Мирные верующие 2

Jul 14, 2012 00:44


                В своем предыдущем посте, я не в полной мере раскрыл свои мысли, поэтому критика в мой адрес относительно унификации всех верующих справедлива. В данном посте я подробней остановлюсь на верующих, понятиях нормы и патологии.

Что есть вера? Что есть знание?

Вера - признание чего-нибудь истинным, без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их. (Брокгауз и Ефрон)

Знание - проверенный практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности, отраженный в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий. (Глоссарий.ру)

Много раз мы слышали, как религиозные люди называют ученых верующими, ибо, по их мнению, знание это вера. Что на это можно сказать? Когда я смотрю на два эти определения разница между ними не столь понятна и однозначна, поэтому:

Вера - проверенный практикой и удостоверенный логикой результат искажения действительности ради собственных  неизменны убеждений, отраженный в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий.

Теперь как нельзя лучше видна разница между верой и знанием, знания получают в результате изучения реальности, а вера занимается искажением реальности в угоду убеждениям. Но откуда получают эти убеждения? Я отвечу на этот вопрос дальше.

Стадии развития

Процесс развития характеризуется общими чертами - с каждой стадией «Я» все больше отделяется от окружающего мира, окружающий мир становится все более дифференцированным. Развитие на сенсомоторной стадии определяется физиологическими характеристиками, с каждой новой стадии роль физиологии в стремлении к развитию снижается Переход от одной стадии к другой не всегда проходит гладко, нарушение развития на каждой стадии характеризуется определенной патологией. Развитие не происходит скачкообразно, оно происходит постепенно, каждая стадия плавно перетекает в другую, но если имеется патология  нижележащей стадии полное движение вверх невозможно, «Я» остается фиксировано на нижележащей стадии.

Стадии развития интеллекта:
  1. Сенсомоторная - характеризуется появлением «Я», отделением ребенка себя от окружающего мира, установление физических границ своего тела. Стадия проходит нормально, если физиология здорова и физиологические потребности ребёнка удовлетворяются в полной мере. Патология данной стадии - аутизм, психозы, ребенок не в состоянии полностью дифференцировать своё «Я» от окружающего мира.
  2. Преоперационная магическая - у ребёнка есть собственное «Я», которое он отличает от всего остального. Важно - для развития на данной стадии необходима социальная стимуляции.  Начинает зарождаться образное мышление, понимание языка. Нет четких границ между своими эмоциями, желаниями, и окружающим миром, нет понимания живого и неживого.  На данной стадии важно установить границы между живыми и неживыми объектами, образами, мыслями и реальность, собой и другими. Патология - психопатии, нарциссизм, всемогущие фантазии, отсутствие границ.    
          Преоперационная мифическая - «Я» продолжает укреплять установленные границы, развивается речь и разум,           продолжается разграничение биосферы и ноосферы (желаний, эмоций - от разума).  «Я» становится способным к           пониманию опыта других, но испытывает трудности к применению его к себе. Патология - классические неврозы,           возникающие когда разум отчуждает эмоции и желания, подавляя их.
  1. Конкретно операционная - «Я» отделилось от физиосферы, разграничило биосферу и физиосферу, определило свои границы и наконец развило разум достаточно для того чтоб принят на себя опыт другого, увидеть мир его глазами. (Тенденция  к отделению «Я» от мира сохраняется, если предыдущие стадии нарциссичны, «Я» не может пережить чужой опыт, понять чужие чувства и эмоции, «Я» действует в соответствии со своими побуждениями. Мир усложняется - сначала я и не я (1), затем я и живые и неживые объекты (2), и наконец я и неживые (физиосфера) живые (биосфера) и разумные (ноосфера) (3) )  Данное мышление позволяет создать архетипы, социальные роли. Но данный тип разума все еще ограничен, он способен переводить в слова действия, совершаемые с объектами, но не способен думать о мыслях, совершать мысленные операции без привязки к объектам. «Я» усваивает свою социальную роль от членов общества, и отождествляется с ней. Основная задача на данном этапе - идентификация с разнообразными социальными ролями, преодоление логики или 1 или 2. Патология на данной стадии - «зависание» в одной социальной роли, архетипе - фашизм, нацизм, фундаментализм, конформизм.
  2. Формально операционная - финальная, по Пиаже, стадия развития. Когда «Я» способно производить мысленные действия с правилами и концепциями, без привязки к объектам, в полной мере абстрактное мышление. Преодоление логики или 1 или 2, в пользу логики и 1 и 2, логики относительности.  «Я» разотождествляется с социальной ролью, понимая их не как плохой или хороший, а как плохой и хороший в зависимости от контекста. Цель этой стадии идентифицировать себя с глобальным сообществом разумных существ (людей и пр.). Патология - кризис идентичности, путаница ролей, крайний материализм.
  3. Визуальная логика (Синтетический, зрелый, диалектический разум - по разному у разных авторов) - стадия, не выделяемая Пиаже, но присутствующая  у многих других психологов. «Я» на данной стадии разотождествляется с ноосферой, и отождествляет себя со всем миром, интегрируя физиосферу, биосферу, ноосферу. Интеграция логики или 1 или 2 с логикой и 1 и 2.Патология - избыточный релятивизм.

