Как всегда, в основном конкурсе Кинотавра примет участие чуть более десятка картин; как всегда, большинство режиссеров уже так или иначе засветились на Кинотавре. И кроме как этим участием, ничем не прогремели.
А если прогремели - то на других таких же фестивалях, которые тестируют сугубо фестивальную кинопродукцию, и к зрителям это кино никакого отношения не имеет.
Самый титулованный участник конкурса, вы будете смеяться,
Бахтияр Худойназаров - между прочим, получил Серебряного Льва в Венеции двадцать лет назад с фильмом «Кош ба кош». А потом несколько лет подряд получал призы Кинотавра, в начале нулевых, за «Лунного папу».
Экзотически прекрасная картинка нового фильма Худойназарова, а также исполнитель главной роли - Егор Бероев, плюс к прежним заслугам дают ему много шансов на победу. Фильм называется «В ожидании моря», о том, как человек, рыболов и капитан, вернулся из тюрьмы, а моря-то и нет.
Тема, как полагается на Кинотавре, апокалиптическая, но воплощена в нестандартных для нас формах и красках степи и полупустыни. Двое участников последнего Канна тоже ждут своих призов на Родине: Таисия Игуменцева, она возила в Канн свой фильм «Отдать концы» в программу «Особый взгляд»,
и Юрий Быков - его фильм «Майор» участвовал в каннской «Неделе критики», про которую говорят, что она еще даст фору конкурсу. У Игуменцевой - апокалиптическая клоунада в как бы русской деревне - ну и что? По крайней мере, не стреляют. А то у большинства остальных авторов, за что бы они не взялись, получается автомат Калашникова.
В том числе и у Быкова с его «Майором». Быков реконструирует причины и последствия тех жутких, все чаще встречающихся в сводках, строк полицейской хроники: полицейский на внедорожнике сбил ребенка и скрылся. В еще одном конкурсном фильме, «Разносчик», режиссер Андрей Стемпковский, к стрельбе приводит такое безобидное занятие, как доставка пиццы.
А фильм «Жажда» и вовсе посвящен нелегкой судьбе изувеченного чеченской войной бывшего военного, а теперь - сугубо гражданского человека, который так и не понял, что в этой гражданской жизни нужно делать. Режиссер Дмитрий Тюрин.
Еще один отголосок войны - фильм «Иван сын Амира» режиссера Максима Панфилова, в котором снялись Каролина Грушка, Дмитрий Дюжев, Андрей Мерзликин: сбежавшая от войны женщина находит приют у гостеприимного узбека в Средней Азией и становится его третьей женой. Тоже перспектива.
Дебютантка Ирина Волкова, ее фильм «Диалоги» продюссирует сам Сергей Сельянов, снимает чуть ли не весь цвет российского кино: Евгений Стычкин и Евгений Цыганов, Владимир Меньшов, Ольга Сутулова и - не перечесть, кто еще.
А вот - эротические драмы: «Интимные места» режиссеров Наташи Меркуловой и Алексея Чупова. Что скрывают благополучные обитатели мегаполиса за стенами своих благоустроенных квартир и завесами брендовых одежд? Покажут Олеся Судзиловская, Юлия Ауг и Юрий Колокольников.
Та же Юлия Ауг еще в одной эротической картине - автор, Алексей Федорченко называет ее «наш марийский Декамерон»: - «Небесные жены луговых мари». Вторую подряд псевдоэтнографическую картину снимает Федорченко, (автор фильма «Первые люди на Луне»), с писателем Денисом Осокиным.
В прошлой, «Овсянки», они только приблизились к этой теме - выдуманные мифы и традиции, на этот раз окунулись в них с головой. В фильме «Небесные жены луговых мари» - больше 20 историй, от одной до десяти минут, о разных женщинах народа мари. И Юлия Ауг, Таня из «Овсянок» - снова с ними. Фильм снят на марийском языке и на русском озвучивает его один из авторов - Денис Осокин.
Как-то особняком стоит фильм «Стыд» Юсупа Разыкова - не о войне, а о женах подводников на Севере. И, наконец - документальная «Труба» Виталия Манского в основном конкурсе никого не должна удивлять, поскольку мастеру такого уровня только этот конкурс и впору.
Труба в его фильме вовсе не духовая и музыкальная, а - газовая и бюджетообразующая. О том, как и где проходит наша труба. Все больше по Европам. На открытии фестиваля показали фильм Станислава Говорухина «Weekend» - о том, каким криминалом могут обернуться отношения директора и бухгалтера крупной корпорации.
А на закрытии будет представлено «Прощание» - фильм Дмитрия Константинова с Аленой Бабенко в главной роли. Бабенко сыграла популярную российскую актрису, которая долго жила за границей и вот вернулась из Америки в Москву.
Призы. Их будет много, их будет больше, чем всегда. Вот призов будет больше. Один из них уже вручили, на открытии фестиваля, вручили приз «за вклад» с какой-то кудрявой формулировкой, вручили председателю жюри Александру Митте. Есть, за что!
