Кинотавр 2013: как всегда

Jun 04, 2013 23:00


Как всегда, в основном конкурсе Кинотавра примет участие чуть более десятка картин; как всегда, большинство режиссеров уже так или иначе засветились на Кинотавре. И кроме как этим участием, ничем не прогремели.

А если прогремели - то на других таких же фестивалях, которые тестируют сугубо фестивальную кинопродукцию, и к зрителям это кино никакого отношения не имеет.

Самый титулованный участник конкурса, вы будете смеяться,



Бахтияр Худойназаров - между прочим, получил Серебряного Льва в Венеции двадцать лет назад с фильмом «Кош ба кош». А потом несколько лет подряд получал призы Кинотавра, в начале нулевых, за «Лунного папу».

Экзотически прекрасная картинка нового фильма Худойназарова, а также исполнитель главной роли - Егор Бероев, плюс к прежним заслугам дают ему много шансов на победу. Фильм называется «В ожидании моря», о том, как человек, рыболов и капитан, вернулся из тюрьмы, а моря-то и нет.



Тема, как полагается на Кинотавре, апокалиптическая, но воплощена в нестандартных для нас формах и красках степи и полупустыни. Двое участников последнего Канна тоже ждут своих призов на Родине: Таисия Игуменцева, она возила в Канн свой фильм «Отдать концы» в программу «Особый взгляд»,



и Юрий Быков - его фильм «Майор» участвовал в каннской «Неделе критики», про которую говорят, что она еще даст фору конкурсу. У Игуменцевой - апокалиптическая клоунада в как бы русской деревне - ну и что? По крайней мере, не стреляют. А то у большинства остальных авторов, за что бы они не взялись, получается автомат Калашникова.



В том числе и у Быкова с его «Майором». Быков реконструирует причины и последствия тех жутких, все чаще встречающихся в сводках, строк полицейской хроники: полицейский на внедорожнике сбил ребенка и скрылся. В еще одном конкурсном фильме, «Разносчик», режиссер Андрей Стемпковский, к стрельбе приводит такое безобидное занятие, как доставка пиццы.



А фильм «Жажда» и вовсе посвящен нелегкой судьбе изувеченного чеченской войной бывшего военного, а теперь - сугубо гражданского человека, который так и не понял, что в этой гражданской жизни нужно делать. Режиссер Дмитрий Тюрин.



Еще один отголосок войны - фильм «Иван сын Амира» режиссера Максима Панфилова, в котором снялись Каролина Грушка, Дмитрий Дюжев, Андрей Мерзликин: сбежавшая от войны женщина находит приют у гостеприимного узбека в Средней Азией и становится его третьей женой. Тоже перспектива.



Дебютантка Ирина Волкова, ее фильм «Диалоги» продюссирует сам Сергей Сельянов, снимает чуть ли не весь цвет российского кино: Евгений Стычкин и Евгений Цыганов, Владимир Меньшов, Ольга Сутулова и - не перечесть, кто еще.



А вот - эротические драмы: «Интимные места» режиссеров Наташи Меркуловой и Алексея Чупова. Что скрывают благополучные обитатели мегаполиса за стенами своих благоустроенных квартир и завесами брендовых одежд? Покажут Олеся Судзиловская, Юлия Ауг и Юрий Колокольников.



Та же Юлия Ауг еще в одной эротической картине - автор, Алексей Федорченко называет ее «наш марийский Декамерон»: - «Небесные жены луговых мари». Вторую подряд псевдоэтнографическую картину снимает Федорченко, (автор фильма «Первые люди на Луне»), с писателем Денисом Осокиным.



В прошлой, «Овсянки», они только приблизились к этой теме - выдуманные мифы и традиции, на этот раз окунулись в них с головой. В фильме «Небесные жены луговых мари» - больше 20 историй, от одной до десяти минут, о разных женщинах народа мари. И Юлия Ауг, Таня из «Овсянок» - снова с ними. Фильм снят на марийском языке и на русском озвучивает его один из авторов - Денис Осокин.

Как-то особняком стоит фильм «Стыд» Юсупа Разыкова - не о войне, а о женах подводников на Севере. И, наконец - документальная «Труба» Виталия Манского в основном конкурсе никого не должна удивлять, поскольку мастеру такого уровня только этот конкурс и впору.



Труба в его фильме вовсе не духовая и музыкальная, а - газовая и бюджетообразующая. О том, как и где проходит наша труба. Все больше по Европам. На открытии фестиваля показали фильм Станислава Говорухина «Weekend» - о том, каким криминалом могут обернуться отношения директора и бухгалтера крупной корпорации.



А на закрытии будет представлено «Прощание» - фильм Дмитрия Константинова с Аленой Бабенко в главной роли. Бабенко сыграла популярную российскую актрису, которая долго жила за границей и вот вернулась из Америки в Москву.



Призы. Их будет много, их будет больше, чем всегда. Вот призов будет больше. Один из них уже вручили, на открытии фестиваля, вручили приз «за вклад» с какой-то кудрявой формулировкой, вручили председателю жюри Александру Митте. Есть, за что!



А вот помимо наград жюри потом, когда все фильмы будут просмотрены, будут вручаться еще награды продюсеров. Нет, прокатчиков! А вот оговорка-то и не случайна, как обычно: жюри продюсеров голосует, вкладывая свои силы и средства в фильмы, которые уже сняты и представлены на фестивале.

