[страница 130]
49-я группа была первой из трех американских истребительных групп в Австралии, которая приступила к боевым действиям, выдвинувшись в район Дарвина в середине марта. С 17 марта по 5 мая группа действовала с нескольких взлетно-посадочных полос, используя стандартную процедуру управления перехватчиками, против японских бомбардировщиков "типа Т-97"и флотских истребителей «Зеро». В этот период были установлены процедуры технического обслуживания и отработана тактика борьбы с авиацией противника. Частично успех группы был, «несомненно, результатом тщательного технического обслуживания. Например, каждую третью ночь все пулеметы снимались и полностью разбирались, смазывались и чистились; таким образом, отказы оружия сводились к минимуму. Каждую ночь расснаряжались все патронные ленты ["all belter ammunition was unbelted"], и каждый патрон смазывался, чистился и вновь заряжался в ленту, также все орудийные отверстия тщательно прикрывались для защиты от пыли и песка.{79}
Частые воздушные атаки противника на Дарвин давали группе широкие возможности для разработки оптимальной тактики. Одно из самых успешных столкновений с противником произошло 25 апреля, когда летчики Союзников без потерь для себя сбили 11 из 33 самолетов, атаковавших Дарвин. На одну эскадрилью 49-й группы пришлось 10 из 11 [[сбитых]] самолетов в этом четырнадцатом налете на Дарвин. {80} [k4: вроде бы подтверждены 4 G4M и 1 А6М сбитых в самом бою, и 2 G4M разбились при посадке от повреждений] Тактика, разработанная при таких перехватах, во многом определялась [характеристиками Р-40.]
[страница 131]
Из-за низкой скорости набора высоты и неспособности действовать на больших высотах P-40 приходилось использовать в тактике «бей-беги» против истребителей противника. При всех столкновениях с бомбардировщиками P-40 поднимались навстречу противнику и, следовательно, не могли атаковать бомбардировщики; Во многих перехватах истребители обнаруживали японские бомбардировщики на высоте 30 000 футов, что на 5 000 футов выше рабочего потолка Р-40. {81} Таким образом, попытки перехвата не всегда были успешными.
75-я истребительная эскадрилья (RAAF) имела аналогичный опыт с P-40. Действуя из Порт-Морсби, эскадрилья к 11 мая уничтожила около 50 самолетов противника, потеряв в результате действий противника всего 15 Р-40 и четырех пилотов. Все эскадрильи P-40 на этом театре военных действий, включая запасные ["provisional"] эскадрильи, действовавшие во время кампании на Яве, имели в среднем три-четыре сбитых вражеских самолета на каждый потерянный P-40, но пилоты всегда действовали против превосходящих сил и на самолетах-истребителях, которые не всегда могли достичь высоты самолетов противника. На средних высотах, от 10000 до 18000 футов, P-40, по оценкам, был на 40-50 миль быстрее, чем истребитель «Зеро», и считался превосходным истребителем для борьбы с бомбардировщиками; однако на высоте более 18000 футов маневренность была инертной ["sluggish"]. Кроме того, скороподъемность считалась слишком низкой на всех высотах, а нагрузка на крыло слишком высокой, что делало невозможным переманеврировать истребители противника. {82}
[страница 132]
С аналогичными трудностями столкнулся и Р-39, хотя в боевые действия этот самолет был введен несколько позже, чем Р-40. Две эскадрильи американских истребителей перебазировались в Порт-Морсби в конце апреля, чтобы сменить подразделения RAAF, которые были буквально истощены в боях.{83}
30 апреля и 1 мая P-39 одной из этих двух эскадрилий приняли боевое крещение в боях с японцами. Подполковник Бойд Д. «Базз» Вагнер [Boyd D. "Buzz" Wagner], отличившийся в первые дни войны на Филиппинах, участвовал в этой акции и направил Командующему ВВС Союзников полный отчет, отражавший консенсусное мнение пилотов, участвовавших в двух миссиях. {84} Доклад представляет более чем мимолетный интерес, поскольку раскрывает не только фактические детали столкновений, но и реакцию летчиков после их первого боя, а также их выводы относительно своих самолетов и самолетов противника.
По словам полковника Вагнера, 30 апреля 13 самолетов P-39 вылетели из Порт-Морсби для обстрела аэродрома Лаэ в 180 милях к северу. Во избежание обнаружения самолеты приближались к Лаэ с расстояния 50 миль со стороны моря на высоте примерно 100 футов. Примерно на 20 миль вперед были высланы четыре самолета для связывания боем вражеского патруля безопасности над аэродромом. Дозор противника был отвлечен восточнее аэродрома, и при обстреле сопротивления с воздуха Р-39 не встретили. Подходящие с моря истребители, действуя в составе формации из 3+3 самолетов ["flying in 3-3-plane element"], обстреляли строй из 13-15 бомбардировщиков противника, встретив в ходе атаки лишь неточный пулеметный и зенитный огонь. Затем появилось несколько «Зеро», атаковавших четыре P-39 [сверху.]
