Как создавался сюжет и сценарий "Чужого". Часть 1.

Jun 24, 2013 21:59




(кликните по картинке чтобы перейти к общему посту)

34 года назад на экраны вышел художественный фильм “Чужой”, ставший настоящей вехой в истории кинофантастики. Львиная доля успеха ленты это дело рук двух людей - швейцарского художника Ганса Руди Гигера, сумевшего создать крайне пугающий и предельно реалистичный образ пришельца и британского визионера Ридли Скотта,  воплотившего на экране пугающие фантазии Гигера и с помощью своей филигранной режиссуры на два часа погрузившего зрителя в атмосферу ужаса и безысходности.

Но стоит помнить, что в основе любого фильма всегда лежит сценарий. И сегодня речь пойдет именно о том, как создавался сюжет “Чужого”, какие метаморфозы претерпевал сценарий в процессе пре-продакшна и каким было изначальное видение Дэна О`Бэннона - человека, заложившего фундамент, на котором был выстроен один из самых известных фантастических фильмов всех времен.


Зарождение идеи

Все началось в начале 70-х годов, когда Дэн О`Бэннон перебрался в Калифорнию и поступил в местную киношколу, где и познакомился с Джоном Карпентером. В качестве дипломного проекта, парни решили снять черную комедию известную как “Темная звезда”. Карпентер режиссировал фильм, О`Бэннон помогал писать сценарий, занимался монтажом,  делал спецэффекты и вдобавок сыграл одну из ролей. За дизайн интерьеров космического корабля отвечал Рон Кобб - человек, который затем тоже сыграет свою роль в создании Чужого.  Как позже шутил О`Бэннон, в итоге то что должно было стать лучшей в мире студенческой работой стало худшим в мире профессиональным фильмом.



О`Бэннон и Карпентер на съемках "Темной звезды"

Так или иначе, но эта лента дала толчок карьерам О`Бэннона и Карпентера. Через некоторое время начинающий автор Рональд Шусетт обратился к О`Бэннону с предложением о сотрудничестве. Шусетт хотел попробовать свои силы в кинематографе и  купил права на адаптацию рассказа Филлипа К. Дика “Из глубин памяти”. Теперь он искал соратника, который помог бы ему написать на его основе сценарий для полнометражной экранизации.



О`Бэннон и Шусетт

Они быстро нашли общий язык. О`Бэннон начал работать над адаптацией рассказа Дика,  которая спустя много лет превратилась в “Вспомнить все”, и в то же время поделился с Шусеттом своей давней идеей о фильме про астронавтов, севших на неизведанную планету и столкнувшихся там с враждебной формой жизни. О`Бэннон хорошо представлял себе первый акт фильма, но не знал в каком направлении двигать сюжет дальше. Шусетт предложил скрестить эту идею с другим сюжетом О`Бэннона под названием “Гремлины”. Эта история повествовала о том, как на борт бомбардировщика В-29 отбомбившегося по Токио проникали гремлины, которые убивали хвостового стрелка и затем продвигались к носу самолета, в то время как оставшиеся в живых члены экипажа пытались любыми способами сдержать монстров и довести бомбардировщик до базы.

О`Бэннон решил воспользоваться этим советом и начал более детально прорабатывать сюжет. Но вскоре ему позвонил режиссер Алехандро Ходоровский. “Темная звезда” произвела на него впечатление, и он пригласил О`Бэннона заниматься спецэффектами и дорабатывать сценарий к своей экранизации “Дюны”.

О`Бэннон принял предложение и отправился в Париж, где и провел следующие 6 месяцев. Там он познакомился с такими художниками как Крис Фосс, Жан Жиро и в том числе Гансом Руди Гигером, чьи работы произвели на него весьма сильное впечатление.


