По хеттским местам

Nov 22, 2019 18:51

Как любой обыватель, я что-то когда-то слышала про хеттов, вроде бы в Египте гид рассказывал, что Рамсес II их величественно победил, по поводу чего была построена стела с картинками. Ну, собственно, и всё. Но, во время путешествуй по Турции, то тут, то там стали попадаться упоминания о великой империи хеттов, уже стало интересно. И вот, купила я как-то книжку, и пропал дом… Короче, Рамсес хеттов вообще-то и не победил, а силы были равны, по этому поводу, после битвы при Кадеше, толи в 1312, толи в 1274 году до нашей эры, было составлено первое в истории мирное соглашение. А, собственно, Хеттская империя (включая вассальные народы), простиралась от Сирии на юго-востоке, до Трои на северо-западе. Наша любимая Ликия тоже была частью этой державы, а говорили хетты всё на том же лувийском языке, что и ликийцы. Отсюда и типичные географические названия с окончаниями -анда - Кадианда, Эноанда и т.п. В общем, открылась передо мной бездонная пропасть любопытнейшей исторической информации. Столицей хеттов в период расцвета стала Хаттуша (или Хаттуса), расположенная между Анкарой и Каппадокией, а в музее Анкары выставлены многочисленные находки из различных городов, в общем, было принято решение использовать ноябрьские школьные каникулы с пользой. Тут как раз старший ребёнок прилетел, так, семьёй и двинули в путь.

Первым делом, поехали в Анкару, дорогу мы выбрали через Испарту, это 650 км. Шоссе отличное, практически всё время можно было ехать быстрее 100 км/ч. Правда, на подъёме на плоскогорье (средняя часть Турции расположена на высоте от 1000 м над уровнем моря), мы около часа ехали в довольно плотном облаке. Да и на въезде в Анкару пару раз попали в ремонт дорог с объездами. Далее нас ждала нетривиальная задача - заехать в Старый город, где была наша гостиница. О, друзья мои, это ещё тот квест! С помощью навигатора и такой-то матери, кое-как просочились в крепость, проезд к отелю найти не смогли, но на наше счастье попалась парковка, которая оказалась в минуте ходьбы от ночлега, а у здания отеля припарковаться вообще нельзя. Сложно всё там.

Гостиница оказалась совершенно прекрасной, а семейный номер смешным - спальни соединялись, натурально, через шкаф. Но самым чудесным оказалось жаркое отопление, от которого мы совершенно отвыкли, мы даже попросили немного убавить температуру и спали с приоткрытыми окнами, хотя на улице ночью было всего +5. В темноте было сложно сориентироваться в крепости, поэтому мы тупо пошли искать, где бы поужинать и очень удачно набрели на лучшего кебапчи на районе - Садыка усту, в его кафе тусовались и портье из нашего отеля с семьей, которые громко одобрили наш выбор))) Уста знаменит своим донером, который сначала готовится на вертеле, а потом дожаривается на шпажках. Ну оооочень вкусно! На стенах кафе есть фото шефа с президентом Турции, тот тоже приходил угоститься знаменитым блюдом. Цены, как всегда в кафе для местных, просто копеечные.

На следующее утро после завтрака, первым делом пошли мы в Музей Анатолийских Цивилизаций - практически единственное место в мире, где выставлено большое количество древнейших артефактов, в том числе из Чаталхуюка, хеттских городов, есть фригийский зал, зал каменных барельефов и скульптур, драгоценности и керамика, в общем, голова кругом.

