Железнодорожная линия Веймарн - Сланцы - Гдов

Jan 16, 2014 19:18

В дальних районах Ленинградской области, в отличие от Московской, сохранилось очень много провинциальных (в хорошем смысле) мест с размеренным, неторопливым образом жизни. Один из таких районов расположился на юго-западе области, на границе с Псковской. Железные дороги там такие же неторопливые, по ним совсем недавно ходили небольшие поезда на тепловозной тяге, называемые в народе "кукушками" и "подкидышами". В числе таких дорог - линия Веймарн - Сланцы - Гдов, которая, увы, действует сейчас только наполовину. Она малоизвестна, но ее история необычайно интересна.


UPD: По состоянию на январь 2015 года, на участке Сланцы - Гдов примерно на шести километрах железной дороги рельсы отсутствуют, их украли местные жители с целью продажи на металлолом. Вероятность восстановления удобной связи Гдова с Санкт-Петербургом представляется близкой к нулю. Скорее всего, в течение ближайших двух-трёх лет участок Сланцы - Гдов перестанет существовать.

Железная дорога Веймарн - Гдов состоит из двух частей, имеющих совсем разную историю. Участок Сланцы - Гдов был построен во время Первой Мировой войны в составе стратегической дороги Нарва - Псков - Полоцк, строительство которой не было завершено южнее Пскова. Но спустя три года, Эстония объявила себя независимой республикой. Граница того времени не совпадала с нынешней: к Эстонии отходили части нынешнего Кингисеппского района и древний русский Ивангород. Магистраль Псков - Нарва пересекала государственную границу. Движение прекратилось, и участок севернее нынешнего г. Сланцы был разобран. Дорога стала длинной тупиковой линией, тянущейся более чем на 150 километров. Но в 1920-е годы близ нее было открыто крупное месторождение горючих сланцев, получившее название Гдовское. Началась промышленная разработка, был построен рабочий поселок Сланцы, вскоре ставший городом. Возникла необходимость быстрой прямой транспортной связи с Ленинградом, и к 1940 году была построена соединительная железная дорога Сланцы - Веймарн. Вскоре началась Великая Отечественная война, и железная дорога Псков - Сланцы - Веймарн оказалась в оккупированной фашистами зоне. Она стала использоваться немцами для доставки военных грузов в сторону Ленинграда. Дорога имела важное стратегическое значение, неоднократно выводилась из строя советскими партизанами и вскоре восстанавливалась. В 1942 году она даже была перешита на европейскую колею (1435 мм). При отступлении немцев в 1944 году дорога была разрушена. После войны линия Веймарн - Сланцы - Гдов была восстановлена. При этом участок от Гдова до Пскова почему-то не вошел в список железных дорог, подлежащих первоочередному восстановлению, несмотря на то, что его значение было огромным. Потом о нем "удачно" забыли. Лишь отсчет расстояния до сих пор идет от Пскова. Линия вновь стала тупиковой, но заканчивающейся не на севере, а на юге.
Долгое время по линии курсировал пассажирский поезд Санкт-Петербург - Гдов, типичная "кукушка". В 2009 году он был заменен дизель-поездом ДТ1. 28 октября 2012 года маршрут был сокращен до Сланцев "в связи с убыточностью". Фактически администрация Псковской области отказалась возмещать ОАО «РЖД» образовавшуюся разницу между ценой билета и тарифной планкой, поднятой железнодорожниками. Иного движения, кроме пассажирского, на данном участке не было, и дорога была законсервирована, станция Гдов юридически закрыта (нет персонала). Без всяких дорог остался поселок Добручи Гдовского района, вероятно, уже выселенный. После начавшегося в начале 2013 года уничтожения пригородных маршрутов длиной более 200 километров в "амнистию" участка Сланцы - Гдов можно не верить. Он зарастает и совсем скоро станет таким же, как и дорога Валдай - Крестцы. Кстати, также как и там, на участке Сланцы - Гдов до сих пор лежат дореволюционные рельсы. Таков бесславный конец магистрали Псков - Нарва. А могло бы быть по-другому...
Спустя полтора года после поездки автора появились известия о демонтаже рельсов на участке Сланцы - Гдов. Разборка ведётся местными жителями с целью продажи рельсов на металлолом.
Мы проехали по железнодорожной линии Веймарн - Сланцы 4 августа 2013 года. Воспользовались едиственным дизель-поездом, отправляющимся с Балтийского вокзала в Петербурге. Точнее, ДТ1 является дизель-электрическим составом: до Гатчины он шел на электротяге, после чего опустил пантографы, запустил дизели и отправился дальше. Участок Гатчина - Усть-Луга сейчас готовится к электрификации: везде стоят столбы и местами уже натянуты электрические провода. Но эта магистральная дорога нас интересует мало.
И вот, наконец, Веймарн - огромная станция и крошечный поселок.


