"Торфа в этом болоте хватит для работы большой фабрики лет на сто."
М. Пришвин. "Кладовая солнца"Переславль-Залесский - город на Золотом кольце России, город-музей. В 18 километрах от города, в поселке Талицы, расположен уникальный, единственный в России железнодорожный музей, специализирующийся на узкоколейной технике. У него есть сайт
http://www.kukushka.ru/. Музей часто подвергается критике, но у меня от его посещения остались самые что ни на есть приятные впечатления. Стоит предупредить, что музей лучше всего посещать в летнее время.
Самое главное "против" при посещении музея - это дорога к нему. Нужно доехать по Ярославскому шоссе до Переславля-Залесского, не сворачивая на объездную дорогу, въехать в город и повернуть налево по указателю "Ботик Петра I", после этого ехать ровно 18 километров до села Купанское, по трассе бывшей узкоколейки. При въезде в село будет виден указатель "Музей паровозов". Нужно свернуть на дорогу (не бойтесь, грунтовка хорошая) и, никуда не сворачивая, доехать до конца.
Это - вход в музей.
История музея уникальна и делится на несколько частей.
Торфодобыча на болотах вокруг Плещеева озера началась в 20-е годы прошлого столетия. Об огромных залежах торфа под Переславлем упоминается в книге М. Пришвина "Кладовая солнца". Узкоколейка была неотъемлемой частью технологии добычи. Поначалу от мест разработки тянулись рельсы, по которым передвигались вагонетки на конной тяге, к пристаням на озере, где торф перегружался на баржи-шаланды. Баржи доходили до города, там торф снова перегружался на узкоколейку, уже на мотовозной тяге, и доставлялся потребителю. (Для тех, кто не знает, мотовоз - это рельсовый локомотив с бензиновым двигателем мощностью менее 150 л.с. и механической передачей). После войны была построена большая торфовозная узкоколейная сеть сначала на паровозной, позднее на тепловозной тяге. Основная станция и депо находились в с. Купань.
В 1991 году предприятие промышленного железнодорожного транспорта "Купанское", несшее большие убытки, было продано кооперативу "ДеКор". На базе депо на ст. Талицы был создан музей, которому принадлежали собственно здание депо, станционные пути и 2-километровый участок прилегающего перегона. Первоначально экспозиция была очень мала, зато от ст. Переславль до ст. Талицы ходил первый в России ретропоезд с паровозной тягой и старинными вагонами. Но за убыточностью разбирались пути, сначала подъездные к торфоразработкам (добыча прекратилась еще до времен "ДеКор"а), а затем и магистральные Купань - Кубринск, Купань - Беклемишево, и, наконец, Купань - Переславль. Ретропоезду стало просто негде ходить, поэтому энтузиасты - основатели музея уделили все внимание собранию коллекции раритетных узкоколейных машин.
"Визитная карточка" музея - это возможность совершить самостоятельную поездку на ручной дрезине по станции и небольшому участку перегона (туда и обратно чуть меньше 2 км)
Самый первый экспонат - финский репарационный паровоз Фт-028, единственный сохранившийся. Сейчас стоит в мастерской в полумраке. Его история не менее уникальна, чем история музея. Привезен с детской железной дороги из Ленинакана, где находился буквально среди обломков после землетрясения. В музее водил ретропоезда.
На заднем плане виден не менее раритетный паровоз 157 Коломенского завода, когда-то самый распространенный.
В ангаре депо находятся снегоочиститель
Мотовоз МД54-2
И паровоз Гр-269, репарационный (из Германии).
Пока мы находились в помещении, прошел дождь.
Теперь выйдем на улицу. Здесь очень много экспонатов.
Шахтная вагонетка
Паровоз Кп4
ЭСУ-2 (Электростанция Самоходная Узкоколейная), используется для снабжения электричеством торфоразработок и, в случае аварии, небольшого поселка, для пассажирских и почтовых перевозок и вождения небольших поездов.
Мотовоз МД54-4, "старший брат" того, что стоит в ангаре депо, у него 4 оси вместо 2.
