Мирный и верующий.
На написание данного поста меня сподвигло наблюдение, сделанное мной во время обсуждения погибших в аварии на Украине. У меня сложилось впечатление, что многие из участников делят верующих мирных и активно навязывающих свою позицию, как будто они разные виды верующих. Так же есть мнение будто бы возможно мирное сосуществование религии с другими мировоззрениями. В данном посте я попытаюсь опровергнуть данные утверждения, продемонстрировав невозможность мирного сосуществования религии и других мировоззрений.
Терминология
Атеизм - переход от веры к знанию. Данная трактовка термина используется Ричардом Докинзом.
Вера - признание чего-нибудь истинным без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их. (Брокгауз и Ефрон)
Знание - проверенный практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности, отраженный в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий. (Глоссарий.ру)
Мораль, культура, мировоззрение - будут использованы как синонимы.
Вступление
В изложении своей позиции я буду использовать интегральный подход, я постараюсь уделить внимание социальному, мировоззренческому и индивидуальному (влиянии на психологию индивида) аспектам религии, в равной степени продемонстрировав их значимость.
Нынешний человек сформировался 100 000 лет назад как биологический вид, рост объема мозга с тех пор прекратился. Неолитическая революция (переход от собирательства к садоводству) произошла 10 000 лет назад. А как за эти 12 000 тысяч лет изменилась биология человека? Исследование, изолированных от цивилизации, племен существующих в наше время демонстрирует, что они способны к преоперационному, конкретно операционному, формально операционному видам мышления. И все же племена остаются на своём примитивном конкретном уровне развития мышления, хотя и имеют такой же мозг, как и 12 000 лет назад. Я хочю подчеркнуть главенство ноосферной эволюции человечества за последние 12 000 лет, хоть и не отрицаю, что биологическая имела место.
До религии - магия, анимизм, тотемизм - предшественники религии.
- Социальный строй - племенной, тип производства пищи - садоводческий.
- Мировоззрение - эгоцентризм, распространение норм морали только на кровных родственников, источник морали - предки, тотемное животное, духи.
- Индивидуальный уровень - доминирует сенсо-моторное (0-2 лет) и преоперационное магическое (2-4) мышление.
Люди, находящиеся на данной стадии развития интеллекта не различают мир мыслей, образов, эмоций от физической реальности. Нет отделения биосферы от физиосферы, имеются зачатки ноосферы. Поэтому склонны наделять эмоциями и интенциями неживые предметы (анимизм), считают, что манипуляции над образами, эмоциями влияют на объективную реальность (магия). В наше время это можно видеть у детей. (К сожалению и у некоторых взрослых).
Племя держится на идеи кровного родства его членов с тотемом (почти всегда животное), часть членов племени общается с тотемом (жрецы, шаманы и т.д.) и обладают магическими силами. Борьба с нарушителями - физическая расправа.
Моральные нормы распространяются только на кровных родственников, членов племени, низкая способность к эмпатии по отношению к членам своего племени и других. Столкновения с соседними племенами заканчиваются войнами, порабощением и истреблением слабых племен. Переговоры невозможны т.к. члены других племен всегда не родные в глазах другого племени, не люди вообще, нет формальных сводов социальных норм.
Появление религии и мифическое мышление
- Социальный строй - государственный, монархия, тип производства пищи - аграрный.
- Мировоззрение - этноцентризм, социоцентризм, распространение норм морали только на этнос, нацию под богом, богами. Источник морали - бог или боги.
- Индивидуальный уровень - остатки преоперационного магического (2-4 лет) мышления, и главенство преоперационного мифического (4-7 лет) мышления, зачатки конкретно операционного мышления(7-11 лет).
Переход от палки-копалки к одомашниванию животных и возделыванию земли плугом повысил производство пищи многократно, что привело к росту населения, как своего, так и чужого. Часть населения, задействованная в производстве пищи уменьшилась, дав возможность большому разделению труда в обществе и появлению воинов, философов, и т.д. Наверняка у племен изменилась картина мира, если мы произошли от волка, скунса и т.п. от кого произошли другие? Как этот переход совершают дети?
