Уже более 50 лет британский шпион с лицензией на убийство борется с преступниками, плетущими свои интриги и ведущими свои грязные игры.
Любитель мартини, красивых девушек и машин стал главным действующим героем 24 фильмов, частенько меняя внешность, однако вот уже четвертый фильм его лицом является
Дэниел Крэйг (Daniel Craig).
«Мертвые живы»
Именно с этой фразы начинается фильм.
Фраза выбрана не случайно. С первых кадров зритель оказывается в Мексике, где празднуют Día de Muertos (День Мёртвых) - праздник, посвящённый памяти умерших. И хорошо бы на этом «мертвые» и закончились, но нет. На протяжении всего фильма зритель наблюдает сцены из прошлых бондиан - они воспроизводятся чуть ли не дословно: всемогущая корпорация с эксцентричным предводителем из "Доктора Ноу" (1962г.), погоня в снегах - "Умри, но не сейчас" (2002г.), сцена в пустыни - "Квант милосердия" (2008г.). Также на экране возникают и старые символы - осьминог, белый кот Эрнста Блофельда и др.
Самокопание Бонда
Сэму Мендесу (Samuel Alexander «Sam» Mendes) не слишком удалось игровое кино, а ведь именно этого ждет зритель от бондианы. Режиссер, привыкший снимать интеллектуальные фильмы, решил копать вглубь личности главного героя. Как он сам отмечает в
интервью, опубликованном на сайте «Комсомольской правды»:
«Если перечитать Флеминга, причем не ради сюжета, а для понимания того, кто такой Бонд, вы увидите, что я ничего не придумал. Бонд - очень интересная, мрачная, мятущаяся душа, сложная, растерянная, разозленная личность. Все это есть в книгах, особенно последних. Не я это привнес. Согласен, что эти стороны характера Бонда нечасто попадали на экран, в отличие от его остроумия, расслабленности, сексуальности и всего прочего…»
Справился ли он с этим? Определенно. Фильм пестрит само исканиями Бонда и это отражается даже не в диалогах. Этим пропитан весь фильм. И задание Джеймса становится еще более личным, чем в «Скайфолл».
Из-за бондовского поиска себя и сцена главной битвы вышла смазанной.
Женщина Бонда
В этом фильме у Бонда их три.
Первую мы наблюдаем в самом начале - на празднике в Мехико. Кто она, откуда - не ясно.
Вторая - самая яркая, запоминающаяся и ожидаемая большинством зрителей. Многие ноябрьские журналы вышли с Моникой Беллуччи на обложке и\или с ее интервью. Она стала самой взрослой девушкой Бонда или как она сама назвала свою героиню - «женщина Бонда». Грации ей не занимать и сейчас. После той пятиминутки, которую ей отвели в фильме, хотелось спросить: «И это всё?!». Судя по PRу фильма за счет ее имени она должна была продержаться в кадре как минимум минут 40. Очень непонятный и бессмысленный эпизод.
Девушка Бонда №3 за фильм в исполнении Леи Сейду почти не запоминается. Учитывая, что именно с ней и хочет остепениться Джеймс Бонд, это странно. По задумке сценаристов, она должна была стать своевольной, умной, сильной и не уступающей Бонду во владении оружием, но в тоже время немного пацифисткой, дескать, я знаю, как убивать, но «это не мое».
Вообще девушки в фильме присутствуют, потому что так положено. В сюжете они выглядят лишними.
Диалоги и сюжет
Затянутостью фильм обязан не только режиссеру, но и сценаристу. Джон Логан, видимо еще не отошел от «Интерстеллара», отсюда и отсутствие динамики в диалогах.
Как, а главное, зачем вводить в "СПЕКТР" девушку Бонда Логан, видимо, вообще не знал, потому и писал ей реплики, чтобы были.
Зато с чувством юмора у нового фильма все в порядке. Придаёт динамику «каптенармус», он же Q, в исполнении
Бена Уишоу (Benjamin Whishaw), который хорошо сочетает в своем персонаже чисто британский этикет и тонкий интеллектуальный юмор. Да и Бонд отлично шутит. А что ему еще остается? Он откровенно тупит на протяжении всего фильма, убивая одного и оставляя в живых другого, находящегося на расстоянии 2 см от него «плохого парня», который потом ему «спасибо» не скажет, а попытается завершить начатое.
Главный злодей фильма - Франц Оберхаузер, которого сыграл
Кристоф Вальц (Christoph Waltz), это классический злодей франшизы. Он то ли психопат, то ли гений и, конечно, глава корпорации, опутавший своими щупальцами весь мир. В конце зрителей ожидает сюрприз относительно ответа на вопрос - кто же он?