Уа - автодрезина для служебных поездок, фактически самоходный вагон с двигателем от "Жигулей"
Дождь возобновился.
В вагоне-лавке можно приобрести книги и сувениры
Вагон-лавка как определение заслуживает отдельного рассказа. "Вагоны-лавки существовали с незапамятных времен и служили для снабжения отдалённых станций и посёлков при них всем необходимым,от хлеба до керосина. Станции, куда невозможно добраться другим способом, кроме как по железной дороге, есть и теперь.По-прежнему к небольшому поезду, следующем в какую-нибудь глухомань, прицепляется вагончик, нагруженный товарами. К прибытию поезда местные жители уже выстраиваются в очередь. Остановка, распахивается дверь, продавец в фартуке подает, и тут же расходятся по рукам коробки, ящик с бутылками, мешки и бидоны. Кондуктор торопит, скоро отправление а ещё много всяких мелочей, да нужно ещё попросить привезти в следующий раз то да сё. Гудок, поезд отправляется, последние расчёты уже на ходу. Вагон-лавка стучит по стрелкам, закрывается дверь. Жители не торопятся расходиться, разбирают покупки, вспоминая и сожалея, что купил не всё, и в следующий раз, через три дня, нужно не забыть. Пока ходит вагон-лавка - живут и люди." (А. Берзин).
Рядом с вагоном-лавкой стоит вагон-цистерна, редкость на узкоколейках.
И вагон-самосвал для перевозки сыпучих грузов, к которому прицеплены крытые вагоны.
Дрезины находятся под навесом, дождь им не страшен :-) . Здесь есть дрезина на базе автомобиля ЗиМ
Пожарная, для тушения торфяных пожаров (летом 2010 г. пригодилась бы в Шатуре, где узкоколейка была варварски уничтожена годом раньше)
Пассажирская ПД1
И безымянная, тоже пассажирская
Наконец, легкая съемная дрезина с мотоциклетным мотором, она же "пионерка", она же "беда", она же "бешеная табуретка". Такие во множестве встречаются на российских узкоколейках, как правило, самодельные, для поездок из лесных поселков в "цивилизацию" и в лес за грибами. Они развивают огромную скорость на прямых участков и снижают ее на поворотах, чтобы не столкнуться. Если две "пионерки" встретятся, снимается та, что легче. Эта - заводская, для перевозки путевых бригад.
ЭСУ-3 (Электростанция Самоходная Узкоколейная, см. выше), эта уже более тяжелая и мощная, может таскать более тяжелые поезда.
В сцепке с вагоном-самосвалом и цистерной.
С другой стороны под навесом находятся вагоны
И пассажирский поезд с тепловозом ТУ4 и двумя вагонами. К сожалению, он отсюда никогда уже не отправится в рейс.
Хотя такие же ходят по другим российским узкоколейкам: Алапаевской, Каринской (г. Кирово-Чепецк), Лойгинской, Кудемской (г. Северодвинск)
Монтажная дрезина с подъемным краном ТУ6Д.
И просто подъемный кран.
Ручная дрезина, идентичная "маршрутной", на которой можно покататься самостоятельно, за плату, равную входному билету в музей.
Надпись на стойке: "СЛУЖЕБНАЯ".
Путь, по которому ходит "маршрутная" дрезина, представляет собой один из станционных путей и участок перегона.
Граница станции проходит по семафору (не путать со светофором). Вид со стороны станции
И со стороны перегона. Хорошая заставка для компьютера.
Дорожный пейзаж. Слева от колеи - знаменитое Блудово болото, описанное в "Кладовой солнца"
Здесь есть переезд, должным образом оборудованный.
Дрезина ходит до этого места. Красный знак справа - то же, что и "кирпич" для автомобилей.
Рельсы идут дальше еще на два километра и теряются в траве.
А наша виртуальная экскурсия подходит к концу. Хорошо, что не надо топать полтора километра обратно. Кроме того, мы не рассказали об автомобильной коллекции, расположенной перед входом в музей, так как это не соответствует тематике моего сайта. В общем, натуральный музей вам понравится.