И которые - по опыту прошлых лет - не так уж интересуют прокатчиков. Про зрителей и говорить нечего. А чего ж они тогда, продюсеры, деньги вкладывают, что они, дурачки, что ли? Да нет, конечно, никакие они не дурачки, они проплачивают, и даже инициируют производство фильмов кинотаврского формата с целями, совершенно отличными от желания отбить кассу и стать популярными у публики.

Нет, они снимают фестивальное кино, чтобы попасть в фестивальную обойму, возить свои фильмы по фестивалям, стать своими в мировой кинотусовке и, в общем-то, неплохо себя чувствовать. То есть ценностями для них является не массовая популярность и даже не деньги - люди-то, все больше, интеллигентные.

Ценностью является внимание и одобрение европейской киноэлиты, и как программа-максимум - вхождение в эту элиту. Так что оценивать эти фильмы прокатчикам даже глупо. И еще много трубят о призах зрительского жюри. Но зрители оценивать будут не конкурсные фильмы - куда им! - а фильмы программы «Кино на площади». А в эту программу, помимо прочих, входят «Духless» и «Легенда № 17», уже и без того высоко оцененные зрителями всей страны - судя по кассе.



Что уж тут судить? Правда, сюда организаторы фестиваля подмешали ложку дегтя - фильм «Долгая счастливая жизнь» Бориса Хлебникова, который недавно участвовал в Берлинале. Может, сочинским зрителям вдруг эта нудная унылая жизнь понравится больше, чем боевая биография красавца Козловского, притворяющегося Харламовым?

Кинокритики со стажем, принимающие участие в Кинотавре, как-то по старинке обеспокоены происходящим. Ну, тем, что их выкормыши, коими являются все без исключения акторы нашего нового кино, как-то мало чего добились - с их, маститых критиков, старорежимной точки зрения.

Поэтому они привезли на фестиваль мастер-класс под таким проблемным названием: «Родство авторских лент и фильмов для массового зрителя». Хотят заманить подрастающее режиссерское поколение посмотреть на первые ленты четырех китов советского кино - дипломную работу Никиты Михалкова «Спокойный день в конце войны», диплом Сергея Соловьева «От нечего делать», диплом Вадима Абдрашитова «Остановите Потапова!» и курсовую Станислава Говорухина «Аптекарша».

И заманить самих метров, чтобы они выступили с авторскими комментариями - как к своим первым шагам, так и к последующим, и - к работам молодых, каковые, работы они к тому времени уже увидят. Но сами же киноведы - Евгений Марголит - в аннотации к идее этого мастер-класса сетует, что связь между отцами и детьми российского кино порвалась, ни те, ни другие не хотят признавать не заслуг, ни мнений друг друга. И не случайно - ведь они мерят разными аршинами.

А чтобы было понятно, каким аршином нужно мерять, Кинотавр пригласил Жюля Шапрона, многолетнего Каннского специалиста по российскому/советскому кино - и тот прочитает открытую лекцию, в которой подробно расскажет - для тех, кто еще не понял - какие именно ленты из России нравятся европейским отборщикам.

Гадать же о том, какой фильм получит главный приз Кинотавра - затея неблагодарная, в первую очередь потому, что - по опыту последних лет - какой бы фильм не победил, событием российского кино он не станет. Хотя... так много нестандартных этнографических картин в конкурсе, глаз им радуется, а у Федорченко к этнографии добавьте женскую красоту - чем не победитель?

А самый ожидаемый фильм фестиваля - "Географ глобус пропил": Кинотавр его ожидает, потому что режиссер Александр Велединский практически Кинотавром и открыт, (фильм "Живой" в 2006 году получил несколько призов на Кинотавре); читающая общественность ожидает фильма, как экранизации одного из лучших романов одного из лучших современных российских писателей - пермяка Алексея Иванова. Одноименного.



А широкая публика будет рада новой встрече с любимым актером - главную роль в фильме играет Константин Хабенский. А еще там снялась Елена Лядова. Фильм (и книга) о буднях клевого чувака, который вдруг стал учителем и должен... Вот о том, что должен делать учитель и не должен, о любви и дружбе, и всяких школьных проблемах глазами нового учителя - фильм. Интересно!

Вместе с этим смотреть: Канн 2013. Итоги. Однополые диссиденты
Вместо этого смотреть: Итоги Кинотавра-2012: Альманахи рулят
В этот день в 2011 году: Кинотавр 2011 стартует завтра
В этот день в 2010 году: Робин Гуд | Robin Hood
В этот день в 2009 году: Деликатесы | Delicatessen
В этот день в 2007 году: Золотой Витязь 2007

киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн







Велединский, Стычкин, Михалков, Сутулова, Меньшов, Судзиловская, Лядова, Стемпковский, Хабенский, Бабенко, Федорченко, Грушка, 2013, Марголит, панфилов, Худойназаров, Соловьев, фестивали, Цыганов, Быков, Волкова, Разыков, Митта, Ауг, Кинотавр, Осокин, Говорухин, Мерзликин, Тюрин, Козловский, Хлебников, Шапрон, Дюжев, Константинов, Колокольников, Игуменцева, Сельянов, Чупов, Меркулова, Бероев, Абдрашитов, Иванов

Previous post Next post
Up