О`Бэннон и Гигер

Затем случилось непредвиденное - экранизация “Дюны” коллапсировала, и О`Бэннону пришлось вернуться в Штаты без гроша в кармане. У него не было машины, ему нечем было платить за жилье, он впал в тяжелую депрессию и вдобавок переживал мучительные боли в животе. Чтобы не ночевать на улице ему пришлось попросить Рональда Шусетта на время приютить его. Шусетт сам жил в далеко не самых роскошных апартаменах и потому он смог предоставить в распоряжение О`Бэннона только диван.

О`Бэннон как мог перебивался случайными заработками (вроде небольшой подработки над спецэффектами “Звездных войн”), но долго так продолжаться не могло. Единственным выходом из этой тяжелой ситуации для О`Бэннона было в кратчайшие сроки написать и продать сценарий. В итоге, выбор пал на историю с неизведанной планетой и пришельцем, потому как он казался намного более простым и бюджетным проектом, нежели “Вспомнить все”.

Создание сюжета

О`Бэннон приступил к работе над сценарием и быстро столкнулся с проблемой - как поместить пришельца на борт космического корабля? Он перебрал кучу вариантов, пока О`Шуссет не предложил идею буквального изнасилования паразитом человека. О`Бэннон мгновенно принял этот вариант и развил его дальше - паразит должен был ввести внутрь организма зародыш, который бы затем вырастал и вырывался изнутри живого человека. Чтобы сделать сцену имплантации как можно более неприятной, О`Бэннон намеренно задумал сделать жертвой этого “изнасилования” мужчину в противовес обычной практике хорроров, когда на радость мужской аудитории истязаниям на экране подвергались женщины.

Стоит отметить, что у этой идеи были еще как минимум две серьезные предпосылки. Во-первых, будучи в Париже О`Бэннону на глаза как-то попался комикс где он нашел изображение астронавта из груди которого вырывался какой-то паразит. Во-вторых, влияние оказали его собственные проблемы со здоровьем - боли в животе не прекращались и некоторое время спустя у О`Бэннона была диагностирована болезнь Крона.


Тот самый комикс

Следующей сценарной проблемой ставшей перед О`Бэнноном стал простой вопрос - почему герои просто не пристрелили Чужого? Он описывал ход своих мыслей следующим образом: “Поколения сценаристов до меня уже выработали универсальный ответ на этот вопрос под названием “пули его не берут”, что конечно же полная ерунда. Патрон 458 калибра свалит  Ти-Рекса, в самом крайнем случае всегда можно использовать артиллерию. Для Чужого, особенно в новорожденном состоянии вполне хватило бы и винтовки для охоты на белок. А у героев было оружие - об этом упоминалось, и хоть я не конкретизировал его тип (лично я представлял нечто вроде лазерных пистолетов), его вполне хватило бы, чтобы уравнять шансы. Каким бы смертоносным не было придуманное мной существо, как и любое другое животное оно было вполне уязвимо для пуль. Но, разумеется, я не мог позволить этому случиться. Поэтому я cпросил Рона Кобба, который тогда занимался созданием дизайнов для фильма что он думает по этому поводу. После нескольких секунд раздумий, он ответил - "А что если у Чужого вместо крови кислота, которая разъест корпус корабля?”.

Так проблема была решена - у героев хоть и было оружие (упоминание о нем осталось в фильме и актеры кстати позировали с некими футуристическими девайсами), но они просто не могли его использовать, чтобы не уничтожить корабль.




Кейн с лазерным пистолетом - кадр из режиссерской версии

Где-то в это же время О`Бэннон наконец придумал использовать слово “Alien” в качестве названия для своего сценарий (до этого он рассматривал такие варианты как “Звездный зверь” и  “Что-то на нашем звездолете”).

Последней проблемой стало то, что О`Бэннон не знал как стоит закончить сценарий. Затем он вспомнил про роман Майкла Крайтона “Штамм Андромеда”, где в финале герой должен был остановить систему самоуничтожения подземной лаборатории. О`Бэннон изначально считал это немного жульническим ходом, так как по его мнению автор не зная как завершить историю  придумал финал с ядерной бомбой чтобы отвлечь внимание читателей от этого момента. Но чем больше О`Бэннон об этом думал, тем больше понимал, что то, что прошло у Крайтона, пройдет и у него.

Также стоит отметить, что в процессе написания сценария О`Бэннон решил обойтись без детальной проработки персонажей и их характеров, сочтя что будущие продюсеры в любом случае будут переписывать скрипт - и если оставить проработку персонажей на их усмотрение, то тогда сам сюжет останется неизменным. Кроме того, О`Бэннон решил не перегружать сценарий экспозицией и не рассказывать предысторию персонажей, ограничившись лишь парой намеков в диалогах. В его представлении, герои “Чужого” были кем-то вроде золотоискателей будущего. Они купили подержанный космический корабль, отправились к неизведанным планетам, добыли кучу ценных минералов и теперь возвращаются на Землю планируя продать груз и стать миллионерами.

Итак, каким же был сюжет начального сценария Чужого?

Сценарий О`Бэннона

2087 год. Люди уже побывали в ряде миров и основали несколько колоний, но так до сих пор и не нашли других форм жизни. Космический корабль Снарк с экипажем из 6 человек возвращается на Землю, когда возле звездной системы Дзета Сетки его компьютер перехватывает инопланетный сигнал, после чего будит находящуюся в анабиозе команду.


Звездная карта. Рисунок из сценария О`Бэннона.Наши главные герои:
  • Мартин Роби - исполнительный офицер (в фильме персонаж трансформировался в Рипли)
  • Чэз Стэндарт - капитан (Даллас)
  • Делл Броcсард - навигатор (Кейн)
  • Сэнди Мелконис - коммуникатор (Ламберт)
  • Клив Хантер - инженер-горнодобытчик (Паркер)
  • Джей Фауст - техник (Бретт)
В сценарии была приписка что все персонажи унисекс, и их могут играть как мужчины так и женщины. Правда по словам самого О`Бэннона он не предполагал, что в итоге главного героя будет играть женщина.

Проанализировав сигнал, команда устанавливает что он исходит с небольшого планетоида, диаметром 120 километров. Снарк садится на поверхность скалы (по сценарию, корабль мог менять свою конфигурацию чтобы осуществлять полеты в атмосфере), затем экипаж отправляются в поисках источника сигнала.




Посадка на планетоид. Концепты Рона Кобба.

Им оказывается заброшенный много десятилетий назад инопланетный корабль грибообразной формы, изъеденный изнутри кислотой. Внутри корабля земляне находят скелет огромного пришельца  (чей череп они заберут с собой), нацарапанный на приборной панели знак в виде треугольника, пустую кожаную “урну” и автоматический механизм, являющийся источником сигнала.


Мертвый пришелец в представлении Рона Кобба (концепт сделан еще до прихода Гигера в проект)

Астронавты возвращаются на Снарк, чтобы обсудить увиденное. В этот момент пылевая буря на поверхности планетоида ненадолго стихает и экипаж замечает вдали небольшую каменную пирамиду.


Рисунок пирамиды из сценария

Решив, что нацарапанный пришельцем треугольник означает что этот объект имел для него какую-то особую важность, Стэндарт, Мелконис и Броссард отправляются к нему на разведку.


Концепт Рона Кобба

В это время, Роби наконец расшифровывает сигнал, который оказывается предупреждением. Но к этому моменту буря вспыхивает с новой силой, делая невозможной всякую радиосвязь. Дойдя до пирамиды, герои взбираются на нее и обнаруживают сверху отверстие. Любопытный Бросcард спускается вниз (под пирамидой находится нечто вроде пещеры), обнаруживает что атмосфера внутри сооружения богата кислородом и снимает маску, чтобы получше все разглядеть.


