Несколько лет назад, планируя поездку в Эфес, я искала разные темы, что же ещё там посмотреть заодно, и наткнулась на Магнесию-на-Меандре. Люди, это настоящий почти не раскопанный шедевр с мощной историей. В общем, рассказываю (мой перевод статьи с сайта Turkisharchaeonews):
GPS координаты:
37.852778, 27.527222Древний город Магнесия-на-Меандре расположенный в 19 км от Эфеса и 24 км от Милета, лежит на главной дороге, перерезающей античные развалины на две части. Магнесия - один из малоизвестных античных городов Эгейского региона Турции. Продолжающиеся раскопки, каждый год дают новые и новые находки, радующие визитёров, интересующихся историей.
Согласно греческой традиции, Магнесия-на-Меандре была основана колонистами из племени магнетов, прибывших в Малую Азию из Фессалии. По Гомеру, они приняли участие в Троянской войне на стороне греков, ведомых Агамемноном. Название племени берёт своё начало из мифа о Фие, дочери Девкалиона. Гесион объясняет, что она имела любовную связь с Зевсом, от которой родились близнецы - Магнес и Македон. От них пошли названия двух племён - Магнетов и Македонцев. В завершении, Гомер пишет - «Магнеты считаются потомками дельфийцев, которые поселились в Дидимских холмах в Фессалии». После Троянской войны, Магнеты основали два города в Малой Азии, оба с названием Магнесия. Тот, про который идёт речь, позже был назван «на Меандре», второй - «на Сипилуме», на его месте сейчас цветёт современный турецкий город Маниса. Интересно, что обе Магнесии были единственными важными городами, основанными вдали от эгейского побережья во время эллинистической миграции в Анатолию в конце второго тысячелетия днэ. Географически Магнесия-на-Меандре расположена в Ионии, но собственно Магнеты были эолийского происхождения. Из-за этого, Магнесия-на-Меандре не была принята в Ионийскую лигу. Магнеты добирались до Малой Азии через Дельфы и Крит, перед тем, как пересечь Эгейское море. Они провели восемьдесят лет на острове, где так же основали город Магнесия. Позднее, некто Левкипп повёл группу колонистов уже в Малую Азию. Согласно найденному на агоре Магнесии-на-Меандре описанию, пророчество Аполлона, которое они, возможно, услышали в Дельфах, ведёт поселенцев к Лейкоприене (Белобровая). Лейкоприена была дочерью местного царя Мандролита, она же и предала свой город, впустив Магнетов. Легендарный основатель города Левкипп, был изображен вместе с горбатым быком на монетах, выпущенных в Магнесии. А память о Лейкоприене сохранилась в имени покровительницы города Артемиды Белобровой, считается, что и героиня легенды была похоронена в святилище этой богини.
Реконструкция Артемисиона
Город основан на берегу небольшой реки Летакус, притока Меандра. Земля вокруг чрезвычайно плодородна, она давала великолепное вино, инжир и огурцы. Страбон описывает местонахождение города следующими словами: «Первый город, куда зайдешь после Эфеса - Магнесия, это эолийский город, называется Магнесия-на-Меандре, по расположению возле этой реки. Но он всё же ближе к реке Латус, которая впадает в Меандр и начинается у горы Пактис, гора находится на земле эфесцев.» Место первого поселения, называемого Палеомагнесия, неизвестно. Страбон добавляет, что это первое поселение было возле храма Диндимены, Матери богов. Диндимена была не греческой богиней, а одним из вариантов Кибелы, Анатолийской богини, которой поклонялись фригийцы.
Магнесия обрела большую силу и богатство, что позволило городу соревноваться с Эфесом. Позднее город попал под контроль лидийского царя Гига, правившего между 726 и 660 годами днэ. Тем не менее, город был разрушен Трерами, киммерийским племенем, где-то в промежутке между 726 и 660 годами днэ. Страбон пишет, что после этого несчастья «Милетцы взяли город в следующем году». Впоследствии, Магнесия контролировалась Эфесом, а потом персами. Она даже была резиденцией персидского сатрапа (правителя) в 6 веке днэ.
Фемистокл
В 5 веке днэ, афинский изгнанник Фемистокл приехал в Персию, чтобы предложить свои услуги Артаксерксу. В качестве источника дохода, персидский царь назначил грека правителем Магнесии-на-Меандре. Фемистокл получал прибыль с трёх городов - Магнесии (около 50 талантов в год, на хлеб), Миуса (на рыбу) и Лампсака (на вино). Фемистокл даже воздвиг в Магнесии статую имени себя. Эта статуя была изображена на реверсе некоторых магнесийских монет Императора Антония Пия во 2 веке нэ.
Монета с изображением Левкиппа
Он назначил свою дочь Мнесиптолему жрицей храма Диндимены в Магнесии, об этой традиции пишет и Страбон: «Согласно традиции, жена Фемистокла и, говорят, его дочь, служили жрицами здесь».
Когда Фемистокл умер в Магнесии в 459 году днэ, магнеты воздвигли ему прекрасную гробницу на агоре города и продолжили поддерживать семью Фемистокла финансово. Гробница ещё стояла во времена Плутарха, то есть в период с 1 по 2 века нэ. Сын Фемистокла Архептол стал правителем Магнесзии после смерти отца. Он женился на своей сводной сестре Мнесиптолеме, жрице Диндимены. Он также печатал свои серебряные монеты. Так, семья Фемистокла фактически представляла собой частную политическую элиту, которую можно назвать Греческой династией в составе Персидской империи. Павсаний утверждал, что сыновья Фемистокла «Явились, чтобы вернуться в Афины», где на Акрополе воздвигли бронзовую статую Артемиды Белобровой, богини-покровительницы Магнесии. Это вероятно произошло после 412 года днэ, когда Ахемениды решили снова взять под жесткий контроль греческие города Малой Азии.
Короткий период времени, в районе 400 года днэ Магнесия попала под власть Фимброна, Спартанского генерала, посланного на помощь ионийцам в битве против Тиссаферна, персидского сатрапа Лидии. Позднее, его отозвали в Спарту и изгнали за то, что он позволил своим войскам грабежи в городах-соратниках Спарты.
Страбон
Страбон упоминает, что местоположение Магнесии было изменено, и город переехал с берегов реки Летакус к подножью горы Торакс (сегодняшняя Гюмюшдаг, от тур. «Серебряная гора»), что в нескольких километрах от реки. На этом месте уже стоял храм Артемиды с 6 века днэ, но переезд всего города, наиболее вероятно, произошел после 392 года днэ. Мотивом перемещения стала возможность лучше оборонять город на новом месте. Именно это место посещал Страбон и эти же древние постройки мы видим сегодня.
Александр Великий завоевал Магнесию в 334 году днэ и, таким образом, город попал под Македонское влияние. После смерти Александра, город переходил к различным Диадохам во время войны за владение обширной Македонской империей. Страбон отмечал двух уроженцев города, активных в Эллинистический период. Первым был Хегезий, ритор и историк, который основал витиеватый Азиатский стиль словосложения. Вторым известным магнесийцем был поэт Симус.
В районе 220 года днэ, магнесийцы решили перестроить храм Артемиды Белобровой. Новый храм был спланирован Гермогеном Приенским, автором храма Диониса в Теосе. Страбон пишет, что «Размер (храма) превосходит все священные постройки в Азии, кроме двух - в Эфесе и в Дидиме». Сравнивая храмы Малой Азии, он добавляет, что храм Магнесии «В гармонии и мастерстве, проявленных в его архитектуре и планировке, намного выше Эфесского храма Артемиды». Новое святилище стояло на большой платформе 41 м шириной и 67 м длиной. Храм окружен колоннадой из 15 ионических колонн по длинным сторонам и по 8 колонн по коротким. Фриз длиной 175 метров, изображал амазоновмахию - битву между греками и амазонками. Сорок три панели этого фриза можно увидеть во французском музее Лувр в Париже.
Фриз с амазонками в Лувре
В то же самое время, богиня Артемида как будто бы явилась в Магнесию. Из-за этого необычного события, оракулы храма Аполлона в Дельфах объявили Магнесию и землю вокруг неё священной. Вследствие этого, храм и город были признаны убежищем для других греческих городов. С этого момента, раз в четыре года магнесийцы проводили фестиваль, посвященный Артемиде Белобровой, на который приглашали участников со всего греческого мира. Популярность этого мероприятия подтверждена описанием, обнаруженным на стене агоры в Магнесии. Оно свидетельствует, что около 70 эллинистических городов прислали своих представителей на Магнесийские игры, причём приехали они даже из таких далеких мест как Сицилия и Персия.