А вот помимо наград жюри потом, когда все фильмы будут просмотрены, будут вручаться еще награды продюсеров. Нет, прокатчиков! А вот оговорка-то и не случайна, как обычно: жюри продюсеров голосует, вкладывая свои силы и средства в фильмы, которые уже сняты и представлены на фестивале.
И которые - по опыту прошлых лет - не так уж интересуют прокатчиков. Про зрителей и говорить нечего. А чего ж они тогда, продюсеры, деньги вкладывают, что они, дурачки, что ли? Да нет, конечно, никакие они не дурачки, они проплачивают, и даже инициируют производство фильмов кинотаврского формата с целями, совершенно отличными от желания отбить кассу и стать популярными у публики.
Нет, они снимают фестивальное кино, чтобы попасть в фестивальную обойму, возить свои фильмы по фестивалям, стать своими в мировой кинотусовке и, в общем-то, неплохо себя чувствовать. То есть ценностями для них является не массовая популярность и даже не деньги - люди-то, все больше, интеллигентные.
Ценностью является внимание и одобрение европейской киноэлиты, и как программа-максимум - вхождение в эту элиту. Так что оценивать эти фильмы прокатчикам даже глупо. И еще много трубят о призах зрительского жюри. Но зрители оценивать будут не конкурсные фильмы - куда им! - а фильмы программы «Кино на площади». А в эту программу, помимо прочих, входят «Духless» и «Легенда № 17», уже и без того высоко оцененные зрителями всей страны - судя по кассе.
Что уж тут судить? Правда, сюда организаторы фестиваля подмешали ложку дегтя - фильм «Долгая счастливая жизнь» Бориса Хлебникова, который недавно участвовал в Берлинале. Может, сочинским зрителям вдруг эта нудная унылая жизнь понравится больше, чем боевая биография красавца Козловского, притворяющегося Харламовым?
Кинокритики со стажем, принимающие участие в Кинотавре, как-то по старинке обеспокоены происходящим. Ну, тем, что их выкормыши, коими являются все без исключения акторы нашего нового кино, как-то мало чего добились - с их, маститых критиков, старорежимной точки зрения.
Поэтому они привезли на фестиваль мастер-класс под таким проблемным названием: «Родство авторских лент и фильмов для массового зрителя». Хотят заманить подрастающее режиссерское поколение посмотреть на первые ленты четырех китов советского кино - дипломную работу Никиты Михалкова «Спокойный день в конце войны», диплом Сергея Соловьева «От нечего делать», диплом Вадима Абдрашитова «Остановите Потапова!» и курсовую Станислава Говорухина «Аптекарша».
И заманить самих метров, чтобы они выступили с авторскими комментариями - как к своим первым шагам, так и к последующим, и - к работам молодых, каковые, работы они к тому времени уже увидят. Но сами же киноведы - Евгений Марголит - в аннотации к идее этого мастер-класса сетует, что связь между отцами и детьми российского кино порвалась, ни те, ни другие не хотят признавать не заслуг, ни мнений друг друга. И не случайно - ведь они мерят разными аршинами.
А чтобы было понятно, каким аршином нужно мерять, Кинотавр пригласил Жюля Шапрона, многолетнего Каннского специалиста по российскому/советскому кино - и тот прочитает открытую лекцию, в которой подробно расскажет - для тех, кто еще не понял - какие именно ленты из России нравятся европейским отборщикам.
Гадать же о том, какой фильм получит главный приз Кинотавра - затея неблагодарная, в первую очередь потому, что - по опыту последних лет - какой бы фильм не победил, событием российского кино он не станет. Хотя... так много нестандартных этнографических картин в конкурсе, глаз им радуется, а у Федорченко к этнографии добавьте женскую красоту - чем не победитель?
А самый ожидаемый фильм фестиваля - "Географ глобус пропил": Кинотавр его ожидает, потому что режиссер Александр Велединский практически Кинотавром и открыт, (фильм "Живой" в 2006 году получил несколько призов на Кинотавре); читающая общественность ожидает фильма, как экранизации одного из лучших романов одного из лучших современных российских писателей - пермяка Алексея Иванова. Одноименного.
А широкая публика будет рада новой встрече с любимым актером - главную роль в фильме играет Константин Хабенский. А еще там снялась Елена Лядова. Фильм (и книга) о буднях клевого чувака, который вдруг стал учителем и должен... Вот о том, что должен делать учитель и не должен, о любви и дружбе, и всяких школьных проблемах глазами нового учителя - фильм. Интересно!
Вместе с этим смотреть:
Канн 2013. Итоги. Однополые диссидентыВместо этого смотреть:
Итоги Кинотавра-2012: Альманахи рулятВ этот день в 2011 году:
Кинотавр 2011 стартует завтраВ этот день в 2010 году:
Робин Гуд | Robin HoodВ этот день в 2009 году:
Деликатесы | DelicatessenВ этот день в 2007 году:
Золотой Витязь 2007 киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское кино -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное кино -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн