Алапаевская узкоколейная железная дорога

Dec 18, 2012 00:23

Алапаевская узкоколейка протянулась на 270 километров по уральской тайге. Эта крупнейшая по протяженности железная дорога колеи 750 мм в современной России по праву считается лучшей узкоколейкой.



Сравнительно небольшой уральский город Алапаевск расположился в 150 километрах от Екатеринбурга. Сам он вовсе не рядовой. В городе много достопримечательностей, таких как старинный металлургический завод XIX века, Троицкий и Екатерининский соборы, дом-музей композитора П.И. Чайковского, который провел здесь детство. В Алапаевске обрели мученическую кончину во время страшных событий в июле 1918 года царские родственники, в том числе Святая Преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна и ее келейница Преподобномученица инокиня Варвара. 
Для любителей железных дорог интерес здесь представляет узкоколейка.
Что же такое узкоколейка? Это не только облегченная железная дорога с расстоянием между рельсами меньше обычного. Это то, где техника находится в гармонии с природой и хранит историю. Это хрупкая нить, связывающая многочисленные поселки, вытянувшиеся вдоль нее как бусины. Даже если поезд перестанет ходить, не так страшно; у многих жителей таких поселков есть дрезины личного пользования (подробнее о них - дальше). Дорога дает работу всем желающим. Узкоколейка не требует отведения больших участков земли для строительства, не уничтожает природу, а дополняет. В большинство мест, которые связывает каждая миниатюрная дорога, попасть можно двумя способами: по железной дороге (на поезде или на дрезине), либо по воздуху на вертолете. Узкоколейки были даже в суровом Магадане и на не менее суровой Чукотке. Самая северная в мире железная дорога также узкоколейная, на шахте Баренцбург (о. Шпицберген), арендуемой Россией. Все это к тому, что железные дороги нужно беречь, они хранят историю и жизнь. Жалко, что в нашей стране редкий человек ценит железные дороги.
Теперь об истории. История дороги началась в 1898 году, намного раньше, чем в Алапаевск пришла железная дорога стандартной колеи. Дорога проходила по маршруту Алапаевск - Мугай (сейчас линия разобрана) и принадлежала французу А. Иллеро, владельцу Алапаевского металлургического завода. На дороге работали паровозы... Шли годы, сменилось правительство, изменилось направление развития дороги во всех смыслах. Дорога стала лесовозной, линия на Мугай - второстепенной, а дорога развивалась в направлении станции Калач, которое стало вначале главным, а затем - единственным. Стали поступать тепловозы. В лучшие времена протяженность путей, учитывая лесовозные, составляла почти 600 километров (!). Для узкой колеи это абсолютный рекорд, если не считать Сахалинскую железную дорогу колеи 1067 мм, однако ее не принято считать узкоколейкой.
Список станций такой:
  • Алапаевск-2. Главный вокзал дороги. Нынешний вокзал открыт в 1999 году на месте бывшей проходной депо, после закрытия прежнего вокзала на улице III Интернационала и демонтажа линии к нему. Новый вокзал расположен рядом с депо. Путевое развитие на станции минимально. У тупика главного пути расположен пассажирский перрон.
  • Красная-2. Крупнейшая по путевому развитию станция дороги, начинается сразу за станцией Алапаевск-2 и выездом из депо. Пассажирских платформ нет. Раннее отходил подъездной путь на металлургический завод и магистральные линии на Сусан, Асбест и Зыряновку. Сейчас их нет.
  • Болотная. Станция полностью ликвидирована. Перегружался торф.
  • Советская в настоящее время именуетс пост 21 км). Бывшее примыкание ответвления на Мугай - Зенковку (одинокая стрелка в лесу). Станционные пути разобраны, остановки нет.
  • Тимошино. Остановка по требованию в одноимённой деревне.
  • Синячиха. Станция в посёлк Верхняя Синячиха иквидирована в 2000 году, действует остановочный пункт. Рядом с бывшей станцией - пересечение с ширококолейной линией на Верхнесинячихинский металлургический комбинат.
  • Больница. Остановочный пункт в Верхней Синячихе.
  • Угольная. Действующая станция, на вокзале действуют зал ожидания и билетная касса.

