Английский фильм «Двойник» порадует зрителя встречей с хорошими актерами - Джесси Айзенбергом и Миа Васиковской, а еще тем, что это - вольная интерпретация романа Федора нашего Михалыча, Достоевского.
Роман - не роман, а, скорее, повесть «Двойник» Достоевский написал, будучи еще не Федор Михалычем, а скромным, но амбициозным и честолюбивым 24-летним юношей, практически, ровесником своему герою. Не великим писателем, не властителем дум, а только еще пробующим перо.
Правда, проба пера, («Двойник» - второе, после «Бедных людей», большое произведение писателя), вышла смелой и бойкой. Но многочисленных интерпретаторов и последователей «Двойник» на протяжении полутора столетий привлекает не глубиной и силой суждений зрелого Достоевского, а фантастичностью и абсурдностью темы.
В этом смысле, «Двойник» - это скорее Гоголь, чем Достоевский. Или - Кафка. Абсурд ситуации, когда я - не я, и лошадь
не моя в новом фильме английский режиссер Ричард Айоаде пытается передать стилизованными под ретро интерьерами дома и офиса, в которых проходит жизнь скромного служащего Саймона, полным отсутствием дневного света и натурных съемок - сплошной павильон, яркий, режущий контраст света и тени.
Вероятно, подобный подход призван символизировать такую же диаметральную противоположность двойников: Саймона и непонятно, откуда взявшегося, другого - такого же внешне, но злобного и коварного Джеймса. Непонятно, откуда взявшийся, Джеймс появился в конторе Саймона и начал постепенно вытеснять его из общественных и личных отношений. Занимать его место.
Между прочим, одним из первых «Двойником» Достоевского восхитился и проникся вот как раз не Кафка, а Роберт Льюис Стивенсон, создатель небезызвестной «Странной истории Доктора Джекила и мистера Хайда» - самой, пожалуй, популярной в мире истории о раздвоении личности. А пионером-то был наш родной Федор Михалыч!
Но то, что у Стивенсона выглядит как-то логично и понятно: принимал мужчина не те вещества, и вот тебе - какие последствия, всякое девиантное поведение и аномалии психологические, у Достоевского - и в новом фильме «Двойник» - выглядит непонятным и пугающим до отвращения.
Вот - еще один знакомый и понятный аналог: сказка нашего любимого киносказочника-драматурга Евгения Шварца «Тень». Помните? Там у хорошего и милого ученого-поэта Христиана-Теодора отделилась и сбежала его Тень - злобный двойник. И стала чуть ли не королем. Там тоже было как-то все логично и понятно. А здесь бедность фактуры, что ли, вызывает при просмотре прямо какой-то ощутимый физически недостаток информации.
Который мешает воспринимать фильм с ожидаемым и предвкушаемым - удовольствием. Первоисточник, тема, актеры - замечательные, предвкушения - самые восхитительные, а вкушение - нет, так себе. Зрелище на любителя.
Двойник | The Double: Великобритания - 2013
Моя система оценок Вместе с этим смотреть:
Замерзшие души | Cold SoulsВместо этого смотреть:
Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни | Loong Boonmee raleuk chatВ этот день в 2013 году:
Клуб киноУХО - 51. Секретные материалы - 2: Аномальные зоны, кино и реальностьВ этот день в 2012 году:
МатчВ этот день в 2007 году:
Канн 2007. Россия киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское кино -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное кино -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн