Хиросима. По атомным местам

Jun 30, 2018 12:29



Вопреки широко распространенному мнению, так называемый Атомный купол (руины выставочного зала хиросимской торгово-промышленной палаты*), является далеко не единственным зданием, пережившим атомную бомбардировку. Более того, если Атомный купол стоит в руинах с момента взрыва, то многие другие здания были вскоре восстановлены и стали использоваться в утилитарных целях. О нескольких из них я расскажу в этом посте.

Звездочкой (*) обозначены запланированные посты, которые пока не написаны. По мере написания будут проставляться активные ссылки.

Образ тотального разрушения и (буквально) выжженной земли, который у многих ассоциируется с атомной бомбардировкой Хиросимы, в первую очередь связан с тем, что Хиросима, как и любой другой японский город того времени, процентов на девяносто была застроена деревянными зданиями. Конечно, они оказались беззащитны перед жаром и взрывной волной атомной бомбы, и были буквально сметены с лица Земли. Однако каменные (точнее - бетонные) здания оказались вполне в состоянии устоять перед силой атомного взрыва. Конечно, взрывная волна (а ее давление в нескольких сотнях метров от эпицентра могло достигать нескольких тонн на квадратный метр) выбивала окна и двери и сносила крыши, но конструктивные элементы как правило выдерживали. Даже выгорев в результате пожаров, коробки зданий продолжали стоять - и вполне поддавались восстановлению. Способствовал этому и тот факт, что здания в Хиросиме строились с учетом опасности землетрясений, а следовательно - с избыточным запасом прочности. Этом я, конечно, не хочу сказать, что атомная бомбардировка - это «ничего страшного». Поражающие факторы атомного оружия не ограничиваются взрывной волной, а люди - не бетонные здания. Люди, находившиеся в выстоявшем здании могли избежать «механических» ранений, но умереть от лучевой болезни. Как в известном садистском стишке - «школа стоит, а в ней никого» (простите). Также не будет грехом напомнить и о том, что современные атомные заряды во много, много раз мощнее бомбы, сброшенной на Хиросиму.



Хиросима после атомного взрыва. Как видно, "коробки" каменных зданий устояли. Фотопанорама в Музее Мира.

Большинство зданий, переживших атомную бомбардировку и восстановленных в первые послевоенные годы, было снесено в шестидесятых-семидесятых годах. Не из каких-либо «символических» соображений, а в результате банальных спекуляций недвижимостью, вызванных экономическим рывком Японии того времени. Этот же процесс наблюдался и в других японских городах. Вообще, отношение японцев к застройке городов* и охране памятников архитектуры* - особая тема, требующая отдельного разговора. К счастью, несколько зданий все-таки сохранилось. Сейчас им вряд ли что-то угрожает - их историческое значение наконец-то признано. Некоторые из них мне удалось посетить. О них - мой рассказ.

Первое «атомное здание» на моем пути - бывшее хиросимское отделение Банка Японии. Оно было построено в 1936 году по проекту архитектора Ухеидзи Нагано (Uheiji Nagano, 長野 宇平治, 1867-1937). С архитектурной точки зрения - неплохой пример неоклассицизма. В то время в Японии в этом стиле строились многие банковские здания. На мой взгляд, явным прототипом хиросимского банка был Малый Трианон в Версале. Здание хиросимского отделения Банка Японии считается характерным примером архитектуры раннего периода Сёва. Но в первую очередь знаменито оно не своими архитектурными достоинствами, конечно.



Здание находилось в 380 метрах от эпицентра взрыва. Несмотря на то, что окна были выбиты взрывной волной, прочное здание устояло. Более того, уже на следующий день, 7 августа, отделение банка возобновило работу! Помимо собственно Банка Японии, после атомной бомбардировки в этом здании начали функционировать отделения одиннадцати других банков Хиросимы. Видимо потому, что это здание лучше других перенесло атомный взрыв (предположение, не утверждение). Увы, 48 человек, находившихся в здании в момент взрывали, умерли.

В 2000 году Банк Японии, который продолжал оставаться собственником здания, принял решение, что в случае присвоения зданию статуса национального памятника истории, Банк передаст городу собственность на здание и землю, на которой оно расположено. К сожалению, я так и не смог разобраться, получило ли здание этот статус. Однако ему как минимум был присвоен статус памятника истории местного значения города Хиросимы. С марта 2001 года здание открыто для свободного посещения публикой.