Каждый уровень связан с другими аспектами.

Мировоззрение

Стадии морального развития:
  1. Архаичное - встречается у грудных детей, психотиков, аутистов, у людей с измененным состояния сознания, не рассматривается.
  2. Магическое:

Преоперационная магическая стадия - поклонение тотему, все живое, основное стремление безопасность, которая достигается ритуалами, обрядами, магией. Мораль распространяется только на членов племени, формальных правил нет, кто сильнее тот и прав, благо - удовлетворение физиологических потребностей.

Преоперационная мифическая стадия - поклонение пантеонам богов, которые антропоморфны, им не чуждо ничто человеческое, боги обладают магией. Разделение живого и не живого.  Основная парадигма - будь, что ты есть и делай все, что хочешь, несмотря не на что (Нарциссизм), но имеется свод формальных правил, ограничивающий удовлетворение желаний. Мораль распространяется на последователей  мифов.
  1. Мифическое - поклонение сверхъестественным божествам, они не часть этого мира, у них нет плоти и  им чуждо все человеческое (в плане биосферы). Ноосфера отделяется от биосферы. Основная парадигма - в жизни есть цель, закон, смысл, созданный заранее, благо - следовать данной роли. Существует четкий свод правил, регулирующий социальные отношения на всех уровнях (физиосферном, биосферном, ноосферном) и всех аспектах (индивидуальном, культурном, социальном). Мораль распространяется только на членов сообщества (по религиозным, национальным, расовым, сексуальным и др. признакам).
  2. Рациональное - научный рационализм, центр мировоззрения. Происходит отделение культуры, морали, мировоззрения от социума. Основная парадигма - почитание идеалов свободы личности, свободы быть тем, что ты есть, а не тем, кем тебя хотят видеть. Благо - самореализация.  Ослабление законов, ограничение их действия только на социальный аспект. Мораль распространяется на всех разумных существ.
  3. Кентаврическое - экзистенциализм. Начало объединения физиосферы, биосферы, ноосферы, индивидуального, культурного, социального. Основная парадигма - идеалы внутреннего покоя в заботящемся сообществе, интеграция. Благо - целостность и интеграция. Относительность законов. Мораль начинает распространяться за пределы разумных существ на все.

Стадии развития социума (упрощенно):
  1. Собирательство - думаю понятно.
  2. Садоводческий - неолитическая революция, выращивание растений, первые оседлые поселения, от деревень, до городов государств.
  3. Аграрный - применение животной силы, использование плуга. Города государства - монархические империи.
  4. Индустриальный - применение машин в производстве пищи и распространении информации. Разделение церкви и государства.
  5. Информационный - применение технологий для повсеместного распространения информации. Глобализация, появление надгосударственных организаций.

Развитие в мировоззрение сопровождается уменьшением нарциссизма. В магическом мышлении все явления природы вращаются вокруг человека, гром - гнев, засуха - кара и т.д. В рациональной стадии все эти явления просто есть, они не вращаются вокруг человека.

Подробней о развитии

Развитие происходит иерархически, более высокий уровень включает в себя нижележащие уровни, это движение по вертикали. Каждый уровень одновременно является целым сам по себе и частью вышестоящего уровня. Артур Кестлер ввел термин «холон» для описания целого, которое полно само по себе, и в то же время является частью другого целого. Общество - не является холоном! Общество - группа холонов, выделенных на основании, какого либо признака. (Биосфера - все живые холоны, христиане - все холоны верящие в христианского бога.) Каждый холон существует в гетерархии (Системе, образованной пересекающимися, разнообразными и одновременно сосуществующими структурами управления.) Это движение по горизонтали.

Патология

Дисбаланс в движении по вертикали (я только целое) и горизонтали (я только часть). Дисбаланс приводит к исчезновению или стадий или связей между ними, получается парадоксальная ситуация. В патологической иерархии - есть стадии, но между ними нет связи, и развитие вверх и деградация вниз останавливаются для тех, кто находится на стадии объявившей себя целой, вновь появившееся поколение принуждается к принятию единственно верного уровня, но путь к нему потерян и они остаются деградантами. В патологической гетерархии - есть части, и только одно целое. Развитие и деградация невозможны, т.к. некуда, новое поколение принуждают к принятию единой верной идеологии, но имеется множество путей к ней не ведущей. В любом случае развитие останавливается.

Классический пример патологии по вертикали это фашизм - когда некая идеология признает себя целым и только целым. Формируется патологическая иерархия, в которой уровень идеи становится высшим, а все другие уровни низшими (как нижележащие так и вышележащие). Патологическая иерархия не уничтожает понятие уровня, она уничтожает связи между ними.

Классический пример патологии по горизонтали это тоталитаризм - когда некая идеология признает себя частью и только частью. Формируется патологическая гетерархия, в которой исчезает понятие уровня, остаются только связи между частями, и нет ничего целого. Нет лучше и хуже, нет выше и нижележащих уровней, есть только один уровень и все это части этого уровня.

Разберем эти примеры на ПГМ.

ПГМ фашисты - будут утверждать, что их позиция единственная правильная, единственно возможный вариант правления - монархия, будут говорить о важности объединения церкви и государства (характерный признак монархии). Жесткой дисциплине следовании социальной роли, строжайшем наказании за её нарушение, будут кричать о повиновении и покаянии. Подавлению и разрушению будут подвергнуты все «низшие», с ПГМ точки зрения,  уровни. Подавляется всякое стремление к развитию индивидов до следующей стадии, свободомыслие, разотождествление с социальной ролью, личные свободы. Подавляются также все нижележащие стадии, культ презрения к телу, этому миру. (это позволило Фрейду назвать религию общественным неврозом. Религия, как заключает Фрейд, может рассматриваться как навязчивый невроз, а любой невроз может быть описан как частный случай искаженной религии).

ПГМ тоталитаристы - якобы «мирные» ПГМ. Будут призывать к «равенству», «миру», доброте, сосуществованию. Будут утверждать об отсутствии противоречий между ПГМ, магией, наукой, исламом и пр. они просто разные, ничто из них не лучше и не хуже. Скажите им, что магические взгляды на мир хуже ПГМ, а ПГМ хуже научного рационализма и прощай мир и покой, здравствуй дедуля Фрейд. Они будут утверждать, что вы раскалываете «целостный мир», всё едино, а если вы будете приводить контраргументы:

Механизмы психологической защиты по Фрейду:
  1. Избегание - мне не о чем с вами говорить, вы …
  2. Агрессия - урод, гад, идиот, фашист!!! Тебя надо убить, изолировать от общества!
  3. Игнорирование - я не понимаю о чем вы, у нас просто разные мнения, и т.п.
  4. Обида - вы оскорбляете меня, нас, мир, унижаете, дискриминируете и т.д.

Особенно хорош целостный подход подразумевающий игнорирование, уничтожение частей реальности, не правда ли?

Нормальный религиозный - он существует?

Да, но не продолжительное время, как переходные виды в эволюции. Если религиозный человек (уровень 3) придерживается золотой средины в отношении уровней и связей между ними (необязательно называя их так), то он постепенно переходит на уровень 4.  Пришло время ответить на вопрос, откуда берутся утверждения верующих.

Я упоминал, что на 3 стадии «Я» (ребенок или взрослый) усваивает установки, которые даёт ему общество, при помощи этих установок он выстраивает картину мира. Следует отдельно сказать, что «Я» не усваивает любые установки, абстрактное мышление еще не достаточно развито, чтоб понять всю сложность мира (оно развивается на 4 стадии), а конкретно операционное развито значительно, лучше усваиваются конкретные, простые, не абстрактные установки которые легко применить на практике. Пример: Земля круглая, он смотрит вниз и видит, она плоская. Если она круглая как люди снизу не падают? Чем абстрактней утверждение, тем хуже оно усваивается. Критическое мышление есть, примитивное, но все же есть, но оспаривать абстрактные богословские утверждения оно не может.  Пример: не убей, что значит не убей, я же хочу. И тут действует принцип -  нравится, не нравится.  «Я» на 3 стадии хоть и социоцентрично (отождествляет себя с социальной ролью), остается нарциссичным (думает больше о себе), «Я» принимает моральные и социальные нормы (не разделенные на этой стадии, мораль и закон одно целое), ограничивая свои желания, только чтобы избежать наказания, или получить поощрение.    
               Все убеждения, усвоенные на уровне 3, питают нарциссизм своих носителей, который ущемляется моралью\законом. Пример: вы видели тысячи негров верящих в превосходство белой расы, и готовых умереть и убивать несогласных, чтоб потом самим сгинуть или стать рабами? Стали бы верующие лишать себя плотских утех, вести праведную жизнь, если бы им в любом случае был обещан ад? 11 сентября произошло бы, если террористы верили, что после смерти их ждет ничего. Думаю, нет. Какой бы сложной тяжкой не казалась жизнь праведника, он делает все это лишь в том случае, когда награда за лишения больше, или страх наказания больше удовлетворения потребностей.

Мы описали только верующих на стадии 3, а есть еще. Пост и так длинный вышел, поэтому о других в следующем.

философия, атеизм, пгм, религия

Previous post Next post
Up