21 января 2015 г. состоялась
пресс-конференция заместителя министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
На этой пресс-конференции Татьяна Плетан сообщила о том, что в 2014 г. в рамках подпрограммы «Дети Приангарья» был запущен новый проект «Умная школа», в рамках которого предполагается строительство под Иркутском образовательного комплекса для детей-сирот.
По словам заместителя министра соцразвития:
Татьяна Плетан
«Один из московских фондов, который активно поддерживает приемных родителей, помогает адаптироваться детям в приемных семьях, в общеобразовательной школе, вышел с инициативой к губернатору Приангарья о создании этого проекта. Правительство области его поддержало. Проект будет реализован в несколько этапов - строительство школы, детсада, образовательного комплекса. Министерство образования Иркутской области уже начало подготовку специалистов, учителей, педагогов дополнительного образования, которые будут работать в этом учебном заведении. Задача министерства социального развития - подобрать приемных родителей и детей, которые будут обучаться в этой школе, и проживать в этом поселке. Сегодня обучение проходят не только специалисты образования, но и приемные родители, отбор которых для участия в проекте, планируется производить на конкурсной основе. Всего таких детей будет 150, это около 20 семей - для них будут построены дома, с родителями заключат договоры. Дети будут обучаться, и адаптироваться к обычной жизни».
К сожалению, на сайте министерства соцразвития не уточняется какой именно московский фонд обратился к губернатору, но в других СМИ сообщили, что проект реализуется по
заказу Благотворительного фонда "Новый Дом", обществом с ограниченной ответственностью "Умная школа".
На сайте Федеральной налоговой службы в Выписке из ЕГРЮЛ указывается, что заказчик проекта Благотворительный фонд помощи детям-инвалидам, сиротам и тяжелобольным «Новый дом» образован 13 мая 2013 г. двумя учредителями: Авдолян Альберт Аликович и Кудравец Надежда Александровна. Президентом фонда является Альберт Авдолян.
Авдолян Альберт Аликович
По сведениям Википедии
Альберт Аликович Авдолян является российским бизнесменом, работающим в сфере телекоммуникаций. Он владеет компанией «Экспател», а также выступает держателем акций «Yota». По данным
Forbes в списке «200 богатейших бизнесменов России - 2014» Альберт Авдолян занимает 133 место с капиталом в 0,7 млрд.долларов . По информации американского портала недвижимости Blockshopper, в 2009-м Авдолян вместе с женой Еленой приобрел виллу в Беверли-Хиллз за $13 млн. С Иркутской областью Авдоляна может связывать ООО «Усольехимпром», 15% акций которого в 1999 г. купил бизнесмен.
Учредителем Исполнителя проекта ООО «Умная школа», созданным 9 сентября 2013 г., является ООО «Апостол». Компания ООО «Апостол» была образована в 2008 г. Василием Бровко и Олегом Беркович под названием «Апостол Медиа». В настоящий момент участником и генеральным директором информационного холдинга является Тина Канделаки, которая в 2011-2012 гг. запустила национальный образовательный проект «Умная школа». На базе проекта «Умная школа» проводился всероссийский образовательный форум «Умная школа» и начал работу сетевой проект «Умная-школа.рф», как открытая площадка для обсуждения образовательных реформ.
Среди
партнеров «Апостола» указываются госкорпорация «Ростех» и оператор LTE-связи «Yota» и видимо не является случайностью то, что в рамках социального партнерства корпорация «Ростех» будет участвовать в реализации проекта «Умная школа», а благотворительный фонд А. Авдоляна - акционера «Yota», будет финансировать строительство фостерного поселка. Кроме того, основатель «Апостола» Василий Бровко с декабря 2013 г. занимает пост
руководителя службы коммуникаций «Ростеха».
Сартан Марк Наумович
Руководство ООО «Умная школа» осуществляет
Сартан Марк Наумович, который с января 2013 г. стал возглавлять национальный образовательный проект "Умная школа". Ранее Марк Сартан был основателем и первым главным редактором еженедельника «Школьный психолог», главным редактором журнала «Искусство», экспертом Московского центра музейного развития.
В сентябре 2013 г. Марк Сартан проводит очень знаковые интервью с министром образования и науки Российской Федерации Ливановым Дмитрием Викторовичем и научным руководителем Института образования НИУ «Высшая школа экономики»
Фруминым Исаком Давидовичем, в которых он обсуждает советское образование и советские школы.
Фрумин Исак Давидович
В интервью Марку Сартану представитель «Высшей школы экономики» Фрумин И.Д. вынужден был перечислить достоинства советского образования, но тут же эти достоинства превратил в недостатки, которые снижают качества образования, превращает его в неконкурентоспособное и служащее препятствием для инновационного развития. Далее он посетовал, что при всех образовательных реформах, пока не удалось изгнать из школы советсткость и по большой части школа по прежнему остается советской и прослеживаются тенденции к ее реставрации. В конце беседы Фрумин И. Д. предложил
альтернативу советской школе, заявив примерно следующее:
«Наше с вами представление об «Умной школе» другое - это то, где дети сами чего-то думают, учителя умные, дети сами чего-то хотят, сами что-то выбирают, сами что-то предлагают. А у них представление об «Умной школе», чтобы все, всё делали одинаково».
Видимо полностью солидаризируясь с Фруминым, Марк Сартан в конце интервью обобщил, что в образовании идет борьба между единообразием и разнообразием. Он противопоставил советской школе, как носительнице единообразия и управляемости, школу будущего, как выразительности самостоятельности и разнообразия.
Из интервью с министром образования и науки Российской Федерации Ливановым Д. В. становится до конца понятно, какую школу М. Сартан имеет в виду. Марк Сартан в беседе с министром выдвигает тезис о том, что «чем больше вариативности - тем лучше образование». Ливанов Д. В. с этим соглашается и добавляет, что «новый закон об образовании впервые фиксирует право каждого обучающегося на формирование индивидуального учебного плана и соответственно обязанность образовательного учреждения обеспечить его работу в соответствии с этим планом».
Таким образом, руководитель ООО «Умная школа» последовательно продвигает позицию о том, что нельзя допустить реставрацию советской школы, поскольку она единообразная, централизованная, контролируемая и консервативная и в силу этого является неконкурентноспособной и лишенной возможности обновления. Поэтому надо создать школу будущего - «Умную школу», которая будет предусматривать вариативность обучения и максимальную индивидуализацию учебной программы под каждого ученика.
Так какой после этого проект пытается реализовать на территории Иркутской области ООО «Умная школа» во главе с Марком Сартаном?
Если резюмировать всю информацию, то получается, что некая коммерческая компания, основным видом деятельности которой является не образовательная деятельность и даже не поддержка детей-сирот и приемных семьей, а деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, планирует построить под Иркутском частный поселок на деньги фонда миллионера Альберта Авдоляна и госкорпорации «Ростех». В этом частном поселке будут возведены детский сад и школа, в которых будут обучаться 150 приемных детей по определенным программам.
С другой стороны, областная власть закрывает детские дома и заявляет о преимуществе семейного устройства детей, но почему-то дает разрешение на строительство поселка для приемных семьей, который ни чем не отличается от детского дома. Для приемных семей в фостерном поселке на конкурсной основе будут наниматься как на работу приемные родители и специалисты образования, с которыми будут заключаться договоры и по ним выплачиваться заработная плата.
Вместо того, чтобы провести преобразования детских учреждений, взяв за основу детские дома семейного типа, областная власть передает детей-сирот частной компании в закрытый фостерный поселок, где возможен только минимальный контроль со стороны государства за жизнью приемных детей. При этом детей планируется передать незнакомым людям, выбранным на конкурсной основе в приемные родители, без учета симпатии, любви и привязанности.
Все эти неясности и не до конца прозрачные цели областного правительства и ООО «Умная школа», заставляют задуматься:
Зачем в Приангарье внедряют американскую фостерную систему устройства детей и параллельно хотят вести худшие образцы западных образовательных стандартов под видом школы будущего?
Какой все же эксперимент задумали провести над приемными детьми в Приангарье?