Первая встреча в этом сезоне (неделю назад) клуба киноУхо совпала с оглашением итогов Венецианского кинофестиваля - и мы не могли пройти мимо столь важного и радостного события!
Вполне возможно, что венецианское жюри решило просто почтить своего самого давнего, с более, чем полувековым стажем, завсегдатая, (на Венецианский к/ф 1962 года Кончаловский студентом ВГИКа привез в конкурс студенческих работ - короткометражку "Мальчик и голубь"
плюс - соавтор сценария в фильме-победителе - "Ивановом детстве" Андрея Тарковского), и выдало Андрею Кончаловскому Серебряного Льва (приз за лучшую режиссуру) по сумме достижений.
Но нам все равно приятно. Тем более, что так много восторженных слов сказано про новаторский метод съемки победного конкурсного фильма Кончаловского - «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына».
Пока мы, вдалеке от Венеции, судим о фильме лишь на основании этих отзывов - и трейлера, у нас есть возможность предвкушать встречу с прекрасным. А не, например, с ужасным, которое, понятное дело, имеет больше шансов на награду крупного международного кинофестиваля в середине 10-х годов 21 века.
Но вдруг? Кадры, выложенные в трейлере - живописуют прекрасное. Природу - северную, русскую, так полюбившуюся уже фестивальной публике, которая могла наблюдать эту нашу скромную красу и в «Левиафане» у Звягинцева, (приз за лучший сценарий,
Каннский фестиваль 2014),
и в «
Долгой счастливой жизни» у Хлебникова, (участник конкурсной программы,
Берлинский фестиваль, 2013),
и, почти такая же, но чуть похолоднее, у Попогребского, в «
Как я провел этим летом», ( 4 приза
Берлинского фестиваля, 2010).
Западный киноистеблеимент взыскует такой России, на нее хочет смотреть - «мне избы серые твои!» - и ее понимать. Или думать, что понимает.
И в этом смысле западник с младых ногтей, Андрей Сергеевич Кончаловский не отрабатывает зарубежный заказ, а вот - так сложилось: совпала одна и та же дума в двух умах. Западник Кончаловский тоже всю жизнь старается понять Россию, в которой, волею судеб, живет, понять ее через деревню.
«Историю Аси Клячиной…», (1967 г.), он снял в 30 лет, это третий фильм Кончаловского-режиссера, сноба, эстета, интеллектуала, консерваторца и стиляги, аристократа, Бог весть, в каком поколении, белой кости и золотой молодежи.
Вы скажете: тоталитарный режим загнал этого золотого мальчика вглубь России, чтобы уравновесить всякие там социально чуждые «Дворянские гнёзда» вот таким походом в идеологически правильный народ.
Но наверняка у него был выбор - деревню снимать, ударную стройку или трудовые будни какого-нибудь школьного учителя… (Правда, с «Учителя» Андрей Кончаловский и начал, и очень даже удачно - его первый полнометражный фильм, «Первый учитель»,
принимал участие в конкурсе Венецианского кинофестиваля и получил там приз за лучшую женскую роль, Кубок Вольпи Натальи Аринбасаровой. Которая еще и стала женой режиссера!)
В общем, не одной корысти ради отправился Кончаловский в деревню и уже тогда снял там - в лучших традициях неореализма - фильм с непрофессиональными, набранными здесь же, на месте, актерами, в их привычной среде. И эта вода, и серые избы, и исконные люди - все уже было в "Асе Клячиной...".
Начало следующей исторической эпохи в творчестве Кончаловского ознаменовалось другой деревней - в «Курочке Рябе» (1994 г.) русская деревня - этакая страна дураков, сопротивляющихся наконец наступившему светлому «завтра»,
но не «завтра» коммунизма, которого им приказывала ждать злая и тоталитарная коммунистическая партия, а «завтра» капитализма, которым эта злая КП вас, дураков, пугала. Вот они, дураки, и боятся.
Фильм злобный вполне, но - исторически очень даже достоверный, и 90-е годы в нем сфотографированы предельно узнаваемо. Что же касается основного посыла - про дураков и капитализм - так это вполне выстаданная Андрей Сергеичем, в силу его мировоззрения, определяемого родословной, позиция. На которую он имеет право.
