Несколько лет назад в случайной беседе омский историк и краевед Алексей Сорокин вскользь упомянул в качестве некоего курьеза факт боевых действий во время Великой Отечественной войны непосредственно на территории Омской области - мол, обстреляли с берега немецкий корабль. «С берега» - это не с берега Иртыша, а с берега Карского моря: Омская область до 14 августа 1944 года включала в себя всю нынешнюю Тюменскую с автономными округами и посему северные берега ее омывались Северным Ледовитым океаном.
А здесь, на Полярном круге, где берег Карского моря - вполне реальное и досягаемое место, эта полумифическая, незначительная и практически неизвестная в Омске история неожиданно предстала совсем другой - одной из самых трагических страниц в истории полярных конвоев и самой трагической в истории внутренних конвоев Арктики.
Прежде всего, хочу уточнить по поводу обстрела: он действительно был, но не у омских берегов, а куда восточнее - у Диксона, где в ночь на 27 августа 1942 года батарея порта и пушки 2-х судов вели артиллерийскую дуэль с тяжелым крейсером «Адмирал Шеер». Перед этим «Шеер» потопил легендарный ледокольный пароход «А. Сибиряков», вступивший в неравный бой с немецким рейдером и предупредивший Диксон о грозящей беде. Но нанести серьезный урон порту и высадить десант «Шеер» не сумел, выпустив 80 снарядов, получив 3 пробоины и скрывшись за дымовой завесой. История рейда «Шеера» вкратце описана
здесь , а описание подвига старенького «Сибирякова», первым открывшего огонь по крейсеру из двух зенитных пушечек, снаряды которых даже не долетали до врага, а после, уже охваченного пламенем, затопленного самими моряками, можно
найти в Википедии.
У берегов же тогдашней Омской области 2 года спустя, в августе 1944-го, разыгралась другая трагедия - немецкая подлодка торпедировала конвой БД-5 (Белое море - Диксон), состоявший из транспорта «Марина Раскова» и трех эскадренных тральщиков.
Транспортное судно «Марина Раскова» было спущено на воду в США в 1919-м как "Mystic", затем получило имя "Salisbury", затем "Munmystic", затем "Iberville", а уже как "Ironclad" участвовало в печально знаменитом
конвое PQ-17 в июле 1942 года, избежало гибели, было передано американцами Северному флоту СССР и получило имя легендарной летчицы.
Тральщики Т-114, Т-116 и Т-118 - тоже по происхождению американцы (проект “Admirable”), как, к слову, и важнейшие участницы последующих событий - летающие лодки «Каталина». (Об американской помощи воюющему СССР можно прочесть, например,
здесь).
Люди были наши. Всего примерно 760 человек (точное число до сих пор не установлено) - краснофлотцы, специалисты - полярники и строители, члены их семей, среди которых 116 женщин и более 20-ти детей.
В трюмах транспорта - позарез необходимый груз для северных портов и баз.
8 августа конвой вышел из Молотовска (ныне Северодвинска) и через 4 дня, вечером 12 августа, в 60 милях от острова Белый в Карском море был атакован субмариной U-365 - торпеда повредила правый борт транспорта, судно начало медленно тонуть. Впрочем, характер взрыва указывал на бесконтактную мину: субмарина использовала новое оружие - бесследные акустические электроторпеды с магнитными взрывателями. Тральщик Т-118 направился к тонущему транспорту, но прозвучал взрыв у его кормы. Моряки решили, что конвой попал на минное поле.
Тральщики Т-116 и Т-114, держась поодали, направили катера и шлюпки для спасения людей с тонущих судов. Свои шлюпки и кунгасы спустил на воду и транспорт. Т-114 принял более 200 человек с транспорта, Т-116 - 36 моряков с тральщика и около 150 пассажиров «Марины Расковой».
Спасательная операция шла уже более 4 часов, было за полночь, начинался шторм. Вдруг мощный взрыв буквально разломил Т-114 и тот быстро скрылся под водой. Находившийся рядом катер сумел подобрать из ледяной воды только 26 человек.
На Т-116 уже поняли, что это торпеда, и переполненный людьми корабль быстро стал уходить из опасного района. Через сутки он пришел на базу в Хабарово с тем, чтобы сразу вернуться за оставшимися. Но сильный шторм не позволил это сделать.
На месте трагедии оставалось по разным оценкам от 120 до 180 человек - в катерах, шлюпках и кунгасе - большой несамоходной лодке, где оказалось много гражданских без навыков мореходства, воды, пищи и даже весел. В темноте и шторме суда быстро потеряли друг друга.
13 августа на поиски вылетели гидросамолеты. День спустя вышел сторожевой катер, а еще позже - тральщики и сторожевые корабли. Но судам так и не удалось никого спасти. По 10 часов проводившие в воздухе летчики тоже видели только обломки. И только 16 августа «Каталина» капитана Евдокимова обнаружила катер, стоявший на мели у северо-западного берега полуострова Ямал. С огромным трудом пилот смог посадить самолет среди волн. В катере оказалось 18 человек, еще 11 ушли на материк. Все эти люди были спасены.
18 августа «Каталина» подполковника Козлова обнаружила и сняла с вельбота двадцать пять человек.
19 августа «Каталина» капитана Сокола обнаружила кунгас с людьми. Из 90 в живых оставалось только 60. Начинающийся шторм не позволил организовать спасение всех - на борт самолета удалось переправить только 2-х человек. Остальные были обессилены.
