В Екатеринбурге есть замечательный музей железнодорожного транспорта. Это, на мой взгляд, самый лучший "макетный" музей, то есть, в котором представлены различные карты, макеты, оборудование и т.п.
Экспозиция расположена в бывшем здании вокзала Екатеринбург Уральско-Горнозаводской железной дороги, рядом с действующим вокзалом.
Каждого посетителя музей встречает веселыми скульптурами на площадке перед входом.
Здесь также есть старинная водонапорная башня, при помощи которой заправляли водой паровозы.
А теперь зайдем внутрь.
Вход в музей бесплатный, за небольшую плату вам проведут хорошую экскурсию.
Первое, что мы видим, - это макет паровоза Черепановых в масштабе 1:2 Сам паровоз был создан в Нижнем Тагиле, это примерно в 150 км от Екатеринбурга. Прошу извинить за размытость снимков в помещении.
Паровозный котел (макет):
Макет тепловоза ТЭП60:
И пульт управления электровозом ВЛ10
Буфера и ручная сцепка самой примитивной конструкции. Сейчас буфера на наших железных дорогах и на дорогах бывшего СССР не используются, а используется автосцепка СА-3, она считается самой лучшей. А на дорогах других стран автосцепка используется, но не всегда, что создает массу проблем.
Различные средства СЦБ (сигнализации, централизации, блокировки): светофоры, коммутатор.
И электрожезловый аппарат.
Такими аппаратами регулируется движение на однопутных участках, чтобы на перегон мог выйти только один поезд, как правило, в сочетании с семафором или светофором (очень прошу не путать эти два понятия).
Принцип действия следующий. Когда поезд заходит с перегона на станцию, машинист передает специальный жезл с названием перегона дежурному по станции, и он закрывает входной семафор или светофор, вставляет жезл в аппарат и поворачивает ручку слева. Перед отправлением поезда дежурный звонит по телефону на следующую станцию и просит принять поезд. Затем поворачивает ручку у другого аппарата, вытягивает жезл, и аппарат блокируется (т.е. другой жезл вытянуть нельзя) до тех пор, пока жезл не будет вставлен в аппарат на следующей станции. Для тех случаев, когда поезд проходит станцию без остановки, существуют специальные жезлообмениватели
Такая система, как вы понимаете, ненадежна. Поэтому на всех магистральных линиях ее заменили на автоблокировку.
Следующий зал посвящен электрификации СвЖД. Всю стену занимает огромная иллюстрированная карта дороги. Электрифицировано 70% всех путей. Планируется электрификация участка Тюмень - Тобольск - Сургут.
Здесь же можно видеть помещение дежурного по станции и мелкие, но нужные вещи, такие как фонари, противооткатные башмаки и пр.
В третьем зале можно увидеть различную форму железнодорожников,
Фирменную посуду из вагона-ресторана поезда "Урал" (Екатеринбург - Красноуфимск - Сарапул - Казань - Муром - Москва).
Образцы проездных документов.
В музее есть два макета станций в разное время (снято в формате видео)
Станция Верх-Нейвинск (сейчас на территории закрытого города Новоуральск), линия Екатеринбург - Нижний Тагил. 1912 год.
Click to view
Станция Ревда (одноименный город), линия Екатеринбург - Дружинино - Казань. 2010 год.
Click to view
Если выйти из музея и подняться на мост над станцией Екатеринбург-Пассажирский (кстати, станция самая большая по количеству обслуживаемых поездов), то рядом со зданием локомотивного депо можно увидеть памятник-паровоз Эр.
И поворотный круг (правда, непонятно, что он здесь делает, это же не депо)
Спасибо за внимание.