Планы и панорамы
Хойте ван Хойтема (Hoyte van Hoytema), оператор "СПЕКТРа", на протяжении всего кино показывает нам красивые планы, панорамы и интересные ракурсы. Во всех подробностях показаны сцены погони на спорткарах, взрывы вертолетов и самолетов, панорама Лондона с величием готической архитектуры, а кадры с заснеженными австрийскими склонами можно использовать туроператорам для привлечения туристов.
Однако не все так прекрасно в фильме с точки зрения операторской работы. Например, сцена борьбы в вертолете над центральной площадью Мехико. При затрате свыше
300 млн. дол. на производство фильма, неожиданно наблюдать столь «дешевый» эффект «комбинированных» съемок. К счастью, дальше таких явных недоработок не было.
Интересна сцена драки в поезде - это еще одна отсылка к предыдущей части - "Казино Рояль", где также принимает участие девушка Бонда. Учитывая как разлетается в щепки вагон и его составные элементы возник вопрос: только РЖД делает вагоны на века/ на совесть, антивандальные, антиударные, антивсё?
Стиль
Стиль агента 007 стал известен всему миру. Джеймс Бонд аристократ до мозга костей, галантен, обаятелен и при этом брутален. Одет в смокинг или костюм по последней моде. Его костюм продуман до мелочей, не упущены из вида и даже такие мелочи, как зажим или булавка для галстука, запонки и т.д. Гардероб агента 007 достаточно разнообразен и не ограничивается официальными костюмами. Идеальный агент Ее Величества, что подчеркивает его безупречно скроенный костюм в любых ситуациях: рушатся здания, тонут машины, но он в одежде Бонда нет ни единого повреждения. 007 элегантен всегда.
Костюмерам всех фильмов бондианы удалось избежать безликости стиля casual. Одежда менялась в соответствии с временем, но стиль, присущий данной франшизе всегда оставался безупречным.
В первых фильмах бондианы Ян Флеминг сам "одевал" своего героя - давал рекомендации как должен выглядеть агент под прикрытием или на отдыхе, костюмерами даже использовались и некоторые элементы его гардероба для придания образу наибольшей убедительности.
Отдельно можно отметить и те сцены, где помощь костюмеров не требовалась: обнаженный торс агента 007 оставался всегда в отличной форме, в чем зрители могли убедиться в каждом фильме франшизы.
Костюмы играют не последнюю роль в образе персонажей, они помогают раскрыть и передать их внутренний мир и мироощущение. Об этом говорит и Яни Темиме (Jany Temime), художник по костюмам фильма «СПЕКТР» в своем
интервью интернет-журналу Posta Magazine.
Саундтрек
Выбор композитора для "СПЕКТРа" не был неожиданностью, ведь Сэм Мендес работает только с Ньюманом. Так было и в "Скайфолл", так что сюрприза здесь никто и не ждал. Одиннадцатикратный номинант премии "Оскар" Томас Ньюман (Thomas Newman) прекрасно передал атмосферу и сделал "СПЕКТР" захватывающим путешествием. Ему удалось искусно сочетать давно знакомые мотивы и веяния современности. В фильме музыка - постоянный источник адреналина. Именно благодаря звуковому оформлению фильм держит зрителя в напряжении и приобретает остроту.
Начальную заставку фильмов о британском шпионе можно рассматривать как отдельную его часть. Помимо инструментальной композиции, сопровождающей бондиану с 1962 г., в каждом фильме есть и официальная песня, автором и исполнителем которой на этот раз стал Сэм Смит (Samuel Frederick «Sam» Smith). Принять участие в создании заглавной темы о приключениях 007 также почетно, как сыграть самого агента или стать его девушкой. Многие известные исполнители, такие как Тина Тернер, Мадонна, Ширли Бэсси, Адель и др. в разные годы выступили в той же роли. «
Writing's On The Wall» лучше бы звучала в женском исполнении, учитывая визуальный ряд заставки, с которой мужской голос явно резонирует. Но текст как нельзя лучше подходит для сюжета фильма.
Итог
Зритель шел на «007. СПЕКТР» за экшеном, красивыми машинами, соблазнительными девушками и неизменным шармом английского шпиона. Получили в процессе просмотра: экшен - в меньшей степени, чем хотелось бы, явно перепутанную продолжительность пребывания девушек в кадре и раскрытие характера главного героя с новых, ранее не затрагиваемых ракурсов. Однако фирменный юмор никуда не пропал, машины также в наличии, панорамы городов и стран: Мехико, Танжир, Лондон, Рим, Австрия переданы весьма впечатляюще и лучший, после Шона Коннери, Джеймс Бонд, который судя по сюжету 24 фильма уходит.
Фильм посмотреть все же стоит, хотя бы потому, что он раскрывает новые стороны характера Бонда. Но не надо ждать чего-то фантастического.
Если же Вы фанат бондианы и знаете наизусть предыдущие 23 фильма, то будет интересно искать к ним отсылки на протяжении 2,5 часов просмотра.
Click to view