Шторм длился 3 дня. Только опытнейший полярный летчик Матвей Ильич Козлов рискнул вылететь на поиски, но безрезультатно.
23 августа он снова поднял самолет в воздух и после 7-часовых поисков все-таки обнаружил кунгас. Волны не позволяли посадить самолет, и тот 9 часов кружил, ожидая спасательный корабль. Когда топлива оказалось в обрез, а корабля все не было, Козлов решил все-таки садить «Каталину». Каким-то чудом это удалось. Кунгас был полузатоплен, в воде лежали трупы, а на них - оставшиеся в живых 14 человек. За 1,5 часа героической работы экипажа всех их удалось поднять на борт самолета. Но из-за шторма взлететь самолет уже не смог. Тогда Козлов решил идти прямо морем к ближайшему берегу - острову Белый, до которого было около 50 миль. Еще более 12 часов летчики боролись со стихией и отказывающей техникой, но дошли. Один из спасенных в пути умер.
Всего летчиками было спасено 71 (69) человек.
Трагедия конвоя БД-5 унесла по имеющимся данным у организатора проведения в 2009 и 2014 годах международной поисковой операции «Карская экспедиция» Сергея Шулинина 378 жизней советских военнослужащих и работников тыла из числа 752 участников конвоя. Погибли все дети и большинство женщин. Судьба 51 человек неизвестна. Погибло 253 военнослужащих, проходивших службу на тральщике ТЩ-114, ТЩ-118, 37 авиабазе ВВС Беломорской военной флотилии, Карской военно-морской базе и 19 вольнонаёмных 37 авиабазы ВВС БВФ.
События, произошедшие 12 августа 1944 г. в 60 милях от острова Белый, являются самой трагической страницей внутренних конвоев в истории Великой Отечественной войны в Арктике.
И еще.
Оказалось, что в списке спасенных и погибших самая распространенная фамилия - моя.
1. Баранов Валентин Васильевич, спасен, пассажир транспорта «Марина Раскова»; год рождения - 1918; куда, кем едет - Нордвик, Нордвикстрой, электромонтером (электромастером);
2. Баранова Анна Дмитриевна, погибла, пассажир транспорта «Марина Раскова»; год рождения - 1905; куда едет - по месту работы мужа, б. Кожевникова; дополнительная информация - мать участниц конвоя БД-5: Барановой Веры Геннадьевны, Барановой Галины Геннадьевны.
3. Баранова Вера Геннадьевна, погибла, пассажир транспорта «Марина Раскова»; год рождения - 1928; куда едет - по месту работы отца, б. Кожевникова; дополнительная информация - дочь участницы конвоя БД-5 Барановой Анны Дмитриевны, сестра участницы конвоя БД-5 Барановой Галины Геннадьевны.
4. Баранова Галина Геннадьевна, погибла, пассажир транспорта «Марина Раскова»; год рождения - 1930; куда едет - по месту работы отца, б. Кожевникова; дополнительная информация - дочь участницы конвоя БД-5 Барановой Анны Дмитриевны, сестра участницы конвоя БД-5 Барановой Веры Геннадьевны.
5. Баранова Евгения Валентиновна (Васильевна), погибла, пассажир транспорта «Марина Раскова»; год рождения - 1934; родственники - отец, Баранов Валентин Нифонтович, работал на Диксоне (на полярной станции о. Уединения); дополнительная информация - дочь участницы конвоя БД-5 Барановой Елизаветы Георгиевны.
6. Баранова Елизавета Георгиевна, погибла, пассажир транспорта «Марина Раскова»; год рождения - 1908; место работы - Управление полярных станций ГУСМП; куда, кем едет - полярная станция м. Челюскин, экспедитором; родственники - муж, Баранов Валентин Нифонтович, работал на Диксоне (на полярной станции о. Уединения); дополнительная информация - мать участницы конвоя БД-5 Барановой Евгении Васильевны (Валентиновны).
И еще.
Среди погибших есть земляк, уроженец нынешней Омской области:
Путинцев Дмитрий Михайлович, воинское звание - ст. краснофлотец; должность (специальность), часть - ст. радист (радиотелеграфист), радист 3 кл., тральщик ТЩ-118 6 ДТЩ Бригада траления ОВР ГБ СФ; год рождения - 1918; место рождения - Омская обл., Калининский р-н, с. Ачаир; партийность - кандидат в члены ВКП (б); социальное положение - рабочий; национальность - русский; срок срочной службы - 1939 г.; каким РВК призван - Куйбышевским РВК г. Омска; по какой причине, где и когда выбыл - погиб в море при выполнении боевого задания 12.08.1944 г.; семейное положение - холост; родственники (ФИО, адрес) - мать, Путинцева Акулина Терентьевна, Омская обл., Калининский р-н, с. Ачаир.
Салехардец Сергей Шулинин, много лет собирающий материалы о конвое БД-5, по его словам, направлял в Ачаир запрос об оставшихся родственниках Дмитрия Путинцева, но ответа не получил. Наверное, есть еще какие-то материалы в архиве Омской области.
И еще.
Трагедия у северных берегов Омской области произошла вечером 12 - ночью 13 августа 1944 года. А 14 августа была образована нынешняя Тюменская область и берега стали ее.