите лучших пилотов и лучшие доступные самолеты в наилучшем состоянии для полетов. B-24, если есть, в противном случае B-17. Только перегоночная миссия. Желательно, чтобы исходный пункт погрузки для возвращении находился южнее зоны боевых действий. Ожидайте вызов на Минданао в районе 15[[-го числа]]». {3}

У генерала Бретта имелось множество других дел притязавших на его внимание. В 04:42 5 марта 1942 года японцы атаковали Дарвин в Австралии. В тот же день в Нидерландской Восточной Индии [NEI] 50 японских бомбардировщиков и 12 истребителей атаковали дружественные надводные силы. Генерал Бретт сообщил о [[наличии]] 184 боевых самолетов, из них 19 B-17 и 3 B-24. Он также направил сообщение с пометкой «ВАЖНО СРОЧНО» с просьбой уделить больше внимания обучению пилотов, направляющихся в Австралию, из-за «тревожного» количества авиационных происшествий по вине пилотов. Почти все пилоты, направленные в подразделения перехватчиков, не проходили обучение полетам на истребителях.{4}

Пятое марта было напряженным днем ​​​​для генерала Бретта, и он должен был стать еще более напряженным из-за дополнительного требования ответить на запрос Военного Министерства относительно потопления ~Langley~. Его ответ гласил:

ДЛЯ МАРШАЛЛА [.]
LANGLEY продолжил путь после личного заверения адмирала Хелфрича, что он будет надлежащим образом защищен.
На борту [[находилось]] 12 человек обслуживающего персонала, 30 пилотов, 32 истребителя.
Предполагаю, что 27 упакованных в ящики P-40, выгружаются с SEA WITCH на ЯВЕ.
Прилагаются все усилия для оказания помощи.
Только один аэродром остался на ЯВЕ.
Бомбардировочные [[операции]] с северо-западной части АВСТРАЛИИ не считаются возможными из-за противодействия противника.{5}

[[Оригинал...]]FOR MARSHALL [.]
LANGLEY proceeded after personal assurance Admiral Helfrich it would be suitably protected. 12 crew men, 30 pilots, 32 fighters aboard.
Understand 27 crated P-40's unloaded by SEA WITCH at JAVA.
Every effort being made to render assistance.
Only one remaining Field JAVA.
Bombing from northwest shoulder AUSTRALIA not considered possible, due to enemy action.{5}


Хотя сообщение, которое спровоцировало этот ответ, не найдено, кажется очевидным, что Военное Министерство призывало Бретта продолжать и, если возможно, усилить свою поддержку осажденных сил в NEI. Последняя строка сообщения показывает склонность авиатора бережно относиться к своим драгоценным самолетам и экипажам. Эта склонность позже привела его к прямому конфликту с генералом МакАртуром и его резким начальником штаба генералом Сазерлендом.

[страница 42]

В течение следующих 10 дней Бретт усердно работал над формулированием стратегии для юго-западной части Тихого океана, но чувствовал себя стесненным из-за нехватки опытного персонала. Его близкий друг, генерал Ральф Ройс [Ralph Royce], был нагружен обязанностями начальника штаба Бретта и «командующего военно-воздушными силами». 7 марта 1942 года Бретт потребовал, чтобы из Вашингтона, округ Колумбия, срочно вылетел офицер в звании генерала, который бы возглавил отдел G-3.

«Он должен быть офицером авиации. Прошу серьезно рассмотреть вопрос с генерал-майором Стратем[е]ером [Stratem[e]yer], бригадным генералом Уиллисом Хейлом [Willis Hale], бригадным генералом Эдвардсом [Edwards]». {6} Тем временем Бретт также пытался закрепить командные должности для района Австралии и Новой Зеландии (АНЗАК). В послании в Отдел Военного Планирования (WPD) он сообщил, что премьер-министр Австралии желает, чтобы главнокомандующим в этом районе был назначен офицер армии США, и добивался согласия Рузвельта и Черчилля в этом вопросе.{7}

В то же время генерал Бретт вел местническую борьбу ["turf battle"] с Флотом США. Среди шквала сообщений о ситуации, докладов персонала и одного сообщения о введении цензуры Бретт затребовал, чтобы ему выдали подтверждение того, что B-17, недавно прибывшие с Гавайев, должны быть переданы под его командование: «Подтвердить, что 12 B-17, недавно отправленные с ГАВАЙЕВ в Австралию, должны действовать в Австралии [цитирует радиограмму австралийского представительства в Вашингтоне Главному военно-морскому штабу в МЕЛЬБУРНЕ] и передать эти бомбардировщики и экипажи под командование Бретта».{8} Эта борьба усугубила неспособность Бретта снабдить миссию по эвакуации Макартура «лучшими самолетами», которые требовал Сазерленд.