Путепровод над магистральной ширококолейной линией Алапаевск &mdash Серов.
  • Осиновка. Станция полностью ликвидирована, посёлок выселен.
  • Рублиха. Станция полностью ликвидирована, посёлок выселен.
  • Ельничная. Действующая узловая станция - от неё начинается ответвление на Гаранинку. На станции работает депо, обслуживающее восточные ветви.
  • Строкинка. Станция ликвидирована, действует остановочный пункт. По состоянию на 2007 год, станция действовала, были стрелки и 2 пути.
  • Чернышовка. Действующая узловая станция - ответвление на Берёзовку. Одноимённый посёлок ликвидирован.
  • Паньшино. Станция полностью ликвидирована, посёлок выселен.
  • Октябрь. Станция полностью ликвидирована, посёлок выселен. До начала 2000-х гг. станция действовала.
  • Подкур. Станция полностью ликвидирована, посёлок выселен.
  • Муратково. Действующая станция.
  • Санкино. Действующая станция, депо. Пересадка на поезд до станции Калач.
  • Переезд. Остановочный пункт в посёлке Санкино.

Деревянный мост через реку Туру, самый крупный на дороге.
  • 135 км. Разъезд. Населённых пунктов нет, поезда не останавливаются.
  • Шемейное. Разъезд у бывшего посёлка Шемейное, ликвидированного ещё в 1970-е гг.
  • Калач. Конечный пункт линии. Депо закрыто в 2007 г. За станцией пути продолжаются ещё на 1,5 км и заканчиваются у поселкового кладбища.
В июне 2012 года состояние дороги было следующим. Дорога действует, пассажирские поезда ходят четыре раза в неделю по расписанию. К сожалению, по стечению обстоятельств мне удалось проехать не весь маршрут Алапаевск - Санкино - Алапаевск (260 км), а только до второй остановки поезда, остановочного пункта Синячиха (30 км). Дал себе слово, что если еще раз окажусь в этом городе, обязательно проеду до Санкино.
Дорога встретила меня тепловозом ТУ2 и платформой - памятниками, стоящими на въезде в депо:


Осматриваем депо Алапаевск.
Путевое развитие:


Крошечные вагончики на фоне огромного депо. Из этих вагонов сформируют пятивагонный поезд, который 6 часов будет ехать сквозь бескрайние уральские леса, до станции Санкино. Снято с диспетчерской.


Здесь стоит остановиться. В пассажирском поезде сообщением Алапаевск - Санкино есть сидячие вагоны (жесткие, как в старых электричках, только вдвое уже), плацкартные (переделанные в алапаевском депо, 16 мест, полки расположены вдоль прохода и очень широкие), почтово-багажный, по заказу прицепляют мягкий сидячий, иногда включается единственный на узкоколейках вагон-храм, рицепные жесткие вагоны ходят раз в неделю по маршрутам Алапаевск - Гаранинка и Алапаевск - Березовка, отцепляются соответственно на станциях Ельничная и Чернышовка.
В депо действует музей, работающий один день в неделю. Мы попали как раз на следующий. Около входа в музей встретили человека, который оказался директром МУП "АУЖД". Он обратился к Любови Викторовне, заведующей музеем, и та открыла его, сказала: "Вы бы заранее позвонили нам, мы бы вам экскурсию провели".
К сожалению, фотографий экспозиции музея в удовлетворительном качестве у меня нет.
Хочется поблагодарить Любовь Викторовну, заведующую музеем, за доброжелательное отношение к посетителям и за работу в выходной день в ущерб личному времени.
Около дверей музея находится коллекция рельсов узкоколейки разного времени, в том чесле самых первых, 1894 года.


...И 1954 года, КМК им. Сталина.


Пройдемся немного по депо, здесь этому не только не сопротивляются, но и рады, что кому-то интересна узкоколейка.
Тепловоз ТУ7 в ангаре депо. Именно он сейчас "отдыхает" перед дальним рейсом - как-никак, туда и обратно 260 километров.


Гидроколонка. Здесь заправлялись водой паровозы.


Паровозный котел и топка. Явно от узкоколейного паровоза.


Вагон-"теплушка" для перевозки охранников лесовозного поезда.


Лесовозная платформа, или, как такие еще называют, лесовозный сцеп.


Стрелка на трехниточном пути (путь с тремя рельсами для обоих типов подвижного состава 1520 мм/750 мм).


 Этот путь раньше шел от Алапаевского главного вокзала до металлургического завода вместе с путем узкой колеи, насквозь проходя депо и территорию бывшего вокзала Алапаевск-2. Снято около нынешнего вокзала, который, несмотря на то, что называется "Алапаевск-2", фактически расположен на территории станции Красное. Что интересно, в расписании значится отправление от ст. Алапаевск-2 и проход через ст. Красное без остановки. Время в пути между двумя станциями якобы 15 минут.
До начала продажи билетов еще очень много времени, и мы решили посмотреть мост через реку Нейву, по которому раньше проходила узкоколейная железная дорога на Зыряновку. О существовании ветки на Сусан и Асбест мы тогда не знали.


