Двойник | The Double

May 22, 2014 12:34



Английский фильм «Двойник» порадует зрителя встречей с хорошими актерами - Джесси Айзенбергом и Миа Васиковской, а еще тем, что это - вольная интерпретация романа Федора нашего Михалыча, Достоевского.

Роман - не роман, а, скорее, повесть «Двойник» Достоевский написал, будучи еще не Федор Михалычем, а скромным, но амбициозным и честолюбивым 24-летним юношей, практически, ровесником своему герою. Не великим писателем, не властителем дум, а только еще пробующим перо.

Правда, проба пера, («Двойник» - второе, после «Бедных людей», большое произведение писателя), вышла смелой и бойкой. Но многочисленных интерпретаторов и последователей «Двойник» на протяжении полутора столетий привлекает не глубиной и силой суждений зрелого Достоевского, а фантастичностью и абсурдностью темы.



В этом смысле, «Двойник» - это скорее Гоголь, чем Достоевский. Или - Кафка. Абсурд ситуации, когда я - не я, и лошадь
не моя в новом фильме английский режиссер Ричард Айоаде пытается передать стилизованными под ретро интерьерами дома и офиса, в которых проходит жизнь скромного служащего Саймона, полным отсутствием дневного света и натурных съемок - сплошной павильон, яркий, режущий контраст света и тени.



Вероятно, подобный подход призван символизировать такую же диаметральную противоположность двойников: Саймона и непонятно, откуда взявшегося, другого - такого же внешне, но злобного и коварного Джеймса. Непонятно, откуда взявшийся, Джеймс появился в конторе Саймона и начал постепенно вытеснять его из общественных и личных отношений. Занимать его место.



Между прочим, одним из первых «Двойником» Достоевского восхитился и проникся вот как раз не Кафка, а Роберт Льюис Стивенсон, создатель небезызвестной «Странной истории Доктора Джекила и мистера Хайда» - самой, пожалуй, популярной в мире истории о раздвоении личности. А пионером-то был наш родной Федор Михалыч!

Но то, что у Стивенсона выглядит как-то логично и понятно: принимал мужчина не те вещества, и вот тебе - какие последствия, всякое девиантное поведение и аномалии психологические, у Достоевского - и в новом фильме «Двойник» - выглядит непонятным и пугающим до отвращения.



Вот - еще один знакомый и понятный аналог: сказка нашего любимого киносказочника-драматурга Евгения Шварца «Тень». Помните? Там у хорошего и милого ученого-поэта Христиана-Теодора отделилась и сбежала его Тень - злобный двойник. И стала чуть ли не королем. Там тоже было как-то все логично и понятно. А здесь бедность фактуры, что ли, вызывает при просмотре прямо какой-то ощутимый физически недостаток информации.



Который мешает воспринимать фильм с ожидаемым и предвкушаемым - удовольствием. Первоисточник, тема, актеры - замечательные, предвкушения - самые восхитительные, а вкушение - нет, так себе. Зрелище на любителя.

Двойник | The Double: Великобритания - 2013



Моя система оценок

Вместе с этим смотреть: Замерзшие души | Cold Souls
Вместо этого смотреть: Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни | Loong Boonmee raleuk chat
В этот день в 2013 году: Клуб киноУХО - 51. Секретные материалы - 2: Аномальные зоны, кино и реальность
В этот день в 2012 году: Матч
В этот день в 2007 году: Канн 2007. Россия

киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн








*3*, обзоры фильмов, Достоевский, экранизация, притча, драма, Васиковска, 2013, Айзенберг, Великобритания, кино

Previous post Next post
Up