В своей статье в журнале True Magazine «Макартур, которого я знал» Бретт рассказывает историю своего столкновения с Флотом:

Из развалин Явы я вытащил дюжину B-17... Они были в довольно плохом состоянии. МакАртур не был бы доволен тем лучшим, что мы могли бы прислать... Он ненавидел летать, страдал от воздушной болезни и не сел бы в самолет, если бы не знал, что он идеален. С ним были жена и ребенок, и поездка будет опасна каждую минуту. Ему бы хотелось новых ярких машин, только что сошедших с конвейера...

Я осмотрел свои B-17. У меня не было никаких B-24. Не было ни одного бомбардировщика, пригодного для полета на Филиппины... Был только один выход. Двенадцать новых «Летающих крепостей» только что прибыли в Австралию, но они были приданы Флоту. Гражданскому это может показаться не такой уж большой проблемой... Но факты таковы. В то время Флот Соединенных Штатов действовал в Коралловом море, пытаясь установить контакт с японцами.

[страница 43]

Я отправился к адмиралу Герберту Фэйрфаксу Лири [Herbert Fairfax Leary] и сообщил ему, что должен вывести МакАртура с Филиппин, и шансы были тысяча к одному, что он не сядет ни в один из бомбардировщиков, которые у меня имелись. Могу ли я одолжить три, чтобы перевезти его в Австралию? У Лири была репутация отказывать на все просьбы, если только он не видел, что Флот выиграет от его молчаливого согласия. «Я бы хотел помочь тебе, Бретт, - сказал он, - но это совершенно невозможно… Тебе придется сделать все, что в твоих силах, с тем, что у тебя есть».{9}

Безуспешные переговоры Бретта с Лири сопровождались серьезными опасениями по поводу общей стратегии США в области логистики.

11 марта 1942 года Бретт отправил сообщение WPD, в котором выразил уверенность в том, что американские усилия должны быть сосредоточены на Австралии, а оборудование британского производства должно поставляться исключительно в Индию. В тот же день он сообщил об успешном рейде под руководством майора Ричарда Чемберлена [Richard Chamberlain], в ходе которого восемь B-17 атаковали гавань Саламауа на Новой Гвинее, что привело к разрушениям и повреждению японских судов без потерь для американских войск. Он также отчаянно запросил, чтобы 10000 галлонов охлаждающей жидкости "Prestone" были доставлены в Австралию как можно скорее.{10}

Примерно в то же время МакАртур, его семья и ключевые члены его штаба бежали из Коррехидора на борту небольшой флотилии кораблей Флота США. Они прибыли в Дель-Монте, Минданао, где-то 12 марта 1942 года, где обнаружили, что группа бомбардировщиков, заказанных для их полета в Австралию, состояла лишь из одного неисправного B-17. Хотя для выполнения задания было направлено четыре самолета, у двух из них возникли механические неисправности, а у одного, которым командовал лейтенант Генри Годман [Henry Godman], закончилось топливо, и он сел на воду неподалеку от Минданао, в результате чего погибли два члена экипажа.{11} Бретт вспоминает сообщение, которое он получил от МакАртура: «Прибыл только один из четырех самолетов, и тот с неопытным пилотом, запятая, без тормозов и нагнетателя, повторяю, не функционируют тормоза. Этот самолет был возвращен вам генералом Шарпом [Sharpe], поскольку он не подходит для предполагаемой цели... Этот рейс очень важный и отчаянный, и его следует организовать с величайшей осторожностью, чтобы оно не закончилось катастрофой».{12}

[страница 44]