Внутреннее устройство пирамиды в представлении Рона Кобба

Пещера оказывается неким древним религиозным сооружением, построенным примитивной местной цивилизацией, которая судя по всему давно исчезла. Внутри расположены статуи осьминогоподобных созданий, а на размещенных на стенах фресках нарисованы пиктограммы а также состоящий из 4-х стадий жизненный цикл некоего существа. Но Броссард не успевает как слелует рассмотреть их, ибо его внимание привлекает постамент, на котором выставлены кожаные урны, аналогичные той, что была найдена в корабле пришельцев. Бросcард подходит поближе - и думаю все знают что будут дальше.



Атака паразита. Рисунок из сценария О`Бэннона.

Броссарда возвращают на корабль. Роби отказывается его впускать, но капитан отдает приказ и ему приходится подчиниться (после этого между ними возникнет небольшая потасовка). Паразита пытаются срезать и выясняется что у него кислотная кровь. Через некоторое время он спадает сам - но исследовать его тело не удается, потому как мертвое существо стремительно разлагается и его приходится выкинуть за борт, пока кислота не разъела весь корпус.

После этого Снарк наконец стартует с поверхности планеты, Броссард приходит в себя, и перед тем как лечь в криосон, экипаж решает поесть. Думаю, все знают что будет дальше…

Поскольку никто не собирается ложиться спать пока по кораблю бегает инопланетное создание, команда решает изловить и выкинуть за борт пришельца (разумеется, они не могут его застрелить, ибо тогда труп точно так же как и паразит распадется и прожжет насквозь весь корпус). Ситуация осложняется тем, что ресурсы корабля ограничены (предполагалось, что почти все время полета экипаж проведет в анабиозе) и кислорода хватит всего на неделю.

В итоге, команда разбивает на две группы - пока отряд Роби пытается выловить кота чтобы тот не мешал поискам, капитан Стэндарт обнаруживает пришельца, который подрос и теперь похож  на червя с ногами и щупальцами, в пищевом отсеке и закрывает его там. После этого команда начинает закачивать внутрь ядовитый газ, но монстр, который успел съесть почти все запасы пищи взламывает решетку и прячется в вентиляции. Поскольку оттуда есть всего один выход, капитан предлагает новый план - пока один “счастливчик” (жребий вытягивает Хантер) ползет по вентиляции и с помощью огнемета гонит пришельца, другие ждут у выхода с сетью.



Таким был Чужой в первоначальном представлении Дэна О`Бэннона
План срабатывает: Хантер удается выгнать Чужого прямо к  другому выходу. Услышав шум и скрежет, остальные члены экипажа  открывают створки… и видят огромного, покрытого чешуей и шупальцами монстра размером с человека. Чужой хватает Мелкониса, отрывает ему голову, швыряет ею в членов экипажа после чего уносит обезглавленное и еще продолжающее биться в конвульсиях тело с собой.


Атака Чужого. Концепт Рона Кобба

Пока шокированные астронавты еще раз изучают фотографии иероглифов сделанные в пещере, чтобы понять чего еще ждать от монстра, Фауст отправляется на склад, чтобы заправить огнемет и неожиданно видит Чужого, который сидит в воздушном шлете и доедает ногу Мелкониса. Фауст рассказывает об увиденном Стэндарту, и тот решает открыть воздушный шлюз. Но Чужой проявляет мгновенную реакцию и выпрыгивает из отсека, при этом сбивая с ног Фауста, который падает аккурат на порог воздушного шлюза, в результате чего его расплющивает дверью. Из-за того, что дверь не закрылась до конца, начинается разгерметизация.

Оставшиеся члены экипажа с трудом изолируют отсек. Ситуация становится еще хуже - в живых остается всего трое человек, а воздуха у них всего на 6 часов. Роби предлагает взорвать корабль и спастись на шлюпке, но остальные не соглашаются - ведь на шлюпке всего одна криокамера и нет сверхсветовых двигателей - и потому полет до Земли займет несколько сотен лет.

