Спектакль «Р» в театре Сатирикон.
Финал
Click to view
Я уже писала, что после просмотра интервью Веры Полозковой, которая рассказала, что на Кипре увидела киноверсию «Р», захотелось мне посмотреть спектакль по Гоголю про нашу жизнь в Сатириконе.
https://klarissa45.livejournal.com/659998.html Купила билет на ближайшую дату 26 июня и пошла.
В Сатириконе никогда не была. Была на легендарном антрепризном спектакле «Там же, тогда же» в здании кинотеатра-театра, которое уже 8 лет находится на ремонте.
До этого Константина Аркадьевича видела на сцене рядом со знаменитым папой в спектакле «Мир дому твоему» в Олимпийской деревне в середине 80-х годов, когда театр Райкина был только переведён из Ленинграда в Москву, а здания своего ещё не было.
И тут вдруг Сатирикон. Снова без своего здания. Арендуют Планету КВН.
Приехала рано. Зашла в Райкин-Плазу кое-что купить. (Ну да Аркадий Райкин и торговый центр. То, против чего он боролся, цветёт махровым цветом.)
Потом перешла через дорогу и оказалась в театре.
В зале во всю мощь работали кондиционеры и было очень холодно.
Ну да, у нас теперь Вечная зима.
https://klarissa45.livejournal.com/650354.html Но у меня на этот случай есть тёплая одежда. Я же внутренне готова ко всему.
https://klarissa45.livejournal.com/461338.html Спектакль начинается как читка пьесы. Актеры сидят на стульях и словно примеряют на себя свои роли.
( после спектакля я прочитала, что сначала Райкин должен был играть Городничего, а Трибунцев Хлестакова, но потом режиссёр Бутусов их поменял местами.
Потому что Хлестаков - это не человек, а идея.)
Вот актриса в шубе, жена Городничего - меценатша, сорящая деньгами, чтобы пустить пыль в глаза другим жёнам чиновников городка, описанного Гоголем.
Click to view
А потом знакомый мне по сериалам актёр Осипов с монологом о побитой собаке и сбитом лосе. Щенка забили снежками, а лося кто-то сбил на дороге.
По отзывам зрителей с первых спектаклей я потом поняла, что эти ужасные слова из монолога ещё смягчили.
Потому что драматург Дурненков писал пьесу по Гоголю накануне 24 февраля, а теперь мы живём после. После наводнений и пожаров, после марша Пригожина и после теракта Крокуса.
Неужели в жизни нет ничего светлого и позитивного?
Вот у нас в школе делили нагрузку. И мне вспомнился монолог дочери Городничего в исполнении Марьяны Спивак из спектакля.
Кто спрашивает детей? Считается, что взрослые лучше знают и делают им только добра. Учителя и классные руководители меняются каждый год. Сидит там наверху администрация и двигает учителей, как пешки в шахматной партии. Рокировочка и ещё рокировочка. Только дети и учителя привыкли друг к другу за год, нет, надо всё поменять, теперь всё заново. Другие корпуса, другие классы, другие предметы ( был русский, станет литература, была алгебра, станет геометрия, была история, станет обществознание.)
Добринский и Бобчинский в спектакле слились в один персонаж. И не толстый вовсе, обаятельный, стройный многодетный папаша. В очёчках, которые делают его ещё более беззащитным.
Но он тоже чем-то не понравился своей администрации.
И по сравнению с моими коллегами-учителями ему повезло меньше. Рокировочкой не отделался. Погиб при странных обстоятельствах, вместе с детьми и беременной женой.
Что ещё можно вспомнить позитивного из истории культуры нашей страны, чтобы отобразить в спектакле?
Фильм «Золотой ключик» 1939 года. Про счастливую жизнь советских детей.
Некий Карабас их бил и обижал, но Советская власть послала к ним летучий корабль с алыми парусами и забрала в свою страну вечного счастья.
Click to view
В конце первого акта гоголевские герои переносятся в светлое будущее и поэт хором финальную песню из «Золотого ключика».
А во втором акте они надевают носы и становятся буратинами.
Ага, в Стране Дураков.
Писала про одураченых
https://klarissa45.livejournal.com/305763.html А также на фоне песенки о счастливом детстве нам зачитают несколько фамилий реально расстрелянных в 1938 году людей.
Хлестаков не хочет это слушать. И некоторые зрители в зале не хотят. По пути к светлому будущему жертвы неизбежны. И ошибки правосудия возможны, зато мы в космос первые полетели и БАМ почти построили. Как можно не гордиться своей страной? Да вы, господа, предатели. Уезжайте, нам такие здесь не нужны.
Хотя нет. Второй акт начинается с монолога Городничего, который вдруг превращается то ли в юродивого с лопатой, похожей на посох, то ли в Квазимодо с горбом, то ли в шекспировского могильщика, тогда понятно зачем лопата.
Такой жалкий, под пальтишком ножки в лосинах, худые, жуткие. Может он смерть?
Может это он нас живьём закопать хочет? Ну или не смерть, а доносчик, это в нынешних реалиях одно и то же.
И опять ощущение театра в театре.
Райкин-Хлестаков на заднем плане похож на режиссёра на репетиции.
О чём он думает в этот момент в качестве режиссёра, руководителя театра и театрального педагога?
А если он не отдельно существует, а в связке с Городничим?
Значит он Верховный судья?
Этакий Воланд?
Это же ему Городничий отчитывается. Готов наши души с потрохами продать. Только бы спастись и пост сохранить.
Click to view
Сидя на спектакле, трудно воспринимать подтекст. Трудно дойти до сути.
Поэтому некоторые зрители приходят во второй и в третий раз. А я прочитала после спектакля отзывы театроведов и простых зрителей. Послушала несколько интервью Райкина и Бутусова, прочитала интервью Дурненкова.
Самое главное по моему мнению сказала Марьяна Спивак. Актеры тоже не дошли до сути. Они двигаются в этом направлении. И каждый предыдущий спектакль не похож на последующий.
А ещё я поняла, что важно присутствие и благословение режиссёра хотя бы издалека.
Как хорош был спектакль Туминаса, когда он был жив,
https://klarissa45.livejournal.com/615736.html а после смерти режиссёра спектакль«Война и мир» потерял внутренний огонь.
https://klarissa45.livejournal.com/657562.html Бутусов ставит спектакли в Литве, Норвегии и Латвии. Его московские и питерские спектакли внутренний огонь не потеряли. Он может быть слабым. Но горящая свеча тоже способна передать дальше этот свет. И не надо нам большого костра.
Хотя с словами героев спектакля - пережить тирана, сидя на попе ровно, не мы так наши дети, я не очень согласна.
Но ничего другого пока нам не остаётся.