Главный зал банка, где обслуживались клиенты.



Бронированная дверь в подвале. Совсем как фильмах про ограбления банков!

В здании проводятся выставки и прочие культурные мероприятия, но в момент моего посещения большая часть помещений пустовала. Лишь несколько комнат было занято выставками (вход бесплатьный). Я был единственным посетителем в довольно большом здании. От этого даже возникало несколько жутковатое впечатление.

Выставка из фондов Музея Мира*. В настоящий момент основное здание Музея Мира закрыто на реконструкцию. Часть экспозиции расположена в восточном крыле музея, часть - в здании Банка Японии. И если в переполненном (в значительной степени - японскими школьниками) Музее Мира к экспонатам нужно буквально пробиваться, то экспонаты в пустом Банке Японии производят совсем другое впечатление.





Расплавившиеся бутылки, сплавившиеся монеты. Температура в эпицентре на уровне земли в момент взрыва достигала шести тысяч градусов.

Вторая экспозиция - репродукции рисунков очевидцев бомбардировки, настоящие графические свидетельства. Эти рисунки производят очень, очень сильное впечатление. На всякий случай уберу под кат. Смотрите на свой страх и риск.
[Spoiler (click to open)]


Пожалуй, этот рисунок произвел самое сильное впечатление. Его тема - черный дождь. Через двадцать-тридцать минут после взрыва в Хиросиме начался дождь. Страшный дождь, его капли были черными от дыма и пепла городских пожаров. Это был в самом прямом смысле радиоактивный пепел. Консистенция пепла в каплях дождя была такой, что капли скорее состояли из вязкой жижи, чем из жидкости. Но жертвы взрыва, страдавшие от ужасной жажды, были готовы пить даже это. Именно этот образ несчастных полуживых и умирающих людей, в своих мучениях готовых пить падающую с неба страшную черную жижу, стал для меня самым сильным «эмоциональным символом» рукотворного ада на земле, даже в большей степени, чем атомный гриб. Этот рисунок буквально отпечатался на моей сетчатке.

Думаю, что остальные рисунки выставки не нуждается в комментариях. И это я еще не стал фотографировать самые жуткие из них (да, это не самые жуткие примеры).


















Следующий пункт «атомной программы» - небольшой музей мира начальной школы Фукуро-Мати (Fukuro-Machi). Школа была основана в 1873 году и первоначально находилась на территории храма Кайзен-дзи. В 1876 году школа переехала на нынешнее место. В 1937 году было открыто Западной здание школы, в котором сейчас находится музей. В принципе, довольно интересный модернизм (имя архитектора мне, к сожалению, узнать не удалось). Но опять же, как и в случае с Банком Японии, школа известна не как памятник архитектуры…



Во время войны большая часть школьников была эвакуирована в сельскую местность, однако в момент взрыва (школа находилась в 460 метрах от эпицентра) в школе находилось сто шестьдесят человек, учителей и учеников (в Японии август - школьный месяц). Если я все правильно понял, за исключением трех учеников все они умерли от лучевой болезни. Повезло трем ученикам, которые в момент взрыва находились в подвале, где располагались переодевалки. Именно это защитило их от пика радиоактивного излучения в момент взрыва.



На следующий день после взрыва в западном здании школы открылся пункт первой медицинской помощи.

Музей совсем небольшой, и экспонатов как таковых в нем очень мало. Но это не имеет никакого значения. Этот музей не «информационный», а «эмоциональный». Достаточно осознания того, что происходило в этих самых стенах немногим более семидесяти лет назад. А еще очень сильное впечатление производит тот факт, что музей является частью действующей школы! Да, школа вновь открылась в июне 1946 года. В тех самых зданиях. Сейчас, правда, школа занимает современные здания, а от старой школы осталась только та небольшая часть, в которой расположен музей. Но все равно, окна музея выходят на спортивную площадку действующей школы, где в момент моего посещения у детей была физкультура. Страшное прошлое и мирное настоящее разделают каких-то десять метров. И - семьдесят три года.



