![](http://pics.livejournal.com/kinouho/pic/00563d2a)
Из показанных на нынешнем Кинотавре картин, как некоей общности, можно сделать много всяких выводов и суждений, хороших и разных. Начнем с хороших: кино снимать стало легче. Да и показывать - тоже. И необходимость в Большом Кинопроизводителе, (а, по большому счету, - и Большом Кинопрокатчике), отмирает на наших глазах.
Как ни странно, главным носителем этой благой вести является победитель Кинотавра, режиссер Павел Руминов: фильм «Я буду рядом» жюри Кинотавра сочло лучшим. Павел Руминов, чей первый фильм - триллер «Мертвые дочери», широкоразрекламированный (на Москве), как-то все равно затерялся и не пришелся, теперь снял драму о без пяти минут мертвой матери - и победил!
Молодая, но уже смертельно больная мать, ее играет актриса, которая сама не так давно еще играла детей, Мария Шалаева, (вот недавняя ее «детская» роль - она играла Лизу в последней теле-версии «
Братьев Карамазовых»), перед неминуемой смертью ищет приемную семью для своего сына. Помимо этой, награжденной Кинотавром, полнометражной, существует и еще более полная - 4-х серийная теле-сериальная версия картины.
А что же за благая весть? А то, что снимает Руминов на цифру, отказывается иметь дело со сложной постановочной техникой, типа тележек, кранов, студийного освещения и проч: "- Все это мешает сконцентрироваться на актерах и людях, о которых мы рассказываем". Так что - долой все дорогостоящие ухищрения, которые предполагают сотрудничество автора с Большими Студиями, их Большими Продюсерами и, стало быть, их требованиями - и, практически, продюсерским диктатом.
Берешь камеру и снимаешь все сам при естественном освещении. Что касается сценария - слушаешь, что говорят реальные люди. Да и вообще, приглядываешься к тому, что эксклюзивного есть в твоем распоряжении - и вот из этого эксклюзива и черпаешь свое собственное, никому больше недоступное, вдохновение. И получаешь - свое кино!
У Павла Руминова таким эксклюзивом оказался его собственный сын шестилетний, ровесник мальчика из фильма. То есть это мальчик из фильма стал экранным … если не двойником, то - парафразом Руминова-сына. В буквальном смысле: папа-Руминов записывал за сыном-шестилеткой его реальный детский лепет, и потом эти фразы вставлял в фильм. Так каждый может! - скажете вы и ошибетесь, потому что все-таки призы на Кинотавре дают не каждому.
Но попробовать - да, может каждый. Потому как и цифровая камера, и дети действительно, есть в распоряжении почти у каждого. Кто хочет попробовать.
Но есть и еще одно «послабление» в нынешнем тренде кинопроизводства: это все более распространенный и набирающий обороты жанр - альманахи. В этом жанре сняты два других Кинотаврских лауреата: фильм Василия Сигарева «Жить», получивший приз за режиссуру и за операторскую работу, (оператор Алишер Хамидходжаев), и фильм Михаила Сегала «Рассказы» - приз за лучший сценарий.
А еще в форме нескольких коротких новелл под одним заглавием сделан фильм «Белый мавр» - его привозил на Кинотавр режиссер Дмитрий Фикс. Фильм ничего не получил, но в обойму-то попал, сделав это явление - марш альманахов - еще более очевидным: дело в том, что создатели «Белого мавра» спелись во время производства телесериала «Бальзаковский возраст, или все мужики - сво…»
Сериал кончился, а привычка придумывать короткие истории про мужчин и женщин осталась - и вот получился «Белый мавр». Ключевое слово тут - «короткие». Короткий и длинный метр традиционно были разнесены в фестивальных, да и в любых других, афишах. Скажем прямо, на любые другие, то есть - на афиши киноеатров, короткометражки вообще редко попадают. Ибо считаются такой «пробой пера».
Во ВГИКе короткометражку сочиняют и снимают курсе на третьем, полагая, что для ее создания знаний и навыков нужно меньше, чем для полнометражной работы. И мыслей, ага. Меньше. А теперь - и это очень удобно для всех, кто хочет снимать фильмы, но не может найти достаточно мыслей и денег для большого полнометражного фильма, можно - найти частями - несколько маленьких. Денежных траншей и мыслей. И наполнить ими альманах.
И зрителям, кстати говоря, тоже будет легче. Воспринимать частями. Как это называется? Дробное питание. Когда трудно переваривать что-то полновесное и наваристое. Тогда - можно загружать в себя часто и кусочками. Так что - велком, даешь альманахи! Это может каждый!
Да, и вопрос с прокатом: тот же Руминов поделился опытом, что несколько последних лет, после неудачи с «...дочерьми», он снимал короткое неформатное видео, размещал его в сети, и прекрасно себя чувствовал. Хотя, конечно, сейчас, с призом Кинотавра в руках, чувствует себя гораздо лучше, но - речь не об этом, а о том, что у прокатчика теперь уже нет монополии на доступ к - какой-никакой- широкой общественности любого твоего контента.
Большой метр выложить в Инет - выкладывай, но его снимать замучаешься. Так выкладывай короткий! А потом - сбивай эти трехминутные зарисовки под общую шапку и называй - альманах. Это, реально, революция в действии.
Хотя революционные веяния, по мнению критиков, веяли и от содержания многих картин, одна из которых так и называется «За Маркса!» - и повествует о новом рабочем движении, самообразовании рабочих и их профсоюзной борьбе с хозяином-работодателем.
Другой фильм, «Пока ночь не разлучит» - несмотря на уверения автора, режиссера Бориса Хлебникова, что он и не думал противопоставлять богатых - бедным и чистую публику в зале ресторана - официантам и поварам на кухне того же ресторана - критика уверенно тоже зачисляет в социальную сатиру и обличение пропасти, разделяющей современное российское общество.
Об этой ли - пропасти ли, границе или просто калитке, которую, при необходимости и желании, можно и приоткрыть - поведала в своем фильме, на языке комедии, Дуня Смирнова - две актрисы ее фильма «Кококо», Анна Михалкова и Яна Троянова, сыграли два, революционным языком говоря, класса общества - интеллигенцию и народ. С присущими этим классам взаимными стремлениям друг к другу, противоречиями и неразрешимыми конфликтами.
Все смеялись, двум актрисам, каждой, дали приз за лучшую женскую роль, однако, по мнению многих, фильм все равно остался недооцененным. Ну, что касается фильма Дуни Смирновой, то у него есть все шансы дополучить недоданное Кинотавром - от публики. Предыдущий фильм Дуни, «
2 дня», был одним из немногочисленных, одинаково тепло встреченных как кинотаврскими программистами, так и рядовыми зрителями.
Там Дуня исследовала отношения интеллигенции и власти - и, вполне по-шамански, исследования эти увенчались таким алхимическим браком интеллигенции и власти в личной жизни самой Дуни Смирновой - на нынешнем Кинотавре она выступала уже в сопровождении мужа - Анатолия Чубайса. Так что может быть, новый фильм «Кококо» узаконит ее отношения с народом.
Между тем, есть раскол и в самой интеллигенции - во всяком случае, в ее кинотаврском кино-крыле.Сторонники «жесткого» нашего нового кино называли двумя безусловными лидерами - фильмы Сигарева «Жить» и Мизгирева «Конвой», (о мытарствах этапируемого в места лишения свободы заключенного. Исполнитель главной роли, Азамат Нигманов, получил приз за лучшую мужскую роль).
Их оппоненты во главе с председателем жюри, режиссером Владимиром Хотиненко, привели жюри к компромиссу: жесткие фильмы разделили призы с «умеренными». В этом противостоянии фильм Павла Руминова про умирающую мать «Я буду рядом» проходит по разряду духоподъемных, светлых и вселяющих надежду. А вот лидер «жесткача» Сигарев - («Жить») - хочет, чтобы зритель пережил те же эмоции, которые переживают герои на экране. Иначе фильм понять невозможно.
А герои на экране - напомню, фильм-альманах состоит из трех отдельных новелл, объединенных общим чувством беспросветности и невыносимости жизни - переживают вот что… перечислим по пальцам: смерть жениха сразу после венчания от рук хулиганов, депрессия и суицид; алкогольный распад личности, лишение родительских прав, смерть детей после того, как их вернули, навязчивые идеи о том, что дети живы, душевная болезнь; самоубийство отца, бредовая идея о том, что он по-прежнему жив, психиатрическая клиника.
Вау, он действительно хочет, чтобы мы все это испытали с той же остротой, что и его герои? Он что, садист? (Во-всяком случае, какого-то специального названия этот режиссерский метод, опробованный Сигарёвым еще в предыдущем, покорившем Кинотавр фильме "
Волчок", требует).
