Берлинцы не стали переносить фестиваль из-за Олимпиады, а начали все, как положено - получилось на день раньше. У вас, мол, своя свадьба, у нас - своя. И впрямь, пусть бомонд определяется, кому - куда.
На Берлинале наших нет опять. (То есть есть какой-то мультик короткий про лося, но такое представительство нашей мощной кинематографии комплимента не делает). Зато общая программа фестивальная, включая конкурс, выглядит какой-то исключительно интересной. Интереснее, чем все последние Канны, Оскары и Венеции. Не говоря уж о самом Берлине.
«Нимфоманка» главного европейского режиссера, пусть и вне конкурса - ну да, это скандал, провокация и даже - о ужас! - уже конъюнктура, но это реальный успех организаторов фестиваля, именно так успех и приманивается! Ларс фон Триер - это бренд, за ним потянутся … Да все!
И второе, но не менее интересное: режиссер Уэс Андерсон, Отель «Гранд Будапешт» - фильм открытия, тут сразу целый выводок голливудских звезд, без которых фильмы Андерсона не обходятся: Рэйф Файнс, Эдвард Нортон, Матье Амальрик, Сирша Ронан, Эдриан Броуди, Уиллем Дефо, Джефф Голдблюм, Джейсон Шварцман, Джуд Лоу, Тильда Суинтон, Харви Кейтель, Билл Мюррей, Оуэн Уилсон.
Оба эти фильмы по-настоящему интересны. Ну, то есть «Нимфоманка» интересна, скорее, реакцией на нее - публики и критики. А вот Андерсона очень хочется посмотреть: ретро, Европа между двумя войнами, история из жизни большого отеля и его работников.
Сколько тут можно накрутить всего, а уж как это умеет это делать Уэс Андерсон, («Королевство полной луны», «Водная жизнь команды Зиссу»)! Ждем - 13 марта уже в России!
А еще: внеконкурсный показ фильма Джорджа Клуни - с участием Джорджа Клуни-актера, «Охотники за сокровищами» - снова ретро, Вторая мировая, хранители музеев и искусствоведов вместе с сотрудниками спецслужб спасают от гитлеровцев бесценные произведения искусства.
Снова - целое созвездие: Мэтт Деймон, Кэйт Бланшетт, снова - Билл Мюррей, Джон Гудман, Жан Дюжарден. Здорово! Премьера в РФ - уже 20 февраля!!!
Дальше, в рифму: фильм о Второй мировой войне - «Дипломатия», режиссера - классика немецкого кино Фолькера Шлёндорфа, создателя культового фильма «Жестяной барабан». Основанная на реальных событиях история, (кстати, так же, как и предыдущая), - о той летней ночи 1944 года, когда немцы должны были сжечь Париж.
Дальше, раз уж речь зашла о классиках и культовых фигурах - гала-премьера фильма с Катрин Денёв в главной роли, «Женщина во дворе», бытовая история про дом, его жильцов и консъержа, (вот и еще одна рифма: ведь главный герой одного из главных фестивальных фильмов, «Отель «Гранд Будапешт» - консъерж, правда, отеля:).
Еще один фильм о культовом французе - «Ив Сен Лоран» режиссера Джелиля Леспера, о молодых годах великого кутюрье, с Пьером Нини в главной роли, это очень молодой, очень яркий актер, (фильм «Притворись моим парнем»).
Еще один знаменитый француз на фестивале - режиссер Мишель Гондри, ("Наука сна", "Пена дней"). Мало того, что он - член жюри, здесь представлен его артхаусный, скорее даже - авангардный - проект «Счастлив ли человек высокого роста?».
Записанные в виде какой-то электронной энцефалограммы, беседуют двое: сам Гондри - и один из величайших умов нашего времени, американский философ и социолог левых взглядов, Ноам Хомски. Это такая хитрая анимация, любопытная и по форме, и по содержанию. Вроде бы, документальный фильм, но - не традиционный.
Еще одна интересная документалка - «20 000 день на Земле» - о том, как свой день именно под таким порядковым номером отмечает Ник Кейв. В фильме принимает участие Кайли Миноуг.
Документальный фильм «Площадь» - уже традиционный в программе Берлинского фестиваля отчет о событиях в Египте, во время арабской весны 2011-2012 гг, на площади Тахрир. На этот раз это взгляд египетской американки, (родилась в Египте, училась, живет и работает в США), Джехен Нужейм.
