<<когда же говорится (у свт. Иринея Лионского) о творении по образу Божию и тела человеческого, то речь идет о творении по образу человеческого образа Христа-Логоса[16
( ... )
Во-первых, речь идет не только о теле. Во-вторых, если Вам непонятно что-то, если Вам что-то "ни о чем не говорит вообще", то лучше так и говорить, что это так на Ваш взгляд, а не полагать, будто так и на самом деле. Все-таки мысль высказана не одним св. отцом. Лично мне сказанное ими кажется весьма важным и нужным. В свое время мы с ув. Анонимом, надеюсь, об этом скажем.
Не понял, где идет речь не о теле? У св. Иринея, которого вы цитируете, действительно идет речь не только о теле, но ведь вы и обращаете внимание на эту цитату в свете речи о теле: "о правда, что в сочинениях свт. Иринея можно найти немало мест, где он прямо говорит о плоти, как сотворенной по образу Божию" Поэтому и я о теле говорю.
Утвердительно или отрицательно отвечает цитата св. Иринея на этот вопрос: "Тело человека входит в понятие "образ Божий?", как вы думаете?
<<Не больше оснований считать, что взгляд о сообразности Богу и души, и тела присущ свт. Григорию Паламе...Думаем, что и вышеприведенных цитат достаточно для доказательства мнения о приписании свв. отцами сообразности Богу именно и исключительно человеческой душе.
"Св. отцы по-разному говорили о месте образа Божия в человеке. Так, напр., свт. Григорий Нисский, находившийся под влиянием Оригена следовал неоплатонической концепции «родства» (συγγένεια), согласно к-рой разум (νοῦς) наилучшим образом соответствует и местопребыванию, и выражению этого «родства». Другие, как свт. Ириней Лионский или свт. Григорий Палaма, полагали, оставаясь в пределах библейского реализма, что не только разум и душа составляют образ, но также и тело человека. По словам свт. Григория Паламы, «именование человек прилагается не к душе или к телу порознь, но к ним обоим вместе, ибо вместе они созданы по образу Божию» (PG. 150. Col. 1361). Cпасение, дарованное человеку во Христе, относится к полноте его природы, не исключая тела, поэтому и образ Божий, относясь
( ... )
я то как раз хотел обратить внимание именно на эту цитату св. Григория Паламы, никак не мог ее найти ее так как арх. Василий не приводит ссылок на источники цитат:
"Необходимо отметить, что св. Григорий Палама был решительным противником мнения, будто бы тело, как таковое, является злым началом и источником греха в человеке. Подобное воззрение представлялось ему клеветой на Бога - Создателя тела и манихейско-дуалистическим неприятием материи. Перу св. Григория Паламы принадлежит даже один весьма любопытный и блестящий по языку диалог, посвященный опровержению одностороннего манихейского спиритуализма, согласно которому душа увлекается на грех телом, связь с коим есть причина греховности души. С большой силой утверждается там же, что тело, подобно душе, есть творение Божие, и человек есть не одна душа, но соединение души и тела. "Не одна только душа или одно лишь тело называется человеком, - читаем мы в этом диалоге, - но то и другое вместе, созданное по образу Божию". Эта мысль, что образ Божий выражается не только в душевном, но и в
( ... )
<<Возражение философа.В предыдущих вопросах мы говорили уже, что Бог не имеет человеческого образа; какой же смысл должно иметь это изречение: по образу Нашему и по подобию? - скажите нам. Место это представляет для нас немалое затруднение.Ответ св. Собора через Осию Кордубского. Слово: по образу - употреблено здесь не по отношению к составу телесному, но по отношению к душе.
Кстати св. Григорий Палама говорит о том же:
"Ведение того, что мы созданы по образу Творца, не позволяет нам также обожествлять и умопостигаемый мир. Ибо «по образу» не есть внешнее устроение тела, но, безусловно, естество ума, лучше которого нет ничего в [тварной] природе. Ведь если бы было что-нибудь лучшее, то в нем бы и находилось «по образу». А так как лучшее в нас - ум, то он, хотя и [создан] по Божественному образу, но все же сотворен Богом." [св. Григорий Палама "Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамитской пагубы
( ... )
"Бог говорит: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию; и сотвори Бог человека; по образу Божию сотвори его (Быт. 1:26-27). Поэтому образ Божий, усматриваемый во всем естестве человеческом, уже был, по не произошел еще Адам, потому что Адамом по словопроизводству означается земная тварь, как говорят сведущие в еврейском языке, почему и апостол, преимущественно обученный отечественному языку израильтян, называет человека от земли перстным (1 Кор. 15:47), как бы переводя на греческий язык название Адам. Итак, по образу сотворен человек - это всецелое естество, эта богоподобная тварь; и по образу сотворена всемогущей Премудростью не часть целого, но вся в совокупности полнота естества" (св. Григорий Нисский "Об устроении человека. глава 22")
Comments 22
Reply
Во-вторых, если Вам непонятно что-то, если Вам что-то "ни о чем не говорит вообще", то лучше так и говорить, что это так на Ваш взгляд, а не полагать, будто так и на самом деле. Все-таки мысль высказана не одним св. отцом.
Лично мне сказанное ими кажется весьма важным и нужным. В свое время мы с ув. Анонимом, надеюсь, об этом скажем.
Reply
Не понял, где идет речь не о теле? У св. Иринея, которого вы цитируете, действительно идет речь не только о теле, но ведь вы и обращаете внимание на эту цитату в свете речи о теле: "о правда, что в сочинениях свт. Иринея можно найти немало мест, где он прямо говорит о плоти, как сотворенной по образу Божию" Поэтому и я о теле говорю.
Утвердительно или отрицательно отвечает цитата св. Иринея на этот вопрос: "Тело человека входит в понятие "образ Божий?", как вы думаете?
Reply
Reply
"Св. отцы по-разному говорили о месте образа Божия в человеке. Так, напр., свт. Григорий Нисский, находившийся под влиянием Оригена следовал неоплатонической концепции «родства» (συγγένεια), согласно к-рой разум (νοῦς) наилучшим образом соответствует и местопребыванию, и выражению этого «родства». Другие, как свт. Ириней Лионский или свт. Григорий Палaма, полагали, оставаясь в пределах библейского реализма, что не только разум и душа составляют образ, но также и тело человека. По словам свт. Григория Паламы, «именование человек прилагается не к душе или к телу порознь, но к ним обоим вместе, ибо вместе они созданы по образу Божию» (PG. 150. Col. 1361). Cпасение, дарованное человеку во Христе, относится к полноте его природы, не исключая тела, поэтому и образ Божий, относясь ( ... )
Reply
Reply
"Необходимо отметить, что св. Григорий Палама был решительным противником мнения, будто бы тело, как таковое, является злым началом и источником греха в человеке. Подобное воззрение представлялось ему клеветой на Бога - Создателя тела и манихейско-дуалистическим неприятием материи. Перу св. Григория Паламы принадлежит даже один весьма любопытный и блестящий по языку диалог, посвященный опровержению одностороннего манихейского спиритуализма, согласно которому душа увлекается на грех телом, связь с коим есть причина греховности души. С большой силой утверждается там же, что тело, подобно душе, есть творение Божие, и человек есть не одна душа, но соединение души и тела. "Не одна только душа или одно лишь тело называется человеком, - читаем мы в этом диалоге, - но то и другое вместе, созданное по образу Божию". Эта мысль, что образ Божий выражается не только в душевном, но и в ( ... )
Reply
Reply
Кстати св. Григорий Палама говорит о том же:
"Ведение того, что мы созданы по образу Творца, не позволяет нам также обожествлять и умопостигаемый мир. Ибо «по образу» не есть внешнее устроение тела, но, безусловно, естество ума, лучше которого нет ничего в [тварной] природе. Ведь если бы было что-нибудь лучшее, то в нем бы и находилось «по образу». А так как лучшее в нас - ум, то он, хотя и [создан] по Божественному образу, но все же сотворен Богом." [св. Григорий Палама "Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамитской пагубы ( ... )
Reply
Reply
Reply
Leave a comment