Онлайн курсы ЦПМ по лингвистике для московских учителей математики
Apr 25, 2022 13:35
Я получила сегодня на почту такое письмо Уважаемые коллеги!
Рады сообщить вам, что на нашей платформе появился новый курс “Лингвистика в школе”, который может быть интересен не только учителям словесности, но и преподавателям математики.
Многие думают, что лингвистика - это изучение иностранных языков, орфография и пунктуация. На самом деле главная цель лингвистики - исследование того, как устроен человеческий язык: способность выражать свои мысли и понимать других людей, которая автоматически возникает у нас в раннем детстве. Язык не работает по придуманным людьми правилам, а развивается по естественным законам. И это роднит его с математическими объектами, подчиняющимися строгим формальным закономерностям.
По инициативе математика В. А. Успенского была организована первая в мире Традиционная олимпиада по лингвистике и математике. Задачи этой олимпиады можно решить, применяя строгие логические рассуждения. Поэтому наибольшие успехи в ней показывают школьники с математическими способностями. Курс «Лингвистика для школьников» позволит показать ученикам, что математические рассуждения могут быть с успехом применимы к такой неожиданной области, как наш язык, что язык - это не скучная школьная зубрежка орфограмм и спряжений и что умение побеждать в математических олимпиадах - серьезное преимущество и на олимпиаде по лингвистике.
Прочитать более подробную информацию и зарегистрироваться на курс можно по ссылке.
С уважением, команда курсов повышения квалификации ЦПМ
Курс ведут лингвисты, активно участвующие в составлении задач и организации всех названных олимпиад, конкурсов и программ и работающие со школьниками разного возраста - как с уже заинтересовавшимися лингвистикой, так и с теми, кто еще ничего о ней не слышал и хотел бы узнать о лингвистике подробнее.
Борис Иомдин, заведующий сектором Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, доцент Школы лингвистики НИУ ВШЭ, преподаватель Школы анализа данных и ученый Яндекса Анастасия Лопухина, научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ, научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН Александр Пиперски, доцент РГГУ, научный сотрудник НИУ ВШЭ, руководитель образовательной программы «Лингвистика» ОЦ «Сириус» Антон Сомин, научный сотрудник и преподаватель Школы филологических наук НИУ ВШЭ и Института лингвистики РГГУ Объем курса 72 ак. часа.
Дата начала: 16 мая 2022 г. Дата завершения: 16 августа 2022 г.
В качестве примера задач по линвистике на математическом кружке 8 класса листочек кружка МЦНМО
[и задачи конкурса РУССКИЙ МЕДВЕЖОНОК]Задача 1. Переходя через улицу, городские жители часто видят... (А) пчелу; (Б) осу; (В)тигра; (Г) зебру; (Д) лося. Задача 2. Первоначально обои крепили к стенам: (А) клеем, как и теперь; (Б) гвоздями; (В) шурупами; (Г)воском; (Д) смолой. Задача 3. Какое из сочетаний слов (А)-(Г) имеет смысл? (А) приплыло ходила; (Б) приползло бегала; (В) пришло ползала; (Г) прибежало плавала; (Д) все сочетания слов бессмысленны. Задача 4. Навстречу ей выруливает мальчик на велосипеде, стоя на педалях: ___ему___. Что мы дважды пропустили в этой фразе из книги Майи Кучерской? (А) велик; (Б) весело; (В) пора; (Г)седло; (Д) трудно Задача 5.Какая из русских фраз, данных в разделе Разговор со слугою французско-русского разговорника М. Лёйе, вышедшего в 1812 году, соответствует французской фразе Parfume mon appartement (Знание французского языка для решения задачи НЕ ТРЕБУЕТСЯ.) (А) Отнеси это письмо на почту. (Б) Вымети горницу. (В) Покури в покое. (Г) Принеси мне завтрак. (Д) Сходи к портному.