И, опять же, фильм этот снят был так, что ясно: делался он для внутреннего употребления, а не для того только, чтобы в очередной раз засветиться на каннских разных фестивалях. (Впрочем, «Курочка Ряба» в конкурсе Каннского фестиваля 1994 года-таки побывала:)
В том фильме - никакого флёра поэтического, никакой древнерусской тоски и загадочности русской души. Одна только темнота, невежество, глупость и лень. Прошло еще 20 лет - что же теперь Андрей Сергеевич видит в русской деревне? По-любому, интересно. Будем ждать.
Не меньше, чем сам фильм, интересен еще и способ его создания. Когда сначала режиссер задумывает снимать деревню - такую, как она есть, без сценария и с живыми, реальными людьми, которые там живут. Потом намечает ареал - вот где-то в этих местах, русский север, Архангельск.
Потом придумывает, что героем может быть - ну кто? Фермер? Но он не является характерным представителем. Тракторист? Пьет наверняка, а то и нет его, тракториста-то, в нонешней деревне! Директор школы? Школы и подавно нет. И вот так - у себя в голове, режиссер придумывает, что должен это быть - почтальон.
Почтальон, который общается со всеми людьми, связывая их в единое сообщество. И связывает их с большой землей, возит письма на лодке из какого-то райцентра. В общем, такой всеобщий коммуникатор.
(Может быть, мысль эту здравую «музыка навеяла» и А.С. вспомнил апокалиптическую антиутопию «Почтальон», снятую коллегой А.С. по Голливуду Кэвином Костнером как раз тогда, в разгар 80-х, когда и А.С. там работал. А может быть, это он, А.С., тогда эту мысль Костнеру подсказал! Возможность у него была:)
Сказано - сделано: помощники и ассистенты едут по городам и весям Архангельской области и ищут нужную натуру: природу, селение и почтальона. Снимают и привозят мастеру. Как кастинг. И вот - найден реальный Алексей Тряпицын. И работа закипела.
А пока съемочная группа ходила по пятам за сельским почтальоном, у него очень органично кто-то стырил лодочный мотор, тем самым создав смысловой центр будущего фильма. Так все удачно сложилось! В общем, очень интересно посмотреть все это целиком.
Пока прокат фильма под вопросом, но Андрей Сергеевич обещал, что выложит «Белые ночи» в сеть, если будет прокат - то после проката, а не будет - так и вместо. Ждем с нетерпением!
Так же, как и фильм-победитель, обладатель Золотого Льва Венецианского кинофестиваля 2014, «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни» шведского режиссера Роя Андерссона.
Я болела за этот фильм и за этого режиссера. Фильм пока еще не видела, но он - так же, как у Кончаловского, является заключительным в трилогии, (правда, Кончаловский это не определяет как трилогию, это мы, сторонние наблюдатели, так воспринимаем,
а Андерссон прямо-таки предваряет фильм начальными титрами, в которых заявляет - мол, финальный фильм трилогии, да!), после «Песен со второго этажа» и «
Ты, живущий | Du levande!» «Песни…» в свое время я смотрела пост-фактум, под впечатлением от «Ты, живущий!»
А вот «Ты, живущий!» произвел впечатление сильнейшее. И продолжает производить. А еще и пророческий финал его… Фильм, который для меня определил отношение к
скандинавскому кино, не исчерпывающемуся Ларсом Фон Триером.
Триер все-таки слишком эгоцентричен и не может никого представлять, кроме себя. Не может от лица какого-либо сообщества выступать. А Андерссон - может. Не потому, что он менее талантлив и у него менее яркая индивидуальность.
Просто фон Триер прежде всего вываливает на экран свою экзистенцию, а Адерссон является медиатором коллективного бессознательного. Первое может быть очень ярким и интересным, но более показательно - и важно для людей! - конечно же, второе. Так что «Голубь», лети! Лети к нам!
Вместе с этим смотреть:
Венецианский кинофестиваль 2013: Ждем Миядзаки?Вместо этого смотреть:
Берлинский фестиваль 2014: Нимфоманка и все остальные,
ПостКанн 2014: Зимняя спячка - это диагноз?В этот день в 2013 году:
Одноклассники-2 | Grown Ups 2В этот день в 2012 году:
Клуб киноУХО - 38. Кино-модернизация. АнонсВ этот день в 2011 году:
Конан-варвар | Conan the BarbarianВ этот день в 2010 году:
Венецианский кинофестиваль 2010: ИтогиВ этот день в 2009 году:
Дело №39 | Case 39В этот день в 2007 году:
Поезд на Юму | 3:10 to YumaВ этот день в 2006 году:
Тигр и снег | La tigre e la neve киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское кино -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное кино -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн