J-4 (1917). Первый в мире цельнометаллический биплан, который, в отличие от «Жестяного осла» J-1, был обшит гофрированным дюралюминием. Эта конструкция на 15 лет стала фирменной маркой конструкторов «Юнкерс».
АНТ-2 (1924). Первый советский цельнометаллический самолёт, покрытый гофрированной обшивкой из
кольчугалюминия. Имел закрытую кабину для двух пассажиров, с креслами, расположенными друг напротив друга. Разработан КБ Туполева.
АНТ-25 (1933). Также известен как РД («рекорд дальности»). Цельнометаллический свободнонесущий однодвигательный
низкоплан с большим удлинением крыла. Построены только 2 экземпляра в качестве рекордных самолетов. Совершено несколько рекордных полётов: беспосадочные перелеты Москва - Дальний Восток (остров Удд, Охотское море, 1936), Москва - Северный полюс - США (Ванкувер, штат Вашингтон, 1937), Москва - Северный полюс - США (Сан-Джасинто, штат Калифорния, 1937).
PBY «Catalina» (1936). Двухмоторный цельнометаллический моноплан-парасоль, строившийся в США, Канаде, СССР с 1936 по 1945 год. Самая удачная из летающих лодок, она стала самым массовым в мире гидросамолетом - фактически было построено столько этих машин, сколько всех остальных вместе взятых. Во время Второй мировой войны «Каталины» служили как бомбардировщики, торпедоносцы, разведывательные, транспортные, десантные и спасательные самолеты в Атлантическом, Тихом и Северном Ледовитом океанах. В 1970-х «Каталину» PBY-6A использовала команда
Жак-Ива Кусто.
Про подвиг "Каталины" Матвея Козлова, спасшей людей потопленного в августе 1944-го конвоя БД-5, я писал в публикации
"Война у омских берегов".
"Железная сила" - проект, сделанный специально для Новокузнецка. Экспонируется с 14 октября в галерее "2 Суворова". Все картинки выполнены на стальном холсте (тканой стальной сетке) в авторской (Сергей Баранов) технике. Размер 70х140.
В предыдущих публикациях были фото экспозиции и фрагменты открытия; паровозы. В следующих будут автомобили, броненосцы и огнестрельное оружие.