Ты сидишь на задней парте и часто смотришь в окно. В глазах настороженная тревога. Ты мысленно отсчитываешь секунды: сколько осталось до окончания урока.
Тебя называют трудным учеником. Когда учителя говорят о тебе, то сначала вздыхают. Потом следует нелестная характеристика и большинство слов начинаются с не. «Ленив, мог бы хорошо учиться. Но несобранный, недисциплинированный и не старается.»
Я подхожу к тебе. Смотрю на твою тетрадь. Красивый, ровный, крупный почерк, ты старательно выводишь круглые цифры и буквы маленьким огрызком от карандаша. Поднимаешь голову, и я вижу большие глаза, немного замутненный взгляд: уже не ребенок и еще не взрослый. Тебе 15 лет. В самом начале жизни, и все учителя вокруг уже поставили на тебе крест.
Мне очень хочется тебе помочь. Осталось шесть месяцев до экзаменов и скорее всего, если ничего не изменится, ты попадешь в разряд тех, про кого статистика скажет: «не сдали экзамен».
Если повезет - пойдешь в мелкий бизнес или на стройку, а может в повара. Если все хуже и работать совсем не научили - примкнешь к многомиллионной армии безработных и осядешь на пособии.
Что случилось с тобой за недолгие 15 лет?
В какой момент искорка жажды знаний затухла вместо того, чтобы разгореться в костер? И возможно ли возродить ее из пепла?
Ответы лежат в нескольких плоскостях.
Поведение ребенка в социуме первоначально будет определяться отношениями в семье. С началом школьного
обучения такое же, а часто и более сильное
влияние оказывает школа: учителя и ученики.
Возьмем учителя.
Что должен сделать молодой педагог переступив порог класса?
Представим 30 подростков - все со своим характером, мировоззрением и суждением.
За 45 минут
учитель должен не только раскрыть новый материал, но сделать это так, чтобы дети заинтересовались и могли его запомнить. Одновременно с этим надо проконтролировать, насколько ученики уяснили этот материал. Такое количество задач одновременно способен осилить только уравновешенный, строгий, а также мягкий, жизнерадостный, требовательный (и еще много других качеств) человек. Преподаватель ежесекундно должен адекватно оценивать ситуации, прогнозировать реакции учащихся и выбирать оптимальное решение.
Это под силу опытному психологу или знатоку человеческих душ.
Что происходит чаще всего?
Все в животном мире идут по принципу наименьшего сопротивления. Из всех инструментов, а по сути, их два - пряник и кнут, чаще выбирается кнут. Повышается нервозность. И вот учитель уже кричит, ставит двойки в дневниках и вызывает родителей. Хотя такие методы имеют быстрый эффект, однако вызывают враждебность и обостренную реакцию учеников.
Из-за нашей врожденной любви к себе, и опять же, действуя методом наименьшего сопротивления, учитель начинает обвинять учеников во всех своих бедах.
Найти путь к каждому
«А сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом.
Самое главное - учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить потребность в познании себя, жизни, мира, воспитать в нем чувство человеческого достоинства, составляющая которого - осознание ответственности за свои поступки перед собой, товарищами, школой, обществом.
От веры учителя в возможности каждого своего ученика, от его настойчивости, терпения, умения вовремя прийти на помощь зависят успехи его учеников на трудном пути познания».
В. Ф. Шаталов
Как же развернуть обучающий процесс так, как его описывает великий учитель Шаталов? Как вырваться из круга: от малого наказания к большему и потери интереса к учебе?
Выход предлагает тренинг
«Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
На тренинге происходит осмысление причин и следствий различных событий, взаимоотношений и жизненного сценария.
После тренинга возникает понимание людей, становится ясным, почему они поступают так или иначе, какие желания и обстоятельства приводят к каким результатам.
Из обязаловки - в увлекательный поиск
Уходит потребность обвинять других и оправдывать себя во что бы то ни стало.
Находятся методы с использованием пряника и неестественны становятся кнуты.
Возникает уверенность, что можно повлиять на любые процессы, понимая какой моторчик движет каждым человеком.
А это и есть вечный двигатель, заставляющий искать новые подходы, приемы и методы преподавания, с одной единственной целью - превратить процесс обучения из обязаловки в увлекательный поиск, зажигающий и включающий мысль ученика.
Из тлеющих углей снова возгорается искорка, а за ней и пламя: учиться, трудиться и делать осознанный выбор в своей дальнейшей судьбе.
Ученик - отражение учителя
Каждый раз, приходя в твой класс, я сразу иду к тебе: здороваюсь и узнаю, как дела. Ты выглядишь озабоченным, улыбка озаряет твое лицо. Я на твоей стороне, я буду за тебя бороться, чтобы найти те слова, те действия, которые помогут тебе выбраться из безрадостного круга неудач, двоек и разбитых надежд.
«Вы видели сегодня Сашу?!» Коллега с удивленным лицом подходит ко мне на перемене: «Я его давно таким не видела, он так активно работал сегодня на уроке!»
Click to view
«...Во время тренинга приходит очень много осознаний. Каждый раз я вижу, что все наши проблемы идут из детства, все имеет корень там. Со знаниями системно-векторной психологии мы можем вырастить счастливое поколение. То чувство защищенности и доверия к миру, которое можно воспитать у детей, владея этой методикой, даст им колоссальную силу для раскрытия...»
Виктория В., учитель математики, Санкт-Петербург «...бессмысленно хотеть, чтобы кто-то что-то делал, потому что все делают то, что хотят они, а других желаний у него нет и не будет...»
Ирина К., преподаватель, Москва Автор Анна Бобровник
Корректор Татьяна Орлова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Читайте также:
Наблюдение помощника воспитателя: ребенок не слушается - дать ремня? И снова муж-тиран. Как выйти из повторяющихся отношений Исповедь английской леди ![](http://www.yburlan.ru/banners/po-700-1.gif)
Google