Ах, это он так видит тему апокалипсиса - об этом Василий Сигарев рассказывал, приоткрывая дверцу своей творческой кухни, мол, решил снимать кино про апокалипсис - и тут как раз Ларс фон Триер со своей «
Меланхолией». Типа, перебежал дорогу. И тогда Сигарев понял, что апокалипсис - это не когда земля сталкивается с астероидом, а когда умирает близкий человек. Ага, догадался советский разведчик.
Но вот это все - боль утраты, скорбь, отчаяние, величие и возвышенность потери - вот это все и есть в фильме Ларса фон Триера «Меланхолия». Который облекает все эти болезненные, но очень человеческие, необходимые и неизбежные для человека переживания - в художественные образы. Делая их возможными. Эти переживания. В виде художественных образов. Это и есть искусство.
А тренировать зрителя к переживанию смерти близких путем демонстрации нескольких подобных жестоких и бессмысленных смертей на экране - это какая-то новая антропологическая парадигма. По которой заставлять человека так, в свободное время и из любви к искусству - переживать в полный рост страшнейшие психологические удары - это великий режиссерский подвиг. По которой - чем дальше, тем больше приходишь к убеждению - и живут отборщики кинотавра и выращиваемый ими сад нового российского кино. Спасибо Хотиненко, его стараниями фильм про одну умирающую мать победил фильм про десять погибших детей и родителей.
Хотиненко просто гуманист! И даже дал приз фильмам, над которыми зритель - о, ужас! - не содрагался в рыданиях, а рыдал от смеха: упомянутому уже «Кококо» и «Рассказам» Михаила Сегала. «Рассказы» - тоже альманах, составленный из коротких остроумных сатир на современные нравы - от политической, в новелле «Круговая порука» Игорь Угольников играет «человека, похожего на Владимира Путина», а речь в новелле идет о круговороте взяток в природе;
до - общечеловеческой: в новелле «Возгорится пламя» пожилой мужчина вдруг обнаруживает, что с молодой любовницей совершенно невозможно разговаривать, и фраза юной красавицы «Я знаю, что немцы аж до ИКЕИ дошли» совершенно лишает его всех плотских желаний; а еще есть короткая история о молодоженах, которым в одном пакете со сценарием предстоящего бракосочетания преподносятся и другие сценарии, необходимые для долгой безоблачной супружеской жизни,
в том числе - сценарии будущих измен и даже предлагаются на выбор будущие любовницы и любовники: такой сервис, чтобы у вас ни о чем голова не болела! Смешно. Может быть, этот фильм - вместе с дуниным - и дойдет до зрителя. Хотя обычно из всей кинотаврской афиши, не говоря уж о победителях! - в кинотеатры попадает 2-3. (С прошлогоднего Кинотавра, например - дебютное «
Бабло», фильм открытия «Два дня» и внеконкрусная «
Елена»).
Отборщики Кинотавра - и взращённые ими режиссеры и продюсеры сетуют на заговор прокатчиков и качество «быдла», которое не в состоянии оценить их новаторский кино-язык. Прокатчики показывают свои расчеты и ссылаются на кассу, которая не позволяет им закупать и прокатывать эту кинопродукцию. А зритель, взращённый за время господства этой кино-парадигмы, живет с твердым убеждением, что российское кино смотреть нельзя. Пропасть растет, Дуня права!
Вместе с этим смотреть:
Кинотавр: Дуня и другие,
Кинотавр 2011: Итого,
Кинотавр 2010. ИтогиВместо этого смотреть:
Предсказуемый Канн-2012,
Ника: Победа Одной Бабы над Еленой,
Золотой Орел-2012: истекший киногод глазами МихалковаВ этот день в 2010 году:
Заложник смерти | AfterwardsВ этот день в 2009 году:
Большая игра | State of PlayВ этот день в 2008 году:
Кинотавр 2008В этот день в 2007 году:
Идеальный незнакомец | Perfect Stranger киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское кино -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное кино -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн ![](http://pics.livejournal.com/kinouho/pic/0027t2ah)
![](http://pics.livejournal.com/kinouho/pic/0027xwpz)
![](http://pics.livejournal.com/kinouho/pic/0027s4pq)
![](http://pics.livejournal.com/kinouho/pic/0027q4tg)
![](http://pics.livejournal.com/kinouho/pic/0027r8g5)