Унификация :)


Два пути справа уходят на Усть-Лугу, левее - в Ивангород и дальше в Эстонию.


После Веймарна скорость поезда значительно снизилась, путь стал гораздо менее ухоженным. Дорога проходит через редкостно глухие места. Ветки местами царапали вагоны, как на Алапаевской узкоколейке.


Первая остановка (после Веймарна) - Кленна. Высокие платформы, множество поездов - все это осталось в каких-то десяти километрах позади, - а будто другой мир.


Деревня:


Вскоре - довольно крупный мост через р. Лугу.

image Click to view


Криуши. Одноименная станция была на узкоколейной железной дороге Тума - Рязань, ныне уничтоженной. Такая же неторопливая жизнь. Сюда даже не ведет автомобильная дорога. Население по переписи 1997 года - 5 человек.


Туганы. Деревня лишь немного больше. Здесь проходит автодорога Псков - Кингисепп.


Село Черновское, большое (более 430 человек) и ухоженное. Остановка поезда - о.п. 183 километр.


Вервенка - единственный разъезд с путевым развитием между Веймарном и Рудничной. Населенного пункта нет. Станция расположена... на болоте!


Стрелка.


Пейзаж из окна вагона.


Ищево. Вся деревня как на ладони. Здесь проживают 9 человек.


Вскоре резкий контраст - огромная мрачновато-промышленная станция Рудничная, находящаяся уже в городе Сланцы.


Отвал:


Городская угольная ГРЭС:


Тут время пошло намного быстрее, и скоро поезд прибыл на вокзал Сланцы-Пассажирские, являющийся остановочным пунктом. Конечная остановка - Сланцы-Товарные - расположена за чертой города. Мы решили туда не ехать.
Здание вокзала в "сталинском" стиле, являющийся одновременно и автовокзалом.


Абсолютно пустой поезд неторопливо пошел дальше. Меньше года назад на нем можно было доехать до милого, провинциального Гдова, знаменитого своей крепостью.

image Click to view


Фотография дизель-поезда на идиллической станции Гдов (сделана А. Ивановым в 2012 году).


Вид от вокзала Сланцы в сторону Рудничной:


И в сторону Гдова:


Вокзал расположен на некотором удалении от города, который, увы, осмотреть у нас не получилось из-за наличия тяжелых сумок (утром мы съехали из гостиницы в Питере, вечером должны были отправиться с Ладожского вокзала). Пришлось три часа сидеть на вокзале.
Интерьер:


Перед отправлением на платформе собралось много народу. Местные жители говорили: хорошо, что пассажиров много, иначе поезд отменят. Незадолго до подачи поезда на платформу пришел какой-то тип и предлагал добраться до Питера на автобусе. Практически все продолжили дожидаться поезда.


Вагоны заполнились почти полностью (когда мы ехали из Питера, после Веймарна они были почти пустые, все пассажиры ехали в Сланцы). После Гатчины перед нами сломалась электричка, из-за чего наш поезд сильно опоздал.
Быстрый переезд на метро с Балтийского вокзала на Ладожский. На следующий день нас ждала не менее интересная железная дорога Янисъярви - Лодейное поле, описанная здесь.

Железная дорога, Санкт-Петербург, электричка, малодеятельные линии РЖД, postea deperditum, Гдов, Сланцы, Вокзал

Previous post Next post
Up