Когда они понимают, если все идет нормально, что они не центр вселенной, есть другие люди с желаниями, эмоциями, а что камень не живой, у него нет интенций, что их «магия» не работает, и начинается «возраст почемучки». На данном этапе ребенку свойственен артифициализм (все создано кем то с какой то целью). В условиях информационного вакуума дети сами переносят свои магические представления на какую-то сущность, которая сотворила всё, и всё подчиняется сущности (бог). (А если им книжонку о боге дать, вместо детской энциклопедии).
Именно идея бога\богов помогла объединить разрозненные племена под предводительством лидера, который был избран, или связан кровным родством с богом\богами, а зачатки конкретно операционного мышления сделали возможным понимание свода правил (моральных и социальных) ниспосланных богом\богами. Но эти правила и нормы распространялись только на членов своей религии, а все другие были варварами и животными. Безусловно, общество, основанное на религии с четкой социальной ролью, определенной высшей силой, для каждого до конца дней его позволило возникнуть государству, которое лучше, чем племенное общество. Мораль большинства религий схожа, если отбросить шелуху - помогай своим, убивай чужих, плодись, преумножай число своих, подчиняйся высшей силе в лице правителя.
Но религий было много, по сути, мы имеем ситуацию схожую с племенной, но в большем масштабе. Если сосед верил в другого бога вы не могли с ним договорится, он заведомо неправ, и даже не человек, вера не склонна к изменениям. Остались наиболее агрессивные религии.
Средние века
Аграрное общество сделало возможным разделение труда, сделав возможным появление ученых. Ученый может стать любой со стадии конкретно операционного мышления. На стадии конкретных операций действия с представлениями начинают объединяться, координироваться друг с другом, образуя системы интегрированных действий, называемые операциями. У ребёнка появляются особые познавательные структуры, называемые группировками (например, классификация), благодаря которым ребёнок приобретает способность совершать операции с классами и устанавливать логические отношения между классами, объединяя их в иерархии, тогда как раньше его возможности были ограничены трансдукцией и установлением ассоциативных связей.
Ограниченность этой стадии состоит в том, что операции могут совершаться только с конкретными объектами, но не с высказываниями. Операции логически структурируют совершаемые внешние действия, но аналогичным образом структурировать словесное рассуждение они ещё не могут. Следующей стадией является формально операционное мышление, которое преодолевает ограниченность предыдущей стадии. Приобретается способность иметь дело с возможным, с гипотетическим, а внешнюю действительность воспринимать как частный случай того, что возможно, что могло бы быть.
Но, не смотря на наличие возможности достижения формального операционного мышления людьми, общественная мораль (христианская), государственный строй (монархический) не способствовали этому. Благо вера и незнание, источники знаний в руках церкви.
Эпоха возрождения
Одним из главных достояний эпохи возрождения, стал светский гуманизм, к нему мы пришли не без крови, церковь не хотела отдавать позиции. Вот его принципы.
Принципы светского гуманизма
- Свободное исследование - недопустимость любого вида цензуры, догматизма; свобода прессы и средств коммуникации.
- Отделение церкви от государства - необходимость отделения церкви от государства во избежание нарушения принципа свободного исследования.
- Идеал свободы - недопустимость любой формы тоталитаризма, идеал уважения прав меньшинства и власти закона.
- Этика, основанная на критическом мышлении - независимость этики от религии; возможность и необходимость вывода моральных норм без религиозного откровения.
- Моральное образование - необходимость нравственного воспитания и образование детей; недопустимость навязывания религии молодым людям, прежде, чем они будут способны дать на это добровольное и осмысленное согласие.
- Религиозный скептицизм - скептическое отношение к претензиям сверхъестественного на реальность.
- Разум - использование рациональных методов исследования, логики и опыта в процессе накопления знания и установления критериев его истинности.
- Наука и техника - признание научного метода наиболее достоверным способом понимания мира.
- Эволюция - порицание попытки креационизма включать в учебники биологии религиозных доктрин, потому как «очевидность фактов настолько убедительно подтверждает само существование эволюции видов, что отрицать его слишком трудно».
- Образование. «Образование должно быть неотъемлемой составляющей созидания гуманных, свободных и демократических обществ». Передача знания, поощрение морального роста, обучение профессиям, помощь в выборе жизненного пути, преподавание правил поведения в демократическом обществе, стремление развивать способность к критическому мышлению. Опасность СМИ как средства навязывания догм.