Вообще, как мне кажется, такое отношение к трагедиям прошлого, которое я бы назвал «И всюду жизнь», - очень японское. Японцы вполне могут устроить детскую игровую площадку на месте, где покоится прах десятков тысяч погибших людей*. Для японцев детские игры на месте массовой гибели людей - не кощунство и проявление неуважения, а наоборот, символ триумфа жизни над смертью. По крайней мере у меня создалось такое впечатление.

Еще этот музей запомнился мне своим сотрудником. Хотя вход в музей бесплатный, на входе сидит сотрудник (мужчина лет пятидесяти-шестидесяти. Бывший учитель?), который приветствует посетителей, отвечает на вопросы и.т.д. А еще - спрашивает, откуда посетители прибыли (видимо, для статистики). Услышав, что я из Бельгии, он перешел с плохого английского (скажу честно - очень плохого) на хороший французский! Даже очень хороший! Конечно, будь я ушибленным на голову радикальным фламингантом (фламингант - истроически, участник движения за права фламандцев в Бельгии, ныне слово скорее несет иронический оттенок, хотя зависит от ситуации), то мог и обидеться. Но я все-таки человек адекватный, и на меня произвел впечатление сам тот факт, что этот человек знает, что в Бельгии говорят по-французски. Даже в Европе этот факт известен далеко не всем. Было бы смешно ожидать от него более глубоких знаний о языковой ситуации в Бельгии. Уже когда я ходил по музею, он догнал меня и вручил мне (с поклоном, разумеется!) схему-путеводитель Хиросимы на французском. Одним словом - было очень приятно! Потом я хотел немного поговорить с ним, и спросить, откуда он знает французский. Но увы - к тому времени его вниманием завладели другие посетители.



Барабан, который использовался в качестве школьного звонка.



Когда в здании школы находился медпункт, люди оставляли на стене надписи в надежде найти своих близких. Потом их заштукатурили, но позднее, когда в здании открыли музей, штукатурку сняли. Не нужно понимать японский, что бы осознавать, что стоит за этими надписями.



Коридор музея. А если выглянуть в окно, то будет видно, как современные ученики школы занимаются на уроке физкульутры. "И всюду - жизнь!"



Двери, выбитые взрывной волной атомного взрыва.



Настоящие гирлянды из бумажных журавликов.

Следующий пункт программы - бывшее здание банка Тейкоку (Teikoku). Здание было построено в 1925 году. Если я правильно понял японскую википедию, то автором проекта был все тот же Ухеидзи Нагано, но не буду утверждать с абсолютной уверенностью. С архитектурной точки зрения тут скорее неоренессанс, чем неоклассицизм. Первоначально в здании располагалось отделение банка Мицуи (Mitsui), но к моменту атомной бомбардировки он вошел в состав банка Тейкоку. Здание находилось в 360 метрах от эпицентра. В результате взрывной волны со здания была сорвана крыша, а также обрушилась одна стена. Тем не менее, после войны здание восстановили. Сейчас здание занимает пекарня-кондитерская-кофейня Andersen. Такие заведения (кондитерские-кофейни в «европейском стиле») довольно популярны в Японии*. Andersen - одна из сетей. Внутри не был.



Свою «атомную прогулку» я завершил у эпицентра атомного взрыва. Место выглядит абсолютно банально - небольшой памятный знак (даже и памятником не назвать) на боковой улице. Однако именно на этом месте (точнее - в воздухе над ним на высоте шестисот метров) в 8 часов 15 минут 6 августа 1945 года на какой-то момент зажглось второе Солнце. Страшное, рукотворное, испепеляющее Солнце. А сейчас вокруг - обычная японская жизнь, и никакого пафоса. Наверное, так и должно быть.





Завершая рассказ об этом городе, хочу сказать одно: приезжайте в Хиросиму! Если сомневаетесь - приезжайте! Да, Музей Мира произведет тяжелое впечатление на любого психически и морально нормального человека, но в остальном Хиросима - это не город трагедии, а город триумфа над трагедией. Его достопримечательности не ограничиваются «атомными местами». Здесь есть замок (хоть и новодельный), красивый японский сад, несколько интересных художественных музеев. К сожалению, время не позволило мне ознакомиться с этими достопримечательностями, но, думаю, я в этом городе не в последний раз!



Хиросима, Япония, неостили, Вторая Мировая война, модернизм, архитектура, атомная эпоха

Previous post Next post
Up