Вместо этого капитан предлагает загрузить шлюпку взрывчаткой, загнать туда Чужого, используя кого-то в качестве приманки и затем взорвать ее. Роби вытягивает жребий и теперь должен находиться на шлюпке, проследить что Чужой попал внутрь, после чего успеть выскочить из нее до того, как закроются створки шлюза.

Пока команда собирает взрывчатку, она внезапно слышит громкий стук откуда-то сверху. Оказывается это тело Броссарда, которое было притянуто гравитацией звездолета, запуталось в наружном оборудовании и теперь бьется о наблюдательный купол корабля.

Наконец все готово и Стэндарт и Хантер идут за Чужим. Но монстр перехитрил их. Он нападает на астронавтов из укрытия, хватает Хантера и удерживая его перед собой в качестве щита, начинает поедать. Не в силах выдержать это зрелище, Стэндарт стреляет из огнемета и убивает Хантера.

Мы переходим к Роби, который услышав крики по радио покидает шлюпку и бежит на помощь. Через некоторое время он находит логово Чужого с запеленованным в кокон Стэндартом. Рядом покоится кокон с останками Мелкониса, который уже практически превратился в “урну” (или как сказано в сценарии в "спору"), из которой скоро вылупится новый паразит. Стэндарт умоляет убить его и Роби жмет на спуск.

Затем, Роби забирает кота, череп пришельца и 10 килограмм какого-то крайне ценного минерала (ведь он не хочет возвращаться на Землю совсем нищим) и отключает систему охлаждения двигателей, что неминуемо приведет к уничтожению звездолета. Он бежит к спасательной шлюпке и… обнаруживает, что там его поджидает Чужой. Роби запирает пришельца, затем снова возвращается в двигательный отсек и пробует включить систему охлаждения. Но слишком поздно, ядро реактора уже начало плавиться и до взрыва осталось менее трех минут. Роби опять возвращается к шлюпке и обнаруживает, что ее двери открыты. Чужого вроде не видно, а времени на детальный осмотр уже нет. Роби улетает на шлюпке после чего наблюдает за тем, как термоядерный взрыв поглощает Снарк.  Думаю, все знают что будет дальше.

Да, оказывается что Чужой уже проник внутрь. Надев скафандр и произнеся “Тry a little of this, you fucking bastard” (попади данная фраза в фильм, думаю она имела бы все шансы стать коронной репликой сериала) Стэндарт пробивает Чужого гарпуном и одновременно открывает шлюз. Потоком воздуха Чужого высасывает наружу, но при этом он умудряется зацепиться за ногу Роби. Герой дотягивается до панели управления и закрывает шлюз, зажимая одно из щупалец Чужого, после чего включает двигатели, которые наконец сжигают монстра.


Финальная сцена. Рисунок из сценария О`Бэннона

В последней сцене Роби надиктовывает сообщение, в котором сообщает, что примерно через 250 лет шлюпка достигнет границы обитаемого пространства, и если ему немного повезет, то сигнал с его корабля засекут. Он смотрит на череп пришельца и затем вместе с котом ложится в криокапсулу.  В последнем кадре мы видим дрейфующую посредине безбрежного океана звезд шлюпку, к днищу которой прикреплен стручок споры…

5 августа 1976 года О`Бэннон и Шусетт зарегистрировали свой сценарий в Гильдии сценаристов, после чего начали поиск покупателей. Вряд-ли на тот момент кто-то из них мог предположить какая судьба уготована их детищу.

Во второй части обзора - история о том, как Чужой чуть не стал малобюджетным фильмом Роджера Кормана, какие изменения внесли Дэвид Гайлер и Уолтер Хилл в сюжет и как Дэн О`Бэннон до последнего отстаивал права на свое детище.

Читать продолжение

Обзоры сценариев, хоррор, чужой, фантастика

Previous post Next post
Up