В данных принципах промелькнуло словосочетание - критическое мышление. Критическое мышление доступно только на стадии формально операционного мышления, именно оно сделало доступными индустриальную и информационную революцию, позволило перейти от монархии к демократии, сделать доступным образование для всех, выступать в защиту прав людей независимо от их религиозной, расовой принадлежности. Формально операционное мышление позволяет увидеть мир глазами другого, тут имеется наибольшая способность к эмпатии.
Ложка дёгтя в бочке мёда
К сожалению, развитые люди не видят, что произошла эволюция мировоззрений, от племенных к религиозным, от религиозных к гуманистическим. Они видят их как равноценные, политика мультикультурализма, и тогда ислам, христианство, национализм, в их глазах имеют одинаковою ценность с гуманизмом. Но стоит спросить, почему Гитлер плохо, если все культуры важны, то получишь гнев и невнятное бормотание в ответ. Хотя он использовал христианство и национализм для построения своей идеологии. Если они отрицают иерархию мировоззрений, то для них кажется, будто это вопрос выбора христианство или гуманизм, мультикультурализм или долбославие. Увы, это не так, это не вопрос выбора, а вопрос развитости индивида, если у вас мифологическое мировоззрение, то вы в науке станете фриком, в религии и эзотерике своим, а гуманизм вам не понять, как не крути.
Заключение
Многие атеисты думают, что их позиция не элитарна, она не лучше и не хуже любой другой. Это бред. Когда детей воровали и калечили для продажи в цирк уродцев, шуты, это ужасно, это насилие над детьми. А когда религия калечит человека, вера калечит ребенка, его психику? Это тоже насилие над детьми. Когда ребенку говорят, верь или попадешь в ад, не думай своей головой - верь, даже когда просто искажают факты, скрывают их и воспитывают в вере и запрещают критически мыслить это такое же насилие над детьми! Нет, говорят нам, это право на свободу религии, тупицы! Сделай аборт и убьёшь Бетховена, говорят веруны, воспитай ребенка в вере и убьешь Эйнштейна, говорю я!
Вторично рожден приобщенный к познанию, дважды рожденным являясь по званию,
Кто пребывает в незнании дремотном средь человечества равен животным.
Махабхарата
Верующие не хотят познавать мир, они хотят подогнать его под свои тупые, ложные представления, более того они хотят чтобы все приняли их точку зрения. Когда они встречают факты, не вписывающиеся в их концепции, они закрывают глаза, уши и громко вопят, топая ногами! Когда вчера написавшая пост возмущалась о том, что глумятся над смертью людей атеисты, позорят себя атеисты, где их сочувствие?
Я атеист, я мыслю критически, я могу поставить себя на место другого человека, я могу увидеть мир его глазами. Когда я ставлю себя на место верующего, я вижу убогий, жалкий, искаженный бредовыми идеями мир, лицемера, который боится смерти, ответственности за свою жизнь, одиночества и отсутствия каких бы то ни было правил созданных «свыше», который вместо того чтоб искать решение своих страхов просто бежит поджав хвост в мир бредовых иллюзий. Я вижу человека, который готов ударить женщину, и любого кто не согласится с его верой, человека для которого те кто не разделяют его веру варвары, и животные. И я не капельки не жалею о смерти таких людей, я рад тому что человекоживотных стало меньше.
Вы скажите не все верующие такие радикалы? Все они лицемеры не желающие принять реальность, и если они сейчас балансируют на грани здравого смысла, но случись что, они сразу станут ядром ПГМ, уйдут в мир иллюзий и уничтожат все, что не вписывается в их мировоззрение.
Я предвижу критику в плане, ну а вы не такой же? Нет. Я знаю, а они верят. Я знаю - религия отжила своё 500 лет назад, и она здесь, всячески пытается вернуть позиции. Я знаю, что религия зиждется на вере людей, пусть религиозная верхушка атеистична, но это лишь усугубляет её преступления против человечности. Я знаю, будь у религии шанс, и она вернет все казни, каторгу, и прочие способы увеселения. Я знаю, что вера делает человека животным.
Я не призываю убивать верующих, я призываю защитить всех детей от яда религии. Отстранить религию и верующих от принятия государственных решений. Я призываю узаконить статус разума и убеждений превыше религиозных предрассудков.