[страница 133]
Немедленно сбросив подвесные баки и открыв дроссели, пилоты Р-39 начали отрыв от вражеских самолетов. Появилось больше «Зеро», всего их стало 12 или 13. Весь строй обстрелявших [[аэродром]] P-39 отвернул назад, так что четыре [[передовых]] самолета оказались в безнадежном меньшинстве. Результатом стал ожесточенный воздушный бой на малой высоте (от 50 до 1000 футов), который протянулся примерно на 30 миль вниз по побережью, а затем обратно. Четыре «Зеро» и три Р-39 были сбиты, но все три пилота последних приземлились в целости - либо прыгнули с парашютом, либо совершили аварийную посадку на берегу. «Зеро» загорались, что свидетельствует об отсутствии протектированных бензобаков ["leakproof gasoline tank"].{85}
На следующий день 12 Р-39 перехватили группу из 10 вражеских бомбардировщиков "тип 97" в сопровождении 8 «Зеро». P-39 двумя волнами по 7 и 5 атаковали бомбардировщики в лоб и сбили 3, прежде чем «Зеро» вступили в бой. Затем два «Зеро» были сбиты пулеметным огнем в лобовых атаках, а один Р-39 был сбит и загорелся.
В обоих случаях совместная работа японских летчиков-истребителей была оценена как отличная. По-видимому, летя в шахматном порядке по три машины, второй самолет держался на расстоянии около 100 ярдов от лидера, в то время как третий самолет оставался на таком же расстоянии позади второго. Звенья могли расходиться [k4(?): "ragged"=рваный], все самолеты, кроме лидера, были [[способны]] маневрировать свободно. При нападении на одиночный Р-39 применялась весьма специфическая тактика, когда все «Зеро», кроме одного (который атаковал с тыла), заходили с обеих сторон, держась рядом с Р-39 и немного выше его, пытаясь "зажать" самолет "в коробочку" ["attempt to "box"].
[страница 134]
[Сначала один «Зеро», а затем другой занимали] позицию позади P-39, стреляя прерывистыми очередями в течение примерно 10 секунд, а затем отворачивали в сторону, чтобы его сменил следующий самолет с этой стороны. Стрельба была неточной, особенно на дальних дистанциях, в то время как P-39 «резко заваливался и опасно скользил» ["roughly slipping and skidding violently"] при тактике уклонения.
Реакция пилотов Р-39 после их первого столкновения с противником была на удивление одинаковой. Большинство пилотов живо помнили свой первый и последний «выстрел», но лишь немногие могли точно припомнить, что происходило в промежутке [[между ними]]. Психологически, последствия этого вводного столкновения были «цельными - глубоким пониманием серьезности истребительного боя и острым ожиданием следующей боевой задачи». Более того, все пилоты были «впечатлены, восхищены и [[отнеслись]] с глубоким уважением к летными качествами истребителя «Зеро» [k4: "impressed with a thorough respect and admiration of the flying qualities of the Zero fighters."]
Пилоты также сделали некоторые открытия о своих самолетах. Конечно, уже было известно, что Р-39, как и Р-40, не может эффективно действовать на высоте более 18 000 футов и что его скороподъемность низкая. 37-мм пушка оказалась чрезвычайно желательным оружием, но «дефекты» [k4(!) применено словечко "bugs"! а следовательно предполагался и "debugging"...] еще нужно было устранить; задержки ["steppages"] в воздухе были частыми, и было трудно разрядить и перезарядить ["reload and recharge"] во время боя из-за больших усилий для разряжания и заряжания. {86} В боях с авиацией противника - в двух столкновениях 30 апреля и 1 мая Р-39 был описан как превосходный [k4: "excellent", ни много ни мало!] и примерно на 10% превосходящий Р-40 во всех отношениях, кроме маневренности. Наибольшая слабость Р-39 ощущалась в отсутствии задней бронезащиты двигателя, что повышало уязвимость самолета.
[страница 135]
[У всех сбитых P-39 «были пробоины в двигателе и] системе охлаждения». {87} Кроме того, было обнаружено, что гидравлические пропеллеры выбрасывали масло на лобовое стекло, что приводило к ухудшению видимости вперед. Немедленные попытки остановить утечку масла установкой прокладки нового типа увенчались лишь частичным успехом. Другие типы неисправностей были обнаружены в шасси, передней стойке и радиооборудовании.{88}
...
ПРИМЕЧАНИЯ:
79. Ltr., Lt. Col. Paul B. Wurtsmith to Deputy Chief of Staff, SWPA, 14 May 1942, in U. S. 9970, Records Br., AC/AS, Intelligence.
