Это уже не смешно. Новый анекдот: про поручика Ржевского сняли не смешной фильм. Но почему? Этот вопрос - единственное, что заставит пытливого зрителя досмотреть фильм до конца. Потому что - сколько же можно, дорогие товарищи?
Мало, что ли, нам обычных фильмов отечественного производства, которые смотреть не хочется. (Фильм, который не хочется смотреть - тоже своего рода анекдот. Как те фальшивые ёлочные игрушки: блестят, как настоящие, а радости - никакой. )
Так вот, нате вам еще и комедию про раскрученного персонажа анекдотов, над которой не хочется смеяться. А, по-хорошему, хочется плакать от безысходности. Почему? Куда что делось? Может быть, тема Отечественной Войны 1812 года слишком ответственна и значительна для национального сознания, чтобы оно, национальное сознание, позволило себе - и нам, его носителям - смеяться над великим? Да бросьте вы!
Поручика Ржевского придумали в 40-м году прошлого века, перед новой войной, (драматург Александр Гладков сочинил пьесу "Давным-давно", в которой впервые появился поручик Ржевский), чтобы подбодрить боевой дух, и все с удовольствием стали смеяться - да и сочинять новые анекдоты о нем, как раз в том самом духе, в котором выдержан нынешний фильм: вульгарно-фривольном. И что?
А потом и «Гусарскую балладу» Рязанов снял, без излишних вольностей, но тоже - вполне в духе. А еще есть ужасно смешной фильм Вуди Аллена, пародия на «Войну и мир» - «Любовь и смерть». Там по-другому смеются над загадочною русскою душой, но - смеются, и нам тоже это смешно посмотреть. На себя со стороны.
Почему же этот симпатичный режиссер Марюс Вайнберг, который снял дубль «
Любовь в большом городе» - не бог весть что, но вполне приемлемая современная городская романтическая комедия - почему же тут вдруг такое…
Да, был еще, говорят, совершенно не съедобный «Гитлер, капут!» Ну, так, наоборот, можно было бы предположить, что режиссер учел прошлые ошибки и просчеты, а удачи и достижения развил и новый фильм сделает с учетом предыдущего опыта. Но - нет. Но почему?
Недавно в одном интервью американский режиссер-комик Адам Сэндлер ("
Притворись моей женой | Just Go with It", "
Одноклассники | Grown Ups", "
Клик: С пультом по жизни | Click"), так сформулировал свое кредо, которое можно распространить на все комедии такого типа: «Народ любит поржать. И я ему это даю.»
Можно презрительно морщить носы: «Ах, поржать!» - и брезгливо поджимать губы. Но желание и возможность поржать уже заложена в самой фамилии вымышленного не нами поручика Ржевского. И гусары, наверное, любили поржать. Дети любят поржать.
Ну да, это такое, немного недо-человеческое выражение эмоций, есть в нем что-то лошадиное, кто же спорит. Но иногда хочется и таких, простых (вот ведь, и здесь животные обозначились: говорится часто «простой, как мычание») человеческих радостей. Почему бы и не дать людям того, чего они хотят?
Вот Госкино тоталитарной советской страны не желало, чтобы ее граждане ржали, как кони. Поэтому даже про поручика Ржевского снимали изящно. Все равно было смешно, но - без гомерического хохота. Без ржания. А вот Гайдай - там и впрямь животики надорвешь. Это ржание?
Теперь становится понятным, по какой статье Гайдаю пытались все время вставлять палки в колеса и какими-то цензурными претензиями все время досаждали. Это они соблюдали тонкую грань между ржанием и социально приемлемым здоровым смехом. Наверное, искусство вызывать ржание у нас из-за этого утрачено.
Очень остроумные комедии в России снимают и после 1991 года: «Особенности национальной охоты», (а так же - рыбалки и «в зимний период») - очень смешно. «День выборов», «
День радио» - ужасно смешно. «
О чем говорят мужчины» - не так, но тоже - смешно. «Ржевский против Наполеона» - не смешно. А как-то тоскливо.
Нет сил даже прекратить это бездарное времяпрепровождение, сделать решительный шаг и уйти. С первых кадров зрелища тебя как будто обесточили - так устало, грустно и одиноко делается. Ни на злость, ни на раздражение сил не остается. Ни на работу мысли, чтобы понять: ну как история о том, как поручик Ржевский переоделся в женщину и завлекает Наполеона из шпионских соображений - ну как она может быть не смешной? А она - может.
Тут даже не об оскорблении чувств зрителя, или там о дурном вкусе речь. Все это может быть в наличие, но зрелище все равно будет смешным. А тут - не смешно. Ну, вот как от большинства рекламы по телевизору - главное желание, возникающее, кажется, еще раньше, чем рекламный блок успевает разразиться какими-то призывами и бодрыми заверениями: главное желание - не купить то, что они тебе впаривают, а переключить на другой канал немедленно, выключить ящик вообще или убрать звук.
А ведь они-то эти бодрые сорок секунд снимали полтора месяца за большие деньги для того, чтобы побудить тебя к покупке!.. Вот такая же навязчивость и назидательность присутствует во всех кадрах, во всех сценах «Ржевского…» - тебя как будто заставляют смеяться. Продают, впаривают тебе «ржание». С тем же рвением нечеловеческим, что и рекламные теле-агенты.
И так же, как ни на грош ты не веришь умильным улыбкам рекламных мам, обращенным к их рекламным детишкам, так и здесь - все гипер-сексуальные па артиста Деревянко, переодетого мадам Ржевской - не подкупают и никакой ответной улыбки не вызывают.
Но это все не объяснение, конечно: ведь любой человек, снимающий комедию, просчитывает ходы, оттачивает фразы в диалогах, чуть ли не по секундам размечает, где будет смех. Это - нормально. Так почему же нормальное желание режиссера и съемочной группы фильма, в которой, помимо не очень профессиональных бывших КВН-щиков и прочих скетчистов, снимались и настоящие хорошие актеры -
Светлана Ходченкова, Михаил Ефремов, Марат Башаров, да и Павел Деревянко тоже не лыком шит, да и Владимир Зеленский очень даже похож на Наполеона - почему же их понятное желание сделать нам посмешнее привело к таким печальным последствиям? Это грустная загадка природы.
Ржевский против Наполеона: Россия, Украина - 2011
Моя система оценок Poll Ржевский против Наполеона Вместе с этим смотреть:
Беременный,
Реальная сказкаВместо этого смотреть: Любовь и смерть,
Мальчишник в Вегасе | The HangoverВ этот день в 2011 году:
Железная хватка l True GritВ этот день в 2010 году:
Воспитание чувств | An EducationВ этот день в 2008 году:
Кристофер Бакли. Флоренс Аравийская киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское кино -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное кино -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн