Слушаю лекции по расоведению популярного антрополога Дробышевского. Лекции публичные, но по уверению автора он читает такой же курс и студентам. Некоторые заметки.
- Автор в определенной мировоззренческой изоляции - он не согласен с американскими теориями отрицания самого существования рас, но не согласен с классическими расовыми теориями. Пытается сформулировать и изложить нечто свое, но местами получается странно.
- Кстати, об американских теориях. В первой лекции автор дает интересный обзор истории науки о человеческих расах, но упускает из виду один весьма важный момент - историю появления и употребления самого понятия «раса». Зато тратит минут 5 - 7 лекционного времени, чтобы издевательски цитировать американскую официальную анкету с перечнем «рас». Лектору смешно, видимо, ощущает себя Задорновым - «ну тупые», а ларчик открывается проще - для авторов документа понятие «раса» обозначало совсем не то, что для современного ученого.
- Последнее лишь частный случай общей тенденции - когда автор говорит о биологической части - кости, черепа, скелеты, признаки и т.д. - все в порядке, он это дело знает. Но когда, говоря об истории человеческих сообществ, он начинает приводить исторические сведения..... это печально. Тут и мифы советской идеологии, и современные популярные забавные истории, а главное - всюду упрощение, упрощение, упрощение - упрощение до уровня искажений, что делает исторические примеры не подтверждающими, а опровергающими тезисы автора.
- И снова об американцах - описывая современное смешение людей в крупных городах и городских агломерациях, лектор, видимо, сам того не желая, показывает на чем основываются американские ученые, говорящие об изменении или даже об исчезновении феномена рас в современном мире. Отнюдь не только на пресловутой политкорректности, но и на объективных процессах, особенно характерных для САСШ.
- После подобного обращения с историей, начинаешь сомневаться и в некоторых уже биологических аспектах лекций автора. Если к описательной части курса вопросов нет, это очень познавательно, то концептуальная - где автор рассуждает о причинах и следствиях, - вызывает некоторые сомнения и желание проверить.....
А.