Мы «залипали» буквально у каждой витрины! Тут тебе и оружие из обсидиана и палеолитические крутобёдрые Венеры и многочисленные «хеттские солнца», свастики, двуглавые орлы, ассирийская деловая переписка на глиняных табличках и даже череп царя Мидаса…  Вышли мы из музея совершенно ошеломленными. Выпив гранатового соку, нашли в себе силы ещё на один музей - Музей Рахми Коча. Он устроен в здании древнего хана 1511 года постройки, огромная экспозиция буквально завалена разными штуками - куклы, предметы старины, игрушечные железные дороги, водолазные костюмы, автомобили, мопеды, лодки, лодочные моторы, самолеты, фонари, штурвалы и бог знает что ещё. Такое ощущение, что туда снесли просто всё, что было произведено до 1980 года, есть даже образцы американских упакованных продуктов из 50-х годов. Странное место, в общем, второй раз туда я бы не пошла.

Затем полезли мы на башни крепости, лестница оказалась прямо у нашего отеля, что добавило очередной плюс к моей его оценке. Фортификация крепости мощная, множество башенок-бойниц-стен, но самое любопытное это вид сверху, так и хочется сказать:  «Анкара - город контрастов!». Небоскрёбы и развалюхи из говна и палок, модные блондинки и бабушки в необъятных штанах, отличные кофейни посреди настоящего восточного базара, мечети и торговые центры, всё здесь есть.  Остаток солнечного дня мы потратили на прогулку по парку Генчлик, потом попытались найти место для ужина в районе Кызылай, но столкнулись с неожиданным явлением. Все заведения общепита, какие мы обнаружили, были или про еду, но без вина, или занюханные забегаловки с пивом и несъедобной закуской. Загрустили мы, да и двинули обратно в крепость, где еще днём присмотрели одно местечко. Ресторан был братом нашего отеля, причём его терраса стоит на краю крепостной башни, поэтому оттуда открывается самый лучший вид на город, в меню стейки и вино, цены божеские, в общем, вполне.

Следующим утром мы переехали в Боазкёй, где и располагается Хаттуша, от Анкары это примерно 200 км. На шоссе встретилось нам очередное чудо - итальянская кофейня, буквально, посреди ничего. Всё там было прекрасно - и ассортимент кофе и видов его приготовления и интерьеры и даже красные унитазы.

Боазкёй - небольшая деревня с несколькими отелями, так как сейчас не сезон, то открыты из них буквально 2-3. Я приметила один, там всё скромно, но кроме нас там никого не было, а отопление как раз таки было. Колоритный дедушка подсказал нам осмотреть для начала скальное святилище Язылкая, а потом уже Хаттушу. Язылкая это несколько невысоких скал с выбитыми барельефами, изображающими богов и царей, пишут, что поблизости было и здание храма, но из-за древности времен остались видны только следы каменного фундамента. Вообще, речь в этих местах идёт о событиях до 1200 года днэ, то есть порядка 3500-4000 лет назад, поэтому нужно использовать воображение, чтобы представить себе масштаб и силу места.

В Хаттуше учёные пошли немного дальше и реконструировали входные ворота в Нижний город, что добавляет радости осмотру. Так как строили 3-4 тысячи лет назад на каменном фундаменте, а стены были глинобитными, то увидеть можно только намёки и изваяния. Основные объекты - полностью каменные постройки, ворота, львы, сфинксы, Зелёный камень и прочее, чем иллюстрируют описание этого города. Лично меня поразил тоннель с пирамидой и воротами сфинксов. Пишут, что таких коридоров на сегодня известно 8, для осмотра открыт только один. Пройдя через треугольный тоннель, оказываешься под стенами города, затем нужно подняться вверх по крутой лестнице по стороне настоящей огромной пирамиды, потом оказываешься перед воротами, охраняемых парой каменных сфинксов. От ворот открывается нереальный вид на город, горы, долину, сам собой возникает вопрос - а какой же отсюда был вид тогда, 4 тысячи лет назад?