Возвращаемся все же к кино художественному. Интересный актерский состав привлекает внимание к фильму «Долгое падение» - там играют Пирс Броснан и Тони Коллет, а сюжет такой:
на крыше случайные люди знакомятся друг с другом, а привело их на крышу общее желание - печальное, но традиционное для европейцев и американсцев - покончить с собой в новогоднюю ночь. Наверное, даже рождественскую.
(С подобной отправной точки начинался один из фильмов великого американского режиссера Фрэнка Капры, «Знакомьтесь, Джон Доу!», 1941 г.) Плюс к ним - еще и красавица Розамунд Пайк.
Покажут на фестивале и один из главных фильмов оскаровской обоймы - «Аферу по-американски» Дэвида О'Рассела, со звездным же составом - Кристиан Бейл, Эми Адамс, Брэдли Купер, Дженнифер Лоуренс и Джереми Реннер.
Фильм «Сквозь снег» южно-корейского режиссера Пона Чжун Хо - это экранизация комикса-антиутопии об экологической катастрофе, постигшей Землю, в виде вечной зимы, и по этой вечной зиме, точнее - по Транссибу - идет поезд, в нем вся оставшаяся жизнь на Земле и сконцентрировалась. Вся жизнь - поезд.
В головных вагонах - сливки общества, в хвостовых - отбросы. Метафора, в общем. И рифмуется с «Желтой стрелой» нашего Виктора Олеговича. Пелевина. Интересно было бы посмотреть.
Кого пугает южно-корейское кино, состоящее сплошь из южных корейцев - не пугайтесь, это копродукция, Южная Корея-США-Франция, и там кого только нет, включая Эда Харриса и вездесущую Тильду Суинтон.
Ну, это все фильмы из внеконкурсных программ, (кроме «Отеля…») А что же в конкурсе? Тут, как обычно, ситуация поскромнее, но тоже есть, на что обратить внимание. Например, норвежский фильм «В порядке исчезновения» - о том, как
отец, потерявший взрослого сына, становится в его поисках совсем другим человеком.
Чем больше смотришь норвежских, вообще - скандинавских - фильмов, тем больше они тебе нравятся. Интересно, что представляют норвежцы на фестивалях.
В фильме Рашида Бушареба «Двое в городе» - о том, как человек выходит из тюрьмы, старые счеты тянут его вниз, а новые дружба и любовь - вверх - играют, помимо прочих, Форест Уитакер и Харви Кейтель.
Это, кстати, заметное явление: в фестивальных фильмах новых или малоизвестных и вовсе не голливудских режиссеров все чаще можнов встретить знакомые имена актеров если не первого, то второго эшелона, и - лучших из них.
Вот и в картине «На высоте» перуанки Клаудии Льосы, о том, как, наоборот, взрослый сын отправляется искать свою потерянную в детстве мать-целительницу, снялись Дженнифер Коннели и Киллиан Мёрфи.
Самым представительным американским фильмом конкурса является «Отрочество» Ричарда Линклейтера, с участием фирменного актера Линклейтера, Итана Хоука и Патрисии Аркетт. Фильм представляет собой уникальный проект, когда актеры собирались на съемки раз в год в течении 12 лет, чтобы заснять реальное взросление главного героя - мальчика.
Который реально от года к году менялся и становился старше. Оставаясь одним и тем же мальчиком. У нас есть такой опыт - Никита Михалков, снимая свое хоум-видео о становлении своей дочери Анны, потом выпустил фильм как документальный: «Анна, от 0 до 18». Но в художественном кино, кажется, такой проект - первый. Интересно!
Ну, и совсем темная лошадка, новичок из Австрии с совсем не австрийским именем Судабех Мортезаи, представляет в конкурсной программе Берлинского кинофестиваля фильм под названием «Макондо». Никакой информации о фильме пока нет, но название позволяет надеяться, что дерзкий дебютант экранизировал «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса. А вдруг? Так что не одной "Нимфоманкой" жив Берлинский кинофестиваль 2014 года.
Вместе с этим смотреть:
Берлинский кинофестиваль 2013: Награды и итогиВместо этого смотреть:
Венецианский фестиваль 2013,
Каннский кинофестиваль 2013В этот день в 2013 году:
Анна Каренина | Anna KareninaВ этот день в 2012 году:
Шапито-шоу. Любовь и дружбаВ этот день в 2011 году:
Где моя тачка, чувак? l Dude, Where's My Car?В этот день в 2008 году:
Астерикс на Олимпийских играх | Astérix aux jeux olympiquesВ этот день в 2007 году:
Казино Рояль | Casino Royale