[Бретт воспринял сообщение как упрек, и стенографист Сазерленда, мастер-сержант Пол Роджерс [Paul Rogers], утверждает, что оно и было задумано как таковой. Однако в своем сообщении Маршаллу, проясняющем проблему, МакАртур извинялся перед Бреттом:] «Я информировал Бретта, но прошу вас сообщить ему о [[составе]] группы, которую нужно перевезти, и приказать ему направить подходящие самолеты, если они есть, в противном случае, чтобы подобные доступные самолеты предоставили вы... . Должны быть предоставлены три лучших самолета из Соединенных Штатов или Гавайев с вполне адекватными и опытными экипажами... Мое присутствие в Дель-Монте должно храниться в полной тайне, и должны быть предприняты все меры, чтобы создать впечатление, что я все еще нахожусь на Лусоне. В соответствии с вашим приказом я не сообщал Бретту о миссии, и похоже, что он не знал о ее важности.»{13}

По словам самого Бретта, он хорошо осознавал характер и деликатность миссии. После того, как МакАртур связался с Маршаллом, Бретт обнаружил Лири гораздо более открытым.

«Вернувшись, я пошел к адмиралу Лири. Я ожидал такого же ответа, что и раньше, но был готов стать жестче. Но Лири не сказал мне ни единого «нет». Возможно, он получил известие непосредственно из Вашингтона».{14}

В конечном итоге МакАртур и его группа были благополучно доставлены в Австралию и 17 марта 1942 года прибыли на Бэтчелор-Филд недалеко от Дарвина на двух B-17. После короткого отдыха они вылетели в Алис-Спрингс, где группа пересела на железнодорожный транспорт и проследовала в Мельбурн.{15}

Заместитель начальника штаба МакАртура бригадный генерал Ричард Дж. Маршалл [Richard J. Marshall] вылетел из Алис-Спрингс [[напрямую]] в Мельбурн. Он вновь присоединился к поезду МакАртура в Аделаиде, чтобы предоставить МакАртуру отчет. Получив сообщение о том, что в Австралии находится всего 25000 американских военнослужащих и менее 250 боевых самолетов, а также тот огорчительный факт, что все, кроме одной дивизии регулярных войск Австралии, были задействованы на Ближнем Востоке, МакАртур, как сообщается, ответил: «Боже, помилуй нас!» {16}

В день, когда МакАртур высадился на Бэтчелор-Филд, Бретт представил премьер-министру Австралии Джону Кертину сообщение, в котором информировал его о прибытии МакАртура и просил от имени президента Рузвельта, чтобы Кертин назначил Макартура на пост Верховного Главнокомандующего всеми силами Союзников в Юго-Западной части Тихого океана, если это соответствует желаниям австралийского народа.{17}

Если Бретт и ожидал сердечного приветствия от нового Верховного Главнокомандующего, то вскоре разуверился в этом. МакАртур прибыл в Мельбурн 21 марта 1942 года, вызвав большую помпу и волнение. Выступив с короткой речью перед прессой и поприветствовав австралийских официальных лиц, МакАртур и его семья направились в свои новые апартаменты для отдыха. Бретт был ошеломлен, когда предложил сопровождать МакАртура и Сазерленда в их лимузине, но получил резкий отказ. Бретт писал: «Это было как холодный душ. В конце концов, я был старшим офицером, от которого [МакАртур принял командование… Позднее в тот же день бригадный Генерал Ральф Ройс и я отправились засвидетельствовать свое почтение новому Верховному Главнокомандующему. Мы довольно долго ожидали в довольно неудобных условиях, но когда стало ясно, что МакАртур не намерен нас видеть, мы оставили свои карты и удалились. Признаюсь, я был раздражен и разочарован».{18}]

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Message, USAFIA, Brett, to Adjutant General of the War Department (AGWAR), 3 March 1942, RG 18, box 1.

Чиновник военного ведомства, просматривавший сообщение, подчеркнул цифру «500-600» вражеских самолетов и нацарапал вопросительный знак на полях. Также была подчеркнута цифра «Более 100 транспортов» в морской части.

2. Pogue, George C. Marshall, 250.

3. Rogers, The Good Years, 187.

4. Message, USAFIA, Brett, to War Plans Division (WPD), 5 March 1942, RG 18; and Message, USAFIA, Brett, to A-3 , 5 March 1942, RG 18, box 1.

5. Message, USAFIA, Brett, to WPD, 5 March 1942, RG 18, box 1.

6. Message, USAFIA, Brett, to AGWAR, 7 March 1942, RG 18, box 1.

7. Message, USAFIA, Brett, to WPD, 8 March 1942, RG 18, box 1.

В этом сообщении также отмечается, что Бретт получил отказ по своим предложениям относительно участия Нидерландов в военных действиях. По словам Бретта, австралийцы настаивали на том, чтобы правительство Нидерландов работало напрямую со своим премьер-министром, чтобы определить, какую роль они будут играть, если вообще будут.

8. Message traffic, 8-9 March 1942, General Arnold's Briefs of Messages, 1942-1945, RG 18, boxes 1-3; Message, USAFIA, Brett, to WPD, 9 March 1942, RG 18, box 1.

9. Brett, "The MacArthur I Knew," 28 and 139.

Несоответствие между отчетом Бретта об [[наличных]] силах, сделанным несколькими днями ранее, в котором один B-24 указан как боеготовый, и этим утверждением - необъяснимо. [k4: весьма вероятно, что имелся ввиду B-24, только что погибший при атаке Брума ]

10. Message, USAFIA, Brett, to WPD, 11 March 1942, RG 18, box 1; Message, USAFIA, Brett, to A-2, 11 March 1942, RG 18, box 1; and Message, USAFIA, Brett, to Air Service Supply, 11 March 1942, RG 18, box 1.

11. Rogers, The Good Years, 191.

Сазерленд послал Годмана к МакАртуру, который был впечатлен удачей молодого человека. Он добавил его в свой штат в качестве пилота Генерального Штаба (GHQ).

12. Brett, "The MacArthur I Knew," 140.

13. Rogers, The Good Years, 192.

14. Brett, "The MacArthur I Knew," 140.

Бретт получил известие и из Вашингтона. 12 марта 1942 года ему подтвердили сообщение, дающее ему контроль над бомбардировщиками и требующее от него использовать их для поддержки Флота:
Message, USAFIA, Brett, to WPD, 12 March 1942, RG 18, box 1.

15. Pogue, George C. Marshall, 251.

Роджерс сообщает, что МакАртура пришлось заставить продолжать путешествие по воздуху. Сообщения о прибывающих японских бомбардировщиках усилили желание персонала снова отправить МакАртура в полет. Вместо того чтобы упомянуть о возможном воздушном налете, Сазерленд проницательно использовал врача МакАртура, чтобы убедить его, что поездка будет слишком тяжелой для юного Артура Макартура, сына генерала.

Rogers, The Good Years, 193-194.

Сообщается, что сам МакАртур был доволен работой экипажей и наградил их Серебряными Звездами, когда они приземлились к югу от Дарвина. Возможно, источником неприятностей была Миссис МакАртур. По прибытии в Бэтчелор в Австралия, она, как сообщается, сказала гражданскому помощнику МакАртура Сидни Хаффу [Sydney Huff]: «Никогда, никто и никогда больше не посадит меня в самолет! Ни по какой причине! Сид, пожалуйста, найди способ добраться до Мельбурна, не отрываясь от земли."

James, The Years of MacArthur, 106-107.

16. James, The Years of MacArthur, 109.

17. Brett, to the prime minister of Australia, letter, subject: MacArthur's Nomination as Supreme Commander.

18. Brett, "The MacArthur I Knew," 141-142.

Можно отметить, что МакАртур и его семья только что проделали более 3000 миль в очень неудобных обстоятельствах. Терпение миссис МакАртур явно истощилось, а их маленький сын после поездки заболел. Неудивительно, что МакАртур не принял Бретта в тот же день, когда прибыл в Мельбурн. С другой стороны, у МакАртура хватило сил в тот же день отправить доклад генералу Маршаллу.

sea witch, 1942-02-15, 1942-03-21, 1942-03-03, 1942-02-24, 1942-03-11, 1942-03-05, =cox-brett=, uss langley (cv-1; av-3), 1942-03-07, p-40, 1942-03-01

Previous post Next post
Up