СОЗДАНИЕ ФОСТЕРНОЙ СИСТЕМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Feb 11, 2015 23:44

«Сегодня мы работаем под лозунгом - «Каждый ребенок должен жить в семье » - провозгласил министр социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Владимир Родионов.


Это официальное заявление министра соцразвития свидетельствует о том, что в Иркутской области окончательно взят курс на уничтожение советской системы детских учреждений и  внедрение американской фостерной системы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Что же понимается под фостерной системой устройства детей?

В США государственных учреждений в форме детских домов, занимающихся воспитанием, обучением и лечением детей, нет. Вместо этого детей, оставшихся без попечения родителей, преимущественно определяют в семьи, которые готовы их временно приютить. Такая система распределения детей получила название «foster» («воспитывать, ухаживать, покровительствовать»).

При этом в США существует 7 форм семейного устройства детей, в том числе и детские дома семейного типа, но почему-то наши российские реформаторы решили внедрять именно фостерную систему, которая не так однозначно положительна и за сто лет своего развития выявила внутренние существенные недостатки. Что это за недостатки?

Во-первых, в среднем в американской фостерной семье ребенок живет меньше года и до своего совершеннолетия может несколько раз сменить семью, так и не дождавшись долговременного размещения, то есть усыновления или опеки. Такая постоянная передача из рук в руки наносит ребенку психологическую травму, приводит к потере родственных и дружеских связей.

Во-вторых, у детей из фостерных семей существуют проблемы с успеваемостью и поведением, поскольку ребенок, переходя из одной семьи в другую, очень часто вынужден менять школы, и не успевает адаптироваться к новым учебным требованиям. Это приводит к тому, что средний балл у детей, воспитывающихся в фостерных семьях, значительно ниже, чем даже у детей-инвалидов и детей-иммигрантов.

В-третьих, воспитание детей в фостерных семьях очень часто носит характер «временной заботы» и дети оказываются плохо подготовленными к жизни людьми и чаще других детей во взрослой жизни становятся бездомными, наркоманами, заключенными, более подвержены психическим заболеваниям и суициду. 
В-четвертых, отсутствие должного контроля за фостерными семьями со стороны государства приводит к росту физического и сексуального насилия над детьми, который носит зачастую скрытый характер.

В-пятых, в США не разработаны  единые государственные стандарты в отношении фостерных семьей и требований к временным опекунам. В каждом штате США предусмотрены свои требования к фостерным родителям и зачастую они носят общий характер: возраст (с 21 года до 65 лет), наличие постоянного заработка, жилья, отсутствие хронических заболеваний, прохождения курсов в школе приемных родителей. Но при этом фостерными родителями могут стать мужчина или женщина, никогда не состоявшие в браке, или имеющие несколько разводов, а также люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

В России в соответствие со ст. 123 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью или в систему детских учреждений всех типов (детские дома). Семейными формами устройства детей являются усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья либо патронатная семья. Несмотря на то, что приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление (удочерение) в России решили внедрить западную систему устройства детей, основанную на передаче детей в профессиональные приемные семьи.

В Иркутской области форсированное внедрение фостерной системы устройства детей началось в 2014 г. Во втором полугодии 2014 г. Правительство Иркутской области в рамках подпрограммы «Дети Приангарья» и Региональной стратегии действий в интересах детей решило на 25% увеличить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в приемные семьи. С этой целью была проведена реорганизация системы детских домов и с 1 января 2015 г. 16 из 18 детских домов были переданы из системы образования в систему социальной защиты населения.

Правда в процессе оптимизации (сокращения) детских учреждений были закрыты два детских дома в селе Казачье, в Тайшетском районе и пять стационарных отделений в системе социальной защиты. Думается, что это не последние закрытые детские дома, поскольку областная власть пообещала недоукомплектованные детдома  сливать с другими учреждениями соцзащиты, что позволит сократить расходы областного бюджета. В обоснование своей позиции, чиновники областного правительства приводят цифры о том, что на одного воспитанника детского дома тратится сумма от 40 тысяч рублей в месяц, а при передаче ребенка в приемную семью расходы государства снижаются в 4 и более раз. .

Курс на закрытие детских учреждений подтверждается и словами заместителя председателя Правительства Иркутской области Валентины Вобликовой:


«Дома ребенка у нас, к счастью, становятся полупустыми. Мы спокойно можем одно или даже два учреждения просто закрыть, и никто этого не заметит. Мы стараемся максимально устроить детей, которых приходится забирать у родителей, в семьи к бабушкам, другим кровным родственникам или в замещающие семьи, только чтобы ребенок не попал в детский дом»

При этом детские дома с нового года получили новый статус Центра помощи семьи и детям, в основные обязанности которых теперь входит не содержание и воспитание детей, а работа с приемными семьями для передачи в них детей и сопровождение замещающих семей.

Для более ускоренного развития института приемных семей в Иркутской области в 38-ми муниципальных образованиях была создана 41 школа для приемных родителей, в которых осуществляется подготовка людей, желающих взять под опеку детей. Если в 2013 г. курсы подготовки приемных родителей закончили 1 035 человек , то в 2014 г. обучение в них прошло свыше трех тысяч граждан. Для помощи приемным семьям в решении различных проблем в 29 учреждениях социального обслуживания были созданы службы сопровождения приемных родителей. Кроме того, с целью материального стимулировании жителей Приангарья брать в семью ребенка областная власть на 25% подняла выплаты на содержание приемного ребенка и вознаграждение приемным родителям, которые в настоящий момент получают 6 000 рублей за каждого ребенка.

Наряду с этим,  в Иркутской области продолжает формироваться банк данных замещающих (фостерных) родителей, которые являются профессиональными приемными родителями, прошли школу приемных родителей и имеют опыт сопровождения и воспитания детей. Такой банк дает возможность органам опеки передать ребенка, оставшегося без попечения родителей, сразу в приемную семью только на основании договора о приемной семье и без возможности рассмотрения других вариантов устройства.

На протяжении несколько лет министерство соцзащиты очень успешно использует социальную рекламу для популяризации института приемных семей:   в СМИ публикуются статьи о приемных родителях, которые успешно воспитывали приемных детей и до раскрутки фостерного устройства детей, проводятся прямые линии по вопросам семейного устройства детей , организовываются конкурсы на присуждение премии губернатора приемным родителям, устраиваются форумы для приемных родителей и т.д.

В результате этих мер, органам соцзащиты в 2014 г. удалось снизить количество детей, оставшихся без попечения родителей, на 1000 человек и на 1 января 2015 г. в региональном банке на учете стало состоять 4 809 детей-сирот. При этом за 11 месяцев 2014 г. всего на семейные формы устройства было передано 2 622 ребенка.

Судя по сообщениям в СМИ непродуманное закрытие детских домов и копирование западной фостерной системы устройства детей уже на первоначальном этапе внедрения показывает свои негативные стороны.

В силу роста количества приемных семей органы опеки не в состоянии обеспечить достаточный контроль за отношением к ребенку в приемной семье. Примером может послужить резонансный случай в Республике Бурятии, когда 37-летняя безработная жительница села Кижинга  в 2014 г. взяла к себе на воспитание из Закаменского реабилитационного центра двух сирот-сестер 7 и 10 лет, одна из которых скончалась от болезни, поскольку опекун не захотела обращаться в больницу из-за боязни потерять денежное пособие и лечила ребенка мазями и народными средствами. При этом опекун не сообщила о смерти 7-летней девочки в правоохранительные органы и пыталась скрыться. В органах опеки Бурятии женщина имела положительную характеристику.

Этот случай выявляет сразу несколько проблем фостерного устройства детей.

Во-первых, органы опеки из-за большего количества приемных семей не могут вовремя увидеть опасные условия, в которых живет приемный ребенок, и это несет за собой риск увеличения насилия над детьми. Например, житель Бурятии Николай Авдеев на протяжении нескольких месяцев издевался и истязал малолетних приемных детей своей сожительницы, обливая их холодной водой, запирая в подполье, туша об их тела сигареты и подвешивая их за руки к потолку. Об этих пытках узнали в правоохранительных органах, а органы опеки не смогли своевременно распознать в каком опасном положении находятся дети.

Во-вторых, о каком семейном устройстве детей или о семейном воспитании может идти речь, если приемными родителями могут стать одинокие женщины и мужчины, которые не состояли в браке или имеют несколько разводов, что свидетельствуют об их социальной неадаптированности. При этом требования к приемным родителям имеют формальный характер, но и они зачастую не выполняются. Понижение планки требований органами опеки к приемным родителям дает возможность широкому круг лиц брать приемного ребенка в семью, но с другой стороны, эту возможность получают и люди, которые имеют педофильские,  садистские наклонности и состоящие в сектах.

В-третьих, нередко причиной, по которой приемный родитель берет под опеку ребенка, особенно в сельской местности, где есть проблемы с трудоустройством, является возможность получения денежного вознаграждения, и отсутствие юридической ответственности за ребенка. Это приводит к тому, что забота о ребенке и его воспитание осуществляется не из любви, милосердия и сострадания, а из-за денег. Такое содержание ребенка превращается из семейного в институциональное устройство и не отличается по своей сути от устройства в детском доме.

Другая серьезная проблема - это возврат приемных детей из семьи обратно в детский дом. Например, в Иркутской области в 2013 г. в детские дома было возвращено более 260 детей. Но в настоящий момент детей есть куда вернуть, процесс закрытия детских домов только начался, а что будет через несколько лет? Тем более что в условиях беспрецедентной холодной войны с Западом и начавшимся мировым экономическим кризисом возврат приемных детей может только увеличится, когда у областной власти не будет денег на выплату денежного пособия приемным родителям.

Вызывает опасение  и тот факт, что наряду с формированием системы фостерного устройства детей в Иркутской области вводятся ставки участковых социальных работников, которые призваны выявлять семейное неблагополучие на ранних стадиях. На данный момент в 203 поселениях уже работают 188 участковых специалистов, и планируется их увеличение за счет работников реорганизованных детских домов.

Хотя органы соцзащиты утверждают, что социальные участковые не отбирают детей, но российское законодательство никак не защищает семью от незаконного изъятия детей и нет гарантий, что в будущем такие изъятия не начнутся. Тем более, что формирование системы профессиональных приемных  родителей может повлечь за собой создание  «рынка» детей, лишенных попечения родителей, и если на них будет спрос, то будут и предложение в виде изъятых детей по ювенальным технологиям. Закрытие детских домов и формальное перераспределение  детей в приемные семьи как раз и способствует возникновению такого бизнеса на детях.

изъятие детей, Фостерные семьи, приемный родитель, детские дома, приемные семьи

Previous post Next post
Up