Между объектами можно передвигаться на машине, но всё равно, всё на пригорках, расстояния ощутимые, нагулялись мы от души, у меня с утра даже ныли икры. Забавно, что все местные жители рассказывают легенду о Зелёном камне. Его называют волшебным исполнителем желаний, и что прислал его Рамсес 2 из Египта по поводу подписания мирного договора. Но в официальном путеводителе написано, что к всеобщему разочарованию, камень этот из местной нефритоподобной породы, так что местные байки можно слушать в пол-уха. Ещё мы успели осмотреть небольшой, но чудесный местный музей, где выставлены разные находки из близлежащих хеттских городов и один из сфинксов с ворот, так что на оригинальном месте установлена копия.

Поесть в Боазкёе негде, кроме как в единственной грязноватой локанте. Ну ничего, турецкой едой отравиться сложно, а просто пообедать можно и без чистых скатертей ;) .
Так как с нами был Антон, который о Турции имеет самое расплывчатое представление, мы запланировали обратный путь через Каппадокию (которая тоже была частью Хеттской империи). А по пути мы заехали в Йозгат посмотреть на римскую терму, известную как Бани Царевны. Натурально, посреди небольшого города Сарыкая расположены развалины римских бань с термальной водой, температурой +50-55 градусов! Район Йозгата богат термальными источниками, известными ещё с самых древних времён, но только эта терма украшена отлично сохранившейся стеной бассейна, на фото она выглядит как библиотека Цельса в Эфесе. Но в реальности всё немного скромнее. Когда мы пришли ко входу, он был закрыт, где ключ никто не знал, с девушкой из кафе, где мы обедали, пошли в беледие, где встретили мэра, он обещал прислать ключника на его рабочее место. В общем, типичная турецкая беготня))). Через некоторое время ключник нашелся, мы осмотрели бани и отбыли уже в Гёреме. Искупаться в бассейне не удалось, так как разрешают плавание только зимой, тогда, когда вода остывает до приемлемо безопасной температуры.

Гёреме в ноябре прекрасно, но туристов оказалось, таки, больше чем в мае. Мы показали Антону крепость Учхисар, «Тёмную» церковь, Долину Любви и подземный город Каймаклы. В подземелье я не пошла, хватило мне Деринкую, где я словила натуральную клаустрофобию, протискиваясь в неестественной позе узкими лазами. Ночевали мы в пещерном отеле, с хорошим отоплением и приятным утром - в связи с поздним рассветом воздушные шары запускают в районе 7 утра, а не в 4 как летом, поэтому нас одарили восхитительным зрелищем - взлётом десятков красочных шаров. В рассветной дымке это было сказочно! Дети пребывали в восторге 

Так как нас ждал еще один длинный участок пути, от Гёреме до Анталии (около 500 км), стартовали мы  сразу после завтрака, подивившись температуре. Было около ноля, машина вся покрылась инеем, да и мы немедленно тоже.
От Каппадокии до Анталии мы выбрали путь через Конью, опять ехали в облаках на спуске с плоскогорья. Отведали по дороге и знаменитого конийского пиде - etli ekmek, длиной 1,5-2 метра.  Ночевали уже перед Анталией, в Белеке, утром погрелись на солнышке на пляже, завезли Антона в аэропорт, да и двинули домой через магазин. Забавно, что в анталийское Метро завезли российское вино «Шато Тамань» двух видов, белое и красное, по цене всего в полтора раза дороже, чем продают в Москве. Истинно говорю, Анталья - новый Брайтон бич.

Итак, резюмируя наше 1915-километровое путешествие, снова хочу отметить дивные дороги и недорогую и вкусную локальную еду. Для посещения всех описанных мест турецкий язык знать желательно, но необязательно, почти все люди, с которыми мы болтали, или работали в России когда-то или знают пару слов по-английски, а в заведениях Анкары встречаются работники из азиатских республик ex-СССР. По хеттским местам нужно ехать теоретически подготовленными, ибо намёки величественных зданий и храмов могут разочаровать и отвратить от дальнейших поездок. Музей Анатолийских Цивилизаций посетить надо, ибо он прекрасен, не зря его назвали «Европейским музеем 1997 года».