Фрагмент экспозиции проекта Сергея Баранова "Железная сила". Галерая "2 Суворова", Новокузнецк, 2016.
«Машина ИС, единственная тогда на нашем тяговом участке,
одним своим видом вызывала у меня чувство воодушевления,
я мог подолгу глядеть на нее, и особая растроганная радость пробуждалась во мне -
столь прекрасная, как в детстве при первом чтении стихов Пушкина...».
Андрей Платонов.
В легендарные времена жили-были драконы - огнедышащие мощные летающие гиганты в стальной броне-чешуе. Все люди боялись их, некоторые сражались с ними, единицы изредка побеждали. Убить их было можно, приручить - нет.
Время шло. Драконов не стало.
Много столетий жили люди без этого чуда - живой-стремительной-огненной-стальной мощи. Но легенда о ней осталась. Легенда - всегда Мечта. А Мечта - зерно Чуда. И вот…
Искусно соединив металл, камень, воду и огонь, люди создали новых мощных огнедышащих чудовищ - паровозы. Паровозы пожирали камень-уголь, пыхтели, извергали пар и дым и неистово напрягались металлом. Тогда люди сковали тугими стальными обручами-рельсами Землю, и по ним понеслись-полетели паровозы, разрывая могучей грудью тугой воздух. И воздух пришел в движение, завертев время. Мир изменился. Скорость родила Относительность. Относительность сделала возможной Невозможность.
Рождение нового мира запечатлел в далеком 1844-м Ульям Тернер в звенящей золотом картине «Дождь, пар и скорость». А следом - Ван Гог, Левитан, Кандинский, Люмьеры, Платонов…
Паровозы изменили мир, дав человеку силу и скорость дракона. А потом изменились сами, став автомобилями, самолетами, ракетами, компьютерами…
Старые драконы-паровозы еще чернеют своими мускулистыми телами на площадях возле вокзалов - остывшие, но готовые в любую минуту принять в свои топки уголь, сорваться с постаментов и улететь в облаке пара куда-то вдаль…
В героические времена драконов и паровозов…
Паровоз серии Н (1892). Первый российский курьерский
паровоз (был предназначен для вождения пассажирских
поездов со скоростями свыше 80 км/ч). В период с
1892 по
1912 годы на 8-ми
паровозостроительных заводах было изготовлено свыше 1000 паровозов этой серии, что сделало паровоз Н самым массовым и распространённым пассажирским паровозом в дореволюционной России.
Паровоз серии С (1910). Один из лучших и наиболее экономичных пассажирских локомотивов Российской империи. Массово эксплуатировался вплоть до середины 1960-х годов; последний паровоз данного типа списан в
1972 году.
Паровоз серии ФД (1931). Тяжелый и мощный магистральный грузовой паровоз, детище индустриализации. Имел прозвище «Федя». Выпущено более 3200 паровозов этой серии.
Паровоз серии Л (1945). Один из лучших и массовых (свыше 4 000 локомотивов) советских магистральных грузовых паровозов, который мог эксплуатироваться на всей сети железных дорог. До 1947 года имел литеру П («Победа»), после стал Л - в честь выдающегося конструктора Л.С. Лебедянского.
NYC J-3a Hudson (1937). Американский локомотив в обтекаемом корпусе, созданный специально для высокоскоростных пассажирских экспрессов железной дороги New-York Central.
T-1 Duplex PRR (1940). Один из самых быстрых американских пассажирских локомотивов, созданный для Pennsylvania Rail Road. Дизайнер - Raymond Loewy. Прозвище локомотива - «Sharknose» («Акулий нос»).
Вся серия выполнена на стальном холсте (тканой стальной сетке) в 2016 году. Размер каждой работы 70х140 см.