Мост типовой, но очень красивый, особенно, как мне кажется, на фоне заводских труб, которые не перечеркивают, а дополняют общую картину Снято с возвышенности над затопленным карьером на берегу реки.
Другой мост, с железной дорогой широкой колеи на Богданович - Каменск-Уральский и на Реж - Екатеринбург.


Но вот время подошло, и мы купили билеты до станции Синячиха (30 км - 27 р. 50 коп. в сидячем вагоне, в плацкартный до Синячихи не продают). Со стороны депо то и дело доносились гудки тепловоза ТУ7 и звуки удара буферов. Наконец четырехвагонный состав подан.


Раньше каждый вагон этого поезда окрашивали в свой собственный цвет и наносили надписи, такие как "Урал - опора России", "Алапаевские просторы", "Берегите лес от огня", "Пользуйтесь услугами железнодорожного транспорта", "Человек славен трудом". По такой надписи можно было косвенно определить маршрут вагона. (Подробнее).
Поезд отправился по расписанию в 19.20. 
Интерьер.


В каждом вагоне есть проводница. Деревянные скамейки очень удобны.
В углу двое парней играли в карты, никому не мешая, мама с девочкой ехали в Муратково - в общем, спокойнее, чем мы ожидали.
Вагон в течение четырех дней стоял на солнцепеке, поэтому температура воздуха в нем выше температуры тела человека. Пот тек ручьями. В тамбуре было не так душно, да и фотографировать удобнее, поэтому больше половины маршрута я простоял там.
Долго ехали по путям станции Красная, затем по дачному поселку Западный, потом проехали под ширококолейной железной дорогой Нижний Тагил - Алапаевск, затем через лес, мимо бывшей станции Болотная, поста 21 км, от которого не осталось следов, и наконец вдоль Верхне-Синячихинского пруда. В Тимошиной поезд не остановился, поскольку до нее не было продано ни одного билета. Скорость поезда меньше 20 км/ч, вагон скрипел и мерно покачивался, местами цеплял ветки, но дорога ничуть не выглядела запущенной.
Бывшая станция Болотная.


Виды из окна поезда.





Плотина Верхнесинячихинского пруда. Речка Синячиха, приток Нейвы.





Вдруг поезд остановился. Все... Синячиха. Путешествие по узкоколейке  неожиданно окончилось, на станции ждет знакомый водитель, да и время - начало десятого. А так не хочется слезать с крутой, но очень удобной лестницы вагона ПВ-40, хочется перейти в "плацкартный" вагон и ехать час, два, три... Потом, когда совсем стемнеет, заснуть на широкой полке. Потом столько же ехать обратно в так же покачивающемся вагоне и на следующее утро оказаться в Алапаевске...
Сошли. На прощание - фото локомотива и вагонов.




Видеозапись отправления.

image Click to view


Вокзал на бывшей станции Синячиха. Сейчас действует единственный путь. На вокзале - зал ожидания, кассы, а половина здания - дом начальника станции.


Светофорная сигнализация действовала, когда станция работала, - до 2006 года.


Железнодорожный пейзаж. Вид в сторону Алапаевска.


Синячиха - крупное село, но здесь действует металлургический завод! И есть краеведческий музей. На площадке перед музеем представлен ширококолейный маневровый танк-паровоз 9П с технологическим вагоном.


Вот и сам завод. На нем действует технологическая узкоколейная железная дорога, когда-то связанная с Алапаевской, сейчас изолированная.


Вот и все. Пора в гостиницу, спать. Завтра - музей деревянного зодчества в Нижней Синячихе.

Нет, не все.
Когда переходили узкоколейку, то услышали быстро нарастающий шум мотоциклетного мотора и увидели движущуюся со стороны Угольной дрезину-"пионерку". Успели приготовить камеру и снять.

image Click to view


Подробнее о таком транспортном средстве - здесь.

Поскольку получилось посмотреть далеко не все, не стоит говорить "Вот и все", нужно сказать:
  До новых встреч, дорога!
Может быть, судьба когда-нибудь снова занесет в небольшой, но далеко не рядовой уральский город Алапаевск.

(Замечательный фильм об Алапаевской узкоколейной железной дороге - здесь)

узкоколейка, Железная дорога, музей, Алапаевск, Екатеринбург

Previous post Next post
Up