Магнесия достигла своего золотого века в составе Пергамского царства во втором веке днэ. Во время серии военных конфликтов в 201 году днэ, Филипп 4 Македонский забрал территории Миуса и передал их Магнесии-на-Меандре. Но далее, по условиям Апамейского мира в 188 году днэ, Милет забрал земли Миуса, захваченные Филиппом. Мир между Магнесией и Милетом был подписан уже после 190 года днэ.
Когда последний царь Пергама Аттал 3 умер, не оставив потомства, он завещал своё царство Римской республике. Во время конфликта между Римом и понтийским царем Митридадом 4, Магнесия была на стороне Рима. В знак благодарности за это участие, римский генерал Сулла наградил город политической автономией.
Разрушенный землетрясением 17 года нэ, город был восстановлен императором Тиберием в течение 12 лет. Раннехристианская коммуна существовала в Магнесии уже в 110 году нэ, известно письмо Игнатия, епископа Антиохийского к церкви Магнесии, написанное именно в этот период. Христиане Магнесии регулярно посылали своих епископов на соборы в последующие века. Магнесия так никогда и не восстановилась от завоевания и грабежа готов в 262 году нэ, разделив печальную судьбу с соседними городами Эфесом и Милетом. Магнесия-на-Меандре продолжила существование в позднее римское время и даже была обнесена защитными стенами для защиты от нападения персов и турок-сельджуков. Но в Средние века это уже была небольшая византийская крепость. Около 1300 года, турецкий клан Айдыноуллары захватил регион. В результате наводнений, эпидемий и других бедствий, Магнесия была окончательно покинута жителями и канула в Лету.
Археологические исследования:
Основным мотивом ранних исследователей, искавших Магнесию, было желание найти знаменитый храм Артемиды Белобровой, построенный Гермогеном. Первая группа археологов, под руководством француза Шарля Тексье, трудилась на раскопках, пытаясь извлечь строения храма из болотистой почвы чрезвычайно заиленой местности. Зимой 1842-43 года их старания увенчались успехом, и они обнаружили части строения. Среди наиболее важных находок - фрагменты фриза с изображением амазоновмахии, которые были отправлены во Францию. Сорок три панели теперь выставлены в музее Лувр в Париже. К сожалению, эта группа не опубликовала ничего из своих открытий.
Более сорока лет спустя, в 1887, прославленный оттоманский учёный Осман Хамди Бей, откопал ещё 20 метров фриза Артемисиона. В этот раз фрагменты уехали в оттоманскую столицу и были выставлены в Археологическом музее.
Более тщательные раскопки Магнесии были проведены немецким институтом Константинополя в 1890-х годах. Раскопки под руководством Карла Хумана курировались Берлинским музеем, Хуман раскопал остатки храма Зевса и фрагменты храма Артемиды. Также, немецкие археологи очистили театр, агору и пританеон. В результате международных экспедиций, проведенных в 19 веке в Магнесии, скульптурные элементы Аремисиона авторства Гермогена рассеялись между Музеем Пергамона в Берлине, Лувром в Париже и Археологическим музеем в Стамбуле.
После того, как Хуман покинул Магнесию, город был забыт почти столетие. К сожалению, за такой длительный период забвения, множество архитектурных обломков пострадали. Например, хорошо сохранившиеся руины храма Зевса, обнаруженные Хуманом, были разрушены местными жителями.
Работы в Магнесии были возобновлены в 1985 году археологами Университета Анкары под руководством профессора Орхана Бингёля. Эти раскопки, продолжающиеся и по сей день, сделали множество удивительных открытий. Например, в июле 2018 года, были обнаружены 6 статуй из храма Артемиды, 4 женские, одна мужская и одна неопознанного пола.
Что можно увидеть сейчас?
Античный город Магнесия-на-Меандре разделен на две части автодорогой Соке-Ортаклар. Нераскопанная часть развалин города расположена в западной области. Посещение начинается вблизи от священного района Артемиды Белобровой. Он состоит не только из храма и алтаря Артемиды, но и из других культовых объектов, таких как священный источник, площадка процессий с тремя портиками по краям. Процессии проходили в западной части храма.
Алтарь Артемиды, от которого сохранился только фундамент, был спланирован по образцу Великого алтаря Зевса в Пергамоне. В священной восточной части храма можно увидеть 11 отверстий в мраморных плитах пола. Металлические кольца были продеты в эти отверстия для фиксации жертвенных животных, даруемых богине.
Позади длинной колоннады (стоа) обнаружены несколько помещений. Одно из них, открытое в 2006 году в северной части храма, видимо, служило библиотекой. Другое, в северной части стоа - туалетом, состоящим из двух комнат, он был оборудован двумя фонтанами и каналом с проточной водой, идущим под рядами сидений. Канализация также обнаружена под полом этого строения. Данным туалетом могли пользоваться 40 человек одновременно.
Пропилон, т.е. церемониальные ворота, построенные в 1 веке нэ, вели из святилища Артемиды к агоре на запад. Эта площадь, почти что правильной прямоугольной формы 188 м в длину и 95-99 м в ширину, была окружена колоннадой. В её южной части располагался храм Зевса Сосиполиса. В настоящее время его развалины всё ещё под землёй, за исключением фасада, который можно увидеть в берлинском Музее Пергамона.
Рыночная базилика располагалась на востоке агоры, она была двухэтажным, крытым зданием с тремя нефами и апсидой в восточном конце. Здание римской постройки служило крытым рынком и нет доказательств, что позднее оно было переделано в церковь. Раскопки базилики проходили с 1989 по 2010 годы. Там были обнаружены завораживающие капители колонн, изображающие Сциллу, морского монстра из Одиссеи Гомера. Гипсовую копию капители можно увидеть на ее оригинальном месте, а настоящие колонны сейчас выставлены в Археологическом музее Айдына.
Участок, прилегающий к священному району Артемиды с юга, окруженный Византийскими стенами, включает в себя одеон и здание с гипокаустом. Там же расположено значительно более молодое строение - мечеть Черкеса Мусы. Это разрушенное здание сооружено в 15 веке, в переходный период между эрами сельджуков и оттоманов. Строение редкой вытянутой формы без минарета. В районе развалин мечети можно увидеть исторические мусульманские могильные камни.
После пересечения Византийской стены, можно пойти двумя тропами. Первая ведет посетителей на юго-запад, к строению, описанному археологами как театрон, означающее место для зрителей. Исследователи не объясняют назначение этого строения, но есть мнение, что его постройка не завершена, вероятно, из-за оползня. В законченном виде театрон, состоящий из семи сегментов, вмещал около 4500 зрителей.
Театрон расположен на склоне холма, на вершине которого находятся курган и толос, круглая постройка Эллинистического периода. В найденном описании сказано, что некий Аполлоний посвятил это здание богине Афине.
Вторая тропа, начинающаяся от Византийских стен, ведёт на запад. Сначала она приводит к самому высокому зданию Магнезии, сохранившемуся до наших дней. Это здание городского гимнасия 2-3 века нэ, состоящее из бань, переодевалок и палестры, т.е. спортивного зала.
В городском гимнасие тропа поворачивает на юг и приводит к стадиону, оному из самых впечатляющих сооружений города. Несмотря на регулярные землетрясения, затопления и бкрную растительность, стадион отлично сохранился и производит сильное впечатление. Эта структура римского периода в форме подковы имеет монументальный сфендон - полукруглое окончание с четырьмя уровнями галерей и колоннадой. Стадион расположен между двумя холмами и выровнен по оси север-юг. 52 лестницы вели на самый верх, а общая вместимость сидений оценивается в 30 000 зрителей. Длина стадиона 189 метров. В основании лестниц археологи обнаружили 129 так называемых рельефов трофейона, с изображениями оружия, щитов и шлемов врагов, символизирующие триумфы и победы. Эти рельефы позволяют предположить, что на стадионе проходили гладиаторские бои. По найденным надписям, стадион активно использовался и в 3 веке нэ.
Наконец, в восточной части, через шоссе Соке-Орталар, можно увидеть развалины гимнасия Летайос, он датируется 2-3 веками нэ и так же разделен на 3 секции, как и городской гимнасий. Городской некрополь был расположен в южной части города, за городскими стенами.
Посещение Магнесии бесплатное, музей открыт каждый день с 9 до 19 часов летом, и с 8-30 до 17-30 зимой. Древний город имеет очень большую площадь, поэтому приготовьтесь хорошо пройтись. Раскопки античного города всё ещё продолжаются, поэтому какие-то объекты могут быть закрыты для осмотра.
Как добраться: Магнесию очень легко найти машине, она отмечена на карте и стоит прямо на шоссе №550, ведущем из Кушадасы в Ортаклар. Расстояние от Кушадасы - 29 км. Музей оборудован парковкой.