80. A-2 Summary Files, 27 Apr. 1942, 814.
81. Ltr., Lt. Col. Paul B. Wurtsmith to Deputy Chief of Staff, SWPA, 14 May 1942.
Письмо полковника Вуртсмита [Wurtsmit] содержит следующие данные о боевых характеристиках Р-40Е, составленные на основе опыта 49-й группы в период с 17 марта по 5 мая 1942 г.:
1. Range (full Military load)
Flying HoursNaut. Mi.Statute Mi.
Normal gas load3:00555640
50 gallon bellytank5:00782812
1005:309461088
1506:0010701231
2. Oil Consumption 1 3/4 quart per hour.
3. Radius of Action from Base (30 min. combat at maximum radius at 15,000 ft. alt., 100 gal. per hour fuel consumption).
normal gas load170 statute miles
50 gallon bellytank260
100400
150460
* (Это нецелесообразно, так как потребовало бы боя с подвесным баком, прикрепленным к самолету.)
Пилот вылетает, используя бензин из подвесного бака. Как только он вступает в бой, он сбрасывает бак. После этого полет на восток будет осуществляться на самолете с нормальной заливкой (148 галлонов). Включая получасовой бой на падающем дросселе, этот запас позволит пролететь максимум 350 миль от базы. Следует отметить, что у пилота осталось 19 галлонов в 100-галлонном баке, если бы он вылетел прямо со своей базы на 350 миль, что позволило бы 28 минут патрулирования на высоте 5000 футов, 150-галлонный бак оставил бы ему 69 галлонов, что позволило бы 78 минут патрулирования на высоте 5000 футов.
4. Bomb Load
Without bellytankOne 1000-lb. bomb
With bellytankSix 50-lb. bombs
5. Ammunition 900 rounds of .50-cal. ammunition for six guns.
82. Ltr., It. Col. B. D. Wagner, Hq., Pursuit Section, Northeastern Area, to CG, Allied Air Forces, Air Command No. 2, Townsville, 11 May 1942, in U.S. 9570, Records Br., AC/AS, Intelligence.
83. "P-39's in New Guinea", AFGID. Bulletin No. 11 (April-May, 1943) 17, AAFSAT Air Team Interview with Lt. Col. John G. Pitchford, "Fighter Tactics and Organisation in New Guinea," 16 July 1943, in AAFSAT Intelligence Report. Sep. 1943, Records Br., AC/AS, Intelligence.
84. Ltr., Lt. Col. B. D. Wagner, Bq., Third Fighter Sector Command, Townsville, to CG, USAFIA, Melbourne, 4 May 1942, in AAG 365 B, Conducting Warfare.
85. Более красочное описание этого действия дал Роберт Джонстон, австралийский военный корреспондент, в своем освещении первого года боев в Новой Гвинее. Он взял интервью у «Базза» Вагнера, чтобы узнать полную историю первого боя Р-39, но только когда час спустя он также приватно переговорил с другими пилотами эскадрильи, он прояснил, «что [[именно]] Вагнер лично сбил все три «Зеро», которые были уничтожены!»
Johnston, "The Toughest Fighting in the World". 87-88.
86. Во всех наблюдаемых случаях одного пушечного попадания было достаточно, чтобы вызвать падение вражеского самолета. Большинство пилотов предпочли бы иметь два дополнительных пулемета калибра .50 калибра, но не четыре крыльевых пулемета .30-го калибра .
Ltr., Lt. Col. B. D. Wagner, Hq., Pursuit Section, Northeastern Area, 11 May 1942, to CG, Allied Air Forces, Air Command No. 2, Townsville, in U. S. 9570, Records Br., AC/AS, Intelligence.
87. К концу июня 1942 г. Р-39 дорабатывались в соответствии с некоторыми рекомендациями по результатам действий в Юго-Западной части Тихого океана. Кусок броневой плиты, например, устанавливался сразу за двигателем; и, хотя это добавило 35 фунтов к весу самолета, это было более чем скомпенсировано удалением некоторого второстепенного оборудования. При дальнейшем удалении элементов, которые были признаны несущественными ["non-essential items"] для P-39 при использовании местной защиты аэродрома, со стандартного самолета [[модификации]] D-1 можно было бы снять примерно 1000 фунтов веса без неблагоприятного воздействия на центр тяжести и [без] снижения безопасности пилотов.
Memo for Gen. Arnold by [AFDMR], 29 June 1942, In AAG 385 E, Conducting Warfare.
88. Первые успехи P-39 в борьбе с вражескими самолетами указывают на то, что американские пилоты научились преодолевать некоторые недостатки своих самолетов, хотя неизвестно, насколько лучше были бы результаты, если бы P-39 имели те же характеристики набора высоты и потолка, что и Zero. Информация, содержащаяся в телеграммах из юго-западной части Тихого океана за период с 4 мая по 17 июня, показала, что P-39 33 раза атаковали самолеты противника со следующими результатами:
P-39
Shot down46
Damaged by action16
Crash landings5
Forced landings5
[[Total]]72
Enemy (Zero)
Shot down47
Damaged by action37
Probably lost20
[[Total]]104
Ibid.