Согласие отцов. Проценты.

Jul 07, 2013 16:16

Всем интересующимся известна формула прп. Викентия Лиринского:

«Должно сносить суждения только тех отцов, которые живя, уча и пребывая в вере и в кафолическом общении свято, мудро, постоянно, сподобились или с верою почить о Христе, или блаженно умереть за Христа.
А верить им должно по такому правилу: что только или все они, или большинство их единомысленно принимали, содержали, передавали открыто, часто непоколебимо, как будто по какому предварительному согласию между собою учителей, то считать несомненным, верным и непререкаемым; а о чем мыслил кто, святой ли он или ученый, исповедник ли и мученик, не согласно со всеми или даже вопреки всем, то относить к мнениям личным, сокровенным, частным, отличным от авторитета общего, открытого и всенародного верования; дабы, оставив древнюю истину вселенского догмата, по нечестивому обычаю еретиков и раскольников, с величайшей опасностью относительно вечного спасения, не последовать нам новому заблуждению одного человека».

Обычно люди, склонные поставить мысль о существовании согласия отцов под сомнение, предлагают вопросы, представляющиеся им "вопросами на засыпку". Например:
-- Разве вы не знаете, что у отцов можно найти противоречия?
Во-первых, укажем, что дело касается по преимуществу догматики, и там противоречия -- действительно большая редкость. Обычно противоречия лишь кажутся читателям. Ну а во-вторых, этот вопрос может смутить только тех, кто считает, что все отцы всегда были во всем между собой единомысленны, или -- тех, кто считает, будто отцы никогда и ни в чем не могли ошибаться. Но мы знаем, что это не так. Говорить о согласии отцов не значит полагать безошибочность каждого отца в отдельности.

Но тогда возникает другой вопрос:
-- А как же Вы выбираете правильное мнение? Сколько процентов от отцов должны его высказать, чтобы противоположное (от других отцов) счесть ересью?
Мы ответим так:
-- Мы можем допустить право придерживаться мнения некоторого меньшинства отцов только в том случае, если оно не осуждено соборно. Если Вы вдруг найдете такое мнение -- придерживайтесь его до поры.
А о процентах забудьте :)

Методология, Богословие, Церковь, Анафема, Дунаев

Previous post Next post
Up